Научная статья на тему 'Современные методы противодействия экономической преступности и обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел'

Современные методы противодействия экономической преступности и обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4483
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC CRIME / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ECONOMIC SECURITY THREATS / CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL AND FUNCTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаев Ильгар Алекпер

Статья предназначена для всех, кто интересуется макроэкономическими проблемами обеспечения экономической безопасности государства. На примере Азербайджанской Республики рассмотрена система организационно-экономических и правовых мер по предупреждению угроз экономической безопасности, этапы совершенствования организационно-функциональной структуры МВД Азербайджана в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF ECONOMIC CRIME CONTROL AND ECONOMIC SECURITY DEPLOYED BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is oriented on those who are interested in macroeconomic problems of the national economic security of a state. By studying the case of the Republic of Azerbaijan the author considers a system of economic and legal measures aimed at prevention of economic threats, stages of improvement of the organizational structure of Azerbaijan Ministry of Internal Affairs in this context.

Текст научной работы на тему «Современные методы противодействия экономической преступности и обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел»

УДК 338.023 Агаев Ильгар Алекпер

докторант кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России dom-hors@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Agaev Ilgar Alekper

Doctoral student, Economic Security and Socioeconomic Management Department, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

MODERN METHODS OF ECONOMIC CRIME CONTROL AND ECONOMIC SECURITY DEPLOYED BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация:

Статья предназначена для всех, кто интересуется макроэкономическими проблемами обеспечения экономической безопасности государства. На примере Азербайджанской Республики рассмотрена система организационно-экономических и правовых мер по предупреждению угроз экономической безопасности, этапы совершенствования организационно-функциональной структуры МВД Азербайджана в данном контексте.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, экономическая преступность, угрозы экономической безопасности, коррупция, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность, организационнофункциональная структура.

Summary:

The article is oriented on those who are interested in macroeconomic problems of the national economic security of a state. By studying the case of the Republic of Azerbaijan the author considers a system of economic and legal measures aimed at prevention of economic threats, stages of improvement of the organizational structure of Azerbaijan Ministry of Internal Affairs in this context.

Keywords:

economic security, economic crime, bodies of internal affairs, economic security threats, economic crime, corruption, internal affairs bodies, law enforcement activities, organizational and functional structure.

Законодательство Азербайджана в вопросах противодействия экономической преступности основывается на Конституции Азербайджанской Республики и включает Уголовно-процессуальный, Уголовный, Налоговый, Таможенный кодексы, законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О прокуратуре» и другие законы и нормативно-правовые акты, а также международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Милли Меджлисом Азербайджана.

Органы противодействия экономической преступности - соответствующие подразделения правоохранительных органов, согласно законодательству Азербайджанской Республики проводят свою деятельность в данной сфере. Это подразделения Министерства внутренних дел Азербайджана, Министерства налогов Азербайджана, Министерства национальной безопасности Азербайджана и Государственной таможенного комитета Азербайджана. Они обладают правом накапливать, собирать и хранить информацию о преступной деятельности в экономической системе и о лицах, активно участвующих в ней.

Борьба с преступностью в целом, и с экономической беззаконностью в частности, как главная сфера деятельности органов МВД, включает 3 основных направления: общая организация; правоохранительная деятельность, профилактики преступности.

Правоохранительная деятельность по обеспечению экономической безопасности государства представляет собой разновидность государственной деятельности, осуществляемой особо уполномоченными государственными органами и нацеленной на обеспечение в экономическом секторе страны легитимности и правопорядка, защиты интересов и прав как физических, так и юридических лиц, а также государства в целом.

Вышеуказанная деятельность реализуется путем осуществления мероприятия общественного принуждения и государственного воздействия, на основе закона и при соблюдении принятого для них порядка, с применением юридической ответственности к виновным. Функции отдельно взятого правоохранительного органа, реализующего борьбу с экономической преступностью, отражены в нормативно-правовых актах. К примеру, в Законе Азербайджана «О полиции» в гл. 1 ст. 3 перечислены основные обязанности полиции. К ним относятся: исполнительная, оперативно-розыскная, административная, профилактическая, уголовно-процессуальная и сигнальная. Административная функция предполагает исполнительно-распорядительную деятельность аппарата, отделений и служб органов МВД по осуществлению и организации защиты общественного порядка и социальной

безопасности в рамках определенных законом прав. Профилактическая функция состоит в предупреждении преступлений и прочих нарушений закона, выявлении и ликвидации условий и причин, способствующих им. Оперативно-розыскная функция реализуется на основе Закона Азербайджана «Об оперативно-розыскной деятельности» и предполагает выявление соответствующими структурами органов МВД данных о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе о гражданах, избегающих органов следствия или отбывания уголовного наказания, с целью их привлечения к уголовной ответственности. Уголовно-процессуальная функция представляет собой рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, осуществление дознания и следствия по уголовным делам до судебного разбирательства, расследование которых со стороны правоохранительных органов предусмотрено законом. Исполнительная функция представляет собой исполнение в рамках данной компетенции административных санкций. Охранная функция состоит в защите на контрактных началах собственности всех видов юридических и физических лиц. Контрольнонадзорная функция состоит из осуществления в соответствии с законодательством надзора за лицами, со стороны правоохранительных органов освобожденными из мест заключения, прочих контрольно-надзорных полномочий.

От функций следует отличать главные сферы деятельности органов МВД. Эти понятия находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют характеристику как самого учреждения, так и работы всех правоохранительных органов.

Если функции имеют связь с целями, которые ставят органы МВД в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, встречающимися в своей деятельности, то главные направления определяют цели деятельности органов МВД, вытекающих из общей правовой политики государства.

На наш взгляд, главными направлениями борьбы с экономической преступностью являются:

- применение комплекса оперативно-розыскных мероприятий для предупреждения экономических преступлений, их определение и прекращение;

- борьба с незаконной предпринимательской и иной экономической деятельностью юридических и физических лиц;

- определение хозяйственных преступлений и проведение по ним предварительной проверки;

- предупреждение совершения преступлений в бюджетной сфере;

- привлечение к ответственности лиц, совершивших экономическое преступление;

- обеспечение возмещения государству физическим и юридическим лицам убытков, причиненных в результате совершения экономических преступлений;

- информационная поддержка борьбы с экономической преступностью.

Формирование высокого уровня экономической безопасности и сокращения экономической преступности можно достигнуть следующим путем:

- принятие новых правовых актов и законов, ориентированных против экономической преступности;

- улучшение системы и деятельности органов МВД, борьба с экономической преступностью, с более четким разграничением их компетенции и полномочий;

- организация принципиальных базовых положений относительно структуры и управления деятельности правоохранительных органов, направленных на предупреждение экономической преступности;

- интеграция усилий органов МВД во время выполнения ими функций по противодействию экономической преступности, через совершенствование координации их действий;

- определение новых научно-технических средств и юридических методов и приемов предупреждения экономической преступности;

- помощь органам системы МВД в противодействии экономической преступности в государственных органах, учреждениях, частных и общественных организациях, а также населения, применяя ограничение их участия в данной деятельности;

- развитие материально-технической и финансовой баз деятельности органов МВД для борьбы с экономической преступностью.

В целом борьба с преступностью в современных условиях проводится по следующим направлениям:

- применение предупреждающего и воспитательного влияния уголовного законодательства;

- использование специальных правовых мер;

- особое уголовное предупреждение преступности.

Практическая деятельность служб экономической безопасности, на наш взгляд, должна опираться на применение типовых схем, действий и процедур. В первую очередь, следует упомянуть об общем алгоритме действий, который является основой работы служб МВД по обеспечению экономической безопасности. Однако даже оптимальная система превентивных мер не сможет предвидеть, а тем более ликвидировать спонтанно возникающие нестандартные угрозы, способные причинить существенный ущерб экономике страны, например, мошеннического характера. С целью предупреждения данных угроз следует использовать специфический механизм. К примеру, американские специалисты в области выявления, расследования и предупреждения мошенничества рекомендуют применять активную модель реагирования в процессе обнаружения фактов мошенничества.

Характерной чертой этой модели выступает, во-первых, то, что она предполагает обязательную реакцию на каждый случай мошеннических угроз, и, во-вторых, состоит из таких блоков, которые увеличивают эффективность деятельности служб экономической безопасности. К примеру, стадия «Сообщения о случившемся» предполагает, что среди населения необходимо сформировать такой климат, который дает возможность облегчить людям возможность для дачи информации о подозрительных фактах; стадия «Огласка» подразумевает распространение информации о формах и методах совершения мошенничества, лицах, их совершивших, а также между сотрудниками правоохранительных органов; этап «Профессиональная подготовка» подразумевает непрерывный рост квалификации работников служб экономической безопасности.

Вместе с тем следует отметить, что какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрало государство, важно учитывать тот факт, что налаживание эффективной системы предупредительных, профилактических мер будет иметь меньшие расходы, чем борьба с последствиями уже совершенных преступлений, реализованных угроз. Причем, если для настоящего времени характерно доминирование минимизации затрат как условие обеспечения экономической безопасности, то в перспективе - это адаптация к нововведениям в системе управления [1].

Рост борьбы с экономическими преступлениями стоит понимать более комплексно, как увеличение мер наказания. Для достижения необходимого эффекта в данной области нужно, в первую очередь, действительное желание всех госслужащих высшего ранга, функционирующих в органах внутренних дел, искоренять экономическую преступность.

На наш взгляд, борьба с преступностью не должна ограничиваться лишь поимкой преступников, а включать в себя также систему борьбы с коррупцией [2], для чего необходимо совершенствовать ее в следующих 4 направлениях:

1. Точный анализ положения дел, планирование и прогноз операций.

2. Предупреждение правонарушений в сфере экономики посредством воздействия на причины коррупции (иначе говоря, одно своевременное решение по кадрам эффективнее нескольких прокурорских обвинений).

3. Главным образом, деятельность структур МВД наряду с мерами противодействия должна восстанавливать законные интересы и нарушенные права потерпевшей стороны (а именно, государства и его населения).

4. Неизбежность наказания.

Борьба с преступностью сегодня находится, главным образом, в области радикальной корректировки того процесса реформ, который на сегодня идет в Азербайджане, естественно, без отказа от целей реформы. Суть проблемы не в отдельных просчетах, а в эффективности конкретной тактики и стратегии.

На наш взгляд, правоохранительная деятельность МВД в ее двух аспектах (карающем и правовосстановительном) также должна соответствовать новым свойствам преступности (ее криминальному «профессионализму», высокой организованности, применению высоких технологий и т.п.).

Противодействие должно проводиться только на базе и в рамках Конституции и законов Азербайджанской Республики. Во-первых, она неизбежно будет требовать определенного ограничения прав целого ряда местных органов, что возможно только на основе законодательства; во-вторых, судопроизводство принимает только те доказательства, которые получены в порядке, предусмотренном законом. Главное во всем вышеуказанном - подключение самого населения в борьбу с преступностью, при этом основываясь строго на законе.

Следует отметить, что современное состояние экономики заставляет в качестве важных направлений деятельности МВД принимать обеспечение протекции бюджетных средств от коррупционных посягательств, определение преступления в финансово-кредитной сфере, направленных против интересов государства, организацию государственного регулирования оборота спирта и алкогольной продукции, табачных изделий.

За последние годы в мировой финансовой системе наметились глубокие изменения, что еще больше усложнило исполнение 3 основных задач: замораживания, обнаружения и конфискации активов и доходов, образованных по итогам преступной деятельности. К такому виду доходов относятся: общая тенденция к снижению эффективности финансового регулирования, «долларизация» нелегальных рынков и создание множества организаций, гарантирующих финансовую тайну.

По нашему мнению, переходу к новой глобальной экономике дало толчок внедрение новых технологий, позволяющих гарантировать высокую скорость оборота денежных средств. Мировая финансовая система обладает большой ролью в обеспечении инвестиций и международной торговли.

В большинстве случаев угроза экономической безопасности со стороны международных преступных организаций связана, в первую очередь, с проблемами поддержания правопорядка и закона в том или ином государстве. В условиях глобализации угрозы со стороны организованных групп лиц и транснациональных преступных объединений отличаются повышенной степенью общественной опасности [3]. Исходя из этого, для борьбы с данными угрозами важна коллективная политическая воля стран, их скоординированные усилия, объединение необходимых ресурсов международного сообщества, а также эффективные оперативно-технические мероприятия.

Ссылки:

1. Новиков В.В. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности инфраструктуры органов внутренних дел // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 213-217.

2. Федораев С.В. Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 115-121.

3. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации: моногр. М., 2010. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.