УДК 336.763
Егорченко Татьяна Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент, кафедра учета, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Egorchenko Tatiana Ivanovna,
Ph.D. in Economics, associate professor, Department of the Account, Analysis and Audit, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ MODERN METHODS OF ANALYSIS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Особое значение для развития и обеспечения конкурентоспособности и эффективности организаций различных форм собственности и направлений деятельности приобретает возможность проведения ретроспективного и перспективного экономического анализа с применением наиболее современных инструментов. Это требует подготовки специалистов соответствующего уровня и квалификации, владеющих разнообразным инструментарием и способных делать грамотные и обоснованные выводы на основании полученных результатов. Рассмотрены основные направления экономического анализа, соответствующие современным потребностям хозяйствующих субъектов. Обоснована необходимость их применения в образовательном процессе. Проанализирована возможность включения различных методов экономического анализа хозяйственной деятельности организаций в рабочие программы соответствующих дисциплин. Ключевые слова: экономический анализ, бизнес-моделирование, компьютерные статистические пакеты.
The special value for development and ensuring competitiveness and efficiency of the organizations of various forms of ownership and activity gets a possibility of carrying out the retrospective and perspective economic analysis with use of the most modern tools. It demands the training of specialists of appropriate level and qualification owning various tools and capable to draw competent and valid conclusions on the basis of the received results. The basic directions of the economic analysis, corresponding to modern requirements of managing subjects are considered. The necessity of their application in the educational process is substantiated. The possibility of including various methods of economic analysis of the economic activities of organizations in the working programs of the relevant disciplines is analyzed.
Keywords: economic analysis, business modeling, computer statistical packages.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития экономики Российской Федерации и Республики Крым, определяемых экономической и политической ситуацией на региональном и глобальном уровнях, возникает острая потребность в специалистах в области экономики, владеющих самыми современными инструментами экономической науки.
Особое значение для развития и обеспечения конкурентоспособности и эффективности организаций различных форм собственности и направления деятельности приобретает возможность проведения ретроспективного и перспективного экономического анализа с применением наиболее современных инструментов. Это требует подготовки специалистов соответствующего уровня и квалификации, владеющих разнообразным инструментарием и способных делать грамотные и обоснованные выводы на основании полученных результатов.
Решение данных проблем предполагает внесение изменений в образовательный процесс и включение в рабочие программы преподавателей наиболее современных методов анализа с целью повышения способности выпускаемых специалистов в области экономики к получению наиболее эффективного результата.
Образовательный процесс высших и средних специальных учебных заведений не испытывает недостатка в учебниках и учебных пособиях в области экономического, финансового и иных видов анализа. Наибольшее распространение получили труды российских и белорусских ученых, в частности М.И. Баканова [1], Л.А. Головниной [2], Г.П. Герасименко, Э.А. Маркарьян [3], Л.В. Прыкиной [4], Г.В. Савицкой [6], Г.В. Шадриной [8], А.Д. Шеремета [1] и др. Однако экономическая наука не стоит на месте, ее развитие обусловлено растущими потребностями экономических субъектов, что, в свою очередь, требует обновления преподаваемого аналитического инструментария.
149
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является анализ новых методов экономического анализа и обоснование необходимости включения их в образовательный процесс с целью повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов на современном рынке труда. РЕЗУЛЬТАТЫ
Целью преподавания аналитических дисциплин является формирование у обучающихся аналитического, творческого мышления и системных знаний по научным основам экономического, финансового анализа, методике его проведения, организации информационного обеспечения, а также использования в процессе анализа экономико-логических и экономико-математических методов и моделей.
В настоящее время к наиболее распространенным методам экономического анализа, изучаемым в учебных заведениях, следует отнести:
• методы элементарной математики;
• классические методы;
• методы математической статистики (методы одномерных, многомерных статистик совокупностей);
• эконометрические (для определения либо производственных функций, либо функции «затраты — выпуск»).
При этом определено, что с целью анализа экономические процессы представляются в виде экономических моделей (уравнений) [1, 2, 3, 4]. В зависимости от целей анализа экономические модели различаются на детерминированные и стохастические.
На основе детерминизма изучаются такие явления, при которых одна причина при определенных условиях порождает другую, которая является как бы следствием. То есть сущность детерминированного анализа заключается в разложении исследуемого явления или процесса на отдельные прямые факторы, влияние которых на конечный результат можно выделить и измерить количественно.
В отличие от детерминированного, стохастическое моделирование является методом решения класса задач статического оценивания. При выполнении анализа построение моделей производится за счет факторов, не находящихся в прямой взаимосвязи. Эти факторы (связи) существуют между случайными величинами, но при изменении одного из факторов меняется величина и другого. В основе построения таких моделей лежит обобщение вариантов значений, а когда надо измерить влияние этих случайных величин, производится корреляционный анализ.
Данные виды анализа достаточно продолжительное время применяются в учебном процессе, в полной мере обеспечены учебной и методической литературой, содержащей как лекционные материалы, так и решение аналитических и практических задач.
Однако в настоящее время все чаще возникает потребность в не столь прямолинейных методах. Так, по мнению Р.Р. Чугумбаева и Н.Н. Чугумбаевой «долгосрочный успех хозяйствующего субъекта зависит по большей степени не от наличия технико-технологической обеспеченности организации, а от способов рефлексии организации на внешние воздействия, особое значение приобретают инструменты анализа, связанные с процессами бизнес-моделирования» [7].
По мнению авторов, бизнес-моделирование — деятельность по выявлению и описанию (формализации) существующих бизнес-процессов, проведение анализа процессов, а также проектирование (построение модели) новых бизнес-процессов. Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе, — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.
При изучении данного вида анализа обучающиеся в процессе разработки экономической модели анализируемой организации получают навыки моделирования с помощью специализированного программного обеспечения, в результате которого средствами бизнес-моделирования достигается эффективное взаимодействие различных подразделений организации, что обеспечивает взаимопонимание управленцев и исполнителей.
Результатом выполненного квалифицированным специалистом бизнес-моделирования должна явится единая информационная система управления всей организацией. Кроме того, в результате возможно обеспечение сокращения затрат на производство, повышение качества продукции и уровня сервиса. Разработка бизнес-модели предприятия позволяет существенно ускорить процедуру внедрения и сертификации системы менеджмента качества, а впоследствии снизить затраты на ее поддержание на должном уровне.
Результаты бизнес-моделирования могут применяться как для целей управленческого реинжиниринга бизнес-процессов, так и для автоматизации процессов в информационной системе.
В процессе обучения могут быть использованы существующие в настоящее время системы класса workflow и BPMS, которые имеют атрибутику системы бизнес-моделирования, такую как графический редактор модели процесса. При этом они напрямую не предназначены для бизнес-моделирования, не-
150
смотря на то, что индикаторы выполнения бизнес-процесса (показатели процессов и показатели эффективности) позволяют принимать управленческие решения, изменяющие бизнес-процессы организации. Моделирование процессов в таких системах предназначено для проектирования последовательности работ и отражения уже выстроенного дерева бизнес-процессов.
Наличие готового программного обеспечения для организации такого процесса является необходимым, но недостаточным условием его осуществления, так как для профессионального его проведения и грамотной интерпретации требуются специалисты высокой квалификации, обучение и подготовка которых должны осуществляться опережающими темпами. Такой уровень образования на данном этапе могут позволить себе только ведущие вузы, обладающие мощной материально-технической базой и тесными связями с профильными организациями и учебными заведениями как внутри страны, так и за ее пределами.
Более доступным инструментарием, по мнению Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова, «помимо электронных таблиц MS Excel, важным информационным инструментом принятия управленческих и экономических решений являются компьютерные статистические пакеты» [8].
Согласно определению Финансового словаря, статистический пакет — программный продукт, предназначенный для статистической обработки данных. Обычно в статистический пакет входят средства деловой графики, дисперсионного анализа, регрессионного анализа, анализа временных рядов и пр. [9].
В качестве примера можно привести пакет Microsoft Office, включающий в себя, наряду со средствами создания и обработки текста (Word), баз данных (Access), презентаций (Power Point), табличный процессор Excel, предназначенный для создания электронных таблиц и манипулирования их данными. В состав Microsoft Excel входит набор средств анализа данных, предназначенный для решения сложных статистических задач. Для проведения анализа данных с помощью этих средств достаточно указать (отметить) диапазон входных данных из таблицы и выбрать необходимые параметры; расчет будет проведен с помощью подходящей статистической функции, а результат будет помещен в выходной диапазон таблицы. Кроме того, специальные средства позволяют представить результаты в графическом виде. Для успешного применения процедур анализа в Microsoft Excel также необходимы соответствующие знания в области статистических расчетов, для которой эти инструменты были разработаны. Несмотря на то, что электронные таблицы уступают по своим возможностям специализированным пакетам статистической обработки данных, изучение возможностей и владение навыками работы с Microsoft Excel делает их мощным инструментом.
Компьютерные системы для анализа данных — статистические пакеты — являются, по сравнению с другими наукоемкими программами, пожалуй, наиболее широко применяемыми в аналитической и исследовательской работе в разнообразных областях деятельности. Статистический пакет должен удовлетворять определенным требованиям, на которые в первую очередь надо обращать внимание при его выборе:
• модульность программного обеспечения, автоматическая организация процесса обработки данных и связей между модулями пакета;
• развитая система поддержки при выборе способов обработки данных, визуальном отображении результатов и их интерпретации;
• наличие средств сохранения результатов проделанного анализа в виде графиков и таблиц;
• совместимость с другим программным обеспечением.
Следует также отметить, что применение статистических пакетов в учебном процессе требует минимальных затрат на материально-техническое обеспечение процесса, так как основано на применении стандартного комплекта программного обеспечения.
Рассмотренный выше аналитический инструментарий в значительной мере опирается на профессиональное владение компьютерными технологиями, что не является приоритетным при организации обучения по направлению 38.03.01 «Экономика». Однако в последнее время при организации и ведении бизнеса возникает необходимость в проведении специальных видов анализа. В таком случае роль бизнес-аналитика в значительной степени зависит от специфики работы организации и ее потребностей, а также степени осознания необходимости создания должности бизнес-аналитика.
Бизнес-анализ представлен системой методов, которые позволяют всесторонне и объективно исследовать бизнес, а также выявить потенциальные или существующие проблемы и потребности в его функционировании и структуре. Руководители предприятий, менеджеры среднего звена и некоторые сотрудники обычно используют отдельные методы бизнес-анализа для решения конкретных вопросов в текущей работе.
Понимание одновременно всех аспектов бизнеса является критически важным. Как указано в справочнике знаний по бизнес-анализа, большинство организаций ожидать от бизнес-аналитика как понимание бизнеса, так и понимание информационных технологий. Так, среди методов встречаются такие, которые направлены на выявление потребностей и возможных условий для их решения.
151
На основе рассмотренной информации можно сделать вывод, что бизнес-аналитик в России должен являться консультантом, способным давать рекомендации по ведению бизнеса на основе проведения бизнес-анализа. При этом роль бизнес-аналитика заключается в выявлении потребностей организаций и создании рекомендаций по их удовлетворению. Наиболее востребованными бизнес-аналитики является в организациях, занимающихся предоставлением услуг по аутсорсингу информационных технологий.
В настоящий момент методы бизнес-анализа изучаются большим количеством специальностей. При этом бизнес-анализ изучается без объединения их в одну систему или дисциплину.
Например, метод диаграмм потоков данных изучается на специальностях информационных технологий. То же относится и к методам моделирования данных и моделирования процессов. Метод SWOT-анализа или STEP-анализа изучается на экономических специальностях и т. п.
В то же время, значительное количество методов бизнес-анализа вообще не рассматривается в высших учебных заведениях.
Указанные выше сертификации требуют наличия опыта работы в нескольких областях знаний бизнес-аналитика. Проблем бизнес-анализа много, и они определяются как собственно справочником знаний по бизнес-анализа, так и многочисленными бизнес-аналитиками в их публикациях и озвучиваются на конференциях.
Один из ведущих ученых в этой области Дебра Пол [10] отмечает следующие проблемы бизнес-анализа:
• организации видят задачу бизнес-анализа в том, чтобы использование информационных технологий, в первую очередь, было направлено на удовлетворение потребностей бизнеса;
• бизнес-аналитики, привлеченные к проведению бизнес-анализа, являясь опытными системными аналитиками, часто не могут правильно выявить потребности бизнеса и рассмотреть возможное множество решений;
• отсутствие понимания бизнес-аналитиком работы информационных систем может быть причиной неправильного понимания разработчиками поставленных задач и ожидаемых результатов, что, в конечном счете, не решит проблему или решит не в полном объеме;
• более того, решения и рекомендации бизнес-аналитиков могут игнорироваться руководством организации из-за непонимания роли бизнес-аналитика в работе организации.
При этом проблемой является правильное выявление потребностей организации. Так, часть методов бизнес-анализа по своей природе являются субъективными, построены на взаимодействии и общении с заинтересованными сторонами и зависят от аналитических способностей исполнителей. Однако, правильное выявление потребностей организации является первым этапом для их удовлетворения. Разработанные решения должны быть внедрены в определенные сроки с определенным бюджетом, что является отдельной проблемой, рассматриваемой в том числе и ITGI (Information Technologies Governance Institute).
Рассмотренные выше способы и методы анализа экономических процессов в ближайшей перспективе будут наиболее востребованными, что обусловливает необходимость их включения в образовательный процесс будущих экономистов, сфера профессиональных задач которых в настоящее время не ограничивается простым учетом, планированием и контролем. При этом следует учитывать, что наполненность и содержание преподаваемой дисциплины определяется ее Рабочей программой, в которой указывается как количество лекционных, практических и лабораторных занятий, так и их тематика. В настоящее время изучение дисциплины «Экономический анализ» не предполагает такой вид работ, как лабораторные занятия в компьютерной аудитории. Однако для получения практических навыков применения современных видов анализа необходимо использование компьютерных технологий и, соответственно, создание достаточной материально-технической базы. Следует также учитывать, что рассмотренные виды анализа достаточно трудоемки и обучение их использованию и применению возможно потребует разработки новой специализированной дисциплины. В сложившихся условиях целесообразным является краткое ознакомление и обзорный анализ новых методов в рамках дисциплин, предусмотренных существующим учебным планом ВЫВОДЫ
Проведенные исследования показывают растущую потребность государственных и бизнес-структур в специалистах высокой квалификации, способных выполнить аналитические расчеты с применением самого современного инструментария. Это требует не только доработки и регулярного обновления рабочих учебных программ и планов, но и обеспечения материально-технической базы учебного процесса, а также регулярного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. При этом следует акцентировать внимание на том, что владение аналитическим инструментарием требуется в работе специалистов, получивших образование по всем профилям направления 38.03.01 «Экономика». Основой для подобных изменений и корректировки учебных программ должна являться тес-
152
ная взаимосвязь бизнеса и образовательной организации, так как только такой подход позволит определить наиболее актуальные и востребованные направления анализа, что создаст основу для их дальнейшего включения в учебный процесс как бакалавров, так и магистров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 536 с.
2. Головнина Л.А. Экономический анализ [Текст]: учебник / Л.А. Головнина, О.А. Жигунова. — М.: Кнорус, 2013. — 396 с.
3. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2015. — 534 с.
4. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия [Текст]: учебник / Л.В. Прыкина. — М.: Дашков и К, 2016. — 252 с.
5. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. — 14-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 648 с. — (Высшее образование. Бакалавриат).
6. Шадрина Г.В. Экономический анализ: теория и практика [Текст]: учебник / Г.В. Шадрина. — М.: Юрайт, 2014. — 514 с.
7. Чугумбаев Р.Р. Бизнес-моделирование как элемент метода экономического анализа / Р.Р. Чугум-баев, Н.Н. Чугумбаева // Научный альманах — 2015. — № 12-1 (14) — С. 393-395.
8. Тюрин Ю.Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. — 4-е изд., перераб. — М.: Форум, 2008. — 367 с.
9. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., cop. 1996-2005. — Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29830 (дата обращения: 21.06.17).
10. Debra Paul D.Y. Business Analysis / D.Y. Debra Paul, J. Cadle. — Second edition — 2010.
Статья поступила в редакцию 5 июля 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года
153