Научная статья на тему 'Современные логистические системы промышленных площадок'

Современные логистические системы промышленных площадок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ЛОГИСТИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПЛОЩАДКИ / СКЛАД / ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Светлана Николаевна, Кузнецов Виктор Павлович, Егорова Анастасия Олеговна

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о современных логистических системах. Отсутствие системного подхода при формировании логистической инфраструктуры, в том числе примыкания к железнодорожной инфраструктуре общего пользования, является ограничивающим фактором для развития современных промышленных площадок. Авторы статьи указывают на значимость внедрения современных логистических систем на промышленных площадках. Основные системные логистические решения связаны с оптимизацией цепей поставок и сетей распределения; оптимизацией необходимых земельных ресурсов резидентов парка; возможностью предоставления полного комплекса логистических услуг с добавленной стоимостью; синергетическим эффектом. Авторы указывают, что успех логистических систем осуществляется путем повышения результативности работы на интегрированных рабочих местах. Авторы указывают, что благодаря логистическим системам расширяется объем выполняемых операций, услуг при повышении качества и оперативности обслуживания резидентов. WMS-технологии, применяемые на промышленных площадках, управляют запасами, работой персонала, оборудованием и площадью. Критерием эффективности и увеличения конкурентоспособности промышленных площадок является автоматизация. WMS-системы содействуют промышленным площадкам в повышении уровня автоматизации бизнес-процессов. Реализация WMS-технологий рассмотрена на примере индустриально-логистического парка «Нижегородский». Авторами рассмотрена экономическая эффективность данного проекта. Результатами реализации проекта авторы считают: гармоничное сбалансированное развитие регионов; повышение эффективности транспортной системы; снижение зависимости от импорта; улучшение демографической ситуации, оптимизацию миграционных потоков; снижение уровня логистических издержек в ВВП; создание эффективных современных производственных мощностей; интенсивное развитие потребительского рынка и рынка логистических услуг; ускорение процессов экономической интеграции; создание новых рабочих мест; повышение уровня доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Logistic Systems of Industrial Sites

In the article the authors address the issue of modern logistics systems. The absence of a systematic approach to the formation of logistics infrastructure, including the connection to the public railway infrastructure, is a limiting factor for the development of modern industrial sites. The authors of the article point out the importance of the introduction of modern logistics systems in industrial sites. The main system logistics solutions are: optimization of supply chains and distribution networks; optimization of necessary land resources of Park residents; the ability to provide a full range of logistics services with added value; a synergistic effect. The authors point out that the success of logistics systems is realized by increasing the efficiency of work in integrated workplaces. The authors point out that due to the logistics systems the volume of operations and services is expanding, while improving the quality and efficiency of service to residents. WMS-technologies used in industrial sites, manage inventory, personnel, equipment and area. The criterion of efficiency and increase of competitiveness of industrial sites is automation. WMS system will enable industrial sites to increase the level of automation of business processes. The implementation of WMS technology is considered on the example of industrial-logistic Park «Nizhny Novgorod». The authors consider the economic efficiency of this project. The authors highlight the results of the project: a harmonious balanced development of the regions; improving the efficiency of the transport system; reducing dependence on imports; the improvement of the demographic situation, the optimization of migration flows; the reduction of the level of logistics costs in GDP; the creation of an effective modern production facilities; intensive development of the consumer market and the market of logistics services; acceleration of the economic integration processes; creating new jobs; increasing of income level of the population.

Текст научной работы на тему «Современные логистические системы промышленных площадок»

экономические проблемы хранения и переработки сельхозпродукции

УДК 336.61

Современные логистические системы промышленных площадок

С. Н. КУЗНЕЦОВА, канд. экон. наук; В. П. КУЗНЕЦОВ, д-р экон. наук, профессор; А. О. ЕГОРОВА, канд. экон. наук

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Г. Нижний Новгород

Введение. Промышленные парки представляют собой договорную межфирменную производственную площадку малых и средних хозяйствующих субъектов, связанных с крупным предприятием, осуществляющим разработку и производство конечной продукции [1]. Создан проект формирования индустриально-логистического парка «Нижегородский». Общий объем инвестиций — более 33 млрд руб. Потенциал переработки — более 300 тыс. т в год. Объем производства продукции на расчетный год — 46 млрд руб. (табл. 1).

Результаты реализации (экономическая эффективность) для государства:

♦ формирование благоприятной институциональной среды для инновационного развития регионов;

♦ увеличение налогооблагаемой базы, рост поступлений в консолидированный бюджет на 12—15%;

♦ прирост ВВП на 7—8%;

♦ общий объем инвестиций в систему ИЛП — около 22 500 млрд руб., в том числе бюджетных (под государственные гарантии и т. п.) — около 300 млрд руб.;

Таблица 1

Основные показатели индустриально-логистического парка «нижегородский»

Показатель Значение

Общий объем инвестиций, млн руб. 2О6 3ОО

в том числе, млн руб.:

инженерные сети и сооружения 16ОО

транспортная инфраструктура 62ОО

логистические мощности 29 5ОО

индустриальные мощности 169 ООО

Общий объем инвестиций, млн руб. 2О6 3ОО

в том числе, млн руб.:

бюджетные 54ОО

ОАО «РЖД» 32ОО

частные инвестиции 187 7ОО

Расчетный срок реализации проекта, лет 12

в том числе срок строительства, лет 2

Рост ВРП региона не менее

с учетом мультипликативного эффекта, % 25

Количество создаваемых рабочих мест, ед., не менее 17 ООО

Объем налоговых поступлений на расчетный год,

млн руб./год:

НДФЛ в областной бюджет 53О

отчисления во внебюджетные фонды 144О

Потребляемая мощность (электроэнергия), мВт 1ООО

Срок окупаемости инвестиций в инфраструктуру, лет 9-11

Эффективность инвестиций (IRR), %:

бюджетные 53

частные 23

♦ капитализация земельных ресурсов;

♦ высокий уровень эффективности капитальных вложений — IRR более 50%;

♦ значительный мультипликативный эффект для бизнеса:

♦ повышение конкурентоспособности продукции и услуг (снижение логистических издержек, повышение скорости доставки грузов и др.), расширение масштабов хозяйственно-финансовой деятельности;

♦ генерирование новых бизнес-процессов;

♦ интенсивное обновление основных фондов, модернизация технологических процессов;

♦ высокий уровень эффективности капитальных вложений.

Инвестиции в индустриально-логистический центр вызывают рост на рабочие места, повышают конъюнктуру в строительстве, стимулируют развитие дорожной инфраструктуры, коммуникационной инфраструктуры, развитие услуг, образования.

Логистические процессы современных промышленных площадок сложны, что определено потоком поставок, продаж ценностей. С помощью данных потоков промышленные площадки взаимодействуют с внешними системами. Внутри площадок рассматриваются процессы продвижения, хранения, транспортирования и поддержания запасов, что обеспечивается логистической инфраструктурой [1]. По мнению авторов, склад — это инструмент товаропроводящей цепи, предназначением которого является прием, размещение, хранение, комплектация и выдача продукции, а также наличие материально-технической базы. Внедрение автоматизированных процессов в логистике промышленными площадками позволяет получить конкурентное преимущество в связи с экономией издержек. Для реализации логистической деятельности промышленным площадкам необходимо грамотное планирование, распределение ресурсов на каждом этапе логистической цепочки. Все больше промышленных площадок выполняют автоматизацию и компьютеризацию производственных, распределительных операций, для этого применяется система WMS [2].

Основная часть. WMS (Warehouse Management System) — компьютерная система управления складом, запасами на складе, которая используется для контроля приема, складирования, отправки грузов.

В результате внедрения WMS-технологий на промышленных площадках осуществляется: уменьшение резервного запаса, сокращение количества сотрудников, снижение административных издержек, повышение эффек-

Таблица 2

Показатели эффективности WMS промышленных площадок

Показатель Год

2016 2017

Прибыль, руб./год 1 686 300 000 2 248 400 000

Доходы, руб./год 2 409 000 000 3 212 000 000

Расходы, руб./год 722 700 000 963 600 000

Рост прибыли, %/год 15 25

Количество новых наименований полуфабрикатных изделий, шт. 10 20

Рост продаж, т/мес. 80 100

Количество отправленных коммерческих предложений, шт./мес. 10 25

Удовлетворенность клиентов, % 60 80

Время на разработку нового продукта, сут. 7 4

Количества ошибок при отгрузке товаров, шт./мес. 10 5

Простой пользователей, ч/мес. 8 4

Затраты на содержание склада, руб. 10 5

Цикл нахождения товаров на складе, сут. 10 6

Время, затраченное на инвентаризации, сут./мес. 5 2

Риск возникновения ошибок при инвентаризации, % 20 10

Соответствие квалификационным требованиям, % 70 95

Доля сотрудников, удовлетворенных условиями работы, % 70 90

тивности использования пространства, уменьшение стоимости проведения инвентаризации и увеличение пропускной способности склада.

Для оценки эффективности вложений в проект внедрения WMS применяют показатели возврата инвестиций (ROI — return of investments) и совокупной стоимости владения (TCO — total cost of ownership).

Практика внедрения и эксплуатации WMS показывает, что срок окупаемости не превышает двух лет. На стадии выбора системы используется показатель анализа выгодности затрат CBA (Cost Benefits Analysis).

Практический анализ результатов успешных внедрений WMS указывает на достижение следующих количественных показателей:

♦ сокращение времени на разработку нового продукта;

♦ увеличение прибыли;

♦ сокращение риска возникновения ошибок при инвентаризации;

♦ значительное снижение затрат на содержание склада;

♦ увеличение продаж;

♦ возможность управления складом одним или двумя операторами;

♦ существенное сокращение издержек, связанных с простоями;

♦ сокращение времени на подготовку складского персонала.

Нельзя не принимать во внимание и изменение качественных показателей, заключающееся в повышении общего уровня квалификации персонала, улучшении дисциплины, организованности и общей психологической атмосферы [3].

Для разделения вещественных потоков авторы рекомендуют применять диаграмму Spaghetti Chart, которая представляет собой траекторию маршрутов движения продуктов. Диаграмма воспроизводит перемещение товарных потоков и взаимодействие планово-учетных единиц, до изменения товарных потоков на складе мно-

гие функции дублировались, в результате возникали издержки. Для устранения повторения проблемы отправки товара в отделения с плохой периодичностью выделяется отдел набора и контроля заказов отделений, где аккумулируются мертвые запасы [4]. В результате того, что склад хранения находится на большом расстоянии от приемного отдела, такое длинное плечо является причиной значительного процента брака при передвижении товара по складу. Благодаря организации движения товара по часовой стрелке исчезло пересечение материальных потоков. Введение данного принципа определило создание трех зон: хранение товара; крупного набора товара; мелкоштучного набора заказов резидентов. Это позволило уменьшить время выполнения заказов и выявить незадействованные складские мощности в виде пустующих помещений [5]. Изменение товарных потоков на складе привело к устранению складских издержек и получению новых складских мощностей. В табл. 2 показана счетная карта, которая содержит показатели эффективности WMS.

Выводы. Достижение всех указанных показателей возможно при организации обмена информацией. Информационная инфраструктура включает программно-техническую, информационную и организационно-экономическую среду с соответствующими структурами, отношениями, закрепленными законодательными и нормативными актами. Информационное пространство обеспечит эффективную деятельность органов управления как территорий, так и производственных площадок [6].

Инвестиции в информационные технологии промышленных площадок приносят больший экономический эффект, чем инвестиции непосредственно в производство. Эффективная автоматизация всех этапов производственной деятельности промышленных площадок возможна только на основе единых сред: методической, организационной и информационной [7].

Литература

1. Егорова, А. О. Промышленные парки как платформа развития промышленности / А. О. Егорова, С. Н. Кузнецова // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 6 (73). — С. 87-93.

2. Карпова, Н. П. Современные тенденции управления складом / Н. П. Карпова, В. О. Королев // Молодой ученый. — 2015. — № 19. — С. 381-384. URL https://moluch.ru/ archive/99/22142/.

3. Поташник, Я. С. Состояние и тенденции в инвестиционной и инновационной сферах промышленности Нижегородской области / Я. С. Поташник, С. Н. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 10-2 (87-2). — С. 1078-1082.

4. Романовская, Е. В. Организация производства на предприятиях отрасли: учеб. пособие / Е. В. Романовская, В. П. Кузнецов, В. П. Агафонов. — Н. Новгород, 2016. — 269 с.

5. Яшин, С. Н. Оценка перспективности и реализуемости процессных инноваций на промышленном предприятии: монография / С. Н. Яшин, В. П. Кузнецов, Г. М. Охезина. —

H. Новгород: Мининский университет, 2016. — 152 с.

6. Kuznetsova, S. N. Industrial parks formation as a tool for development of long-range manufacturing sectors / S. N. Kuznetsova [et al] // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — Т 12. — № 2 (48). — С. 391-401.

7. Mizikovsky, I. E. Basic Accounting and Planning Aspects of the Calculation of Intra-Factory Turnover of Returnable Waste /

I. E. Mizikovsky [et al] // International Journal of Economic Perspectives. — Vol. 10. — Issue 4. — December 2016.

References

1. Egorova A. O. Promyshlennye parki kak platforma razvitiya promyshlennosti / A. O. Egorova, S. N. Kuznetsova // Vestnik NGIEI, 2017, no. 6 (73), p. 87-93.

2. Karpova N. P. Sovremennye tendentsii upravleniya skladom / N. P. Karpova, V. O. Korolev // Molodoi uchenyi, 2015, no. 19, p. 381-384. URL https://moluch.ru/archive/99/22142/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Potashnik Ya. S. Sostoyanie i tendentsii v investitsionnoi i inno-vatsionnoi sferakh promyshlennosti Nizhegorodskoi oblasti / Ya. S. Potashnik, S. N. Kuznetsova // Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2017, no. 10-2 (87-2), p. 1078-1082.

4. Romanovskaya E. V. Organizatsiya proizvodstva na predpri-yatiyakh otrasli: ucheb. posobie / E.V. Romanovskaya, V. P. Kuznetsov, V. P. Agafonov. N. Novgorod, 2016, 269 p.

5. Yashin S. N. Otsenka perspektivnosti i realizuemosti protsess-nykh innovatsii na promyshlennom predpriyatii: monografiya / S. N. Yashin, V. P. Kuznetsov, G. M. Okhezina. N. Novgorod: Mininskii universitet, 2016, 152 p.

6. Kuznetsova S. N. Industrial parks formation as a tool for development of long-range manufacturing sectors / S. N. Kuznetsova [et al] // Journal of Applied Economic Sciences, 2017, vol. 12, no. 2 (48), p. 391-401.

7. Mizikovsky I. E. Basic Accounting and Planning Aspects of the Calculation of Intra-Factory Turnover of Returnable Waste / I. E. Mizikovsky [et al] // International Journal of Economic Perspectives, vol. 10, Issue 4, December 2016.

Современные логистические системы промышленных площадок

Ключевые слова

затраты; логистика; промышленные площадки; склад; технологии; управление.

реферат

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о современных логистических системах. Отсутствие системного подхода при формировании логистической инфраструктуры, в том числе примыкания к железнодорожной инфраструктуре общего пользования, является ограничивающим фактором для развития современных промышленных площадок. Авторы статьи указывают на значимость внедрения современных логистических систем на промышленных площадках. Основные системные логистические решения связаны с оптимизацией цепей поставок и сетей распределения; оптимизацией необходимых земельных ресурсов резидентов парка; возможностью предоставления полного комплекса логистических услуг с добавленной стоимостью; синергетическим эффектом. Авторы указывают, что успех логистических систем осуществляется путем повышения результативности работы на интегрированных рабочих местах. Авторы указывают, что благодаря логистическим системам расширяется объем выполняемых операций, услуг при повышении качества и оперативности обслуживания резидентов. WMS-техноло-гии, применяемые на промышленных площадках, управляют запасами, работой персонала, оборудованием и площадью. Критерием эффективности и увеличения конкурентоспособности промышленных площадок является автоматизация. WMS-системы содействуют промышленным площадкам в повышении уровня автоматизации бизнес-процессов. Реализация WMS-технологий рассмотрена на примере индустриально-логистического парка «Нижегородский». Авторами рассмотрена экономическая эффективность данного проекта. Результатами реализации проекта авторы считают: гармоничное сбалансированное развитие регионов; повышение эффективности транспортной системы; снижение зависимости от импорта; улучшение демографической ситуации, оптимизацию миграционных потоков; снижение уровня логистических издержек в ВВП; создание эффективных современных производственных мощностей; интенсивное развитие потребительского рынка и рынка логистических услуг; ускорение процессов экономической интеграции; создание новых рабочих мест; повышение уровня доходов населения.

Modern Logistic Systems of industrial Sites Key words

costs; logistics; industrial sites; warehouse; technology; management.

Abstract

In the article the authors address the issue of modern logistics systems. The absence of a systematic approach to the formation of logistics infrastructure, including the connection to the public railway infrastructure, is a limiting factor for the development of modern industrial sites. The authors of the article point out the importance of the introduction of modern logistics systems in industrial sites. The main system logistics solutions are: optimization of supply chains and distribution networks; optimization of necessary land resources of Park residents; the ability to provide a full range of logistics services with added value; a synergistic effect. The authors point out that the success of logistics systems is realized by increasing the efficiency of work in integrated workplaces. The authors point out that due to the logistics systems the volume of operations and services is expanding, while improving the quality and efficiency of service to residents. WMS-technologies used in industrial sites, manage inventory, personnel, equipment and area. The criterion of efficiency and increase of competitiveness of industrial sites is automation. WMS system will enable industrial sites to increase the level of automation of business processes. The implementation of WMS technology is considered on the example of industrial-logistic Park «Nizhny Novgorod». The authors consider the economic efficiency of this project. The authors highlight the results of the project: a harmonious balanced development of the regions; improving the efficiency of the transport system; reducing dependence on imports; the improvement of the demographic situation, the optimization of migration flows; the reduction of the level of logistics costs in GDP; the creation of an effective modern production facilities; intensive development of the consumer market and the market of logistics services; acceleration of the economic integration processes; creating new jobs; increasing of income level of the population.

Авторы

Кузнецова Светлана Николаевна, канд. экон. наук; Кузнецов Виктор Павлович, д-р экон. наук, профессор; Егорова Анастасия Олеговна, канд. экон. наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, dens@52.ru, keo.vgipu@mail.ru, nesti88@mail.ru

Authors

Kuznetsova Svetlana Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences;

Kuznetsov Viktor Pavlovich,

Doctor of Economic Sciences, Professor;

Egorova Anastasia Olegovna, Candidate of Economic Sciences

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

named after Kozma Minin (Mininsky University),

1 Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603950, Russia,

dens@52.ru, keo.vgipu@mail.ru, nesti88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.