А.С. Тымчук
преподаватель юридического факультета ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»
М.Н. Дерконос преподаватель юридического факультета ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ MODERN METHODS
OF COUNTERING TERRORISM IN RUSSIA
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме современных методов противодействия терроризму в России. Рассматриваются различные подходы - от профилактических мер и деэскалации до применения силовых методов. Особое внимание уделяется роли государственных и негосударственных организаций, стратегиям пресечения финансирования террористической деятельности и методам контртеррористической работы, направленным на выявление и предотвращение терактов.
Ключевые слова:
терроризм, современные методы, противодействие терроризму, Россия, контртеррористическая
деятельность, финансирование терроризма, профилактика терроризма, государственные организации, негосударственные организации.
The article is devoted to the topical issue of modern methods of countering terrorism in Russia. Various approaches are considered - from preventive measures and de-escalation to the use of force. Special attention is paid to the role of state and non-state organizations, strategies for suppressing the financing of terrorist activities, and methods of counter-terrorism work aimed at identifying and preventing terrorist attacks.
Keywords:
terrorism, modern methods, countering terrorism, Russia, counter-terrorism activities, financing of terrorism, prevention of terrorism, state organizations, non-governmental organizations.
Терроризм представляет серьезную угрозу безопасности и стабильности как в России, так и во всем мире. Согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму»[1], терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами власти, связанные с устрашением населения и совершением насильственных действий.
Террористические акты влекут тяжкие последствия - гибель людей, разрушения, панику среди населения. Они направлены на дестабилизацию обстановки в стране, подрыв авторитета властей. В России проявления терроризма носят особо агрессивный характер, представляя угрозу национальной безопасности[2].
Терроризм многолик и постоянно эволюционирует, приобретая новые формы и методы. Традиционные виды терроризма (взрывы, захваты заложников, нападения) дополняются кибертерроризмом, биотерроризмом, использованием химического и радиоактивного оружия. Растет роль информационно-психологического воздействия, вербовки новых сторонников через интернет[3].
Для эффективного противодействия этой многогранной угрозе необходим комплексный подход, сочетающий превентивные меры, пресечение финансирования террористов, силовые методы борьбы и ликвидацию последствий терактов. Ключевую роль играет слаженная работа государственных органов, спецслужб и правоохранительных структур.
Среди субъектов антитеррористической деятельности в России можно выделить[4]:
- Президента РФ, определяющего основные направления госполитики в этой сфере.
- Федеральное Собрание, устанавливающее законодательные основы противодействия терроризму.
- Правительство РФ, организующее реализацию мер борьбы с терроризмом.
- Органы исполнительной власти (ФСБ, МВД, Минобороны, МЧС и др.), непосредственно осуществляющие антитеррористическую деятельность.
- Органы местного самоуправления, реализующие меры профилактики терроризма на местах.
- Общественные и религиозные организации, СМИ, граждан, содействующих борьбе с терроризмом.
Важную роль играют и негосударственные субъекты - институты гражданского общества. Их участие в противодействии терроризму обеспечивает доверие населения и легитимность антитеррористических мер в глазах общества[5].
Представители научного сообщества, эксперты-религиоведы, общественные деятели, деятели культуры также вносят весомый вклад - через участие в разработке профилактических программ, идеологическое противодействие радикализму, содействие адаптации бывших террористов, взаимодействие с уязвимыми социальными группами[6].
Среди причин и факторов, способствующих распространению терроризма в России, эксперты называют социально-экономические проблемы, низкую эффективность профилактики, слабость правовой базы, коррупцию, религиозный и этнический экстремизм, внешнее воздействие[7].
Терроризм подпитывается социальным неблагополучием, бедностью, безработицей, маргинализацией отдельных групп населения. Идеологи радикализма эксплуатируют чувство несправедливости, протестные настроения, вербуя новых сторонников. Коррупция и низкая эффективность власти снижают доверие граждан к государству, облегчая террористам достижение своих целей[8].
Учитывая масштабы террористической угрозы, борьба с терроризмом является приоритетом национальной безопасности России. Это закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ[9], предусматривающей комплекс мер по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму.
Приоритетные направления включают совершенствование правовых и организационных механизмов, развитие международного сотрудничества, противодействие идеологии терроризма, устранение социальных предпосылок, повышение эффективности спецслужб и правоохранительных органов, защиту критической инфраструктуры и потенциально опасных объектов[10].
Ключевое значение имеет совершенствование правовых основ. Нормативные акты обеспечивают законодательную базу для предотвращения и пресечения терактов, привлечения виновных к ответственности. Важны также единые подходы на международном уровне для борьбы с глобальной террористической угрозой.
Развитие международного сотрудничества в антитеррористической сфере - один из главных приоритетов. Россия активно взаимодействует с партнерами по линии ООН, ШОС, ОДКБ, СНГ. Совместные усилия направлены на обмен информацией, пресечение финансирования и ресурсного обеспечения терроризма, проведение совместных учений и операций, обмен опытом и лучшими практиками[11].
Система мер противодействия терроризму в России включает в себя следующие направления[12]:
- Профилактика, предупреждение террористической деятельности.
- Выявление и пресечение террористических проявлений.
- Минимизация и ликвидация последствий терактов.
Особое внимание уделяется превентивным мерам - мониторингу обстановки, разъяснительной работе, адресной профилактике среди групп риска. Это позволяет выявлять и предотвращать угрозы на ранних стадиях.
Профилактическая работа включает в себя широкий спектр мероприятий - от воспитания толерантности и укрепления межнационального согласия до социальной реабилитации бывших террористов. Большое значение имеют усилия по снижению радикализации молодежи, недопущению вовлечения в террористические сети[13].
Большое значение имеет пресечение каналов финансирования террористов. Для этого применяются меры финансового мониторинга, замораживания активов, перекрытия каналов поступления средств террористам[14]. Важна международная кооперация по обмену информацией о подозрительных транзакциях.
Финансовая подпитка терроризма осуществляется через теневые схемы, фиктивные компании, благотворительные фонды, криминальный бизнес. Для противодействия необходим комплекс мер -от контроля за денежными потоками и платежными системами до ликвидации теневой экономики и борьбы с организованной преступностью[15].
Ключевую роль в оперативном реагировании на террористические угрозы играют специальные службы и правоохранительные органы. Они осуществляют агентурную разработку, техническую разведку, поиск и обезвреживание террористов, обеспечивают безопасность стратегических объектов[16].
Контртеррористические подразделения ФСБ, Росгвардии, МВД неоднократно демонстрировали высокий профессионализм в ходе спецопераций по освобождению заложников, нейтрализации террористов, пресечении терактов. Важную роль играет координация действий силовых структур через Национальный антитеррористический комитет[17].
Для повышения эффективности антитеррора активно применяются передовые информационные технологии. Системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц помогают оперативно выявлять подозрительных лиц. Анализ Больших данных, машинное обучение и ИИ позволяют отслеживать активность террористов в интернете, их коммуникации, предсказывать возможные атаки.
Новые цифровые инструменты открывают широкие возможности для превентивной работы. С помощью технологий обработки естественного языка можно выявлять экстремистский контент в соцсетях, мониторить настроения, выявлять потенциальных террористов-одиночек по косвенным признакам. Предиктивная аналитика на основе ИИ и Больших данных становится эффективным инструментом поддержки принятия решений[18].
В фокусе внимания находится и обеспечение кибербезопасности, защита от хакерских атак террористов на информационную инфраструктуру. Разрабатываются новые методы киберзащиты стратегических объектов и систем управления[19].
Кибертерроризм становится все более опасной угрозой ввиду растущей роли цифровых технологий. Атаки на критическую информационную инфраструктуру могут парализовать управление, нарушить работу жизненно важных систем, вызвать панику. Необходимы опережающие меры по укреплению киберзащиты, внедрению новейших методов криптографии, биометрической
аутентификации, сегментации сетей, активному киберпротиводействию[20].
Непрерывно совершенствуются тактические методы и техническое оснащение спецподразделений, участвующих в контртеррористических операциях. Применяются роботизированные комплексы, беспилотные летательные аппараты, новейшие системы разведки и связи, экипировка и вооружение[21].
Использование современных технических средств позволяет минимизировать потери среди личного состава, обеспечить скрытность и внезапность, расширить тактические возможности. Большое значение имеет регулярное проведение тренировок и учений, отработка взаимодействия, внедрение передового опыта и лучших практик проведения спецопераций, как российских, так и зарубежных[22].
В целом, современные методы борьбы с терроризмом в России носят комплексный и многоуровневый характер. Они сочетают превентивные меры и силовое реагирование, широкое применение передовых технологий, тесное взаимодействие госорганов и институтов гражданского общества.
Важно понимать, что полностью искоренить терроризм вряд ли возможно, учитывая масштабы и многогранность этого явления. Но грамотное применение всего спектра антитеррористических мер способно свести угрозу к минимуму, обеспечить эффективную защиту граждан и государства[23].
Дальнейшее развитие антитеррористической системы связано с постоянной адаптацией к новым вызовам, внедрением инновационных методов на базе ИИ, Больших данных, биометрии, интернета вещей, блокчейна. При этом важно обеспечить должный контроль и соблюдение прав граждан.
Внедрение новых цифровых инструментов антитеррора не должно приводить к чрезмерному ограничению свобод и тотальной слежке. Необходим общественный контроль, парламентский и судебный надзор, соблюдение процессуальных норм, защита персональных данных. Найти разумный баланс между безопасностью и правами человека - сложная, но необходимая задача[24].
Только всеобъемлющий подход, объединяющий усилия государства и общества, применение передового опыта и технологий позволит эффективно противостоять террористической угрозе, обеспечить безопасность страны и ее граждан. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
2. Кофанов А.В., Миронов С.Н., Сафонов А.А. Терроризм и противодействие ему в современном мире: некоторые промежуточные выводы // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №3. С.25-29.
3. Мищенко Е.В., Латов Ю.В. Современная система противодействия терроризму в России: законодательство и субъекты // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2022. Т.12 №1. С.123-132.
4. Косов Г.В., Панин В.Н. Роль гражданского общества в противодействии терроризму в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. №2. С.261-265.
5. Иванов С.А., Савчук Н.В. Причины и факторы, способствующие распространению терроризма в России // Закон и жизнь. 2021. №6. С.60-68.
6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.07.2021.
7. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И. и др. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2020. С.237-242.
8. Матвеев В.В. Пресечение финансирования терроризма как важнейшее направление борьбы с ним
// Труды Академии управления МВД России. 2022. №2(62). С.94-98.
9. Стукалов В.В., Рыжов Р.С. Спецслужбы и правоохранительные органы в системе противодействия терроризму в России // Юристъ-Правоведъ. 2020. №4(95). С.118-123.
10. Овчинский В.С., Кочубей М.А. Современные вызовы и угрозы кибербезопасности // Актуальные проблемы правового регулирования. Сборник статей. М., 2021. С.160-168.
11. Гаврилин Ю.В., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2020. С.59-67.
©Тымчук А.С., Дерконос М.Н., 2024