профессиональное самоопределение
• организовывать и координировать работу по профориентации в муниципалитете лицам, назначенным ответственными за профориен-тационную работу в городском округе, муниципальной районе;
• привлекать социальных партнеров для организации и проведения профориентационных мероприятий на уровне муниципалитета и образовательной организации;
• принимать участие специалистам, ответственным за профориентационную деятельность в муниципалитете, в областных мероприятиях, в том числе круглый столах, проводимых ГБУ ДПО «КРИРПО» совместно с ДОиН КО, на которых обсуждаются актуальные проблемы и направления профориентационной работы Кемеровской области;
• проводить городские мероприятия по профориентации совместно с предприятиями, организациями разных типов, средствами массовой информации и другими субъектами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Выполнение данных рекомендаций позволит осуществлять сопровождение профессионального самоопределения системно, комплексно, на более высоком уровне.
В мае 2016 года планируется проведение данного мониторинга во всех муниципалитетах, что позволит выявить уровень результативности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. В. Чернушкина, О. А. Роут, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Прокопьевск
Процессы профессионального становления личности в связи с их высокой социальной значимостью постоянно находятся в фокусе общественного внимания. Для многих молодых людей, поступивших в профессиональную образовательную организацию, проблема выбора профессии окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом курсе, другие — в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи — после 3-5 лет работы по профессии. Значительная часть молодежи после окончания профессиональной школы не может найти работу по полученной профессии и пополняет ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова становится актуальным [1].
В практике организаций профессионального образования реализуются традиционные формы и методы профориентационной работы: дни открытых дверей, виртуальные экскурсии на предприятия, дни выпускника, фестивали рабочих профессий, профессиональные пробы и практики, профориентационные игры, конкурсы «Лучший по профессии» и др. В последнее время активность самоопределения и становления обучающихся снизилась, чему в определенной степени способствовали устаревшие формы
О. А. Роут
Н. В. Чернушкина
работы. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях (ПОО) происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному становлению обучающихся. Возникает потребность в разработке качественно новых современных технологий, направленных на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии.
На наш взгляд, внедрение новых профориентационных форм и методов способствует формированию активной позиции обучающегося в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.
Мы предлагаем использовать в практике содействия профессиональному становлению студентов кейс-метод «Профи-фреш».
Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, (от англ. case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (кейсов). Кейс-метод в современном его виде был впервые применен во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80-е годы, тогда же метод получил известность в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г. А. Брянский, Ю. Ю. Екатери-нославский, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, В. С. Рапопорт и др.
Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам обучения: совместными усилиями группы обучающиеся анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение [2]. Целью реализации кейса является содействие профессиональному становлению, формированию профессионально-трудовой самостоятельности, способности самореализации и самоутверждения в выбранной профессии через уточнение личностного смысла выбранной специальности или профессии; обеспечение перехода от социальной роли и личностной позиции обучающегося (потребителя, иждивенца) к позиции работника и развитие ценности профессионального самообразования.
Кейс-метод в профориентационной деятельности ориентирует обучающихся на формирование профориентационно значимых компе-тентностей: испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, выделять варианты выбора и конструировать собственные версии профессионального самопродвижения, ставить образовательную и профессиональную цели, использовать внутренние и внешние ресурсы для их достижения. Результатом применения кейс-метода является оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наиболее эффективного из них в контексте поставленной проблемы.
Обучающиеся приобретают умения и навыки мыслительной деятельности, развивают способности к осознанию значимости своего выбора, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать информацию. Также данный метод способствует развитию таких качеств будущего специалиста, как способность оптимального поведения в различных ситуациях, системность и эффективность действий в определенных условиях.
Кейсы дифференцируются по направлениям специальности, уровню готовности к их выполнению, содержанию, формам и средствам их реализации. Выполнение кейса состоит из теоретической части, которая направлена на приобретение обучающимися основных сведений о профессии, личностных особенностях, профессионально важных качествах, рынке труда, и практической части, где осуществляется решение конкретных кейсов, содержащих описание проблемных ситуаций относительно профессионального становления.
Практическая часть включает в себя три этапа. На первом этапе обучающиеся делятся на группы посредством выбора геометрических фигур: треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы.
Основной этап состоит из обсуждения и решения кейса. Каждой группе обучающихся дается задание выбрать кейс по определенным темам: «Самопрезентация», «Рынок труда», «Карьерный рост», «Навигатор профессии». Далее предлагаются задания, где обучающиеся в группах решают кейсы, выбирают единый наиболее подходящий ответ и аргументируют свое мнение относительно описанной проблемной ситуации и принятого решения. В результате анализа и обсуждения проблемной ситуации у каждого участника складывается целостное впечатление о содержании кейса, что позволяет принять групповое решение по заявленной проблемной ситуации.
На заключительном этапе проходит презентация и оценка решений в соответствии с критериями: соответствие заявленной теме, аргументированность, разработанность, практическая значимость. Работа с кейсом «оживляет» процесс профессионального становления, делая его более современным и эффективным, способствует повышению информированности обучающихся о профессии, формированию практического навыка анализа ситуаций, умений взаимодействовать в команде, ответственно относиться к профессиональному выбору.
Для проверки результативности применения кейсов было проведено анкетирование 40 обучающихся 2-го курса профессиональных образовательных организаций Прокопьевского городского округа. На предварительном этапе было выявлено: 15 % обучающихся имеют недостаток информации о выбранной профессии, 20 %% — недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии, 25 %% — сомневаются в собственном выборе, у 40 %% опро-
шенных сформированы профессиональные предпочтения. Повторное анкетирование после реализации кейс-метода показало, что недостаток информации о выбранной профессии сохранился лишь у 5 %% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии 5 %% обучающихся; сомневаются в собственном выборе — 10 %о; сформированы профессиональные предпочтения у 80 %% опрошенных.
Сформированность профессиональных предпочтений
Сомнения в выборе профессии
Недостаточное знание своих способностей
Недостаток информации
■ после эксперимента ■ до эксперимента
0 % 20 % 40 % 60 % 80 % 100 %
Рис. Результаты использования кейс-метода в процессе профессиональной ориентации
Полученные результаты позволили сделать вывод, что применение кейс-метода в профессиональной ориентации — эффективный способ формирования профессионального самоопределения обучающихся (рис.). Кейс-метод является активной формой воздействия на участников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к выбранной профессии/специальности. Преимущество применения данного метода заключается в разнообразии и вариативности тематики, в возможности участников самостоятельно разрабатывать кейсы, осуществлять обмен информацией и личностным опытом между группами, что существенно повышает эффективность профориентационной работы в ПОО. Применение современных технологий заставляет занять активную позицию не толь-
ко самих обучающихся, но и педагогов, а систематическое и комплексное их использование — «перевести» профориентацию в организациях профессионального образования на качественно новый уровень.
1. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг — 2010. — № 1. — С. 32-34.
2. Смолянинова О. Г. Информационные технологии и методика case-study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации гуманизации». — Красноярск, 2000. — 147 с.
3. Чистякова С. Н. Ключевая проблема общего среднего и профессионального образования / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование. Столица. — 2009. — № 7. — С. 10-14.