Научная статья на тему 'Современные методы информирования населения и оценки эффективности мониторинга информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций'

Современные методы информирования населения и оценки эффективности мониторинга информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5664
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / TARGET AUDIENCE / КАНАЛЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ / MONITORING OF INFORMATION FIELD / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМИРОВАНИЯ / TECHNICAL MEANS OF INFORMING / МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / UNIFIED SYSTEM OF OPERATIVE INFORMING OF POPULATION / INFORMING OF POPULATION / CANALS OF INFORMING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воронов Олег Сергеевич, Королёв Ю. Н., Асхадеев А. И., Гавриляк Н. С.

Рассмотрены современные методы информирования населения применительно к деятельности МЧС России по обеспечению гражданской защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Разработан и предложен комплексный подход к решению задач информирования населения, включая методы оценки эффективности анализа информационного поля и направления автоматизации процессов информирования в рамках РСЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Воронов Олег Сергеевич, Королёв Ю. Н., Асхадеев А. И., Гавриляк Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF INFORMING OF POPULATION AND ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF MONITORING OF INFORMATION FIELD BY EMERGENCIES

The modern methods of informing of population applied to the activity of EMERCOM of Russia to ensure the civil defense of population by emergencies of peace time and war time are taken up. The approach to solve the issues of informing of population, including the methods of assessment pf effectiveness of analysis of information field and aiming automation of processes of informing of population in the framework of RSCHS is worked up and offered.

Текст научной работы на тему «Современные методы информирования населения и оценки эффективности мониторинга информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций»

УДК 351.862

О.С. Воронов, Ю.Н. Королёв, А.И. Асхадеев, Н.С. Гавриляк

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В УСЛОВИЯХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Рассмотрены современные методы информирования населения применительно к деятельности МЧС России по обеспечению гражданской защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Разработан и предложен комплексный подход к решению задач информирования населения, включая методы оценки эффективности анализа информационного поля и направления автоматизации процессов информирования в рамках РСЧС.

Ключевые слова: информирование населения, целевая аудитория, каналы информирования, технические средства информирования, мониторинг информационного поля, единая система оперативного информирования населения

O. Voronov, J. Korolyev, A. Askhadeev, N. Gavrilyak MODERN METHODS OF INFORMING OF POPULATION AND ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF MONITORING OF INFORMATION FIELD BY EMERGENCIES

The modern methods of informing of population applied to the activity of EMERCOM of Russia to ensure the civil defense of population by emergencies of peace time and war time are taken up. The approach to solve the issues of informing ofpopulation, including the methods of assessment pf effectiveness of analysis of information field and aiming automation of processes of informing of population in the framework of RSCHS is worked up and offered.

Key word: informing of population, target audience, canals of informing, technical means of informing, monitoring of information field, unified system of operative informing ofpopulation.

В системе МЧС России управление информацией всегда рассматривалось как одно из важнейших направлений деятельности.

Управление информационными потоками, способность оперативно получать, обрабатывать и доводить достоверную информацию до её потребителей становиться одним из ключевых факторов для обеспечения безопасности жизни граждан и сохранности материальных ценностей в составе мероприятий гражданской обороны, в процессе предупреждения, возникновения и ликвидации последствий ЧС как в мирное, так и военное время [1].

Взаимодействие сотрудников МЧС России с представителями СМИ происходит постоянно на всех уровнях РСЧС, особенно при реализации мероприятий гражданской защиты в условиях ЧС, и учитывает оперативность и значимость имеющейся в ведомстве информации. От того, каким образом организован процесс информирования населения, экспертного сообщества, как налажена система взаимодействия со СМИ, работа с Интернет-изданиями и в социальных сетях, во многом зависит эффективность проведения работ по предупреждению не только возникающих информационных рисков, но и конкретных действий [2].

В условиях быстрого развития информационного общества существует реальная необходимость изменения подходов и методов работы с информацией. При этом основными целями совершенствования системы информирования населения в МЧС России являются:

обеспечение своевременного, оперативного доведения до населения (и конкретного человека) информации в области защиты населения и территорий как в повседневной деятельности, так и в режиме повышенной готовности, угрозы или развития чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

обеспечение максимальной точности и достоверности информации и сохранение доверия к исполнительной власти в период кризисной ситуации, включая своевременное распознавание и создание условий для пресечения и противодействия распространению недостоверной и заведомо ложной информации;

обеспечение адресности доведения информации - возможности предоставления информации как широким кругам населения, так и определенным целевым аудиториям.

Целью исследования является разработка научно обоснованного комплексного подхода к созданию системы информирования населения и методов его эффективного использования в составе средств гражданской защиты населения в условиях мирного и военного времени.

При проведении работы и анализа результатов использовался системный подход к исследованию комплекса процессов и методов информирования населения в структуре РСЧС в целом и в ФКУ НЦУКС как органу повседневного управления РСЧС, в частности.

Инициация процессов информирования (информационных воздействий, информационных кампаний) происходит в результате появления определенных событий, являющихся информационными поводами. Информационные поводы, инициирующие процессы

информирования, могут быть сгруппированы по четырем основным видам (рис.1).

Рис.1. Виды информирования

Каждый вид информирования имеет свои особенности в части подготовки информации, организации процесса информирования, использования каналов доведения информации.

В этой связи необходимо отметить, что широкое развитие рекламных технологий способствовало достаточно глубокому теоретическому изучению и практической реализации различных механизмов формирования информации и её доставки до целевых аудиторий.

При ближайшем рассмотрении можно уверенно утверждать, что механизмы информирования населения и механизмы, используемые в рекламных технологиях, очень схожи. Они имеют близкие цели, похожие методы и общность медиасреды (каналы доведения информации [3]) для процессов распространения рекламы (прежде всего социальной [4]) и информирования населения. Оба процесса в части доведения информации также являются родственными новостным СМИ.

Развитие современной рекламной науки и практики обусловлено, в конечном итоге, продолжающейся компьютерной революцией. И сейчас эти процессы находят свое отражение в организационных и технологических подходах к построению систем информирования населения.

При планировании информационных кампаний, основанных на том или ином информационном поводе (медиапланировании), необходимо учитывать особенности восприятия информации того или иного вида, а также психосоциальные особенности целевой аудитории. В источнике [7] определена экспериментальная аналитическая зависимость количества людей, хранящих полученное сообщение в своей памяти, от времени, прошедшего от момента его получения.

где:

Xj - коэффициент распространения, выражающее количество индивидов Nj воспринявших сообщение, полученное через i-тый канал (телевидение, радио, ТСО и т.п.) tj - время, прошедшее после получения сообщения, ч; Tj - математическое ожидание времени забывания простого сообщения, ч. Для наиболее простых, не имеющих эмоциональной окраски, сообщений, зависимости имеет вид, показанный на рисунке 1 (кривая 1). При повторении сообщений вероятность запоминания существенно увеличивается и кривая приобретает более пологий характер (кривые 2 и 3).

h

—I, Первое получение ешкнценмм 2. Второе ио.|\чение сообщен!» —— 3. Третье получение сообщении

1деиь 2аня Здня 4 дня 5 дней 6 дней Время после получения сообщения

Рис. 2. Зависимость вероятности запоминания сообщений от времени после их получения с учетом

повторений

Для обеспечения планируемого эффекта информирования необходимо обеспечить в процессе информационной кампании определенное информационное давление, превышающее порог восприятия (когда человек начинает воспринимать и запоминать информацию). Это может достигаться путем выбора определенной функции воздействия, учитывающей необходимые факторы, влияющие на восприятие информации целевой аудиторией (рисунок 3).

Таким образом, для качественного и эффективного информирования населения

необходимо выполнить

следующие шаги:

- провести оценку ситуации;

- определить цели информирования;

- определить целевые аудитории;

- выбрать каналы и технические средства информационного воздействия;

- оценить стоимость (при необходимости);

различных типов

- оценить результаты проведённой информационной кампании.

В процессе доведения до населения официальной информации задействуются, в зависимости от целей информирования и состава информационного сообщения, различные информационные каналы: СМИ (телевещание, радиовещание, печатные издания, интернет издания), интернет сообщество (блоги, социальные сети, электронные карты), сети связи общего пользования (включая передачу информации по SMS), технические средства ОКСИОН, специализированные информационные ресурсы МЧС России (сайт, телевидение, отраслевые издания) и другие. Перечень и основные особенности каналов доведения информации до населения приведены в табл.1. Важным фактором при информировании является возможность адресного информирования, включая определение географического ареала информирования, а также целевых аудиторий по различным признакам.

Ключевое значение в развитии технологий информирования населения начинают играть все расширяющиеся возможности каналов доставки контента и оконечных терминальных устройств. Как показали недавние исследования [5], в молодежной нише (15-25 лет) уже в настоящее время заметен сдвиг в область всё более активного использования электронных медиа.

Еще более заметны изменения в использовании медиаканалов по детской (от 10 лет) и подростковой аудитории, которая уже в полной мере вступила в эру массового Интернета. По данным опроса, 93% респондентов пользуются этим каналом коммуникации независимо от места проживания.

Появление новых источников информации, с одной стороны, снижает аудиторию традиционных СМИ, а с другой, заставляет СМИ пользоваться новыми каналами для доставки генерируемого ими контента.

Рис. 3. Функции воздействия информационных кампаний

Таблица 1.

Характеристика основных каналов, используемых для информирования населения

Канал информирования Общая характеристика канала

Централизованные системы экстренного оповещения (в составе КСЭОН и РАСЦО) Могут использоваться для целей информирования, когда не используются по прямому назначению. Адресность информирования в соответствии с территорией охвата системы оповещения. Высокая вероятность доведения информации до населения.

Короткие текстовые сообщения (SMS) Может использоваться при адресном информировании заранее определенных групп. Нет технической гарантии доведения сообщения, своевременности доставки сообщения. Нет технической возможности контроля получения информации.

Короткие текстовые сообщения рассылаемые по технологии Cell Broadcast Возможность доведения информации по территориальному критерию (по зонам охвата базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи). Гарантированная доставка до терминала пользователя в короткое время. Нет технической возможности контроля получения информации.

Телефонные каналы связи (операторов фиксированной и подвижной радиотелефонной связи) Адресность доведения информации (фиксированная связь - до конкретного домохозяйства, мобильная связь - до конкретного человека). Ограниченность по массовости (ограничение пропускной способности сетей связи).

Средства массовой информации (СМИ) (телевидение, радиовещание, печатные СМИ) Самый широкий охват населения, при этом, каждый канал имеет свои особенности по скорости доставки, степени охвату, характеристики аудитории и возможностям доведения до целевых аудиторий.

Интернет (Сайты СМИ, блоги, социальные сети) Всё большее влияние и охват населения, возможности по целевому информированию, оперативность.

Специальные средства, поставляемые в рамках создания аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Возможно использование различных элементов, имеющих каналы передачи информации, например «Гражданин-полиция».

Специальные средства информирования в местах массового пребывания (ОКСИОН) Ограничен определенной территорией, на которой установлен комплекс. Различные виды информации (аудио, видео).

Специальные подвижные средства информирования в местах массового пребывания (МКИОН) Может охватывать значительные слои населения путем быстрого перемещения по местам массового пребывания людей. Возможность оперативно менять территорию оповещения и доводимую информацию. Различные виды информации (аудио, видео)

Средства информирования на наземном общественном транспорте Целевая аудитория ограничена людьми, находящимися в транспортном средстве. В перспективе для оперативного информирования (оповещения) можно использовать средства, поставляемые в рамках создания СЗИОНТ, ГЛОНАСС-мониторинга (по каналу управления), а также, в будущем, «ЭРА-ГЛОНАСС».

Информирование путем подворового обхода, организации сходов населения, раздачи листовок, расклеивания объявлений Адресность доведения информации. Ограниченная скорость передачи информации. Как правило, применяется в малонаселенной местности, где отсутствуют другие возможности передачи информации.

Информирование внутри организаций Информация распространяется от руководителя до подчиненных и способна за коротких срок донести информацию до всех сотрудников организации.

В ближайшем будущем «СМИ придется придерживаться концепции "пяти экранов" - контент должен распространяться на ноутбуке или десктопе, смартфоне, планшете, телевизоре с выходом в интернет, мультимедийном устройстве в автомобиле», - таковы утверждения американского

медиааналитика Кена Доктора на втором международном форуме "Медиа будущего", проводившемся РИА Новости в Москве 19.06.2012 года [6]. На практике такая тенденция означает единство инфокоммуникационного профиля пользователя в различных сетях и приложениях.

Особо следует отметить, что два из пяти рассматриваемых экранов (смартфон и планшетный компьютер) персонифицированы и мобильны, а еще один - автомобильная мультимедиа система -принципиально рассчитан на прием пользователем информации в движении. Два оставшихся экрана: телевизионный приемник с прямым выходом в Интернет и персональный компьютер, не столь портативны, но также персонифицированы на уровне профиля доступа пользователя к сети. Соответственно возрастает и возможности адресного доведения информации. Причем адресность эта может рассматриваться как относительно конкретного пользователя (с учетом его социальной роли и иных, например, языковых особенностей), так и относительно текущего местоположения оконечного устройства, информацию о котором в состоянии предоставить современные сети телекоммуникаций.

Построение мультимедийных систем информирования и оповещения является мировой тенденцией, отражающей современное изменение распределения времени пользователей на восприятие информации по различным каналам её доставки.

Информирование населения рассматривается МЧС России как комплексная задача, решение которой невозможно без учета состояния внешней информационной среды.

Мониторинг и анализ информационного поля ведется постоянно и непрерывно, его результатом является не только оценка общего информационного фона, но и выявление новых информационных поводов (например, появление неточной или заведомо ложной информации о произошедших событиях, требующей уточнения или опровержения и др.), инициирующих новые процессы информирования населения и другие информационные воздействия.

От того, как организован этот процесс мониторинга информационного поля и как производится оценка эффективности его выполнения зависит качество функционирования системы информирования населения МЧС России в целом, особенно в период ЧС.

В связи с этим сам процесс мониторинга информационного поля должен стать более управляемым и контролируемым, что приведет к необходимости формирования ряда критериев (параметров, показателей), позволяющих проводить объективную оценку его эффективности. Методы определения контролируемых параметров и показателей должны стать инструментами для оценки степени достижения поставленных целей.

Цели мониторинга информационного поля можно сформулировать следующим образом: выявление информации о произошедших, ранее не известных, событиях, относящихся к сфере интересов МЧС России;

контроль за информацией, поступающей из различных источников, о событиях уже находящихся на контроле (в зоне внимания);

контроль за результатами информирования населения и других информационных воздействий со стороны МЧС России;

непрерывная оценка общего информационного фона о деятельности МЧС России. Эффективность мониторинга информационного поля можно определить как способность достигать поставленных целей путем:

извлечения по заданным критериям всей необходимой информации из доступных источников; оперативного анализа полученной информации, её классификации и определения информационных поводов;

предоставление информации в необходимом для дальнейшего использования виде в соответствующие службы и подразделения МЧС России.

Эффективность мониторинга информационного поля должна оцениваться с использованием двух методологических стратегий: качественной и количественной.

Качественная оценка проводится для показателей, которые не могут быть выражены в цифрах. Она позволяет лучше понять ситуацию или явление, выявить причинно-следственные связи. Данные для качественной оценки собирают при помощи неформализованного (неколичественного) анализа текстов, речевой и визуальной информации неструктурированных наблюдений. Результатом качественной оценки может быть словесное описание определенного процесса, исследуемой ситуации, содержательные выводы о выявленных причинах определенных явлений и процессов.

Количественная оценка проводится по тем характеристикам и показателям, которые можно выразить в числовом виде или привести к таковому экспертными методами.

Ниже приведены основные направления, по которым оценивается эффективность мониторинга информационного поля:

оценка качества используемых источников информации. Может оцениваться по рейтингам, определяемым на основе статистики или экспертным путем;

оценка полноты охвата источников информации процессом мониторинга. В разные моменты времени можно использовать разные источники, включать и исключать источники из процесса мониторинга;

оценка качества и полноты критериев поиска, качества выделения из «информационного шума» и анализа информации;

оценка качества и полноты получаемой информации. Может оцениваться по соответствию источнику (или первоисточнику), а также косвенно по степени доверия к самому источнику информации;

оценка возможности автоматической классификации получаемой информации (оценка степени «информационного шума» в получаемой информации, а также полноты классификаторов и справочников, используемых для систематизации информации), способности противодействия преднамеренным целенаправленным искажениям информационного поля;

оценка правильности отнесения той или иной информации к определенным категориям (частота появления ошибок);

оценка качества выявления событий, требующих информационного реагирования (поставлено на контроль, не выявлено, выявлено с опозданием);

оценка (экспертная) используемых методов извлечения и автоматического предварительного анализа информации (степени использования самых современных технологий поиска данных в сети Интернет, морфологического и семантического анализа текстовой информации, технологий распознавания речи и изображений);

оценка (экспертная) качества отчетной документации (оперативной, аналитической и статистической).

Постоянное проведение оценки показателей эффективности позволяет образовать «обратную связь» при создании и совершенствовании процесса мониторинга информационного поля, что, безусловно, обеспечивает повышение его качества.

В связи со сложностью процессов и необходимостью обработки больших объемов информации, автоматизация процессов, связанных с информированием населения, является

необходимым шагом в повышении качества решаемых задач, в том числе в реализации современных методов информирования населения и их комплексного использования. Кроме того, возможность проведения адекватной оценки эффективности мониторинга информационного поля и использования этой оценки для целей повышения качества работы системы в целом может быть реализована только при значительной степени автоматизации и интеграции процессов.

С этой целью на основе результатов исследований и экспериментальных образцов, автоматизирующих отдельные процессы, в МЧС России начато создание автоматизированной информационно-управляющей Единой системы оперативного информирования населения (ЕСОИН), которая обеспечит выполнение всей совокупности функций (рисунок 4), необходимых для решения поставленных задач на новом качественном уровне.

Рис.4. Функции ЕСОИН Автоматизация процессов в рамках ЕСОИН обеспечит МЧС России: управляемость процессами получения и подготовки информации; оперативность доведения информации её получателям; контролируемость процессов информирования населения; адресность доведения информации до целевых аудиторий; достоверность выдаваемой МЧС России информации.

Следствиями результатов функционирования ЕСОИН в рамках НЦУКС и системы РСЧС в целом должны стать:

снижение рисков возникновения ЧС; снижение стоимости реагирования на ЧС; минимизация последствий ЧС; минимизация макроэкономических рисков. В результате проведённой работы:

разработана классификация видов информирования применительно к особенностям деятельности МЧС России и ФКУ НЦУКС;

исследована возможность применения как традиционных методов и средств информирования населения, так и новых перспективных методов адресного информирования, основанных на средствах мультимедийных коммуникаций;

обосновано использование рекламных технологий (прежде всего социальной рекламы) в процессах информирования населения, в том числе в условиях ЧС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработаны базовые показатели оценки эффективности мониторинга информационного поля;

предложено применение комплексного подхода к организации и автоматизации процессов информирования населения в рамках МЧС России и информационного сопровождения мероприятий гражданской обороны, предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.

Активное использование современных методов информирования и анализа информации, а также глубокая автоматизация этих процессов на современном уровне, позволит МЧС России стать основным источником:

1) информации для органов государственного управления при организации гражданской защиты населения в случае возникновения угрозы ЧС, ЧС, и ликвидации последствий ЧС как в мирное, так и в военное время;

2) оперативной и достоверной информации, необходимой для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей;

3) знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) информации для ведомств и организаций.

В результате научная организация информирования населения в составе мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время выйдет на качественно новый уровень оперативности, достоверности и адресности.

Литература

1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, статья 21 (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ).

2. Рыклина М.В., Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим: учебное пособие./МЧС России, М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2014, 316 с.

3. Исследование: «Объем рекламы в средствах её распространения в январе-сентябре 2011 года» по данным АКАР Synovate Comcon, Российский Индекс Целевых Групп, (http://www.sostav.ru/news/2012/01/18/cod7/).

4. Федеральный закон "О Рекламе" от 13.03.2006 года № 38-Ф3, статья 3.

5. «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», Цымбаленко С. Б., д.п.н., Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация», №4, 2013, (http://mic.org.ru/index.php/4-nomer-2012/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva).

6. http://ria.ru/infografika/20120619/677018060.html

7. Fehr B. and Russell J.A. Concept of emotion viewed from a prototype perspective. Journal of Experimental Psychology: General, 113, pp. 464-486, 1984.

Рецензент: кандидат технических наук, доцент Рыбаков А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.