СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНТЕНСИВНОСТИ БОЛИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ.
Загородний Н.В., Терешенков В.П., Шевелев О.А., Ходорович Н.А., Канаев А.С.
Российский университет дружбы народов, Артрологическая больница.
Цель: оценить эффективность терапии артроза коленных суставов по динамике боли.
Материалы и методы: В исследование включено 120 пациентов, средний возраст которых составил 60,5±9,7 (от 41 лет до 76 лет) с диагнозом гонартроз 1-11-111 стадии (из них мужчин - 40; женщин - 80). Средняя длительность заболевания 12,4±1,4 года. Больные были разделены на две группы (основную и контрольную) по возрастнополовой характеристике, давности, стадии процесса и степени тяжести. Диагноз гонартроз верифицирован на основании рентгенологических данных (оценку критериев проводили по Коссинской), 1-стадия определялась - у 22 пациентов, 11-стадия - у 40 пациентов, Ш-стадия - у 58 пациентов. Критерии оценки лечения больных проводили по индексам WOMAC, Lequesne и шкале ВАШ. Пациенты основной группы (60 человек) получали Мовалис по 7.5 мг два раза в день, а контрольной по 7,5 один раз в день. Пациенты обеих групп в качестве фоновой терапии получали массаж №10, физиолечение (фонофорез, лазеромагнитотерапия №10), которая не менялась в течении всего лечения.
Результаты: в обеих группах отмечено достоверное снижение боли на фоне лечения, у больных основной группы с I стадией отмечалось полное купирование боли у 94,2% (р<0,001), с II стадией - 82,7% (р<0,001), с III стадией - 68,3% (р<0,001).У больных контрольной группы соответственно с I стадией - 82,6% (р<0,001), II стадией - 65% (р<0.001), III стадией - 48,5% (р<0,002). При сравнении результатов лечения обнаружены статистически достоверные различия между основной и контрольной группами по 8 из 10 показателей ^ОМАС, Lequesne, ВАШ) у 93,4% (р<0.001). Статистическую обработку результатов проводили по стандартным методикам с применением ^критериев Стьюдента.
Выводы: проведенное исследование показало, что использование опросников ^ОМАС, Lequesne, школа ВАШ) позволяет достоверно оценить снижения боли, основного симптома заболеваний суставов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13. №1.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [140]