Научная статья на тему 'Современные методы мотивации персонала'

Современные методы мотивации персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ / NON-FINANCIAL MOTIVATION / GAMIFICATION / EFFECTIVENESS / STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узловская Полина Сергеевна, Кириллов Александр Николаевич

В статье анализируются современные методы нематериальной мотивации персонала. Исследуется опыт иностранных компаний по применению геймификации в операционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods of staff motivation

Contemporary methods of non-financial staff motivation are analyzed in the article. International companies’ experience of operative activities gamification is being researched.

Текст научной работы на тему «Современные методы мотивации персонала»

Современные методы мотивации персонала Modern methods of staff motivation

Узловская Полина Сергеевна

Магистр 3 курса Факультет менеджмента Московский международный университет

Москва

e-mail: polinauzlovskaia@mail.ru

Uzlovskaia Polina Sergeevna

Master degree of 3 term Faculty of management

Moscow International University Moscow

e-mail: polinauzlovskaia@mail.ru

Кириллов Александр Николаевич

К.полит.н., доцент Московский международный университет

Москва

e-mail: alexkirillov88@gmail. com

Kirillov Aleksander Nikolaevich

Moscow International University Moscow

e-mail: alexkirillov88@gmail.com

Аннотация.

В статье анализируются современные методы нематериальной мотивации персонала. Исследуется опыт иностранных компаний по применению геймификации в операционной деятельности.

Annotation.

Contemporary methods of non-financial staff motivation are analyzed in the article. International companies' experience of operative activities gamification is being researched.

Ключевые слова: Нематериальная мотивация, геймификация, эффективность, персонал.

Key words: Non-financial motivation, gamification, effectiveness, staff.

В периоды экономических кризисов во многих компаниях и организациях особенно остро возникает проблема сохранения конкурентоспособности при минимальном привлечении дополнительного финансирования. Решение этой проблемы напрямую связано с эффективностью функционирования персонала, которая в значительной степени связана с качеством его мотивации. Исследования [4] показали, что хорошо замотивированные сотрудники обычно гораздо продуктивнее, более опытны в своей сфере деятельности, а также более склонны формировать новые навыки и умения, повышая свою квалификацию. Там же отмечено, что мотивация улучшает показатели посещаемости и креативности, люди дольше остаются на работе и склонны искать творческие подходы для решения проблем.

Исследование, проведенное Федеральным резервным банком Бостона, показало, что 69 процентов сотрудников говорят, что будут работать усерднее и дольше, если их начальство даст им больше признания на работе за то, что они делают. [4]

Отметим, что 78 процентов сотрудников заявляют, что признание, а не деньги, является их основным мотивирующим фактором на работе. [4]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что методы мотивации в современном бизнесе приобретают всё больше нематериальный характер.

В данной статье будут рассмотрены: современные методы нематериальной мотивации и кейсы применения некоторых из них.

В целом, различают следующие виды нематериальной мотивации персонала. [1]

Таблица 1 Виды нематериальной мотивации персонала.

Социальная мотивация Медицинская страховка, возможность обучения и саморазвития, обозначение перспектив карьерного роста. Реализация социального мотивирования предполагает повышение у сотрудника ощущения собственной значимости путем привлечения к принятию решений, участия в управлении коллективом, делегировании важных полномочий.

Психологическая мотивация Основана на потребности каждого человека в общении. Работа над созданием благоприятной обстановки в коллективе строится с учетом интересов всех сотрудников. Также в этом виде мотивации важную роль играет пример и авторитет руководителя, регулярное проведение корпоративных мероприятий.

Моральная мотивация Затрагивает потребность в уважении со стороны коллектива и руководства компании. Наиболее эффективный инструмент — признание заслуг, для чего можно использовать устную публичную похвалу, доску почета, знаки отличия и грамоты.

Организационная мотивация Проявляется в заботе о работнике, об организации его рабочего места, питании и отдыхе во время перерывов в работе. Эта мотивационная программа обычно реализуется через приобретение новой оргтехники на рабочие места сотрудников, открытие столовой, обустройство спортивных залов, комнат отдыха.

Относительно новым методом современной мотивации является геймификация. Термин начал упоминаться ещё в начале 2000-х, но окончательное формирование метода произошло через 10 лет. [2]

Основа геймификации - игра. Игры — это мощный инструмент, вызывающий азарт, увлеченность, заинтересованность в самом процессе выполняемой работы. Участник сам не замечает, как достигает личного или командного результата.

Какие эмоции у участников вызывают различные элементы игры? [3]

Таблица 2 Как элементы игры воздействуют на эмоциональный и психологический фон участников.

Элемент игры Чувства игрока

Победа в игре Лидерство, удовлетворение от достигнутого результата/цели, превосходство.

Решение игровой задачи Преодоление себя и внешних препятствий. Проявление креативности.

Команда Чувство сплочённости, общение, взаимопомощь, коллективная поддержка.

Новизна Новый опыт, обучение, исследовательский интерес.

Индивидуальные настройки Чувство самовыражения, проявление индивидуальности, возможность фантазировать.

Сюрпризы Неожиданные эмоции, азарт, радость.

Один из способов создания конкуренции на рабочем месте - геймификация, то есть введение элементов игрового процесса в наиболее важные задачи команды.

В сравнительно молодой американской компании SnackNation команда успеха участников SnackNation (MST-Member Success Team) разработала программу, основанную на игре «Достижения и вознаграждения». Программа была введена с большим успехом и вовлекла всех коллег. В основу легла реальная видеоигра, где члены команды открывают значки для прохождения вех. За исключением того, что вместо цифровых значков для вашего игрового профиля эти значки являются настоящими кнопками, разработанными командой. Программа имеет три способа вознаграждения:

• медали за участие в ежемесячных командных кампаниях;

• значки, которые отдельные представители MST разблокируют при достижении определенных вех -таких как увеличение срока службы, количество решенных проблем участников или общее количество отправленных вызовов;

• ежемесячные призы присуждаются за выдающиеся выступления, такие как предоставление лучшего момента «wow» членам SnackNation. [5]

Одна из причин, по которой программа настолько успешна, заключается в том, что Челси, Брендан и Клэй (участники MST) вносят в нее свои личные штрихи, разрабатывают и изготавливают свои собственные кнопки и награждают ими на особой церемонии. [5]

Подобная система геймификации определенно выглядит и работает достаточно эффектно и эффективно. Но такая система не проста для воплощения. В качестве аналога может быть представлена программа виртуальных наград через игровые платформы, такие как Bunchball. Геймификация также является одним из способов привлечения молодых кадров.

Необходимо отметить, что в настоящее время на рынке трудовых ресурсов преуспевают такие работодатели, которые постоянно применяют новейшие разработки в сфере управления персоналом. Так, они мотивируют игровыми методами, составляют рейтинги работников и акцентируют внимание на поощрении лидирующих сотрудников, делают клиентов участниками игры с продуктом, в том числе обнаруживая в их рядах своих потенциальных лояльных работников. Данные фирмы «расходятся по рекомендации» знакомым, их HR-бренд все больше укрепляется с приходом каждого нового сотрудника. И даже после увольнения из компании работники остаются преданными и возможно вернутся обратно после повышения своего профессионального уровня в сторонней фирме. Все эти факты делают новые методы управления персоналом, в том числе геймификацию, стоящими для исследований и внедрений.

Таким образом, в современном постоянно меняющемся мире, где новое поколение уже не так просто замотивировать обычными инструментами, игра становится реальным рычагом к повышению лояльности персонала. Именно геймификация может превратиться в один из распространённых инструментов HR-отделов в ближайшие годы.

Безусловно, данный метод стоит рассматривать лишь в совокупности с другими, «традиционными» и «новыми» управленческими и HR-инструментами, работающими как система. Интересным здесь является включение геймификации в систему методов нейроменеджмента, постепенно набирающую популярность и практическую применяемость в российских компаниях.

Нейроменеджмент удачно дополняет основные идеи «экономики знания», «ноономики», так как позволяет эффективно и качественно увеличивать знаниеёмкость продукции, менеджмента и производственных процессов. Реализация вышеуказанных принципов позволит повысить интеллектуальный и творческий потенциал персонала, снизить его сопротивляемость изменениям и осуществить на непрерывной основе преобразования со стороны всех участников организационного взаимодействия.

Ключевым моментом построения системы управления предприятием на основе нейроменеджмента является проведение организационных изменений на основе привлечения (внимание), вовлечения (интерес), озарения (эмоция) и перехода персонала на новый уровень развития (прогресс).

В основе такой мобилизации потенциала персонала организации лежат следующие основные принципы нейронаучного направления, получившие свое экспериментальное подтверждение.

1. Рассудочный разум легко подавляется бессознательным.

2. Подсознание - это область эмоций, ощущение хорошего или плохого, которое мы приписываем вещам.

3. Наши мысли и настроения субъективны, и таковыми их делает наше восприятие, как совокупность ощущений и картины мира.

4. Ценность явлений, фактов и воспоминаний, определяется на основе эмоций и ощущений, а не рацио. Это открытие легло в основу развития сенсорного маркетинга.

Проведенный анализ показал, что современные отечественные научные разработки в области менеджмента и организационных изменений в большинстве своем носят рекомендательный характер, а вопросы их практического применения в значительной степени размыты и кажется представителям бизнеса «очередным модным веянием», которое в короткие сроки потеряет актуальность, показав собственную несостоятельность. Отсюда логично следует дальнейшее обоснование необходимости последующего развития моделей нейроменеджмента в области внимания к индивидуальной специфике процесса преобразования предприятия, т.е. общей степени его интеллектуализации [6].

Список используемой литературы:

1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://hrhelpline.ru/nematerialnaya-motivaciya-personala/.

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hr-director.ru/geymifikatsiya.

3. [Электронный ресурс] Режим доступа: Rusbase: https://rb.ru/opinion/gamification-cases/.

4. [Электронный ресурс] Режим доступа: Universalclass: https://www.universalclass.com/articles/business/top-5-methods-for-motivating-your-employees.htm.

5. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.snacknation.com/blog/how-to-motivate-employees/

6. Цит. По Николаевская Ольга Анатольевна Нейроменеджмент как инструмент организационного проектирования системы управления российскими предприятиями // УЭкС. 2014. №11 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyromenedzhment-kak-instrument-organizatsionnogo-proektirovaniya-sistemy-upravleniya-rossiyskimi-predpriyatiyami (дата обращения: 30.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.