Современные методологические подходы к разработке региональных энергетических программ
Ратникова Марина Юрьевна
канд. экон. наук, РГУ нефти и газа им. Губкина
В России, в ходе реализации демократических и рыночных реформ, оказалась чрезмерно ослабленной роль государственного управления во всех сферах общественного развития, в том числе в таком важном секторе экономики как топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Повышение экономической самостоятельности субъектов федерации и становления свободного предпринимательства в ТЭК привели к постановлению острой проблемы - снижения эффективности управления процессами развития ТЭК страны и регионов. В статье раскрываются методологические подходы к обоснованию и разработке региональных энергетических программ. В соответствии с принятыми сценариями развития экономики региона и ростом спроса на энергетические ресурсы определяются основные направления развития отраслей ТЭК и участия региона в межрегиональных обменах ТЭР. В рамках принимаемых сценариев социально-экономического развития региона, определяющих динамику спроса на энегоресурсы, формируются варианты развития отраслей ТЭК, глубина технического перевооружения, направления использования собственного привлекаемого ресурсно-сырьевого потенциала. Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, региональные энергетические программы, методологические подходы, экономическое развитие региона, управление процессами развития ТЭК
В России, в ходе реализации демократических и рыночных реформ, оказалась чрезмерно ослабленной роль государственного управления во всех сферах общественного развития, в том числе в таком важном секторе экономики как топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Повышение экономической самостоятельности субъектов федерации и становления свободного предпринимательства в ТЭК привели к постановлению острой проблемы - снижения эффективности управления процессами развития ТЭК страны и регионов.
Поэтому главной целью органов управления этим комплексом (Минэнерго РФ, Федеральная энергетическая комиссия РФ, акционерные общества типа РАО, «ЕЭС России», РАО «Газпром» и др.) является разработка механизма координации действия основных участников процесса развития топливно-энергетического комплекса России на всех уровнях государственного управления этим процессом, от федерации до субъекта федерации; и на всех этапах формирования программ от их разработки до реализации в виде решения конкретных проблем региональных ТЭК и энергетических хозяйств.
В России проводятся работы по подготовке концептуальных положений и программ развития энергетики отдельных регионов страны - Севера, Северо-Запада, Центра, Черноземья, Северного Кавказа, Урала, Тюмени, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Одновременно была начата разработка региональных программ для отдельных субъектов федерации.
Несмотря на положение «Методических рекомендаций по разработке энергетической стратегии региона», о необходимости использования нескольких сценариев развития экономики и ТЭК региона (в том числе одного - согласованного с федеральными органами управления экономикой и ТЭК), в большинстве программ до настоящего времени в качестве основного (а иногда и единственного) рассматривается сценарий, отражающий позицию администрации субъекта Федерации. Это приводит к тому, что результаты региональных программ по параметрам развития, потребным финансовым ресурсам и источникам их покрытия не могут использоваться при разработке программ более высокого уровня (например, ассоциации регионального взаимодействия, в состав которой входит данный субъект федерации). До тех пор, пока государство оставалось собственником большей части предприятий, региональные
£
>
Н т э я Ы
71 >
Н
е
СП
о Сч]
энергетические программы были средством реализации государственной политики на региональном уровне.
Позже региональные энергетические программы стали входить в противоречие с федеральными программами, и это явилось следствием разгосударствления большей части государственной собственности, и роста экономической независимости субъектов Федерации от федеральной исполнительной власти. При разработке энергетических программ субъектов Федерации не всегда учитываются интересы и возможности соседних территорий, возможность взаимозаменяемости ресурсов соседних территорий. О Инвестиционные проекты, предлагаемые к реализации, в ряде случаев не отражены по степени значимости и очередности осуществления с общеэкономических позиций. В связи с этим весьма своевременным является решение Минтопэнерго России о необходимости разработки и внедрения в практику программирования типовой методики формирования региональных энергетических программ (РЭП), создания реальных механизмов реализации и управления этими программами.
Использование всеми субъектами РФ универсального методического подхода для специфических региональных условий при формировании энергетических программ создает возможность устранить наблюдаемую в практике программирования бессистемность и разнобой.
Руководство Минэнерго РФ поручило в 1998 г. Совету по изучению производительных сил разработать, с привлечением необходимых соисполнителей, «Методику» формирования региональных энергетических программ, которая была разработана творческим коллективом и рекомендована в 2000 г. для внедрения в практику работ. Автор настоящей работы входил в состав творческого коллектива и принимал участие в разработке ряда разделов и общей редакции Методики. Ниже излагаются некоторые концептуальные подходы к разработке региональных энергетических программ, которые были использованы при составлении Методики.
Региональная энергетическая программа (РЭП) является руководящим документом, на основании которого администрация субъекта РФ организует работу по реализации государственной энергетической политики в обеспечении потребностей страны, субъекта или группы субъектов РФ, в топливно-энергетических ресурсах, поддержанию их цены на приемлемом уровне, поиску и поддержанию разумного компромисса между производителями и потребителями энергии. Регламент формирования РЭП определяет порядок взаимодействия субъектов, участвующих в ее разработке и реализации.
Субъектами формирования региональной энергетической программы на взгляд разработчиков являются:
Минэнерго России как основной представитель интересов Российской Федерации в части развития топливно-энергетического комплекса;
Минфин России и Казначейство при Минфине России как основные структуры государства, обеспечивающие формирование финансовых потоков по удовлетворению государственных федеральных нужд и поступлениям средств в государственный федеральный бюджет;
Администрации субъекта РФ как основной представитель интересов республики, края, области, автономного округа Российской Федерации, в том числе в части развития ТЭК и энергетического хозяйства региона;
Компании, государственные предприятия, другие организации и хозяйствующие субъекты по добыче, производству, реализации и использованию топливно-энергетических ресурсов на территории региона.
Для каждого региона существуют свои специфические условия функционирования ТЭК и энергохозяйства, которые определяются уровнем обеспеченности территории собственными топливно-энергетическими ресурсами, природно-климатическими условиями, социально-экономическим развитием, а также национальными традициями и сложившимся укладом жизни местного населения. Поэтому каждую РЭП необходимо разрабатывать и реализовывать совместно с администрацией субъекта РФ. Вместе с тем, в развитии каждого субъекта РФ присутствуют специфические интересы Федерации, отраженные в соответствующих федеративных договорах, в рамках которых Минэнерго России, как функциональный заказчик от федеративного центра, обеспечивает организацию работ по их достижению.
Порядок разработки, согласования, утверждения и реализации каждой конкретной региональной энергетической программы определяется, исходя из ее значения с позиций основных положений энергетической политики России.
По своему назначению и степени участия государства в разработке и реализации РЭП, они могут быть подразделены на три типа: РЭП федерального значения; РЭП межрегионального значения (МЭП); РЭП регионального значения.
Ранг федерального значения имеют региональные энергетические программы, энергетический потенциал которых многократно перекрывает современные и перспективные собственные потребности региона и активно участвует в формировании топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны (или крупной зоны). К подобному рода программам можно отнести РЭП Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Кемеровской области (Кузбасса), Республики Коми, Республики Саха (Якутия) и ряда других территорий. К числу РЭП федерального значения могут быть отнесены и программы, разрабатываемые для территорий, слабо обеспеченных собственными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР), но экономический потенциал которых имеет принципиальное значение для восстановления и развития экономики страны, а также обеспечения ее экономической безопасности.
РЭП межрегионального значения разрабатываются при наличии согласованного решения администрации ассоциаций экономического взаимодействия (или администраций ряда соседних территорий) о необходимости совместного использования энергетического потенциала в целях повышения надежности и эффективности энергоснабжения и консолидации финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов межрайонного значения.
РЭП регионального значения ориентированы на решение конкретных задач энергоснабжения соответствующего субъекта РФ, модернизации и реконструкции отраслей ТЭК, оптимизации энергохозяйства этого региона в целом и потоков энергоресурсов.
Статус (ранг) РЭП определяется Минэнерго России по согласованию с администрацией субъектов РФ (ассоциации экономического взаимодействия). В соответствии со статусом РЭП определяется Заказчик и Исполнитель программы, а также организуется система управления и контроля за ее разработкой и реализацией.
Взаимоотношения Заказчика и Исполнителя регламентируются договором (контрактом) на разработку конкретной РЭП и ее отдельных этапов.
Исполнитель на конкурсной основе определяет разработчика программы, а после его согласования и утверждения также на конкурсной основе определяет генеральных подрядчиков по каждому из инвестиционных проектов и крупному программному мероприятию.
Администрация программы представляет Заказчику промежуточные и окончательные отчеты по разработке отдельных разделов и РЭП в целом в сроки, предусмотренные договором (контрактом) на ее формирование и реализацию.
Региональные энергетические программы, как важнейший инструмент реализации региональной политики государства, разрабатываются на перспективный период по годам и опорным годам пятилетий на период, продолжительность которого определяется, как минимум, длительностью инвестиционного цикла объектов ТЭК, включаемых в программу. Период прогноза (5, 10, 15 лет) определяется заказчиком и исполнителем в техническом задании на РЭП.
Финансирование разработки РЭП осуществляет Заказчик или по его представлению распорядитель государственного бюджета соответствующего уровня.
Регламент РЭП федерального значения.
Интересы и цели Правительства РФ в лице руководства Минэнерго России и субъекта Федерации в лице администрации региона, на территории которого располагаются объекты ТЭК федерального значения, в отношении развития и использования потенциала ТЭК требуют увязки, так как:
с позиций руководства Минэнерго России, заинтересованного в исполнении своих прямых обязанностей по обеспечению стабильного и эффективного энергоснабжения всех потребителей России топливом и энергией, по нашему мнению, же-
лательно, чтобы ТЭК региона максимизировал добычу нефти, природного газа, угля, производство нефтепродуктов и электроэнергии и реализовал бы их, в интересах государства, на внутреннем рынке по минимально допустимым ценам, а на внешних рынках - по действующим мировым ценам. При этом необходимо, чтобы организации ТЭК как можно меньше получали льгот (преференций), выплат и гарантий из федерального бюджета и как можно больше платили в государственный бюджет акцизов, налогов, пошлин и фиксированных платежей во внебюджетные формы;
с позиций администрации региона, несущего ответственность прежде всего перед населением данного региона за их энерго- и топливоснабжение, а также снабжение коммунально-бытовых потребителей и местных производителей товаров и услуг, желательно, чтобы в первую очередь обеспечивались нужды региона в тЭр по минимальным ценам, а региональный бюджет получал бы максимальные поступления от деятельности организации ТЭК и от работников, занятых на этих производствах.
Функциональным заказчиком РЭП федерального значения является Минэнерго России.
Ответственным исполнителем РЭП является администрация субъекта Федерации (региона), которая создает в своей структуре администрацию региональной энергетической программы и делегирует ей часть своих функций.
Функциональный заказчик несет ответственность за:
соответствие основных положений региональной энергетической программы энергетической политике России и принятым документам, регламентирующим текущую энергетическую политику государства;
эффективность предлагаемых с РЭП мероприятий в достижении цели и конечных результатов программы;
обоснованность средств, выделяемых из федерального бюджета;
гарантий государства на получение кредитов и предоставляемых льгот генеральным подрядчикам инвестиционных проектов в рамках РЭП. Исполнитель несет ответственность за: разработку и качество исполнения РЭП; целевое использование и эффективность вложения государственных средств в соответствии с целями РЭП;
своевременное и качественное выполнение инвестиционных проектов;
распределение государственных средств и права на осуществление инвестиционных проектов на конкурсной основе;
привлечение к работе над разработкой проекта РЭП и его реализацией квалифицированных специалистов и профильных организаций, деятельность которых подтверждена соответствующими государственными лицензиями или свидетельствами;
социально-экономические и экологические последствия в регионе от реализации инвестиционных проектов.
£
>
Н
т э я Ы
71 >
Н
подготовка технического задания и проекта контракта Заказчиком;
подготовка Исполнителем условий конкурса разработчиков РЭП;
формирование Исполнителем Администрации РЭП в составе Совета по РЭП и Исполнительной дирекции РЭП (юридическое лицо);
контракт на разработку РЭП Заказчика с Разработчиком (победителем тендера);
разработка проекта РЭП; согласование проекта РЭП с заинтересованными ведомствами и учреждениями;
корректировка и визирование проекта РЭП согласующими сторонами;
приемка РЭП Исполнителем и передача ее Заказчику;
представление РЭП Заказчиком и Исполнителем в Межведомственную комиссию при Правительстве РФ, где проходит ее рассмотрение и утверждение.
Проект РЭП должен быть обязательно согласован по основным параметрам и направлениям с заинтересованными ведомствами и учреждениями по списку, утвержденному Заказчиком.
Региональная энергетическая программа федерального значения должна утверждаться на Межведомственной комиссии при Правительстве России или Минэнерго России как функциональным заказчиком РЭП.
Регламент РЭП межрегионального значения (МЭП).
Интересы и цели Правительства РФ в лице руководства Минэнерго России и субъектов Федерации и лице руководства ассоциаций экономического взаимодействия или администрации регионов, на территории которых располагаются объекты ТЭК межрегионального значения, сводятся к следующему:
Минэнерго России заинтересовано в рационализации использования местных энергоресурсов для межрегиональных поставок в целях сокращения перетоков топлива и энергии при минимизации затрат на транспорт и потерь при транспортировании, а также сокращении объемов централизованных поставок топлива в эти регионы;
Администрации регионов, для которых разрабатывается МЭП, в большинстве случаев заинтересованы в увеличении объемов бюджетного финансирования на централизованную закупку топлива для всех видов потребителей.
Цель МЭП - достижение баланса интересов федерального центра, ассоциаций экономического взаимодействия и субъектов Федерации, входящих в их состав (или группы соседних субъектов Федерации).
Заказчиком мЭп является администрация ассоциации экономического взаимодействия (или представители администраций ряда соседних субъектов РФ, принявших решение о разработке МЭП).
Ответственным исполнителем МЭП по поручению руководства ассоциации экономического взаимодействия (или администраций группы соседних
субъектов РФ) являются соответствующие департаменты, которые создают Администрацию межрегиональной энергетической программы, с введением в ее состав представителей всех регионов, участвующих в разработке МЭП. Функции Заказчика и Исполнителя практически аналогичны функциям федеральной региональной программы.
Порядок разработки МЭП в основном соответствует разработки РЭП федерального значения за исключением того, что утверждение МЭП производится представителем Правительства РФ в лице Минэнерго России.
Проект МЭП должен быть подписан руководством всех регионов, охваченных программой, обязательно согласован по основным параметрам и направлениям с заинтересованными ведомствами и учреждениями по списку, утверждаемому Заказчиком.
Регламент РЭП регионального значения. В
отличие от регламента разработки межрегиональных энергетических программ Заказчиком РЭП является администрация данного региона, которая самостоятельно формирует основные факторы стимулирование реализации инвестиционных проектов.
При разработке РЭП различных типов может появиться многократное дублирование программных мероприятий, как в части инвестиционных проектов, так и в вопросах финансирования и источниках из обеспечения. Так, например, нефтегазовый комплекс Тюменской области может явиться предметом РЭП федерального значения и одновременно войти в состав межрегиональной и энергетической программы, разрабатываемой для смежных территорий (Урал - Тюменская область) или для федеральных целевых программ социально-энергетического или отраслевого развития (ФЦП «Сибирь», ФЦП «Энергетическая стратегия Сибири» и другие).
В то же время при разработке РЭП возможны случаи неполного учета объектов ТЭК федерального уровня, которые утверждены в программах федерального ранга (ФЦП «Топливо и энергия»).
Для избежания дублирования или недоучета объектов топливно-энергетического комплекса, а также координации усилий в области реализации разноуровневых программ целесообразно осуществить ранжирование инвестиционных проектов по их уровням значимости и в инвестиционной части РЭП учитывать только те проекты, которые относятся к данному рангу программы. При этом объекты более высокого ранга, входящие в состав государственных программ, должны включаться в РЭП без дополнительных обоснований и требований по финансированию.
Такой подход обеспечивает сквозное сочетание интересов федерального и регионального уровней и позволяет получать целостное представление о функционировании ТЭК региона.
В региональных программах необходимо предусмотреть:
- обеспечение энергетической безопасности региона на основе достаточного, экономически эф-
фективного и экологически приемлемого его энергоснабжения, при сохранении финансово-экономической стабильности и устойчивости функционирования ТЭК;
- обеспечение роста энергетической оснащенности производства, как фактора снижения материальных, энергетических и трудовых ресурсов, реализации первоочередных задач энергосбережения;
- повышение самостоятельности региона за счет внутренних ресурсов, имея в виду не только перспективу развития региона, но и историю взаимоотношений регионов между собой, а также регионов и центра;
- обеспечение поступлений в региональный бюджет установленных законодательством ресурсов, необходимых для выполнения им своих функций.
Применительно к энергетическому сектору региона ясно, что государство заинтересовано в реализации РЭП региона, направленной на повышение уровня жизни как работников ТЭК региона, так и остальных жителей. Государство заинтересовано в установлении уровня налоговой нагрузки на региональные энергетические предприятия, обеспечивающей их устойчивое функционирование в том случае, если ценовая политика этих энергетических предприятий поддерживает разумный компромисс между региональными производителями и потребителями энергии.
Естественно, что регион должен стремиться использовать наиболее эффективно как собственные, так и внешние (транзитные) энергетические ресурсы для того, чтобы максимально снизить цены потребителей энергетических ресурсов на своей территории.
На территории региона, помимо региональных энергетических компаний, могут действовать также и нерегиональные компании, в том числе федерального уровня. В определенной степени каждая из них проводит собственную политику. Поэтому успешность РЭП в значительной мере зависит от того, в какой мере удается обеспечить сочетание целей государства и региона с целями компаний, оперирующих на территории региона.
С точки зрения содержательного результата региональная энергетическая программа является системообразующим документом, определяющим взаимодействие объектов ТЭК, расположенных на данной территории; субъектов экономики региона и государственных структур всех уровней.
Состав и этапы разработки районных энергетических программ.
I этап. Анализ современного состояния экономики и энергетики регионов.
Энергетический сектор - один из наиболее капиталоемких, с длительным инвестиционным циклом. Поэтому необходимо заблаговременно решать вопросы реконструкции, замены, строительства новых установок. Запрос на поставку энергии
в энергетический сектор должен поступить задолго до того, как сам спрос на энергию актуализируется. В то же время сам спрос должен постоянно покрываться энергетическим сектором. Сочетание таких противоречивых требований приводит к необходимости иметь в энергетическом секторе значительный мощный резерв по всей технологической цепочке от добычи до преобразования энергии.
Анализ ретроспективного и современного состояния экономики и энергетики региона
направлен на определение степени их соответствия рыночному спросу и общественным потребностям, на выявление роли энергетики в достигнутых уровнях социально-экономического развития и степени интенсификации производства.
Состояние экономики и энергетики региона анализируется в динамике за ретроспективный период не менее 5 лет (по годам).
Анализ экономики региона проводится по макроэкономическим показателям, а также по показателям развития отраслей, определяющих формирование основных объемов энергопотребления в регионе.
В разделе приводится характеристика:
Состояния хозяйственного комплекса региона, включающего динамику уровней производства основных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, оценку состояния производственной и транспортной инфраструктуры.
Объемов и состояния основных производственных фондов с их экономической оценкой, степени соответствия технологии и технического уровня активной части производственных фондов требованиям выпуска конкурентоспособной продукции, ресурсоемкости важнейших производств и ее соответствия передовым среднероссийским (мировым) аналогам. При этом разрабатываются предложения по повышению эффективности производства.
Состояния показателей социально-экономического сектора региона: жизненный уровень населения; доходы; обеспеченность жильем и услугами, продуктами питания, основными товарами длительного пользования; затраты на социальное развитие.
Трудового потенциала региона, численности рабочих мест в отраслевом разрезе, трудоемкости производства.
Бюджета региона, направлений его формирования и важнейших статей расхода.
Валового регионального продукта.
Энергоемкости производства товаров и услуг в регионе и ВРП.
Показатели энерговооруженности (электровооруженности) живого труда.
Показатели энергооснащенности (электрооснащенности) овеществленного труда (основных производственных фондов).
Уровни душевого потребления всех видов энергии.
Уровни электрификации, газификации и теплофикации соответствующих сфер экономики.
£
>
Н
э я Ы
71 >
Н
Анализ природных ресурсов региона. Оценка первичных энергетических ресурсов является элементом разработки региональной энергетической политики. При этом должны быть рассмотрены такие вопросы, как:
обеспеченность потребителей региона собственными первичными энергетическими ресурсами - природным газом, нефтью и др.;
возможность экспорта энергетических ресурсов за пределы региона и особенно, учитывая низкую долю денежной оплаты российских потребителей за использованную энергию, за пределы страны.
Состояние ресурсов месторождений, расположенных на территории региона, характеризуется данными о запасах топлива промышленных категорий (А+В+С1) и прогнозных запасов категории С2 на первый год прогнозного периода, о степени извлечения ресурсов по отношению к начальным потенциальным ресурсам. Данные приводятся для всех экономически значимых видов ресурсов или по видам ресурсов, или по видам и месторождениям.
Анализ топливно-энергетического комплекса региона. Анализ проводится в целом по ТЭК региона, по отдельным его отраслям и энергетическим компаниям. Анализ направлен на определение степени соответствия развития энергетики спросу на энергию, на выявление складывающихся тенденций в энергетическом секторе, важнейших проблем, подлежащих решению, предпосылок, резервов и условий дальнейшего роста производства, на оценку эффективности функционирования энергетического сектора.
Экономическое состояние энергетики региона характеризуется системой показателей, рассматриваемых в динамике. К наиболее важным из них относятся состояние производственной базы энергетики региона (динамика производственных мощностей, уровень их технического состояния, степень использования новых технологий, возрастная и технологическая структура основных фондов) и динамика себестоимости выпускаемой продукции, цен, прибыли, рентабельности и других показателей, отражающих эффективность функционирования отраслей ТЭК.
Анализ состояния энергетики региона должен завершаться характеристикой реальных проявлений энергетического кризиса и разработкой предложений по возможным путям преодоления кризисных явлений, которые формируют цель данной РЭП и задачи, подлежащие решению в данной программе. Анализ динамических рядов в сопоставлении с изменением экономических показателей в отраслевом разрезе и в сравнении с зарубежными аналогами позволит оценить степень влияния энергетического фактора через удельные энергоэкономические показатели на рост производства и обоснованность направления повышения его эффективности за счет интенсивных источников роста.
Анализ топливно-энергетического баланса (ТЭБ) региона.
Топливно-энергетический баланс региона составляется по международному стандарту. Он представляет собой единую форму, в которой представлены все основные энергетические ресурсы, добываемые, транспортируемые, используемые в регионе, и включает в себя:
добычу, импорт, экспорт и хранение первичных и вторичных энергетических ресурсов;
переработку энергетических ресурсов, в т.ч. производство вторичных энергетических ресурсов; потери энергетических ресурсов; их использование в отраслях промышленности и транспорта, в сельском хозяйстве, строительстве и прочих секторах экономики;
статистическую неувязку баланса по всем видам топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
натуральную стоимостную сравнительную оценку собственных и закупаемых энергоресурсов, объем их ввода и вывода;
оценку экономической и экологической эффективности балансов.
В разделе приводятся материалы по оценке эффективности использования транзитных энергоресурсов.
Финансовый анализ РЭП. Цели финансового анализа РЭП: оценить финансовые потоки в энергетическом секторе региона, включая импорт, экспорт, господдержку;
оценить потоки необходимых кредитов и выплат по ним;
оценить потребность в инвестициях; согласовать тарифную, производственную, заемную и инвестиционную политику в РЭП для обеспечения поставленных в каждом из сценариев задач развития энергетического сектора региона.
Этап 2. Структуризация проблем развития ТЭк и экономики региона
Для ближайшего периода следует стремиться к большей определенности в прогнозируемых показателях, не допуская чрезмерного расхождения в вариациях. Прогнозирование в рамках РЭП состоит в разработке нескольких сценариев развития энергического сектора региона.
Каждый из сценариев должен представлять целостное описание развития региона, где представлено развитие экономики, секторов, потребляющих энергию и энергетического сектора в течение прогнозного периода. В каждый из сценариев должны быть встроены соответствующие его логике инструменты, которые поддерживают развитие региона в соответствии со сценарными показателями.
Сценарии региональных энергетических программ могут различаться как по конечному результату, так и по своему составу, то есть по перечню проблем социально-экономического развития, подлежащих первоочередному решению, по направлениям и степени технического и технологического перевооружения, по подходам к изменению структурной политики с учетом складывающихся предпосылок и ограничений ресурсного и финансового характера.
Каждый из сценариев развития региона может отличаться различными подходами к уровням энергетической оснащенности производства, по степени реализации предложений по ресурсосбережению. Это, естественно, окажет определенное влияние на направления и параметры развития отраслей ТЭК. В этом и заключается специфическая роль и значимость построения региональных энергетических на основе сценариев социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что среди сценариев одни в обязательном порядке должны отвечать федеральным представлениям по направлениям развития экономики конкретного региона.
Оценка перспективных объемов энергопотребления в регионе.
Одним из основных моментов при формировании РЭП является определение динамики спроса на различные виды энергоресурсов в будущие периоды. Величина спроса на энергоресурсы будет определять объемы производства и цены энергоресурсов, финансовое положение предприятий экономики, уровень жизни населения, перечень реализуемых инвестиционных проектов.
Исходным моментом построения прогноза спроса на виды энергоресурсов будет фактически сложившийся спрос в ретроспективном периоде и прогнозы социально-экономического развития (сценарии) территории, где спрос на энергоресурсы будет определяться на основе действующей нормативной базы, скорректированной с учетом требований интенсификации производства. В связи с различными темпами интенсификации производства и энергосбережения, заложенными в сценарии развития экономики района, суммарное потребление энергоресурсов по каждому из них может существенно различаться.
Направления развития ТЭК региона.
В соответствии с принятыми сценариями развития экономики региона и ростом спроса на энергетические ресурсы определяются основные направления развития отраслей ТЭК и участия региона в межрегиональных обменах ТЭР.
В рамках принимаемых сценариев социально-экономического развития региона, определяющих динамику спроса на энегоресурсы, формируются варианты развития отраслей ТЭК, глубина технического перевооружения, направления использования собственного привлекаемого ресурсно-сырьевого потенциала.
Варианты покрытия возможного дефицита энергоресурсов оцениваются в увязке с рационализацией топливно-энергетического баланса региона, с учетом оптимизации межрегиональных рынков ТЭК.
Особое внимание должно быть уделено вопросам реструктуризации угольной промышленности в угледобывающих регионах и естественных монополий, т.к. проблематика реструктуризации затрагивает все проблемы социально- экономического развития региона.
При этом по отраслям ТЭК конкретизируются задачи, решаемые в прогнозируемый период, ко-
торые ранжируются на первоочередные и перспективные: решаемые в рамках уже реализуемых энергетических программ и намечаемых к решению в рамках разрабатываемой энергетической программы.
Особо выделяются задачи, решение которых невозможно в рамках данной программы и требует консолидированных усилий с участием соседних регионов для совершенствования условий их энергоснабжения.
Разработка прогноза развития ТЭК региона доводиться до составления перечня конкретных объектов, подлежащих реконструкции, модернизации или намечаемых к сооружению с обоснованием технико-экономических характеристик каждого из них.
Экологические аспекты РЭП.
При разработке перспектив развития энергетического сектора региона оценивается возможность снижения ресурсоемкости и воздействий на окружающую среду. Выделяются приоритеты природоохранной деятельности:
оцениваются масштабы воздействия энергетических предприятий на окружающую среду и отдельные природные Среды (здоровье населения и работников предприятий, атмосферу, гидросферу, землю, растительность);
намечаются мероприятия по обновлению основных фондов природоохранного назначения, снижению ресурсоемкости производства, вводу новых мощностей по счистке и утилизации отходов, рекультивации земель за счет развития ре-сурсо- и природосберегающих технологий производства и эффективных методов очистки.
Оценивается прогнозируемый уровень воздействия производства на окружающую среду и степень соответствия уровня этого воздействия общим и региональным ресурсным и экологическим нормативам и ограничениям, а также его соответствие зарубежным достижениям. Подготавливаются предложением по экономическому стимулированию и государственной поддержке предприятий для повышения эффективности природоохранной деятельности.
При разработке РЭП должны быть определены границы территорий, имеющих статус приоритетного природопользования, а также охраняемых территорий; предусмотрено использование малоотходных технологий, систем утилизации отходов, методов устранения последствий аварийных ситуаций с минимальным загрязнением Среды. Энергетика относится к числу отраслей, оказывающих наиболее сильное загрязняющее воздействие на окружающую среду.
В разделе оцениваются необходимые объемы инвестиций, источники и условия финансирования; определяется экономическая эффективность намечаемых ресурсо- и природосберегающих мероприятий.
Этап 3. Формирование инвестиционных проектов.
В региональной энергетической программе не предусматривается разработка инвестиционных
£
>
Н
т э я Ы
71 >
Н
проектов до стадии ТЭО (бизнес плана). Основная цель формирования комплекта инвестиционных проектов в РЭП состоит в подготовке необходимых обоснований и документации для произведения конкурса проектов (тендера). При этом для каждого проекта должны быть определены: функциональные параметры объекта; ориентировочная стоимость проекта в постоянных ценах и долларах США;
перечень гарантий, преференций, льгот, объемов государственных заказов и прочие факторы, стимулирующие приток инвестиций;
ожидаемые технико-экономические показатели и предельно доступная нагрузка на окружающую среду.
Для каждого инвестиционного проекта разработчики РЭП составляют паспорт объекта. При этом оценку эффективности инвестиционных проектов рекомендуется выполнять в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», Паспорта инвестиционных проектов в составе РЭП проходят экспертизу и утверждаются в соответствии с принятым регламентом.
Этап 4. Разработка топливно-энергетических балансов региона.
Методические подходы к разработке системы топливно-энергетических балансов в составе сводного ТБ, баланса котельно- печного топлива (КПТ), электробаланса, баланса тепла, нефти и нефтепродуктов, природного газа и угля были отработаны еще в системе государственной статистики и планирования развития ТЭК СССР. С переходом на рыночные отношения в построении ТЭБ существенных изменений не произошло, но изменились критериальные оценки при выборе оптимального варианта ТЭБ из множества альтернативных. Если раньше использовался аппарат приведения и замыкающих затрат на производство первичных видов энергоресурсов и топлива, с помощью которых определялись минимальные издержки производства ТЭР региона, то теперь следует минимизировать цены конечного потребления на топливо и энергию, поставленные на региональный рынок ТЭР. При этом метод построения балансов остается инвариантным. Важно лишь соблюдать в РЭП единую систему выходных форм.
Этап 5. Оптимизация затрат на реализацию РЭП.
Завершением обоснования параметров региональной энергетической программы является этап оптимизации затрат на ее реализацию. При этом определение минимально необходимых затрат из консолидированного государственного бюджета на развития ТЭК и энергетического хозяйства, по заданным, в ходе разработки РЭП условиям сбалансированного развития экономики региона, не всегда бывает оптимальным решением. Так, для энергоизбыточных регионов федерального значения, которые вносят существенный вклад в обеспечение валютных поступлений от экспорта ТЭР, более важен профицит консолидированного бюджета по всей совокупности денежных потоков.
Этот же критерий может оказаться главным при оценке альтернативных вариантов межрегиональной энергетической программы и РЭП регионального значения, обладающей достаточной собственной минерально- сырьевой базой и энергетической базой. Однако для энергодефицитных РЭП важно обеспечить их потребности в ТЭР при минимальных затратах государственного бюджета.
Поэтому в каждом конкретном случае разработки РЭП критерии оптимальности выбираются, исходя из специфики и ранга программы. При этом в любом случае в РЭП следует предусматривать ряд мероприятий по улучшению инвестиционного климата, работе банковской системы и совершенствованию финансов региона. Эти мероприятия разрабатываются с учетом нижеследующих соображений.
Анализ финансовой обеспеченности инвестиционных проектов по результатам бизнес-планирования и оценки сводных денежных потоков и отчетов о доходах и расходах по энергетическому сектору региона дает основу для следующего этапа РЭП - выявления проблем финансирования инвестиционной программы региона. Вначале должны быть определены «необходимые проекты», без которых цели РЭП не могут быть достигнуты в поставленные сроки.
Если по каждому из «необходимых» для РЭП проектов, согласно сделанному анализу, не возникает проблем в части обеспечения данного проекта финансовыми ресурсами, то данный проект в дальнейшем становиться объектом мониторинга реализации РЭП для того, чтобы не пропустить момент возникновения проблем в будущем.
Если данный «необходимый» проект не обеспечивается финансовыми ресурсами, то изучают условия, выполнения которых необходимы для их реализации, если бизнес-план показал потенциальную эффективность проекта. Это изучение, проводимое совместно органами управления РЭП, энергетической компанией, заявившей данный проект, и администрацией региона, ставит своей задачей определить мероприятия, которые следует рекомендовать администрации и/или компании для реализации проекта. К числу таких мероприятий могут относиться рекомендации по дальнейшему бизнес планированию проекта; по помощи в поиске внешних инвесторов; по предоставлению дополнительных гарантий по проекту, в том числе и со стороны администрации региона; по предоставлению льгот по налогообложению, рекомендации по тарифам и т. д.
Этап 6. Управление РЭП, ее нормативно-правовое обеспечение и требования к оформлению программ.
В пояснительной записке РЭП должна быть приведена общая схема управления программой, которая составляется разработчиком в соответствии с регламентом формирования РЭП.
Полномасштабную организацию мероприятий и проектов региональной энергетической программы
призвана обеспечить система нормативно-правовых актов.
Базовой основой этой системы являются действующие федеральные законодательные акты: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Таможенного комитета, Минфина России, ФЭК России и др.).
К нормативным мерам управления РЭП можно отнести:
пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии в части ужесточения требований к энергосбережению;
разработка правил учета и контроля энергопотребления;
установление стандартов энергопотребления или энергопотерь, а также санкций за их нарушение;
обязательная сертификация энергопотребляющих изделий массового использования на соответствие нормативных показателям энергоснабжения с указанием среднегодового потребления энергии;
разработка энергетических паспортов предприятий; другие нормативные меры. Для повышения эффективности деятельности региональных органов государственной власти в сфере регулирования деятельности предприятий ТЭК целесообразно разработать и принять энергетический кодекс субъекта Российской Федерации.
После выполнения всех этапов разработки РЭП полученные результаты их обоснования сводятся в единый том «Обосновывающие материалы к РЭП», который является неотъемлемой частью программы. По каждому разделу программ заполняются соответствующие формы.
Литература
1. Агеев А.Н. Стратегия развития ТЭК и механизмы ее реализации // Нефть. Газ и бизнес. -2001. - № 5. - с.7-9.
2. Альтернатива бензину // Нефтегазовая вертикаль. 2002. №5. С. 20
3. Гордеев О.Г. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности // Нефтяное хозяйство, №1, 2003
4. Ершов М.С. Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России // Нефть, газ и бизнес. - 2001. - N2. - C.17-19
5. Мастепалов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. - М, ВНИИОЭНГ, 1997г
6. Тропко Л.А. Перспективы развития нефтегазового комплекса России на период до 2020 г. // Нефть, газ и бизнес. - 2001. № 6. - с.2-4.
7. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики / В.А.Крюков, А.Е.
Севостьянова, А.Н.Токарев, В.В.Шмат. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. 2002. - 168 с.
Modern methodological approaches to the development of regional energy programs
Ratnikova M.Yu.
Russian State University of Oil and Gas. Gubkin
In Russia, in the course of implementing democratic and market reforms, the role of public administration in all spheres of social development has become excessively weakened, including in such an important sector of the economy as the fuel and energy complex (FEC). Increasing the economic independence of the subjects of the federation and the establishment of free enterprise in the fuel and energy complex led to the resolution of an acute problem - reducing the efficiency of managing the development processes of the country's fuel and energy complex and regions.
The article discloses methodological approaches to the justification and development of regional energy programs. In accordance with the adopted scenarios for the development of the region's economy and the growth in demand for energy resources, the main directions of the development of the fuel and energy sectors and the region's participation in inter-regional exchanges of fuel and energy resources are determined. Within the framework of the adopted scenarios of socio-economic development of the region, which determine the dynamics of demand for energy resources, the options for the development of the fuel and energy sectors, the depth of technical re-equipment, the directions for using your own attractive resource and raw material potential are formed .
Keywords: fuel and energy complex, regional energy programs, methodological approaches, economic development of the region, management of fuel and energy complex development processes
References
1. Ageev A.N. The fuel and energy complex development strategy
and mechanisms for its implementation // Oil. Gas and business. - 2001. - No. 5. - p. 7-9.
2. An alternative to gasoline // Oil and gas vertical. 2002. No5. S. 20
3. Gordeev O. G. State and prospects of development of the oil and
gas industry // Oil industry, No. 1, 2003
4. Ershov M.S. Actual problems of the state and development of the
oil and gas complex of Russia // Oil, gas and business. - 2001. -N2. - C.17-19
5. Mastepalov A.M. Regional and foreign economic aspects of the
energy policy of Russia. - M, VNIIOENG, 1997
6. Tropko L.A. Prospects for the development of the oil and gas
complex of Russia for the period until 2020 // Oil, gas and business. - 2001. No. 6. - p.2-4.
7. An evolutionary approach to the formation of a system of state
regulation of the oil and gas sector of the economy / V.A. Kryu-kov, A.E. Sevostyanova, A.N. Tokarev, V.V. Shmat. - Novosibirsk: IEiOPP SB RAS. 2002 .-- 168 p.
i >
Н
T
э
я £
Е
Р £
к