Научная статья на тему 'Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих'

Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих»



государственно-частное партнерство

Ведущий рубрики - А. В. Фаломкин, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией государственно-частного партнерства ГОУ «КРИРПО». В 2009 году получил грант Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева на научно-исследовательскую работу в области государственно-частного партнерства.

роль социального партнерства

овсудили в общественной палате

23 апреля в г. Кемерово состоялось пленарное заседание Общественной палаты Кемеровской области на тему «Роль социального партнерства в условиях экономической нестабильности», на которое были приглашены специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В работе форума приняли участие первый заместитель Губернатора области Валентин Петрович Ма-зикин, депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области, руководители структурных подразделений администрации Кемеровской области, представители профсоюзных организаций области, центра занятости населения Кемеровской области, Государственной инспекции труда в Кемеровской области, правоохранительных органов, общественных организаций и объединений, члены Общественной палаты Кемеровской области, работодатели - руководители предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, члены Кузбасской торгово-промышленной палаты.

Обсуждение проблемы прошло в четырех секциях: «Государственное регулирование труда. Занятость молодежи и проблемы миграции в современных условиях», «Роль социального партнерства в укреплении социальной стабильности. Бизнес и профсоюзы - вопросы взаимодействия», «Роль НКО в укреплении социальной стабильности», «Малое предпринимательство и самозанятость как средство экономического развития региона».

Подводя итоги работы форума, секретарь Общественной палаты Кемеровской области, член Обще-

ственной палаты РФ Татьяна Олеговна Алексеева отметила, что в сложной социально-экономической ситуации и объединения работодателей, и общественные организации разрабатывают и корректируют стратегии преодоления кризисной ситуации; обсуждение антикризисных мер и выработка предложений по ним идет на многих площадках по линии объединений работодателей, предпринимателей, и по линии профсоюзов как сторон социального партнерства. Она подчеркнула, что администрация области много делает по привлечению широкого круга предпринимателей и общественников к обсуждению и выработке антикризисных мер, систематически обсуждая эти вопросы на заседаниях антикризисного штаба, который возглавляет В. П. Мазикин. Заседание Общественной палаты - еще один шаг в направлении выработки программы совместных действий всех сторон социального партнерства.

По итогам пленарного заседания Общественной палаты Кемеровской области принята резолюция, которая закрепила выработанные участниками форума предложения по укреплению роли социального партнерства в условиях экономической нестабильности.

По материалам пресс-релиза АКО

современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих

И. А. Жигалова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления КузГТУ, лауреат премии Президента РФ в области образования

Эффективная работа современной государственной и муниципальной власти во многом определяется профессионализмом и компетентностью конкретных лиц, замещающих высшие руководящие должности и

должности специалистов. Именно они принимают непосредственное участие в разработке и реализации различных аспектов государственной и муниципальной политики. От уровня их деятельности во многом

- государственно-частное пар

зависит административный потенциал государства, т. е. способность устанавливать четкие цели и приоритеты развития, умение добиваться их осуществления. Одной из главных задач высших руководящих кадров является создание целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной управленческой элиты в нашей стране с использованием современных механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Учитывая определенную замкнутость сферы государственного и муниципального управления, формирование механизмов социального партнерства в подготовке кадров управленцев пока находится в стадии становления. Начиная с 2003 года в России идет административная реформа, в рамках которой приняты федеральные законы, регламентирующие государственную и муниципальную службу. В 2008 году по решению президента РФ начата крупномасштабная работа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров.

10 марта 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 261 утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)», призванная обеспечить открытость сферы государственного управления для взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе и по вопросам набора государственных служащих, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Основными целями реформирования и развития современной системы государственной службы Российской Федерации являются:

- формирование системы государственной службы РФ как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

- внедрение на государственной службе РФ эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

- повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Значительное место в мероприятиях программы уделяется профессиональной компетентности государственных служащих. Однако надо отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в настоящее время из общего числа работников гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей только 17 процентов получили базовое образование по специальности «Юриспруденция», 6 процентов - по специальности «Государственное и муниципальное управление» и 1 процент - по специальности «Управление персоналом».

Дополнительное профессиональное образование государственные гражданские служащие категории

«руководители» высшей группы должностей, по данным Росстата, в 2008 году получили: 51 процент по управленческим направлениям ДПО, 10 процентов -по правовому направлению, лишь около 7 процентов -по планово-финансовому и немногим более 2 процентов - по информационно-аналитическому. Приведенные данные убедительно показывают наличие серьезного дефицита управленческих знаний у руководителей органов государственной и муниципальной власти.

В современных условиях, когда получение базового образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» не является обязательным, проблема качественной подготовки государственных и муниципальных служащих становится, на наш взгляд, основным направлением в развитии договорных отношений между органами власти и вузами на принципах социального партнерства.

Кафедра государственного и муниципального управления Кузбасского государственного технического университета, обладая серьезным научно-педагогическим потенциалом (65 % профессорско-преподавательского состава кафедры имеют ученую степень или ученое звание), в последние годы активно развивает сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти, другими структурами.

Деловыми партнерами кафедры стали: Администрация Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, ассоциация «Совет муниципальных образований Кемеровской области», администрации городов и районов, ФГОУ ВПО «Московская академия государственного и муниципального управления» (г. Москва), ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» (г. Новосибирск), ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (г. Кемерово), консалтинговая фирма ОАО «Центр новых технологий управления» (г. Москва), ООО «Муниципальная академия» (г. Москва) и другие.

Содержательной основой партнерства является совместная разработка и реализация модели подготовки государственных и муниципальных служащих в системе высшего профессионального образования на базе ком-петентностного подхода. При этом под компетентностью понимается специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая умение применять узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. К ключевым компетенциям специалистов государственной и муниципальной службы можно отнести:

- достижение результатов (ответственность, административные навыки, решительность, предприимчивость);

- системное управление (стратегическое мышление, управление по целям, навыки эксперта, умение работать с бизнес-средой);

- руководство и управление изменениями;

- умение принимать решения и решать проблемы;

- коммуникации и межличностные отношения;

- личные качества и управление персоналом (лидерство, уверенность в себе, умение убеждать, ораторские качества, формирование команды, управление конфликтами, умение делегировать полномочия);

- управление финансовыми ресурсами.

В процессе формирования нового качества подготовки специалистов государственной и муниципальной службы в настоящее время сложились следующие основные направления и формы социального партнерства с потребителями кадров:

1. Активное взаимодействие в организации и содержании образовательно-воспитательного процесса студентов дневной формы обучения:

- организация практики, заключение договоров на прохождение практики.

В настоящее время заключены договоры на организацию практики студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» с администрациями Кемеровской области, города Кемерово, а также с администрациями 6 городских округов и 12 муниципальных районов.

По условиям договора администрация обязуется предоставлять места для проведения ознакомительной, экономической, управленческой и преддипломной практик; создавать условия для выполнения студентами программы практики и назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой; предоставлять студентам возможность пользоваться документами администрации.

Ежегодно все студенты дневного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление» имеют возможность пройти практику в органах государственной и муниципальной власти, причем, как правило, в одной и той же ее структуре на протяжении всех лет обучения. В результате многие выпускники, сумевшие себя хорошо зарекомендовать, трудоустраиваются по специальности.

- итоговая аттестация выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление».

Итоговая аттестация выпускников дневного отделения и заочного факультета проходит с обязательным участием руководителей администраций Кемеровской области, г. Кемерово и Кемеровского района, Совета народных депутатов Кемеровской области, что позволяет реально усилить практическую направленность содержания дипломных проектов. Существующая процедура утверждения тематики дипломных проектов предполагает формирование заказа на дипломное проектирование органов государственной и муниципальной власти. В результате часть дипломных проектов рекомендуется к внедрению уже во время защиты и используется в практической деятельности.

твенно-частное партнерство -

- руководство и рецензирование дипломных проектов.

Рецензирование дипломных проектов предполагает обязательное наличие отзывов органов государственной и муниципальной власти. В настоящее время значительная часть дипломных проектов пишется под руководством специалистов-практиков администраций Кемеровской области и г. Кемерово: А. Б. Аникеева, начальника отдела надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения департамента труда и занятости населения Кемеровской области; Н. С. Бледновой, заместителя начальника управления культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово; О. А. Горла-чевой, заведующей отделом муниципальных закупок администрации г. Кемерово; Е. Р. Жолудева, начальника управления по делам ГО и ЧС г. Кемерово; П. Д. Косинского, начальника управления кадров и государственной службы администрации Кемеровской области; Н. П. Никишиной, заместителя начальника управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово; А. С. Павловского, президента Фонда поддержки предпринимательства г. Кемерово; Т. С. Юркевич, начальника организационного отдела администрации г. Кемерово и других.

2. Совместное участие в реализации проектов, имеющих непосредственное отношение к вопросам качества подготовки государственных и муниципальных служащих:

- совместная с Администрацией Кемеровской области работа по формированию резерва управленческих кадров.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем выступлении 23 июля 2008 г. на совещании по формированию резерва управленческих кадров отметил, что фундаментальные изменения экономической и социальной структуры нашего общества, развитие инновационной экономики и повышение ее конкурентоспособности возможны только при активном труде самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошо подготовленные управленцы, у которых для этого есть все способности, которые хотят этим заниматься и обладают достаточными знаниями, целеустремлённостью и волей.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Коллегия Администрации Кемеровской области 30 декабря 2008 года утвердила программу «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Кемеровской области на 2008-2013 годы».

В настоящее время в регионе идет создание системы подбора кадров на те или иные должности в зависимости от квалификации кандидатов, а также их личностно-деловых качеств из числа лучших студентов, молодых специалистов, государственных и муниципальных служащих, работников негосударственного сектора. Кафедра ГиМУ принимает в этом процессе

- государственно-частное пар

самое активное участие, являясь членом не только региональной комиссии по формированию кадрового резерва, но и конкурсной комиссии по отбору и аттестации кадров Администрации Кемеровской области.

- Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

В феврале 2009 года при КузГТУ на базе кафедры ГиМУ создан Центр профессионального образования государственных и муниципальных служащих (ЦПО ГМС). Цель деятельности Центра - практическая реализация федерального и регионального законодательства в области дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.

Основные задачи Центра:

- предоставление образовательных услуг по профессиональному обучению; повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственных гражданских и муниципальных служащих;

- организация управленческого консультирования;

- научная, организационная и методическая работа в сфере повышения профессиональных компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих.

В 2009 году через ЦПО ГМС планируется подготовка 450 муниципальных служащих по 11 программам. Основные категории слушателей: кадровый резерв; муниципальные служащие, недавно принятые на муниципальную службу; главы (администраций) сельских поселений; руководители и специалисты кадровых служб органов муниципальной службы управления; муниципальные служащие МСУ (культура, подразделения социальной сферы, образование, молодежная политика); руководители и специалисты отделов по связям с общественностью, пресс-служб; руководители и специалисты органов местного самоуправления поселений, районов и городских округов; руководители и специалисты органов местного самоуправления городов и районных центров.

Кроме того, силами кафедры на базе КузГТУ реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. С 2007/2008 учебного года в рамках программы муниципальные служащие проходят переподготовку в объеме 612 часов с получением диплома государственного образца по специальности «Менеджмент в системе государственного и муниципального управления». В 2007-2008 гг. обучено 8 человек, 2008-2009 гг. - 7.

- Сотрудничество с высшими учебными заведениями России и Сибирского федерального округа по вопросам методологии, содержания и организации обучения специалистов государственного и муниципального управления.

Кафедра ГиМУ является постоянным членом научно-методического совета девятнадцати вузов Сибирского федерального округа, имеющих лицензию на

право ведения образовательной деятельности по специальности «Государственное и муниципальное управление». Активное сотрудничество с Сибирской академией государственной службы (г. Новосибирск) и другими вузами направлено на: перспективы развития взаимодействия органов исполнительной власти и вузов Сибирского федерального округа по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих; организацию стажировок профессорско-преподавательского состава; совершенствование системы целевой контрактной подготовки студентов; научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение обучения студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».

- Взаимодействие с общественно-государственными структурами по вопросам муниципального управления, проведение общественной экспертизы нормативно-правовых документов местного значения.

Долговременное и постоянное сотрудничество кафедры ГиМУ с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кемеровской области», ассоциацией Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ), Кемеровским региональным отделением Российской Муниципальной Академии заключается в научно-практическом решении проблем местного сообщества, вопросов активизации участия граждан в местном самоуправлении, воспитания и развития гражданской активности молодежи и взрослого населения. Проведение конференций, «круглых столов», совместная реализация социальных проектов «Социальная звезда», «Поколения вместе», «Шаг за шагом» позволяет привлечь студентов и преподавателей к участию в реальной политической жизни страны и региона.

Как показала практика, отношения социального партнерства в конечном итоге обеспечивают не только сближение интересов всех участников партнерства, но и решение главной современной задачи реформы высшего образования в России - повышение качества и конкурентоспособности выпускников вузов, учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов государственного и муниципального управления, расширение возможностей для организации практики и трудоустройства выпускников, реализация новых совместных проектов.

На наш взгляд, в настоящее время необходимо заключение прямых договоров о социальном партнерстве с администрациями городов и районов, их структурными подразделениями, включающих вопросы целевого набора и организации научной и практической деятельности по проблемам менеджмента. Это позволит расширить круг социальных партнеров для совместного поиска оптимального пути развития кадрового потенциала в сфере государственной и муниципальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.