Научная статья на тему 'Современные механизмы передачи власти в КНР'

Современные механизмы передачи власти в КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
823
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ / ПОЛИТОЛОГИЯ / НЕОАВТОРИТАРИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ / TRANSFER OF POLITICAL POWER / POLITICAL SCIENCE / NEO-AUTHORITARIANISM / SUCCESSION OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нефедьев Константин Игоревич

В статье исследуются основные современные механизмы передачи власти КНР, анализ которых является важной проблемой, имеющей высокое научное, политическое и социальное значение, что во многом обусловливается беспрецедентностью существования подобных институциональных практик в рамках авторитарного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the main mechanisms for the transfer of political power in modern China. The analysis of such mechanisms is an important issue with a high scientific, political and social value, which is mostly determined by the fact that institutional practices of power transfer within the states with authoritarian regimes are unexampled in a modern world.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы передачи власти в КНР»

7. Куницына, Е. Ю. Лингвистические основы людической теории художественного перевода [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Е. Ю.Куницына. - Иркутск. 2011. - 35 с.

8. Терехова, Н. В. Стратегии взаимоперевода культурных смыслов в концепции «Бостонского конфуцианства» [Текст] / Н. В.Терехова // II Российский культурологический конгресс «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». - СПб. : Эйдос, Астерион, 2008. - C. 287-288.

9. Торопцев, С. А. Роль Чжана Имоу в развитии китайского кино [Текст] / С. А. Торопцев // Проблемы Дальнего Востока. - 2005. - № 5. - С. 43-48.

10. Хамаева, Е. А. Антропонимы в ономастической системе мифологического типа [Текст] : дис. .канд. филол. наук : 10.02.19 / Е. А. Хамаева. - Иркутск, 2012. - 200 с.

11. Хамаева, Е. А. Мифология китайского имени: грамматологический аспект [Текст] / Е. А. Хамаева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета (Сер. Филология). - 2011. - № 4. - С. 83-87.

12. Хамаева, Е. А. Семантика китайского имени собственного: опыт классификации [Текст] / Е. А. Хамаева // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы конференции молодых ученых. - Иркутск: ИГЛУ, 2009. - С. 191-193.

Нефедьев Константин Игоревич

Студент специальности Регионоведение (Китай) факультета восточных языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 321.02 ББК 66.3(0)'8

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ В КНР

В статье исследуются основные современные механизмы передачи власти КНР, анализ которых является важной проблемой, имеющей высокое научное, политическое и социальное значение, что во многом обусловливается беспре-цедентностью существования подобных институциональных практик в рамках авторитарного государства.

Ключевые слова: передача власти; политология; неоавторитаризм; преемственность власти.

MODERN MECHANISMS FOR TRANSFER OF POLITICAL POWER IN

CHINA

The article examines the main mechanisms for the transfer of political power in modern China. The analysis of such mechanisms is an important issue with a high scientific, political and social value, which is mostly determined by the fact that institutional practices of power transfer within the states with authoritarian regimes are unexampled in a modern world.

Key words: transfer of political power; political science; neo-authoritarianism; succession of power.

Механизм преемственной передачи власти является политическим институтом. Институционализированные процессы преемственности и передачи власти в КНР стали результатом развития норм и практик в прошлом и настоящем. Под политическим институтом понимаются «зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности» [Словарь по политологии, 2001]. Таким образом, политические институты могут рассматриваться в качестве стабильной совокупности правил и организованных практик, запечатленных в структуре и процессе. При этом организация не обязательно должна быть формализованной, поскольку закрепляемые практикой установки играют в культуре государственного управления Китая не менее важную роль, а порой и более важную, чем закрепляемые законом [Кремнёв, 2007, с. 85-90], что является отличительной особенностью так называемого «китайского этносознания» [Gotlib, 2008]. Определить и описать формальные и неформальные механизмы институционализации механизмов передачи власти в КНР было выбрано в качестве нашей основной цели.

Среди формальных институтов, опосредующих преемственную смену политических элит в КНР в рамках Коммунистической партии Китая и государственных органов, можно выделить следующие:

Выборы из нескольких кандидатов. КПК установила несколько методов голосования для выбора членов ЦК и других высокопоставленных лидеров. Со времен 13-го съезда КПК в 1987 году, китайские элиты установили метод выбора из нескольких кандидатов для выбора в ЦК. Например, если планируется сформировать ЦК из 350 членов, то в бюллетень помещается 370 претендентов. Двадцать кандидатов, получивших наименьшее число голосов, устраняются. Делегаты съезда КПК часто использовали этот механизм для блокирования некоторых кандидатов, которым отдавали предпочтение верховные лидеры или члены высокопоставленной элиты. Например, Цзян Цзэминь продвинул множество своих протеже из Шанхая (так называемая «Шанхайская клика») в высокие должности в Пекине и других городах. Чтобы противостоять росту силы этой клики, делегаты голосовали против её членов в бюллетенях на выборах в ЦК [Cheng Li, 2010, p. 30-35].

Тайное голосование по вопросам политики и выборов высокопоставленных чиновников. Полное собрание партийного комитета на высоком уровне участвует в тайном голосовании для выбора партийных секретарей и секретарей для партийных комитетов низшего уровня. В целом, ключевые должности и политические решения в настоящее время решаются голосованием в различных комитетах, нежели главой парткома.

Ограничение срока полномочий. За редким исключением срок полномочий для главных постов в партии и правительстве составляет пять лет. Отдельный лидер не может занимать один и тот же пост более чем два срока.

Возрастные ограничения. Основываясь на нормах и регуляциях КПК, лидеры выше определенного уровня власти не могут превышать возрастного ценза. Например, все члены ЦК, родившиеся до 1940 года, покинули комитет на 17-ом съезде КПК в 2007 году 2003, ^56]. Любой провинциальный

лидер (партийный секретарь или губернатор), чей возраст превышает 65 лет, должен уйти в отставку, и любой заместитель, чей возраст превышает 63 года, должен уйти в отставку. Среди текущих провинциальных лидеров, за исключением трех членов политбюро, возраст не превышает 65 лет. Согласно нормам КПК, провинциальные лидеры с членством в политбюро имеют срок ухода на пенсию в 72 года.

Пропорциональное региональное представительство в ЦК. С 1997 года сильной политической нормой стало предоставление двух мест в ЦК каждой администрации провинциального уровня (как правило, провинциальному партийному секретарю и губернатору). Исключением являются регионы Тибет и СУАР, которые не ограничены такой нормой и обычно получают более двух мест. Также исключением является провинция Юньнань, получившая лишь одно место в ЦК в 1997 году 2002, ^29]. Хотя провинциальный лидер может получить повышение в центральное правительство или переведен в другую провинцию, распределительная норма применяется только во время выборов в ЦК.

«Закон избегания» в выборах местных лидеров. Под «законом избегания» понимается принцип, согласно которому на управляющие должности стараются не назначать людей, родившихся и выросших на территории провинции, где они должны вступить в должность. Провинциальные партийные секретари, шефы полиции, как правило, не местные люди, которых центральная администрация направила из другой провинции. Кроме того, среди 31 -го провинциального партийного секретаря на настоящий момент лишь два работают в той провинции, в которой родились.

Эти институциональные правила и нормы не только создают чувство справедливости и постоянства в выборах элит, но также делают их циркуляцию более ускоренной. Частота смены членов ЦК КПК, например, заметно выросла за последние 25 лет, и в среднем 62% от членов ЦК на каждом съезде за этот период составляли новички. Это намного выше, чем показатель обновления конгресса США. В результате быстрой смены членства в ведущем органе КПК ни один индивид, группа или институт не могут узурпировать власть в этой структуре. Эти изменения подкрепили систему сдерживающих сил в китайском лидерстве и изменили поведение элит. Китайские лидеры теперь заинтересованы в установлении своей легитимности через институциональные каналы, нежели чем полагаться на свои патронажно-клиентские и политические связи [CCP's Collective Leadership, 2012].

Кроме формально закрепленных механизмов, в институте передачи политической власти успешно задействован ряд неформальных, но закрепленных практикой механизмов, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:

Фракционное деление элит. В какой-то степени усиление конкуренции между внутрипартийными фракциями - это естественный результат окончания политики силовиков. Несомненной характеристикой современной политики Китая является то, что во главе правящей партии больше не стоит один человек, как это было в случае с Мао Цзэдуном или Дэн Сяопином. Вместо этого, Политбюро и его Постоянный комитет, самый могущественный орган Китая, управляется двумя неформальными соревнующимися коалициями, которые состязаются друг с другом за власть, влияние и контроль над политикой.

Властную структуру Коммунистической партии можно подразделить на две отличительные фракции или коалиции: «популистов» и «элитистов». Популистов представляет группировка во главе с ключевой группой состоящей из Ли Кэцяна, партийного секретаря провинции Гуандун Ван Яна и вице-премьера КПК Ли Юаньчао, которые известны как «туаньпаи» — лидеры, которые добились высот своей карьеры через ряды Коммунистический союз молодёжи Китая. Большинство туаньпаев, занимающих теперь 23% Центрального Комитета и 32% Политбюро, служили в качестве местных и провинциальных лидеров, как правило, в бедных провинциях и имеют опыт в административной работе и пропаганде.

Коалиция «элитистов» включает в себя Си Цзиньпина, Ван Цишаня и бывшего партийного секретаря Чуньциня Бо Силая. Эти люди известны как «кронпринцы», так как они рождены в семьях политических лидеров прошлых поколений. Хотя патронажно-клиентские связи всегда были сильны в среде «кронпринцев», вместе их удерживает необходимость защищать общие интересы, особенно в среде современного публичного порицания непотизма [Литвинов, 2003. с. 43]. Выстраивание фигуры нового «идеального» госслужащего [Крем-нёв, 2008] и обращение к традиционно предписываемым чиновнику высоким моральным качествам [Кобжицкая, 2007, с. 122] ставит «элитистов» перед серьезным вызовом выживания в условиях идеологических игр нового поколения.

Отличия между двумя фракциями в области политики значительны по сравнению с контрастом их происхождения. Различия политических платформ этих группировок отражают соревнование социоэкономических сил в стране: элити-сты продвигают интересы частных предпринимателей и среднего класса, в то время как туаньпаи провозглашают стремление к гармоничному обществу, где больше внимания будет уделяться уязвимым социальным группам, таким как фермеры, мигранты и городская беднота. Этот феномен описывается моделью «одна страна, две коалиции».

В октябре 2007 года КНР удивил внешних наблюдателей сменой обычной процедуры передачи власти, выдвинув двух возможных преемников. Центральный Комитет назвал имена Си Цзиньпина и Ли Кэцяна - двух очень разных лидеров - девяти членам ПК Политбюро, где китайские лидеры обычно проходят процесс подготовки к вступлению в должность. Очевидно, что такое решение было опосредовано необходимостью представить двум политически платформам возможность реализации в рамках нового поколения лидеров.

Подготовка лидеров-преемников. Человек, который планирует стать главой Китая, проходит через длительный процесс неформальной подготовки.

Лидеры, которые в перспективе хотят быть назначены на высшие посты в стране, сначала должны стать делегатами съезда КПК.

Подготовка кандидатов в лидеры проходит десятилетиями. Для того чтобы увеличить их знания и дать глубокий управленческий опыт, их назначают на различные административные посты по всей стране. Самые многообещающие претенденты проходят службу в нескольких провинциальных подразделениях, прежде чем получить повышение в Центральное Правительство в Пекине. Кроме того, продвижение кандидата по властной линии зависит от его способности завести необходимые связи, помимо составления внушительного портфолио. Во время обучения кандидат должен не только развить свои административные навыки, но и создать группу поддержки внутри партии, которая поможет ему реализовывать себя в качестве будущего лидера.

Последним шагом перед вступлением в высшую должность является служба в Постоянном Комитете Политбюро — самой мощной властной структуре в КНР. Чтобы управлять такой большой страной, как Китай, национальный лидер должен иметь опыт местного и центрального управления. Во время службы в Политбюро будущий лидер проходит подготовку под началом действующего председателя.

Также важным пунктом в процессе подготовки служит освещение будущего лидера в средствах массовой информации, чтобы упрочить его легитимность в глазах общественности как внутри страны, так и вне её, что вполне укладывается во внешнеполитическую стратегию КНР [Макеева, 2012, с. 120-122].

Все это проходит при поддержке действующего лидера, чтобы быть уверенным, что преемник его правления пройдет полный курс обучения под его непосредственным началом и контролем, и постепенное принятие полномочий послужит проверкой его способностей и способом указать на него как на легитимного преемника в глазах общественности [Cheng, Li, 2010, p. 30-35].

Авторитарный режим власти в КНР подразумевает специфичные трудности в установлении механизмов преемственности высших политических кругов. Механизм преемственной передачи власти - это способ, которым КНР пытается обеспечить стабильность и определенность в смене правительства. Это нормативный институционализированный процесс, регулирующий поведение правящих элит и позволяющий реализовывать предсказуемую передачу властных полномочий. Коммунистическая партия посредством преодоления исторических вызовов, связанных с преемственностью власти, осознала необходимость предотвращения социальных волнений. Будучи некогда основанными на вне-институциональной харизматической власти, властные структуры государства и КПК трансформировалась в организации с плановой преемственностью и закрепленным порядком смены политических элит. Эти механизмы позволяет наблюдателям (как внешним, так и внутренним) знать заранее, кто будет следующим лидером Китая. Кроме того, он задает жесткие сроки полномочий действующих лидеров, разбивая систему на четкие периоды, знаменующие начало процесса передачи. Культ харизматичных лидеров, самостоятельно избирающих своих преемников, сменился стабильным, институциональным и предска-

зуемым процессом. Механизм преемственной передачи власти является индикатором изменений в современной политической жизни Китая.

Библиографический список

1. Словарь по политологии [Текст] / под ред. проф. В. Н. Коновалова. - Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.

2. Кобжицкая, О. Г. Терминология и концепты классических философских школ Китая [Текст] / О. Г. Кобжицкая // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур : сб. научных докладов международной конфен-ренции. - Иркутск : ИГЛУ, 2007. - С. 120-127.

3. Кремнёв, Е. В. Факторы формирования культуры госаппарата КНР на современном этапе [Текст] / Е. В.Кремнёв // Вестник Читинского государственного университета. -2007. - № 3 (44). - С. 85-90.

4. Кремнёв, Е. В. Формирование культуры государственного управления КНР на современном этапе [Текст] : дис. ... канд. социол. Наук : 22.00.08 / Е. В. Кремнёв. - Чита, 2008. - 145 с.

5. Литвинов, О. Обновление социальной и политической системы КНР [Текст] / О.Литвинов // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - № 6. - С. 43-45.

6. Макеева, С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы : материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - Тернополь (Украина) : Крок, 2012. - С. 120-122.

7. CCP's Collective Leadership and Power Succession: Constants and Variables [Electronic resource] // Brookings. -http://www.brookings.edu/~/media/research/flles/papers/2012/1/24%20zhongnan hai%20li/0124_china_zhongnanhai_li_en.pdf. (дата обращения: 18.04.2013).

8. Cheng, Li. The Emergence of Chinese-style Democracy [Text] / Li Cheng // Financial Times, Jenuary 18, 2010. - P. 30-35.

9. Gotlib, O. M. Distinctive features of the language picture of the world in Chinese ethnoconsciousness [Text] / O. M. Gotlib // Журнал сибирского федерального университета (Серия: гуманитарные науки). - 2008. - № 1. - Т. 1. - С. 45-53.

10. : ^ФОДФШЙ^ГГетЧ / - :

- 2003. - 279 Ж.

11. [Text] / // :

- 2002. - 294 ж.

Башкатова Мария Васильевна

Магистрант факультета Европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск,

Россия

УДК 811.581.11, 83'373.6

ББК 81.2/81.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.