СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Жораева С.1, Балхыбекова Ы.2, Наркулова Б.3, Ибрагимова У.4, Манашахов Е.5
1Жораева Сауле - кандидат педагогических наук, доцент; 2Балхыбекова Ынтык - кандидат филологических наук, доцент;
3Наркулова Бахтыкул - кандидат педагогических наук, доцент;
4Ибрагимова Улбала - кандидат филологических наук, доцент;
5Манашахов Ерсултан - преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Ключевые слова: начальная школа, современные методы обучения.
MODERN EDUCATION METHODS IN PRIMARY SCHOOL Zhoraeva S.1, Balkhybekova Y.2, Narkulova B.3, Ibragimova U.4, Manashakhov E.5
1Zhoraeva Saule - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
2Balkhybekova Yntyk - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;
3Narkulova Bakhtykul - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
4Ibragimova Ulbala - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;
5Manashahov Yersultan - Teacher, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, SOUTH KAZAKHSTAN UNIVERSITY. NAMED AFTER M. AUEZO V, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the transition to new textbooks in schools highlighted one of the contradictions of modern education especially strongly - the contradiction between the actual, "knowledge" nature of the educational material, its huge volume and the unwillingness, the inability of students to assimilate this material. "Teaching for the sake of teaching" is no longer relevant. Time makes other demands on the school. School subjects must solve modern problems of education. It is impossible to teach everything, to put the most important achievements of various sciences into the heads of children is not in the power of teachers. It is much more important to give children "not a fish, but a fishing rod", to teach them to get this knowledge, to develop their intellectual, communicative, creative skills by means of training, to form a scientific worldview. Keywords: elementary school, modern teaching methods.
УДК 372.8
С изменением методов изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы.
Можно выделить несколько видов классификации методов обучения: классифицируют с точки зрения учебной деятельности, в соответствии с источниками знаний, согласно дидактическим задачам, также по степени самостоятельности учащихся, по способу организации познавательной деятельности учащихся. Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы.
В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее, на указания учителя и т.д.
Поэтому можно отметить, что проблема классификации методов обучения довольно сложна и до сих пор не разрешена окончательно. Но существует точка зрения, согласно которой каждый отдельный метод следует рассматривать как целостную и независимую структуру.
В настоящее время в современных среднеобразовательных школах наряду со словесными, наглядными, практическими используют также такие методы обучения как дидактические игры, проблемные методы, программное и компьютерное обучение, дистанционное обучение.
Но пользуясь современными методами, мы не должны забывать, что это просто инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Все «штучки», которые можно показать в использовании современных методах, учителя должны не забывать, что они, прежде всего, обучают детей и от содержания в применении стоит не отходить. А наоборот сделать содержание тем посредством методов более интересным и любопытным в обучении школьника.
Список литературы /References
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998.
№ 4. С. 28.
2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций. Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. 288 с.