Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЦЕЛИ АНАЛИЗА / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОХОДОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Паизат Алиевна

В статье рассматривается значение и необходимость современных методических подходов анализа доходов и расходов организации. Раскрывается содержание понятий доходов и расходов организации, дается их классификация. Рассматриваются цели анализа доходов и расходов организации, методика анализа, мероприятия, направленные на повышение уровня доходов организации, способы оптимизации расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF INCOME AND EXPENSES OF THE ORGANIZATION

The article discusses the importance and necessity of modern methodological approaches to the analysis of income and expenses of the organization, reveals the content of the concepts of income and expenses of the organization, their classification, the goals of the analysis of income and expenses of the organization, the methodology of analysis, measures aimed at increasing the level of income of the organization, ways to optimize the organization’s expenses.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья

УДК 336

doi: 10.47576/2949-1908_2023_2_85

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Ибрагимова Паизат Алиевна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия,

paizat_i@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается значение и необходимость современных методических подходов анализа доходов и расходов организации. Раскрывается содержание понятий доходов и расходов организации, дается их классификация. Рассматриваются цели анализа доходов и расходов организации, методика анализа, мероприятия, направленные на повышение уровня доходов организации, способы оптимизации расходов.

Ключевые слова: анализ доходов и расходов организации; классификация; цели анализа; методология анализа; повышение уровня доходов; оптимизация расходов.

Для цитирования: Ибрагимова П. А. Современные методические подходы анализа доходов и расходов организации // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 85-94. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_85.

Original article

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF INCOME AND EXPENSES OF THE ORGANIZATION

Ibragimova Paizat A.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, paizat_i@mail.ru

Abstract. The article discusses the importance and necessity of modern methodological approaches to the analysis of income and expenses of the organization, reveals the content of the concepts of income and expenses of the organization, their classification, the goals of the analysis of income and expenses of the organization, the methodology of analysis, measures aimed at increasing the level of income of the organization, ways to optimize the organization's expenses.

Keywords: analysis of income and expenses of the organization; classification; analysis goals; analysis methodology; increase in income; cost optimization.

For citation: Ibragimova P. A. Modern methodological approaches to the analysis of income and expenses of the organization. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 85-94. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_85.

Анализ доходов и расходов организации является одним из самых важных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности, поскольку его результаты позволяют дать оценку текущему финансовому положению организации, выявить факторы, которые привели к тому или иному финансовому результату, а также оценить степень влияния этих факторов. Кроме того, такой анализ дает возможность определить, где организации удалось получить прибыль, имелась ли возможность получения такой прибыли в большем размере.

Анализ доходов и расходов организации позволяет своевременно выявить и оценить негативные тенденции, установить и обосновать перспективные направления развития организации, что в конечном счете является основой для выработки управленческих решений, направленных на повышение экономической безопасности организации.

В условиях внешних санкций, общей кризисной макроэкономической ситуации в стране, постоянно изменяющегося законодательства надлежащий анализ доходов, расходов и финансовых результатов становится важнейшим инструментом, который дает возможность своевременно выявить потенциальные угрозы экономической безопасности организации и повлиять на стратегию ее развития в этих условиях.

Доходы и расходы являются главными показателями финансовой деятельности организации. Динамика и структура доходов и расходов всегда являются объектом внимания со стороны текущих и потенциальных инвесторов и контрагентов организации, а также кредитных организаций. Без своевременной и достоверной информации о доходах и расходах организации невозможно принятие эффективных управленческих решений. Точная и объективная оценка основных финансовых показателей (доходов и расходов) организации позволяет выработать пути их оптимизации и заблаговременно начать решать возникающие проблемы до того, пока их влияние на экономическую безопасность организации еще не столь существенно.

Учитывая то, что учет и результаты анализа доходов, расходов и финансовых результатов являются важным элементом при принятии решений в области управления ор-

ганизацией, эта тема не теряет своей актуальности и является объектом постоянного пристального внимания со стороны ученых и практиков.

В современных экономических условиях понятие дохода приобретает все более широкое значение и толкование: с одной стороны - как главного источника формирования прибыли коммерческой организации, а с другой - как сложной экономической категории, требующей теоретического и методологического уточнения.

Существуют разные подходы к определению категории «доход». Одни исследователи в качестве основы анализа используют экономическую природу дохода, его источники, структуру и распределение. Другие рассматривают доход в рамках того или иного направления экономической науки и акцентируют внимание на эволюции подходов к его трактовке. Третьи определяют доход в качестве бухгалтерской категории, рассматривая ее в контексте истории развития учета.

Доходы организации определены как увеличение экономических выгод в виде поступления активов (денежных средств или иного имущества) либо погашения обязательств, в результате которого происходит увеличение капитала организации, за исключением вкладов участников организации.

Исходя из существующих взглядов на экономическое содержание дохода, и в рамках изучения проблем теории и практики бухгалтерского учета можно дать определение доходу как поступлению средств (денег или материальных ценностей) в результате продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг за определенный период времени. Данный подход к определению дохода видится оптимальным с точки зрения научно-технического и экономического аспектов [6, с. 24].

На основе анализа трактовки понятия «доход», предлагаемого экономистами, и определениями, содержащимися в российском и международном законодательстве, можно сделать вывод, что доход коммерческой организации представляет собой совокупность полученных организацией экономических выгод (в виде поступивших денежных средств и иного имущества, ставших собственностью организации) в результате функционирования (отдачи) капитала организации.

Доходы коммерческой организации включают:

- доходы, полученные от осуществления основных видов деятельности (выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- прочие доходы, которые не связаны с основными видами деятельности (полученные (уплаченные) проценты по займам и кредитам, штрафы, пени, неустойки, полученные

(уплаченные) в результате нарушения договорных обязательств, прибыль (убыток) от реализации (иного выбытия) основных средств и т. п.).

При этом существуют и другие критерии, в соответствии с которыми можно классифицировать доходы [6, с. 25]. Разбивка доходов по различным классификационным признакам приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация доходов по видам

Классификационный признак Вид дохода

Вид (сфера) деятельности 1. Полученные от производства и реализации продукции

2. Полученные от осуществления торговой деятельности

3. Полученные от выполнения работ

4. Полученные от оказания услуг

Налогообложение 1. Учитываемые для целей исчисления налога на прибыль организаций: - от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; - внереализационные

2. Не учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций

Тип деятельности 1. Связанные с основными видами деятельности (от реализации произведенной продукции, покупных товаров, выполненных работ, оказанных услуг)

2. Полученные в результате инвестиционной деятельности (от купли-продажи ценных бумаг, основных средств и иного имущества, поступление дивидендов, проценты к получению).

3. Полученные от финансовой деятельности (доходы от размещения собственных ценных бумаг, курсовые разницы)

Периодичность поступления 1. Постоянные (текущие)

2. Единовременные (разовые)

На сегодняшний день в области анализа доходов, расходов и финансовых результатов наработана довольно обширная база исследований научного и практического характера. Однако в вопросах методики анализа доходов и расходов и практического применения его результатов все еще остаются нерешенные положения, особенно касающиеся инструментов анализа.

Анализ доходов и расходов коммерческой организации позволяет на ранних этапах распознать тенденции, несущие экономические риски, с которыми может столкнуться организация, включая риски банкротства и неплатежеспособности.

Основная роль в информационном обеспечении проведения анализа доходов и расходов отводится бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и данным ее бухгалтерского и управленческого учета, которые содержат данные, необходимые для оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности [3, с. 54].

Финансисты осуществляют анализ доходов и расходов организации для достижения двух главных целей:

- выявить тренды и пропорции распределения фактической прибыли организации за отчетный период по сравнению с плановыми показателями;

- правильное определение направлений оптимизации финансового результата организации.

Достоверность результатов, полученных в ходе анализа доходов и расходов, а также их уместность для целей последующего исследования напрямую зависят от источника информации для анализа доходов и расходов организации [7, с. 173]. К наиболее часто используемым источникам информации относятся:

- нормативно-плановые источники информации при проведении анализа доходов и расходов организации;

- документы бухгалтерского учета (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств,

приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах);

- первичные документы и регистры (оборотные ведомости, товарные накладные, данные складского учета, требования на отпуск продукции, накладные на выпуск готовой продукции, договору купли-продажи продукции, учетная политика);

- устав, планово-экономическая документация, положение о распределении прибыли, сметная документация;

- материалы нормативного характера (ценники, проектные задания, сметы и др.);

- планы внутри организации (текущие, оперативные, перспективные, технологические карты) [1, с. 73].

В современной экономической литературе отсутствует единый методологический подход к анализу доходов и расходов организации. Изучению этой темы посвящены работы таких отечественных экономистов, как Н. С. Пласкова, Г В. Савицкая, А. Д. Шеремет, Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова, О. В. Ефимова [5; 8; 9; 11] Каждый из них предлагает свою методику анализа доходов и расходов организации, которые во многом похожи, но

в то же время имеют отличительные особенности. Так, все авторы включают в свой анализ исследование динамики финансовых результатов, анализ влияния различных факторов на прибыль, расчет показателей рентабельности. Отличаются, как правило, предлагаемая факторная модель при проведении анализа, методика расчета показателей рентабельности, а также информация, используемая для проведения анализа.

Наиболее полной многие исследователи считают методику анализа доходов и расходов организации, предлагаемую Н. С. Пла-сковой, так как она включает подробное изучение процесса формирования финансовых результатов [5]. Так, в качестве сильной стороны данной методики можно выделить использование только данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, что, в свою очередь, существенно сокращает время, необходимое для проведения анализа.

Анализ доходов и расходов организации следует начать с анализа показателя прибыли организации с использованием формы, соответствующей табл. 2.

Таблица 2 - Анализ показателя прибыли организации

№ Наименование показателя Значение показателя абсолютное Изменение показателя

относительное

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2020/2019 2021/2020 2020/2019 2021/2020

1 Выручка от продаж (В)

2 Себестоимость продаж

3 Прибыль (убыток) от продаж (стр.1 - стр.2)

4 Прочие доходы

5 Прочие расходы, за исключением процентов к уплате

6 Прибыль (убыток) до уплаты процентов и налога на прибыль (ЕВ1Т) (стр.3 + стр.4 - стр.5)

7 Проценты к уплате

8 Изменение налоговых активов и обязательств (налог на прибыль)

9 Чистая прибыль (убыток) (стр.6 -стр.7 + стр.8)

10 Изменение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) за период

Такой анализ позволяет исследовать прибыль по видам (прибыль от продаж, ЕВ1Т, чистая прибыль), а также ее изменение в абсолютном и относительном выражении.

Оценку того, является ли деятельность организации эффективной или неэффективной, можно осуществить путем сопоставления темпов изменения показателей выручки

и себестоимости продаж за период. В случае если темпы роста чистой прибыли превышают темпы роста выручки от продаж, а те, в свою очередь, темпы роста активов организации за определенный период («золотое правило экономики»), считается, что работа организации в исследуемом периоде была эффективной [10, с. 204].

После этого можно переходить к собствен -но расчету показателей рентабельности и динамики их изменения по форме, соответствующей табл. 3.

На основании проведенного анализа можно определить долю прибыли, приходящуюся на полученную в исследуемом периоде выручку.

Нормальным значением коэффициента покрытия процентных расходов (ICR) считается 1,5 и более.

В отношении того, какие показатели следует использовать для оценки качества при-

были, существуют различные мнения. Ряд экономистов считают, что следует принимать во внимание количественные показатели качества прибыли. Другие специалисты рассматривают качество прибыли как характеристику факторов (как поддающихся количественному измерению, так и не поддающихся), которые формируют показатель прибыли. На наш взгляд, следует признать правильным подход тех ученых, которые рассматривают качество прибыли как систему количественных и качественных показателей, характеризующих источники, за счет которых сформировался финансовый результат.

На практике организации адаптируют под свои условия и потребности методику оценки качества прибыли, используя предлагаемые учеными-экономистами показатели, характеризующие качество прибыли.

Таблица 3 - Анализ показателей рентабельности продаж

№ Наименование показателя Значение показателя абсолютное Изменение показателя

относительное

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2020/2019 2021/2020 2020/2019 2021/2020

1 Рентабельность продаж, %

2 Рентабельность по EBIT, %

3 Рентабельность по чистой прибыли, %

4 Прибыль от продаж в расчете на рубль себестоимости продаж

5 Коэффициент покрытия процентных расходов (ICR)

Хотя количественные показатели предоставляют большую аналитичность, применительно к конкретным задачам, целям, условиям анализа и методико-теоретических подходам исследователей могут быть использован широкий спектр различных качественных и количественных показателей прибыли [10, с. 209].

Расходы организации определяются как уменьшение экономических выгод вследствие выбытия имущества или возникновения обязательств, в результате которого происходит уменьшение капитала организации, за исключением распределений по решению участников организации [6; с. 26].

Необходимо отметить, что очень часто путают термины «расходы» и «затраты», применяя их как синонимичные понятия. В то же

время они различаются. Основные отличия рассматриваемых понятий отображены в табл. 4.

С точки зрения правильного формирования финансового результата важным является соотнесение расходов с соответствующими им доходами, то есть расходы должны быть признаны таковыми при условии, что они связаны с осуществлением коммерческой деятельности, основной целью которой является получение прибыли. В случае если какие-то расходы были осуществлены в целях получения доходов по обычным видам деятельности, то они, соответственно, должны быть отнесены к группе расходов по обычным видам деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы по обычным видам деятельности включают те расходы, которые относятся

на производство и реализацию готовой продукции (то есть те, которые связаны с переработкой материально-производственных запасов для изготовления продукции) и расходы, связанные с приобретением и продажей товаров (запасов) (то есть связанные с приобретением производственных запасов (товаров) для дальнейшей продажи).

ПБУ 10/99 также вводит дополнительный уровень группировки расходов по обычным видам деятельности - по элементам, то есть по однородным (которые не могут быть разделены на отдельные составляющие) видам затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Прочие расходы, то есть расходы, не относящиеся к расходам по обычным видам деятельности, включают:

- расходы, возникающие в связи с предоставлением за плату во временное владение имущества организации;

- расходы, возникающие в связи с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, возникающие в связи с реализацией, ликвидацией и иным выбытием внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы, иное имущество);

- проценты, подлежащие уплате в связи с предоставлением в пользование организации денежных средств (займы, кредиты);

- штрафные санкции, пени, проценты, неустойки, взымаемые с организации за нарушение договоров;

- возмещение убытков, причиненных в результате действий организации;

- убытки, относящиеся к прошлым отчетным периодам, но выявленные в текущем периоде;

- отрицательные курсовые разницы;

- расходы, возникающие вследствие чрез -вычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия, военные действия и т. п.).

Таблица 4 - Основные отличия рассматриваемых понятий

Различие Расходы Затраты

Понятие Показывает каким было уменьшение выгод экономического характера вследствие возникновения обязательств и выбытия отдельных активов, помимо случаев уменьшения размеров вкладов по решению собственников имущества. Говоря другими словами, это стоимость тех ресурсов, которые были использованы для получения прибыли в определенный период времени Это оценка стоимости ресурсов, использованных организацией в результате своей хозяйственной (производственной) деятельности

Отличительные черты Не учитываются случаи выбытия активов:

1) передача их поставщикам и прочим контрагентам в счет исполнения обязательств по взятым займам; 1. Соотносятся с определенными задачами (затраты на производство товара, оказание услуги, выполнение работы и пр. цели)

2) передача их в качестве предоплаты при оплате услуг, работ и прочего, в качестве аванса;

3) ввиду сложившейся необходимости внесения предварительной оплаты за услуги, работы и т.д.;

4) в пользу комитента, принципала и др. по комиссионному, агентскому и любому другому похожему договору; 2. Характеризуются размером всех потраченных ресурсов в сумме (финансовых, материальных, трудовых)

5) при передаче их в качестве оплаты акций или вклада в уставные (складочные) капиталы других предприятий 3. Определяются в денежном выражении (для этого каждый использованный ресурс переводится в его денежный эквивалент)

На практике разделение расходов на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы предприятие закрепляет в своей учетной политике с учетом специфики отрасли. В учетной политике также определяются и признаки отнесения расходов к той или иной группе, такие как доля в общем объ-

еме выручки или систематичность осуществления расходов.

Результатом тщательного анализа расходов организации должна стать соответствующая классификация затрат [6, с. 27].

Для целей принятия управленческих решений можно предложить следующую классификацию затрат организации.

Таблица 5 - Классификация затрат по результатам анализа расходов организации

Категория затрат Описание

Эффективные К этой категории относят затраты, непосредственным образом связанные с выпуском про -дукции (работ, услуг), которая будет реализовываться. Категория неэффективных расходов включает любые возможные невозмещаемые потери: производственный брак, утеря, хищение, простой, порча и т.п.

Релевантные Затраты, которыми можно управлять или влиять на них посредством принятия соответствующих управленческих решений. Расходы, на которые не возможно воздействовать принятием тех или иных решений руководства, признаются нерелевантными

Затраты, формирующие себестоимость Подразделяются: - на прямые (приобретение сырья и материалов, оплата труда производственного персонала); - косвенные (общепроизводственные и административные расходы)

Периодичность Постоянные, переменные, смешанные. Контроль и оптимизация постоянных затрат возможны при условии разделения производственных затрат. Также необходимо принимать во внимание, что постоянные объемы производства пропорциональны уровню производства и не зависят от переменных затрат

Следующим этапом является выделение в составе каждой из перечисленных категорий затрат, подлежащих корректировке, а также составление плана по их оптимизации с установлением приоритетности.

Доходы и расходы требуют управления ими, что является одной из главных задач руководства коммерческой организации. Управление доходами состоит в установлении наиболее оптимальной ценовой политики для максимизации доходов организации с учетом спроса и состояния конкурентной среды [4, с. 131].

К мероприятиям, направленным на повышение уровня доходов организации, с учетом специфики организации, оказывающей услуги, можно рекомендовать следующие:

1. Повышение цен на оказываемые услуги. Увеличение выручки организации напрямую зависит от ценовой политики организации. Цены на оказываемые услуги должны быть на уровне, достаточном, чтобы перекрыть расходы, связанные с их оказанием. При постоянно низких ценах не представляется возможным увеличение выручки, что ставит под угрозу жизнеспособность самой организации. Недостаточный уровень цен при неизбежно растущих (вследствие инфляции, общеэкономических условий и т. д.) расходах, безусловно, рано или поздно доведет организацию до банкротства. Решение о повешении цен на оказываемые услуги является исключительно прерогативой организации, которая должна руководствоваться собственными подходами, ориентируясь при этом на уровень спроса.

Увеличение цен на оказываемые услу-

ги допустимо в определенных пределах. В связи с этим можно предложить внесение в действующие договора специальной оговорки, предусматривающей регулярное (с периодичностью один раз в год) повышение цены на определенную согласованную с клиентом величину, например, индекс инфляции.

2. Увеличение объемов оказываемых услуг. Необходимо развивать рекламную деятельность, которая возможно потребует создания специального отдела в организации, задачами которого будут осуществление рекламной деятельности в отношении услуг, оказываемых организацией. В краткосрочной перспективе это повлечет за собой рост расходов и, как следствие, снижение прибыли от продаж, однако в среднесрочной и дол -госрочной перспективе постоянные затраты, связанные с необходимостью содержания дополнительного персонала будут покрыты дополнительными доходами от новых клиентов, привлеченных в результате рекламной деятельности организации. Мероприятия в рамках рекламной кампании по привлечению новых клиентов, в которых будут задействованы сотрудники рекламного отдела включают следующее:

- сбор информации, а также изучение аудитории, потенциально заинтересованной в предлагаемых услугах и поиск наиболее эффективных каналов для рекламы оказываемых организацией услуг;

- создание сайта организации, а также бизнес-страниц в социальных сетях;

- реклама на щитах является хорошим способом саморекламы.

3. Дополнительные доходы от использова -ния имущества организации.

4. Расширение ассортимента оказываемых услуг и производимой продукции.

5. Улучшение качества оказываемых услуг (выполняемых работ). Не стремиться по возможности закупать материалы и услуги как можно дешевле, если это сказывается на качестве, оказываемых организацией услуг. Необходимы периодическая проверка и тестирование удовлетворенности клиентов качеством оказываемых услуг.

6. Мониторинг макроэкономический ситуации, оценка тенденций и построение прогнозов развития, а также изучение изменений конкурентной среды. Анализ и сопоставление являются эффективным инструментом получения информации и повышения собственной конкурентоспособности. При этом чем качественнее и глубже проведен анализ и изучены тренды в развитии внешней среды, тем эффективнее будут решения, связанные с адаптацией организации под изменения. Изучение конкурентной среды является важным для сравнения средних показателей среди конкурентов и отрасли в целом.

Система показателей для управления доходами и расходами организации включает: показатели рентабельности основной деятельности и активов; показатели эффективности затрат; анализ «затраты-выручка-при-быль» [2, с. 79].

Управление расходами представляет собой одну из ключевых сфер управления организацией, позволяющей руководству посредством постоянного мониторинга получать информацию о том, как используются ресурсы организации, местах и периодичности возникновения затрат, для того, чтобы определять оптимальный объем материальных и денежных ресурсов, необходимых для получения наибольшей отдачи от их использования.

Как правило, в первую очередь подлежат оптимизации (сокращению) следующие затраты:

- затраты на персонал;

- арендные платежи;

- управленческие расходы;

- проценты по заемным средствам.

1. Затраты на персонал.

Необходимо пересмотреть различные категории выплат управленческого персонала.

Это касается возможного сокращения различного рода бонусов и премий.

Дополнительными способами оптимизации расходов на управленческий персонал могут быть:

- привязка оплаты труда управленческого персонала к показателям работы, которые находятся под контролем соответствующих сотрудников (КР1);

- централизация части административных функций;

- передача на аутсорсинг части операций (1Т обслуживание, клининговые услуги и т. п.) при условии, что это будет дешевле.

2. Арендные платежи.

Сокращение расходов на аренду путем уменьшения занимаемых офисных площадей или отказа от постоянной аренды техники и переход на периодическую аренду по мере возникновения производственной необходимости являются одним из самых простых и эффективных способов сокращения уровня постоянных расходов организации.

Необходимо отметить, что в современных условиях все более актуальным становится переход на удаленную работу, что, в свою очередь, ведет к снижению потребности в аренде больших офисных помещений. Результатом будет значительное сокращение арендных платежей и коммунальных расходов.

3. Управленческие расходы.

Чтобы оценить, насколько оптимальными являются величина и динамика управленческих расходов, необходимо рассчитать их удельный вес в совокупных расходах, а также темп роста.

Невозможно дать какие-либо нормативы и рекомендации в части удельного веса управленческих расходов в общих затратах организации. Это обусловлено тем, что каждый бизнес уникален и имеет свою структуру затрат. Однако данный показатель может сигнализировать о необходимости дополнительного анализа в некоторых нетипичных случаях, когда, например, удельный вес управленческих расходов равен себестоимости продаж или даже пре -вышает ее.

Также ненормальной является ситуация, когда управленческие расходы растут на фоне сокращения выручки или себестоимости продаж, либо увеличиваются более бы-

стрыми темпами по сравнению с приростом выручки или себестоимости продаж.

Подобного рода ситуации должны быть изучены с целью установления оправданности опережающего роста управленческих расходов по отношению к выручке или себестоимости продаж.

Способами сокращения управленческих расходов могут быть:

- контроль за использованием служебного транспорта и иного имущества организации персоналом в личных целях, например разъезды на служебном транспорте по своим делам, использование корпоративного номера для частных звонков и т. п.;

- проверка используемых тарифов на мобильную связь и Интернет. При необходимости сменить оператора связи или провайдера интернет-траффика;

- анализ эффективности проводимых рекламных мероприятий. Отказаться от тех, ко -торые приносят низкую отдачу;

- пересмотр состава смет на представительские мероприятия;

- пересмотр договоров в части возможного снижения цен на услуги внешних консультантов, аудиторов, адвокатов.

Главным критерием при оптимизации управленческих расходов должно быть превышение полученного результата над понесенными затратами.

4. Проценты по заемным средствам.

Постепенное снижение зависимости от привлеченных средств. Большая доля заемных средств снижает платежеспособность организации и инвестиционную привлекательность.

Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить доходы, снизить расходы и, как результат, преодолеть убыточность, что в конечном счете снизит угрозы экономической безопасности организации. При этом, данные мероприятия не должны носить разовый характер.

Таким образом, главной целью анализа доходов и расходов организации является эффективное управление их уровнем, направленное на достижение максимального финансового результата, внедрение инструментов экономического анализа для постоянного контроля за уровнем доходов и расходов, и снижения рисков, угрожающих экономической безопасности организации.

Список источников

1. Бабалыкова И. А., Подгорная Я. В., Хамтаху А. Х. Теоретико-методические аспекты формирования и использования информации о доходах организации // Вестник Академии знаний. № 39 (4). 2020. С. 71-78.

2. Герасимова Е. А., Лутфуллина А. Р. К вопросу анализа доходов и расходов и оценке качества финансового результата организации // Научный вектор. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 79-81.

3. Жукова О. В. Роль доходов и расходов коммерческой организации при оценке эффективности ее деятельности // Экономика и социум. 2018. № 7 (50). С. 52-56.

4. Мустафина О. В. Теоретические аспекты учетно-аналитического обеспечения управления доходами и расходами // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 1. С. 127-139.

5. Пласкова Н. С., Проданова Н. А. Экономический анализ : учебник. М. : ИНФРА-М, 2023. 324 с.

6. Подсеваткина Л. В., Калиничева Р. В. Доходы и расходы в учетно-аналитической систе -ме: понятие и классификация // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-2 (72). С. 23-28.

7. Рощупкина Т. С., Никитина Н. Н. Источники и методика анализа доходов, расходов и финансовых результатов организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 172-179.

8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности : учебник. Минск : РИПО, 2019. 373 с.

9. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 639 с.

10. Ткаченко Е. А. Анализ доходов коммерческой организации // Экономика и социум. 2020. № 12-2 (79). С. 204-210.

11. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., доп. М. : ИНФРА-М, 2020.

References

1. Babalykova I. A., Podgornaya Ya. V., Khamtakhu A. H. Theoretical and methodological aspects of the formation and use of information on the income of the organization. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 39 (4). Pp. 71-78.

2. Gerasimova E. A., Lutfullina A. R. On the issue of income and expense analysis and assessment of the quality of the financial result of the organization. Scientific vector. 2020. Vol. 4. No. 3 (9). Pp. 79-81.

3. Zhukova O. V. The role of income and expenses a commercial organization when evaluating the effectiveness of its activities. Economy and society. 2018. No. 7 (50). Pp. 52-56.

4. Mustafina O. V. Theoretical aspects of accounting and analytical support of income and expenditure management. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 127-139.

5. Plaskova N. S., Prodanova N. A. Economic analysis: textbook. Moscow : INFRA-M, 2023. 324 p.

6. Podsevatkina L. V., Kalinicheva R. V. Income and expenses in the accounting and analytical system: concept and classification. Economics and Business: theory and practice. 2021. No. 2-2 (72). Pp. 23-28.

7. Roshchupkina T. S., Nikitina N. N. Sources and methods of analysis of income, expenses and financial results of the organization. Innovative economics: prospects for development and improvement. 2019. No. 5 (39). Pp. 172-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Savitskaya G. V. Analysis of economic activity: textbook. Minsk: RIPO, 2019. 373 p.

9. Selezneva N. N., lonova A. F. Financial analysis. Financial management: studies. handbook for universities. Moscow: UNITY-DANA, 2017. 639 p.

10. Tkachenko E. A. Revenue analysis of a commercial organization. Economics and Society. 2020. No. 12-2 (79). Pp. 204-210.

11. Sheremet A.D., Negashev E. V. Methodology offinancial analysis ofthe activities of commercial organizations. 2nd ed., add. Moscow: INFRA-M, 2020.

Сведения об авторе

ИБРАГИМОВА ПАИЗАТ АЛИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, paizat_i@mail.ru

Information about the author

IBRAGIMOVA PAIZAT A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, paizat_i@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.