Научная статья на тему 'Современные меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях реализации программ, принятых правительством Калужской области'

Современные меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях реализации программ, принятых правительством Калужской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций / мониторинг государственной поддержки / эффективность инвестиций / корреляционная зависимость / measures of state support of agricultural institutions / monitoring of support measures / efficiency of investment / correlation

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Л. В. Кузнецова

Сельское хозяйство Калужской области специализированно на производстве продукции животноводства, главным образом, молока и мяса, растениеводство – на производстве зерна, картофеля и обеспечении кормовой базы животноводства. В последние годы в Калужской области развитию сельского хозяйства уделяется большое внимание, благодаря различным формам поддержки данного направления хозяйствования со стороны государства и Правительства области. Целью исследований было проведение мониторинга действующих мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и анализ эффективности этих мер. Исследования проведены на основе использования экономических методик, работ отечественных и зарубежных ученых агроэкономистов, рекомендаций ведущих технологических и экономических научно исследовательских учреждений. В различные годы исследований материальное стимулирование производимой продукции осуществлялось по различным направлениям, объединяясь в общие Программы для всех сельхозпроизводителей или конкретизируя различные направления и отдельные группы товаропроизводителей. За период 2006 2015 гг. государственная поддержка сельскохозяйственных организаций области возросла в 5,3 раза, а стоимость полученной продукции (в фактических ценах) увеличилась в 4 раза, чему послужили Программы Государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. Установлена прямая корреляционная связь государственной поддержки и роста производства продукции. Полученный коэффициент корреляции на всем промежутке исследований составляет более 0,9, что означает высокую эффективность государственных мер поддержки. В настоящее время успешно реализуются 6 Программ государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций носит профилактический характер и не допускает кризиса в сфере производства в целом, что подтверждается низким уровнем рентабельности сельскохозяйственной отрасли за исследуемый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEASURES OF SUPPORT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS BY THE STATE UNDER PROGRAMMES ADOPTED BY THE GOVERNMENT OF THE KALUGA REGION

Agriculture in the Kaluga region is specialized in livestock production, mainly in milk and meat, crop production – in grain, potato and providing fodder resources for animal agriculture. In recent years it is paid much attention to the development of agriculture in the Kaluga region by various forms of support from the state and the government of the region. Monitoring of current support measures for agricultural producers and its analysis was the primary objective of the research. Researches were conducted based on the practices of Russian and foreign agro-economists and guidelines of the leading technological and economic research institutions. In different years of researches financing of production carried out in different ways by cooperating within a common program for all agricultural producers or by determining areas and particular groups of goods producers. During 2006 – 2015 state support of agricultural institutions increased by 5,3 times, and the value of output (actual cost) increased by 4 times helped by the Programmes of state support of agricultural institutions. Direct correlation between state support and an increase in production was found. The correlation coefficient during researches was over 0,9 which means a high level of state support measures. Now 6 Programmes of state support of agricultural institutions are successfully implemented. The state support, however, has preventive character and prevents productions crisis in general, what is confirmed by low-leveled profitability of the agricultural industry for the researched period.

Текст научной работы на тему «Современные меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях реализации программ, принятых правительством Калужской области»

there were hybrids 4388-30, 1491-1, 4386-6 and 4390-8. These hybrids had the minimum coefficient of variation (V, %) and it varied within the limits of 1,7 - 7,7%. It was determined the least variation between minimum and maximum crop productivity by hybrids 4388-30, 1491-1, and 4386-6 that testified their resistance to changeable factors of the environment. The analysis of yield structure showed that hybrids 438830 и 4386-6 were characterized by a high amount of marketable yield which exceeded the standards by 83 and 72 centner/hectare or 41 and 39 %. One bush of these hybrids could form 7,9 and 7,3 grocery-ware tubers with an average weight of 75 and 74 g. Keywords: selection, hybrids, potatoes, yield, resistance

Author details: P.S. Semeshkina, Candidate of Sciences (agriculture), deputy director for Science, (e-mail: polina.semeshkina@gmail.com). For citation: Semeshkina P.S. Productivity of potatoes hybrids depending on cultivation conditions. Vladimir agricolist. 2019. №1. P. 47-51. D0I:10.24411/2225-2584-2019-10055.

D0I:10.24411/2225-2584-2019-10056 УДК 631.155:658:511

СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ, ПРИНЯТЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.В. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

(е-таН: torg.kniish@mail.ru)

Калужский научно - исследовательский институт сельского хозяйства, ул. Центральная д. 2, с. Калужская опытная сельскохозяйственная станция, Перемышльский р-н, Калужская обл., 249142, Российская Федерация

Резюме. Сельское хозяйство Калужской области специализированно на производстве продукции животноводства, главным образом, молока и мяса, растениеводство - на производстве зерна, картофеля и обеспечении кормовой базы животноводства. В последние годы в Калужской области развитию сельского хозяйства уделяется большое внимание, благодаря различным формам поддержки данного направления хозяйствования со стороны государства и Правительства области. Целью исследований было проведение мониторинга действующих мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и анализ эффективности этих мер. Исследования проведены на основе использования экономических методик, работ отечественных и зарубежных ученых - агроэкономистов, рекомендаций ведущих технологических и экономических научно - исследовательских учреждений. В различные годы исследований материальное стимулирование производимой продукции осуществлялось по различным направлениям, объединяясь в общие Программы для всех сельхозпроизводителей или конкретизируя различные направления и отдельные группы товаропроизводителей. За период 2006 - 2015 гг. государственная поддержка сельскохозяйственных организаций области возросла в 5,3 раза, а стоимость полученной продукции (в фактических ценах) увеличилась в 4 раза, чему послужили Программы Государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. Установлена прямая корреляционная связь государственной поддержки и роста производства продукции. Полученный коэффициент корреляции на всем промежутке исследований составляет более 0,9, что означает высокую эффективность государственных мер поддержки. В настоящее время успешно реализуются 6 Программ государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций носит профилактический характер и не допускает кризиса в сфере производства в целом, что подтверждается низким уровнем рентабельности сельскохозяйственной отрасли за исследуемый период времени.

Ключевые слова: меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, мониторинг

государственной поддержки, эффективность инвестиций, корреляционная зависимость

Для цитирования: Кузнецова Л.В. Современные методы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях реализации программ, принятых правительством Калужской области // Владимирский земледелец. 2019. №1. С. 51-54. DOI:10.2441l/2225-2584-2019-10056.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность.

Цены на сельскохозяйственную продукцию, сложившиеся на рынке, не позволяют достичь достаточного уровня рентабельности производства и не обеспечивают возможности расширенного воспроизводства основных фондов. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных организаций стала наиболее актуальна.

В состав агропромышленного комплекса Калужской области входят 200 организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, 45 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности [1].

Сельское хозяйство Калужской области специализированно на производстве продукции животноводства, главным образом, молока и мяса, растениеводство - на производстве зерна, картофеля и обеспечении кормовой базы животноводства. В настоящее время успешно реализуются следующие Программы: Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области на

2013-2020 гг.» [2]; Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на

2014-2017 гг. и на период до 2020 года» [3]; Ведомственная Целевая Программа «Развитие сельскохозяйственного

ВлаЭимгрскт Земледелец*

№ 1 (87) 2019

производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Калужской области» [4]; Ведомственная Целевая Программа «Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области» на 2014-2016 гг. и 2017-2019 гг. [5]; Ведомственная Целевая Программа «Развитие мясного скотоводства в Калужской области» на 2013-2015 гг., 2017-2019 гг. [6]; Ведомственная Целевая Программа «Развитие молочного скотоводства в Калужской области» на 2013-2015 гг. [7].

Цель исследований - осуществить мониторинг действующих мер поддержки сельскохозяйственных организаций и определить эффективность этих мер.

Исследования проведены на основе использования методик [8, 9], а также работ отечественных и зарубежных ученых - агроэкономистов, рекомендаций ведущих технологических и экономических научно-исследовательских учреждений.

Результаты и обсуждение. Существующие на данном этапе Программы государственной поддержки сельхозпроизводителей направлены на:

- создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, развития рынков сельскохозяйственной продукции;

- повышение финансовой устойчивости предприятий АПК и эффективности использования производственных ресурсов;

- создание условий для развития сельских территорий.

В связи с поставленной целью, Программы решают следующие задачи:

- повышение эффективности развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поддержка развития рыночной инфраструктуры;

- повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

- стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;

- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

- повышение качества жизни сельского населения.

К мерам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области относится широкий круг мероприятий.

1) Кредитование (субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах).

2) Поручительства перед банками, микрозаймы (фонд поддержки предпринимательства).

3) Налоговые льготы для сельскохозяйственных производителей.

4) Субсидии на развитие отраслей растениеводства:

а) субсидии на элитное семеноводство, (руб. за тонну): зерновые - 6020, картофель - 6000; бобовые (многолетние травы) - 95000; зернобобовые - 9000; рапс - 22000; гибриды

кукурузы F1 - 15000; кукуруза родительских форм - 130000; твердая пшеница - 8020; лен-долгунец - 20000; злаковые (многолетние травы) - 30000 (условие: семена должны быть приобретены у производителя элитных семян и иметь сертификат соответствия);

б) субсидии на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей -23190 руб. за 1га;

в) субсидии на оформление в собственность бесхозных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений -2180 руб. за 1 га;

г) субсидии на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв - 90 % от суммы затрат, отраженных в акте приемки работ;

д) субсидии на вовлечение в оборот бывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий - 44,7 % от суммы затрат, отраженных в акте приемки работ;

е) субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями;

ж) субсидии на вовлечение сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственное производство;

з) субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, руб. за 1 га посевной площади.

5) Субсидии на развитие отраслей животноводства:

а) субсидии на 1 литр (кг) реализованного молока -1,57 руб.;

6) субсидии в рамках Программы «Создание 100 роботизированных молочных ферм» (субсидированный кредит - в размере процентной ставки, уменьшенной на 5 % (по кредитам и займам, заключенным после 01.01.2014 г. на срок от 2-х до 5 лет на оборудование, строительство, реконструкцию, модернизацию ферм, инфраструктуру);

в) субсидии на развитие мясного скотоводства в Калужской области.

б) Субсидии на поддержку племенного животноводства; страхование животноводства; субсидии на внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве.

7) Субсидии на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) движимого имущества сельскохозяйственной техники.

Однако надо отметить что, не смотря на такое разнообразие мер поддержки, российские сельхозпроизводители находятся в несравнимо худших условиях, чем их коллеги в странах Европейского союза. Например, субсидии на гектар земли, обрабатываемой под зерновые в Финляндии (условия похожи на российское Нечерноземье) составляют 700 евро. Аналогичная цифра в северных районах Германии: 650 евро на 1 га. Для сравнения: в Калужской области предоставляются субсидии в размере 800 руб. за 1 га, т. е. примерно 12 евро. Разница более чем в 58 раз. Эта же ситуация наблюдается в области поддержки животноводства, в стоимости инвестиционных кредитов и т. д. Такая разница в уровне господдержки ставит

№ 1 (87) 2019

Владимгрскш Землейлод

российских аграриев в неравные конкурентные условия. Поэтому существующее соотношение прибылей и долгов приводит многие хозяйства на грань банкротства.

Не менее важно то, что в ближайшие годы хозяйства, вместо развития производства, будут вынуждены направлять основные средства на расчеты по долгам. Таким образом, АПК области остается без собственных инвестиционных ресурсов.

В различные годы исследований материальное стимулирование производимой продукции

осуществлялось по разным направлениям, то объединяясь в общие Программы для всех сельхозпроизводителей, то конкретизируя различные направления и отдельные группы товаропроизводителей.

С целью определения эффективности мер Государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, приведены данные динамики основных производственных показателей сельскохозяйственных организаций за 10 лет [10], а также установлена зависимость роста производства продукции сельскохозяйственных организаций от государственной поддержки, основанная на расчете коэффициента корреляции (табл.).

Анализ показателей указывает на эффективность государственных мер поддержки, вследствие которых значительно вырос уровень производства сельскохозяйственной продукции. Так, стоимость полученной продукции (в фактических ценах) возросла с 4520,1 млн. руб. в 2006 году до 18279,7 млн. руб. в 2015 году, или в 4 раза. Уровень государственной поддержки за этот период возрос с 277,3 млн. руб. до 1475,3 млн. руб., или в 5,3 раза.

Установлено, что соотношение размера государственной поддержки и затрат на основное производство варьируется по годам от 8 до 15 копеек на 1 руб. Данные исследования подтверждают эффективность государственных мер

Динамика показателей государственной поддержки и п организаций за 10 лет

поддержки, вследствие которых значительно вырос уровень производства сельскохозяйственной продукции. Между уровнем роста производства продукции и уровнем роста государственной поддержки имеется тесная корреляционная связь. Расчеты свидетельствуют о наличии устойчивой прямой зависимости признаков, связь оценивается как «сильная», коэффициент корреляции более 0,90 за весь период исследований.

Выводы. На основе проведенного мониторинга современных мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях реализации Программ, принятых Правительством Калужской области, подучены следующие результаты исследований:

1. За период с 2006 по 2015 гг. государственная поддержка сельскохозяйственных организаций увеличилась с 277,3млн. руб. в 2006 году до 1475,3млн. руб. в 2015 году или в 5,3 раза.

2. Стоимость полученной продукции (в фактических ценах) возросла в 4 раза - с 4520,1 млн. руб. в 2006 году до 18279,7млн. руб. в 2015 году, чему послужили Программы Государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.

3. Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций носит профилактический характер и не допускает кризиса в сфере производства в целом, а также не ставит предприятия в равные условия в плане конкуренции, что подтверждается низким уровнем рентабельности сельскохозяйственной отрасли за исследуемый период времени.

4. За период мониторинговых исследований установлена прямая тесная корреляционная связь (г > 0,90) между уровнем государственной поддержки и ростом производства продукции. Это характеризует высокую эффективность государственных мер поддержки, проводимых в Калужской области. изводства продукции сельскохозяйственных

Показатели Годы реализации проектов государственной поддержки

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Государственная поддержка, млн. руб. 277,3 624 972 1154 1067 1118 1219 1093 1550 1475

Продукция (в факт. ценах), млн. руб. 4520 5833 8332 9476 10016 11397 12105 12235 14806 18279

Затраты на осн.производство, млн.руб. 3249 4491 7804 8833 7130 8048 12038 13600 17112 18574

Приходится гос. поддержки на 1 рубль продукции, коп. 6,1 10,7 11,6 12,2 10,6 9,8 10,1 8,9 12,7 8,1

Приходится гос. поддержки на 1 рубль затрат, коп. 8,5 13,9 12,4 13,1 15,0 13,9 10,1 8,0 9,0 7,9

Коэффициент корреляции - 1,0 0,984 0,990 0,972 0,943 0,944 0,920 0,945 0,914

Литература.

1. Кузнецова Л.В., Мазуров В.Н. Меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Калужской области// Вестник аграрной науки. 2018. №2 (71). С. 87-94.

2. Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области на 2013-2020 гг.: Государственная программа. Постановление Правительства от 14.07.2012г. № 717: сайт: http://base.garant.ru (дата обращения: 5.02.2018).

ВлаЭимгрскт Земледелец!)

№ 1 (87) 2019

3. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года: Федеральная целевая программа. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013. № 598: сайт: http://www.garant.ru (дата обращения 7.02.2018).

4. Развитие сельскохозяйственного производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Калужской области: Ведомственная Целевая Программа Правительство Калужской области. Постановление Правительства от 17.12.2012. №629: сайт: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 07.02.2018).

5. Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области на 2014-2016 гг. и 2017-2019 гг.: Ведомственная Целевая Программа Правительства Калужской области от 9.03.2017. № 58: сайт: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 07.02.2018).

6. Развитие мясного скотоводства в Калужской области на 2013-2015 гг., 2017-2019 гг.: Государственная Программа / Правительство Калужской области. Постановление от 5.12.2013. № 654: сайт: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 05.02.2018).

7. Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2013-2015 гг. Ведомственная Целевая Программа: сайт: http://base.garant.ru (дата обращения 07.02.2018).

8. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве/под ред. В.Р., Боева. М.: РАСХН, 1999.256с.

9. Эффективность сельскохозяйственного производства: метод. рекомендации. М.: МСХ РФ, 2005.56с.

10. Калужская область в цифрах2006-2015 гг.: статистический ежегодник. Калуга: Калугастат, 2016. С. 241-262.

MODERN MEASURES OF SUPPORT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS BY THE STATE UNDER PROGRAMMES ADOPTED BY THE GOVERNMENT OF THE KALUGA REGION

L.V. Kuznetsova

Kaluga Agricultural Research Institute, ul. Tsentralnaya 2, Kaluga experimental husbandry farm, Peremyshlkiy rayon, Kaluga Oblast, 249142, Russian Federation

Abstract. Agriculture in the Kaluga region is specialized in livestock production, mainly in milk and meat, crop production - in grain, potato and providing fodder resources for animal agriculture. In recent years it is paid much attention to the development of agriculture in the Kaluga region by various forms of support from the state and the government of the region. Monitoring of current support measures for agricultural producers and its analysis was the primary objective of the research. Researches were conducted based on the practices of Russian and foreign agro-economists and guidelines of the leading technological and economic research institutions. In different years of researches financing of production carried out in different ways by cooperating within a common program for all agricultural producers or by determining areas and particular groups of goods producers. During 2006 - 2015 state support of agricultural institutions increased by 5,3 times, and the value of output (actual cost) increased by 4 times helped by the Programmes of state support of agricultural institutions. Direct correlation between state support and an increase in production was found. The correlation coefficient during researches was over 0,9 which means a high level of state support measures. Now 6 Programmes of state support of agricultural institutions are successfully implemented. The state support, however, has preventive character and prevents productions crisis in general, what is confirmed by low-leveled profitability of the agricultural industry for the researched period.

Keywords: measures of state support of agricultural institutions; monitoring of support measures; efficiency of investment; correlation.

Author details: PL.V. Kuznetsova, Candidate of Sciences (economic studies), leading research fellow, (e-mail: torg.kniish@mail.ru).

For citation: Kuznetsova L.V. Modern measures of support of agricultural organizations by the state under programmes adopted by the government of the Kaluga region // Vladimir agricolist. 2019. №1. P. 51-54. D0I:10.24411/2225-2584-2019-10056.

Информация

-- Отличительной особенностью настоящего времени стал переход от

- дифференциации наук, определившей основное направление научной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мысли в XX веке, к ее интеграции. Возросла роль междисциплинарных исследований, которые по прогнозам должны дать прорыв в области естественных и гуманитарных наук. На базе Верхневолжского ФАНЦ, по инициативе «Русского географического общества», организован постоянно действующий научный семинар, ориентированный на междисциплинарные исследования. Ниже представлены темы ближайших научных семинаров, которые доступны для посещения всем желающим.

1. «Удобрения и модели управления продуктивностью и плодородием серых лесных почв Верхневолжья» - руководитель темы В.В Окорков, главный научный сотрудник, доктор сельскохозяйственных наук.

2. «Проблемы создания системы управления плодородием почвы» -руководитель темы Л.К. Коновалова, старший научный сотрудник, кандидат

экономических наук.

3. «Научные и методические основы разработки агротехнологий для АЛСЗ» - руководитель темы А.А. Корчагин, ведущий научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук.

4. «Совершенствование систем севооборотов и обработки почвы в земледелии» - руководитель темы О.С. Чернов, ведущий научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук.

5. «Управление содержанием органического углерода в пахотных почвах Владимирского ополья» - руководитель темы Р. Петросян, младший научный сотрудник.

6. «Стабильность развития сельскохозяйственных растений» -руководитель темы С.Г. Баранов, доцент, кандидат биологических наук.

Семинары будут проходить под руководством И.Ю. Винокурова, кандидата химических наук, ведущего научного сотрудника Верхневолжского ФАНЦ, ученого секретаря регионального отделения «Русского географического общества».

№ 1 (87) 2019

g/iaduMipckiù ЗемдеШецТ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.