Научная статья на тему 'Современные методы диагностики присутствия научно-педагогического коллектива в научном сообществе'

Современные методы диагностики присутствия научно-педагогического коллектива в научном сообществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРИСУТСТВИЕ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Ирина Павловна, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович, Ковтун Александр Александрович

Цель исследования разработка метода, позволяющего диагностировать присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе. Известно, что высшее учебное заведение центр науки и образования, а преподаватель научно-педагогический работник. В то же время, различные научно-педагогические коллективы характеризуются различной степенью присутствия в научном сообществе: научно-образовательная среда должна быть не пассивным потребителем ресурсов социума, а активно влиять на него. Отсюда со всей очевидностью возникает необходимость диагностики такой значимости. Анализ положительного опыта вебометрических измерений позволили авторам настоящей статьи выделить критерии присутствия научно-педагогических коллективов в научном сообществе. При выделении критериев авторы статьи учитывали такие тенденции развития общества, как информатизацию, повышение роли объективных измерений, усиление роли мониторинга в социальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастухова Ирина Павловна, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович, Ковтун Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern assessment methods of scientific-pedagogical team presence in scientific community

The aim of the research is to develop a method for diagnosing the presence of the scientific and pedagogical staff in the scientific community. It is known that the higher education institution is the center of the science and education, and the teacher scientific and pedagogical worker. At the same time, different scientific and pedagogical collectives are characterized by the different degree of presence in the scientific community: the scientific and educational environment should not be a passive consumer of the social resources, but it actively influences on it. Hence, there is a clear need to diagnose such importance. Analysis of the positive experience of webometric measurements allowed the authors of this article to identify the criteria for the presence of the scientific and pedagogical teams in the scientific community. In identifying the criteria, the authors took into account such trends in the development of society, as computerization, increasing the role of objective measurements, strengthening the role of monitoring in social management.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики присутствия научно-педагогического коллектива в научном сообществе»

Ьйр8://урок.рф/11Ъгагу/апке1а_шо11уа1с1уа_исЬа8Ь1Ь8уа_к_7апуа11уаш_£171сЬе8ко]_ки_150538.Ь1ш1. -Дата доступа: 05.03.2018.

2. Осипенко, Е.В. Диагностика, формирование и коррекция потребностно-мотивационной и ценностной сферы физической культуры школьников / Е.В. Осипенко, В.Н. Старченко // Мир спорта. - 2013. - № 3. - С. 50-54.

REFERENCES

1. Pedagogical community "My education": Questionnaire. Motivation of students to employments by physical culture (2018), available at: Шр8://игок.г£/НЪгагу/апке1а_то11Уа1;Суа_исЬа8Ь-Ш8уа_к_7апуайуат_ГшсЬе8ко]_ки_150538.Ь1ш1 (accessed 5 March 2018).

2. Osipento, E.V. and Sta'chenta, V.N. (2013), "Diagnostics, formation and correction of requirement of motivational and axiological sphere of physical culture of students", Journal quarterly and scientific-theoretical "World of sport", Mins^ No. 3, pp. 50-54 (In Russian).

Контактная информация: eosipenko_2009@шai1.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРИСУТСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАУЧНОМ СООБЩЕСТВЕ

Ирина Павловна Пастухова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный институт развития образования, г. Москва; Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Ковтун, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка метода, позволяющего диагностировать присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе. Известно, что высшее учебное заведение - центр науки и образования, а преподаватель - научно-педагогический работник. В то же время, различные научно-педагогические коллективы характеризуются различной степенью присутствия в научном сообществе: научно-образовательная среда должна быть не пассивным потребителем ресурсов социума, а активно влиять на него. Отсюда со всей очевидностью возникает необходимость диагностики такой значимости. Анализ положительного опыта вебометрических измерений позволили авторам настоящей статьи выделить критерии присутствия научно-педагогических коллективов в научном сообществе. При выделении критериев авторы статьи учитывали такие тенденции развития общества, как информатизацию, повышение роли объективных измерений, усиление роли мониторинга в социальном управлении.

Ключевые слова: научное сообщество, научно-педагогический коллектив, присутствие, диагностика, метод.

MODERN ASSESSMENT METHODS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL TEAM PRESENCE IN SCIENTIFIC COMMUNITY Irina Pavlovna Pastukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Institute of Education Development, Moscow; Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Alexandrovich Kovtun, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the research is to develop a method for diagnosing the presence of the scientific and pedagogical staff in the scientific coшшunity. It is bnown that the higher education institution is the center

of the science and education, and the teacher - scientific and pedagogical worker. At the same time, different scientific and pedagogical collectives are characterized by the different degree of presence in the scientific community: the scientific and educational environment should not be a passive consumer of the social resources, but it actively influences on it. Hence, there is a clear need to diagnose such importance. Analysis of the positive experience of webometric measurements allowed the authors of this article to identify the criteria for the presence of the scientific and pedagogical teams in the scientific community. In identifying the criteria, the authors took into account such trends in the development of society, as computerization, increasing the role of objective measurements, strengthening the role of monitoring in social management.

Keywords: scientific community, scientific-pedagogical team, presence, assessment, method.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очевидно, что научное сообщество - внешняя социальная среда для любого научно-педагогического коллектива [1-4]. С другой стороны, различные научно-педагогические коллективы характеризуются различной степенью присутствия в научном сообществе: научно-образовательная среда должна быть не пассивным потребителем ресурсов социума, а активно влиять на него. Развитие научного знания, а также науки и образования, как социальных институтов, во многом зависит и от результатов исследовательской деятельности научных и коллективов, и от межнаучных коммуникаций в научном сообществе. Тем более, что информационное общество (информационные технологии) позволяет сделать открытыми результаты исследовательской деятельности ("интеллектуальную продукцию"), активизировать информационный обмен.

Отсюда со всей очевидностью возникает необходимость диагностики присутствия научно-педагогического коллектива в социальном пространстве (ещё раз напомним, что научное сообщество - социальное пространство для научных коллективов). Отметим, что под научно-педагогическими коллективами возможно понимать социальные системы различных уровней иерархии - коллективы кафедр, факультетов и университетов в целом. Проблема исследования - вопрос: возможно ли, используя первичную информацию из наукометрических баз данных, объективно диагностировать межнаучные коммуникации в научном сообществе? Цель исследования - разработка метода, позволяющего диагностировать присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе.

В настоящее время известен положительный опыт вебометрических измерений, а именно - оценки рейтинга вузов по версии Webometrics, диагностики их присутствия в Интернет-пространстве. Первый критерий оценки - видимость сайта, т.е. квадратный корень из количества уникальных внешних ссылок на ресурс (Backlinks) и количество ссылающихся доменов (Referring domains). В латентную переменную "Деятельность" входят три показателя, имеющие равный весовой коэффициент. Критерий "Высокое качество" учитывает рейтинговые данные научно-исследовательской группы Scimago (SIR), которая проводит оценку университета по показателям научной продуктивности. Критерий "Присутствие" учитывает количество всех страниц основного домена университета с учетом всех поддоменов и директорий, проиндексированных поисковой системой Google. Третий критерий - открытость - количество проиндексированных Google Scholar опубликованных материалов за последние пять лет (учитываются файлов форматов .pdf, .doc, docx, .ppt). Экстраполяция данного опыта позволила авторам выделить критерии для оценки присутствия научно-педагогического коллектива в научном сообществе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, присутствие коллектива в научном сообществе возможно подразделить на два интегральных критерия - значимость и деятельность. Рассмотрим их.

Рассмотрим значимость результатов исследовательской деятельности коллектива. Объективная (количественная) оценка практической значимости - не решённая в настоящее время метрологическая задача. Методическая значимость - степень применения результатов исследовательской деятельности в содержании обучения (метод её оценки

представлен в работе [3]). Теоретическая значимость - показатель (точнее, группа показателей), основанный на цитируемости [2-4]. Наиболее простой критерий:

К = р{ в всц Вцса ) = Р(Вивц ), где Р - мощность множества, операнды - соответственно множество всех цитат на публикации коллектива, множество самоцитирований, множество цитирований со стороны соавторов и множество перекрёстных цитирований (под ними понимают цитирования членами научного коллектива друг друга, даже если они не являются соавторами [1-3]). Иначе говоря, это - число "истинно внешних" цитат на публикации членов коллектива. Второй критерий - индекс географической широты цитат

р(вИВЦ )

на публикации членов коллектива: К 2 = ^ г , где гг - расстояние по земной поверхно-

I=1

сти от места работы авторов г-й цитирующей публикации до местоположения научного коллектива.

Такой критерий присутствия, как деятельность, можно подразделить на следующие параметры: высокое качество, высшее качество, социальная трансляция, потенциал, социальные связи и открытость. Рассмотрим их.

Критерий "высокое качество" - число публикаций членов коллектива, на каждую из которых число "истинно внешних" цитат не менее 5. Данное граничное значение авторы объясняют тем, что высококачественная публикация должна получать социальное признание со стороны научного сообщества хотя бы в течение пяти лет. Соответственно, критерий "высшее качество" - число публикаций членов коллектива, на каждую из которых число "истинно внешних" цитат не менее 10 (публикация высшего качества должна получать социальное признание хотя бы в течение десяти лет).

Такой критерий, как социальная трансляция, отражает наличие публикаций, как "носителей" результатов исследовательской деятельности коллектива. Однако число публикаций N членов коллектива не может быть полноценным критерием, т.к. публикации

N

различны по качеству и значимости. Критерий результативности К3 = ^ (С г ■ ) , где

г = 1

операнды - соответственно импакт-фактор издания и коэффициент его статуса, в котором нашла отражение 1-я публикация.

Такой критерий, как потенциал, отражает квалификацию научно-педагогического

м

коллектива: К4 = ^ Qi, где Qi - квалификация г-го работника (метод оценки представлен

г = 1

в работе [2]), М - число работников.

Социальные связи отражают взаимодействие коллектива с иными социумами. Социальное координационное число научного коллектива К5 - число соавторов всех публикаций членов анализируемого коллектива, не входящих в него. Более точный критерий

К5

учитывает квалификацию этих соавторов как научных работников: К6 q¡ , где qi -

/=1

научная квалификация г-го внешнего соавтора.

Наиболее сложна и неоднозначна оценка такого критерия, как открытость. Ведь в настоящее время существуют и авторские права, и закрытый доступ к научным публикациям (особенно в высокорейтинговых изданиях). Частные критерии следующие. Параметр К7 - число публикаций коллектива, находящихся в открытом доступе. Параметр К8 - число скачиваний на публикации коллектива, находящихся в закрытом доступе. При оценке открытости необходимо также учитывать портфолио научно-педагогических работников на сайтах образовательных учреждений, разработанные методические материалы (выложенные в открытый доступ) и наличие их перевода на иностранные языки, количество всевозможных отзывов и рецензий, которые члены коллектива пишут для открытого доступа,

количество защищённых диссертаций членами коллектива и под их руководством (их в настоящее время отражают на сайтах соответствующих учреждений) и т.д.

Возникает вопрос: каким образом соотносится присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе с его интегрированностью в это сообщество (или степенью взаимодействия с научным сообществом). Интегрированность в научное сообщество, в отличие от присутствия, включает целую группу параметров, отражающих, в какой мере анализируемый коллектив использует социокультурный потенциал научного сообщества для собственной исследовательской деятельности. Оценка указанных параметров связана с многоаспектным анализом цитат, сделанных научным коллективом на публикации остальных членов научного сообщества, т.е. метрологическая задача, обратная оценке значимости (на основе анализа цитирований) результатов исследовательской деятельности научного коллектива для научного сообщества. Также отметим, что диагностику присутствия коллектива в научном сообществе нельзя сводить к оценке значимости результатов его исследовательской деятельности, т.е. к вычислению показателей, основанных на цитируемости. Так, например, публикация статьи в высокорейтинговом издании уже означает высокий уровень присутствия, социальное признание результатов исследовательской деятельности (в высокорейтинговых изданиях опубликоваться непросто!). Достаточно сказать, что не следует путать признанность (цитируемость) статьи с авторитетностью издающего журнала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные критерии, позволяющие оценить присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе, нуждаются в уточнении. Но уже на данном этапе очевидно, что в современных условиях его повышение связано, прежде всего, с публикацией результатов исследовательской деятельности и получением цитат на них, а также получением всевозможных социальных признаний (помимо цитат) результатов исследовательской деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-03-00382 "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М. Л. Романова, З.А. Бат-чаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.

2. Изотова, Л.Е. Диагностика квалификации научно-педагогического работника вуза / Л.Е. Изотова, Е.С. Киселева. Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 9 (151). - С. 109-114.

3. Романова, М.Л. Отражение научного знания в содержании вузовского образования / М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2016. - № 3. - С. 372-393.

4. Bonaccorsi, A. The determinants of research performance in European universities: large scale multilevel analysis / A. Bonaccorsi, L. Secondi // Scientiometrics. - 2017. - No. 112. - P. 1147-1178.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chebkueva, Z.N. (2015), "Socia11y-pedagogica1 systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Izotova, L.E., Kiseleva, E.S. and Romanov, D.A. (2017), "Scientific-pedagogical wo^er qualification assessment in higher educational establishment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 151, pp. 109-114.

3. Romanova, M.L. (2016), "Reflection of scientific knowledge in higher educational establishment learning content", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 372-393.

4. Bonaccorsi, A. and Secondi, L. (2017), "The determinants of research performance in European universities: a large scale multilevel analysis", Scientiometrics, No. 112, pp. 1147-1178.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2018

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖНАУЧНЫХ

КОММУНИКАЦИЙ

Ирина Павловна Пастухова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный институт развития образования, г. Москва; Марина Леонидовна Романова, кандидат

педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат

педагогических наук, доцент, Александр Александрович Ковтун, старший

преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка инновационного метода диагностики межнаучных коммуникаций в научном сообществе. Известно, что межнаучные коммуникации - один из важнейших факторов развития научного знания, функционирования науки как социального института. В современном мире возможно выделить два основных направления межнаучных коммуникаций в научном сообществе: во-первых, совместное получение результатов исследовательской деятельности несколькими научными работниками, во-вторых, использование результатов исследовательской деятельности, полученных ранее другими научными работниками, в качестве теоретической основы собственных исследований. Однако в современном мире не всегда наблюдается должный уровень межнаучных коммуникаций, вследствие чего научное знание и научно-образовательные среды (в том числе высших учебных заведений) развиваются недостаточно интенсивно. Современные наукометрические базы данных открывают новые возможности для анализа межнаучных коммуникаций.

Ключевые слова: научное сообщество, межнаучная коммуникация, диагностика, метод.

MODERN MODELS AND ASSESSMENT METHODS OF INTER-SCIENTIFIC

COMMUNICATIONS Irina Pavlovna Pastukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Institute of Education Development, Moscow; Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Alexandrovich Kovtun, the senior tutor, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the research is to develop the innovative method for diagnostics of the scientific communications in the scientific community. It is known that inter-scientific communication is one of the most important factors in the development of the scientific knowledge, the functioning of the science as a social institution. In the modern world, it is possible to distinguish two main directions of inter-scientific communication in the scientific community: firstly, the joint getting of the results of research activities by several scientists, and secondly, the use of the results of the research activities that have been previously obtained by other scientists as the theoretical basis for their own research. However, in the modern world, there is not always a proper level of inter-scientific communication, so that the scientific knowledge and scientific and educational environment (including higher education institutions) are not sufficiently developed. Modern science-driven databases open up the new opportunities for the analysis of the scientific communications.

Keywords: scientific community, inter-scientific communication, assessment, method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.