УДК 332
DOI 10.23672/m6511 -0601 -1976-o
Акопова Елена Сергеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]
Акопов Сергей Эдуардович
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]
Elena S. Akopova
Doctor of Economics,
Professor of the Department
of Commerce and Logistics,
Rostov State Economic University (RINH)
Sergey E. Akopov
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor
of the Department of World Economy
and International Relations,
Rostov State Economic University (RINH)
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology,
Professor of Department of Judicial
Examination and Criminalistics,
Rostov State Economic University (RINH)
Современные логистические тренды в новых условиях глобальной экономики
Modern logistics trends
in the new global economy
Аннотация. Основным пусковым механизмом в развитии мировой экономики является глобализация, ставшаяся одной из наиболее значительных сил, устанавливающих специфические особенности в производстве и сбыте товаров в рамках управления цепочками поставок в логистической отрасли. Авторы статьи анализируют современные логистические тренды в новых условиях глобальной экономики. Описаны пять логистических трендов, в числе которых венцом является цифровая трансформация и возникновение интеллектуальных транспортных систем; рост интернет-магазинов; автомобильный бизнес с появлением логистических услуг карше-ринга; индустрия туризма и гостеприимства; экономика совместного потребления; «зеленая» логистика.
Ключевые слова: логистика, логистические тренды, транспорт, глобальная экономика, инновационное развитие, кризисные тренды развития.
Annotation. The main trigger in the development of the world economy is globalization, which has become one of the most significant forces that establish specific features in the production and marketing of goods within the framework of supply chain management in the logistics industry. ^e authors of the article analyze modern logistics trends in the new conditions of the global economy. Five logistical trends are described, among which the crown is digital transformation and the emergence of intelligent transport systems; growth of online stores; automotive business with the advent of car sharing logistics services; tourism and hospitality industry; sharing economy; green logistics.
Keywords: logistics, logistics trends, transport, global economy, innovative development, crisis development trends.
Основным пусковым механизмом в развитии мировой экономики является глобализация, ставшаяся одной из наиболее значительных сил, устанавливающих специфические особенности в производстве и сбыте товаров в рамках управления цепочками поставок в логистической отрасли [1].
Особенно актуально вопросы активизации инновационных процессов звучат по отношению к российской логистической отрасли, которая, пока еще, обнаруживает некоторую структурную несбалансированность, высокую ресурсоемкость и относительно высокие затраты. Отмечая особенности российского логистического рынка,
Д.Г. Федотенков утверждает, что российская экономика «переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса, и одним из таких путей является построение логистических систем» [2, с. 225].
Как подчеркивают исследователи логистических процессов в новых условиях глобальной экономики, в последние два десятилетия в сфере товарообращения целого ряда стран произошли серьезные преобразования, связанные с цифровой трансформацией: в мировой хозяйственной практике стали применяться инновационные методы и технологии доставки товаров, которые строятся на концепции логистики. Сформировалась мировая система, включающая в себя производителей, поставщиков и логистических компаний [3].
Логистическим трендам и инновациям в логистике посвящены работы Д.А. Воронецкого [4], Е.А. Кулягиной [5], Е.Ю. Колотвиной [6], С.А. Ма-ковецкого, Л.Н. Скирневской [7], А.А. Полубояро-вой [8] и др.
Анализ различных подходов к определению экономической категории «логистика» позволяет сформулировать ее следующим образом: логистика представляет собой новое научное направление об организации совместной практической деятельности, целью которого является организационно-аналитическая оптимизация потоковых процессов. Главными функциями логистики является планирование, координация, стимулирование, управление и контроль за движением материальных, финансово-экономических и информационных потоков в любых системах [9].
В логистической отрасли основными движущими силами глобальной экономики, согласно исследованиям Д. Бауэрсоксу, являются:
- экономический рост;
- перспективы развития мировых рынков;
- регионализация;
- глобальная конкуренция; экспансия технологий;
- дерегулирование транспорта;
- развитие логистической инфраструктуры [10].
Нельзя не сказать о том, что логистику в новых условиях глобальной экономики потрясли кризисные события 2019-2022 гг.
В числе этих событий С.А. Маковецкий и Л.Н. Скир-невская по праву относят:
- во-первых, СОУЮ-19, который коснулся логистических процессов, «в частности, работы европейских портов», когда закрывались промышленные предприятия, стагнировалась работа транспорта, предназначенного для вывоза товаров;
- во-вторых, контейнерный кризис, вызванный мировым локдауном и дисбалансом в торговле между производителями в Азиатско-
Тихоокеанском регионе и Южной Азии и потребителями в США и ЕС;
- в-третьих, мировой энергетический кризис.
Так, к нехватке природного газа «и пятикратному росту цен на него» добавился еще и дефицит нефти. Кроме того, не считая роста ценообразования на топливо, связанного с энергетическим кризисом, международные транспортно-логисти-ческие компании столкнулись также и с проблемой кадров, в частности, Transport Intelligence констатировал дефицит порядка 400 тыс. водителей [7, с. 261-262].
Д.А. Воронецкий в качестве основных логистических трендов называет снижение грузового потока, как на уровне мирового, так и на уровне локального масштаба, а также, «отсутствие простых, понятных правил игры для представителей логистического рынка» [4, с. 23].
Е.А. Кулягина, анализируя логистические процессы в России в условиях санкционных ограничений, пишет о том, что санкции парализовали Европейское направление, поэтому началось развитие перевозок Южно-Азиатских направлений; грузовые потоки идут из Китая через железнодорожные пути сообщения, а «в 2022-2023 гг. прогнозируется двукратный рост спроса на ж/д перевозки. Азиатские линии, ранее не осуществлявшие перевозки, приступили к обслуживанию морского плеча; например, мультимодальный сервис из Китая и Юго-восточной Азии представляют следующие линии: Fesco, Sasco, Sinokor, Site, Huaxin. Самыми стабильными и надежными на логистическом рынке остаются железнодорожные перевозки» [5, с. 56].
Согласно данным РЖД, с весны 2022 г. объемы заявок на транспортировку товаров в сибирском и дальневосточном направлении выросли почти на 30 %. В этой связи, Е.А. Кулягина выдвигает предположение, что данный тренд продолжится - это приведет к восстановлению и росту объемов грузоперевозок и в долгосрочной перспективе поспособствует оптимальному развитию отношений с Азией, ибо именно санкционная политка Запада послужила сильным триггером развития внешней политики и экономики России на азиатских рынках.
Венцом всех логистических трендов и преобразований в логистике и транспорте в новых (постко-видных) условиях глобальной экономики стала цифровая трансформация. Китайский исследователь Нгуен Дык Хюи подчеркивает, что инновации в логистике ведут к формированию «систем с расширенными вычислительными и коммуникационными возможностями», и утверждает, что для эффективной логистики 4,0 имеются все основания полагаться на различные технические приложения: «планирование ресурсов, системы хранения данных, системы управления дорожным движением, интеллектуальные транспортные системы» [11, с. 544-545].
Интеллектуальные транспортные системы - это новая отрасль логистики, сотрудничающая в
различных секторах транспортных систем: в управлении движением транспорта, его эксплуатации, контроле качества доставки товаров и пр. При этом важно подчеркнуть, что «идея интеграции виртуальных технологий является новинкой в области транспорта и играет важную роль в преодолении вызовов, связанных с глобализацией» [11, с. 546]. Однако важно помнить, что необходим мониторинг в логистической отрасли для того, чтобы обнаруживать потенциальные риски и последствия изменений в логистике и распределении, например, в рамках розничной цепочки создания стоимости, и в целом требуется фундаментальное понимание всех аспектов логистической операции [12; 13].
Основным логистическим трендом, как в мировой, так и в российской экономике стал стремительный рост интернет-магазинов, который сделал логистику более сложным, но более точным процессом, в котором логистика является неким связующим звеном между всеми игроками в розничной цепочке создания стоимости. Поскольку отдельно взятый потребитель имеет свои предпочтения в том или ином товаре, то, в конечном итоге, формируется целый «логистический клубок», движущийся от производителей товаров и торговых посредников к центрам распределения и реализации товара, а затем - к конечному месту доставки - как правило, непосредственно к порогу потребителя.
Такие мировые гиганты, как Amazon и АНЬаЬа уже показали историю объединения розничной торговли, технологий и логистических услуг. В ходе развития они принимали все виды ролей внутри цепочки создания стоимости, предлагая широкий спектр логистических услуг: хранение, комплектацию и упаковку товаров, оказание логистической поддержки третьим лицам и т.д. Заметим, что еще недавно все эти логистические процессы осуществлялись отдельными узкоспециализированными компаниями.
Вторым логистическим трендом в новых условиях глобальной экономики стал автомобильный бизнес, приятно шокированный появлением карше-ринга и всех его вариаций. Так, сервис шеринг-такси Uber, основанный в 2009 г., подбирает пассажиров и водителей через цифровое приложение, получая затем комиссионные проценты за каждую выполненную транзакцию. Глобальная шеринговая экономика оптимизирует, пусть и невысокооплачиваемую, внештатную работу, например, считается, что быть водителем Uber -выгодно.
Третьим глобальным экономическим трендом стала индустрия туризма и гостеприимства. Так,
Литература:
1. Акопов С.Э. Формирование глобальных инновационных сетей: мегатенденции современного мирового развития / С.Э. Акопов // В сборнике: Трансформация системы мирохозяйственного взаимодействия в контексте современных
американский исследователь Й. Вейнанд подчеркивает, что Airbnb кардинально изменила индустрию гостеприимства - этот рынок является посредником для всех, кто нуждается в ночлеге и предоставляет жилье на размер любого кошелька: от маленьких хостелов, мотелей, одноместных номеров до больших домов и даже величественных старинных замков [14].
Четвертым глобальным экономическим трендом стала экономика совместного потребления (совместного пользования). Так, например, в автомобильном сервисе фирма аренды автомобилей Avis внесла оплату в сумме полутора тысяч долларов за сайт каршеринговой компании Zipcar; компания BMW организовала службу по совместному использованию автотранспорта; производитель Daimler начал экспериментировать с арендой машин и программой шеринга в китайской логистической отрасли. Электронное приложение позволяет пользователям проверять наличие легковых и грузовых автомобилей, при этом открывать замки на арендованных машинах пользователи могут посредством использования собственных смартфонов [14].
Пятым логистическим трендом, набирающим популярность в новых условиях глобальной экономики, по мнению Е.Ю. Колотвиной, считается «зеленая» логистика, поскольку в последнее время все мировое сообщество стремится сократить свое негативное воздействие на окружающую среду. В рамках «зеленой» логистики проводятся компании и мероприятия по оценке и снижению влияния логистической деятельности на климат и экологию, при этом данный тренд «стремится найти компромисс и установить баланс между экологической и экономической эффективностью» [6, с. 49].
В целом, транспортная логистика «призвана обеспечить рационализацию грузопотоков и повышение эффективности использования транспортных средств, на что особый отпечаток наложили международные торговые отношения в условиях глобальной экономики» [2, c. 223].
В качестве резюме, необходимо отметить, что постепенно, в течение следующих лет можно прогнозировать, что логистические процессы в России станут более устойчивыми. Помимо удовлетворения потребностей потребителей в данной устойчивости, это - еще и необходимое бизнес-решение в рамках новых логистических трендов с целью сокращения материальных затрат. Именно в логистических инновациях и повышении эффективности, т.н., «последней мили» предполагается возможным отыскать гармоничный союз между снижением затрат и защитой окружающей среды.
Literature:
1. Akopov S.E. Formation of global innovation networks: megatrends of modern world development / S.E. Akopov // In the collection: Transformation of the system of world economic interaction in the context of modern global challenges. Materials of the
глобальных вызовов. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых. Ростов-н/Д., 2016. С. 29-33.
2. Федотенков. Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. Казань : Бук, 2014. 114 с.
3. Акопова Е.С. Мировая транспортно-логисти-ческая инфраструктура: цифровая трансформация 2020 года / Е.С. Акопова, Е.К. Пиливанова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. C. 87-92.
4. Воронецкий Д.А. Логистические тренды 20202021 года: жизнь во время и после пандемии / Д.А. Воронецкий // The Scientific Heritage. 2021. № 75. С. 23-29.
5. Кулягина Е.А. Логистические процессы в России в условиях санкционных ограничений в 2022 году / Е.А. Кулягина // Транспортное дело России. 2022. № 3. С. 56-58.
6. Колотвина Е.Ю. Современные тенденции развития логистики / Е.Ю. Колотвина // Символ науки. 2020. № 1. С. 48-50.
7. Маковецкий С.А. Логистическое управление в условиях кризисных трендов развития в 20222023 годах / С.А. Маковецкий, Л.Н. Скирневская // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 1. С. 261-262.
8. Полубоярова А.А. Особенности логистического сектора в 2022 году / А.А. Полубоярова // Международный научный журнал «Вестник науки». 2022. № 7(52). С. 72-78.
9. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. М. : ИН-ФРА-М, 2021. 320 с.
10.Глобализация рынка транспортных услуг и транспортно-логистических систем в мировой экономике. URL : http://attachment:/19/default.htm
11. Нгуен Дык Хюи. Цифровая трансформация -тренд логистики после COVID-19 / Нгуен Дык Хюи // Московский экономический журнал. 2021. № 8. С. 543-550.
12. Акопов С.Э. Формирование новых концепций маркетинга территорий и логистики в условиях развития интеграционного процесса ЕВРАЗЭС / С.Э. Акопов // В сборнике: Управление логистическими системами: глобальное мышление - эффективные решения. Ростов-н/Д., 2014. С. 15-18.
13. Model of management of the risk component of intermodal transport: information and communication technologies of transport logistics / V.A. Zelikov [et al.] // In the collection: Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. Cham, 2019. P. 668675.
14. Вейнанд Й. Onlife. Ритейл будущего: что нужно сделать сегодня, чтобы быть лидером отрасли завтра / Й. Вейнанд; Пер. с англ. Д.А. Шалаевой. М., 2021. 320 с.
International scientific-practical. conf. faculty, young scientists. Rostov-n/D., 2G1 б. Р. 29-33.
2. Fedotenkov. Innovative economy: materials of the International. scientific conf. Kazan : Buk, 2014. 114 p.
3. Akopova E.S. World transport and logistics infrastructure: digital transformation in 2020 / E.S. Akopova, E.K. Pilivanova, S.I. Samygin // State and municipal management. Scientific notes. 2021. № 1. Р. 87-92.
4. Voronetsky D.A. Logistics trends 2020-2021 : life during and after the pandemic / D.A. Voronetsky // The Scientific Heritage. 2021. № 75. Р. 23-29.
5. Kulyagina E.A. Logistics processes in Russia under sanctions restrictions in 2022 / E.A. Kulyagina // Transport business of Russia. 2022. № 3. Р. 56-58.
6. Kolotvina E.Yu. Modern trends in the development of logistics / E.Yu. Kolotvina // Symbol of science. 2020. № 1. Р. 48-50.
7. Makovetsky S.A. Logistics management in the context of crisis development trends in 2022-2023 / S.A. Makovetsky, L.N. Skirnevskaya // Russia: trends and development prospects. 2022. № 1. Р. 261-262.
8. Poluboyarova A.A. Features of the logistics sector in 2022 / A.A. Poluboyarova // International scientific journal «Herald of Science». 2022. № 7(52). Р. 72-78.
9. Logistics / Ed. B.A. Anikina. M. : INFRA-M, 2021. 320 p.
10. Globalization of the market of transport services and transport and logistics systems in the world economy. URL : http://attachment:/19/default.htm
11. Nguyen Duc Huy. Digital transformation as a logistics trend after COVID-19 / Nguyen Duc Huy // Moscow Economic Journal. 2021. № 8. P. 543-550.
12. Akopov S.E. Formation of new concepts of territory marketing and logistics in the context of the development of the EurAsEC integration process / S.E. Akopov // In the collection: Management of logistics systems: global thinking - effective solutions. Ros-tov-on/D., 2014. Р. 15-18.
13. Model of management of the risk component of intermodal transport: information and communication technologies of transport logistics / V.A. Zelikov [et al.] // In the collection: Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. Cham, 2019. P. 668675.
14. Weinand J. Onlife. Retail of the future: what needs to be done today to be the industry leader tomorrow / J. Weinand; Transl. from English. D.A. Shalaeva. M., 2021. 320 p.