Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАВОСЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНОВАНИЯ АВГУСТОВСКИХ СПАСОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАВОСЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНОВАНИЯ АВГУСТОВСКИХ СПАСОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1129
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАС / ИЗНЕСЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ / ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ / СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ / ЯБЛОЧНЫЙ СПАС / ОРЕХОВЫЙ СПАС / МЕДОВЫЙ СПАС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Вадим Анатольевич, Закиров Роман Рамитович

Современная православная культура, объединившая в себе каноны христианства и многовековое культурное наследие русского народа, обогатив различные сферы человеческого бытия, создала традицию празднования августовских Спасов, наделив их уникальной атмосферой и феноменальным смыслом. Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) - «яблочным», Третий (16/29 августа) - «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) - одно из богословских имен Иисуса Христа. Вместе с тем нередко народная традиция, проявляя суеверность и ориентированность на приметы своего сознания, присваивает данным христианским праздникам с конкретным богословским, литургическим и историческим смыслом совершенно новые черты и обряды их проведения, что порой приводит к их реальному синкретичному содержанию. Некоторые из данных примесей носят нейтральный характер и касаются, в первую очередь, некоторых бытовых вопросов жизни русского человека. Однако определенная часть данных черт серьезно искажает восприятие христианского праздника. Церковь учит, что именно духовное содержание празднуемого события, актуализируемое через молитву, посещение храма и участие в церковных Таинствах, должно являться основополагающей чертой их празднования, к которой уже вполне возможно присоединение и народных традиций. Можно констатировать, что августовские Спасы стали неотъемлемой частью православной современной культуры, плотно вошедшей в быт россиян. Во всем своем многообразии эти праздники остаются любимыми и почитаемыми в наши дни. Многие люди стремятся посетить церковные богослужения, во время которых посредством специальных обрядов освящаются начатки плодов нового урожая как символ жизни в приближающемся новолетии по старому стилю и как благодарение за урожай как очередную милость Божию. Как в себе объединились церковная и сельскохозяйственная составляющая, какой реальный смысл несет в себе значение августовских праздников, какое значение они имеют в культуре современной России, как отражаются в различных сферах жизни русского народа - ответы на эти вопросы и есть цель данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CULTURAL TRADITIONS AND ORTHODOX ASPECTS OF THE CELEBRATION OF THE AUGUST SPASOV

Modern Orthodox culture, combining the canons of Christianity and the centuries-old cultural heritage of the Russian people, enriching various spheres of human life, has created a tradition of celebrating the August Savior, endowing them with a unique atmosphere and phenomenal meaning. The First Savior (1/14 August) is called by the people “honey” the Second (6/19 August) is “apple”, the Third (16/29 August) is “nut”, “bread”. The Slavic word “Savior” (Savior) is one of the theological names of Jesus Christ. At the same time, quite often the folk tradition, showing superstition and focus on the signs of its consciousness, assimilates these Christian holidays with a specific theological, liturgical and historical meaning completely new features and rituals of their conduct, which sometimes leads to its real syncretic content. Some of these impurities are neutral in nature and relate, first of all, to some everyday issues of the life of a Russian person. However, a certain part of these features seriously distorts the perception of the Christian holiday. The Church teaches that it is the spiritual content of the celebrated event, actualized through prayer, church attendance and participation in the church Sacraments that should be a fundamental feature of their celebration to which it is already quite possible to join folk traditions. It can be stated that the August Spas became an integral part of modern Orthodox culture, which has become a part of the everyday life of Russians. In all their variety, these holidays remain beloved and revered today. Many people strive to attend church services, during which, through special sanctifying ceremonies, the first fruits of the new harvest are consecrated as a symbol of life in the coming new age according to the old style and as thanksgiving for the harvest as another mercy of God. How the church and agricultural components combined in themselves, what real meaning is the meaning of the August holidays, what significance they have in the modern culture of modern Russia, how they are reflected in various spheres of life of the Russian people - the answer to these questions is the purpose of this article.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАВОСЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНОВАНИЯ АВГУСТОВСКИХ СПАСОВ»

17. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke ustanovki pamyatnykh znakov, memorial'nykh dosok v gorode Barnaule (s izmeneniyami na: 31.08.2017) [About the approval of the regulations on the procedure for the installation of commemorative signs, memorial plaques in the city of Barnaul (as amended on: 31.08.2017)]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/438946209 (accessed 02.04.2019).

18. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke ustanovleniya memorial'nykh dosok v Respublike Tatarstan (s izmeneniyami na: 02.11.2017) [On approval of the Regulations on the procedure for establishing memorial plaques in the Republic of Tatarstan (as amended on: 02.11.2017)]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 917009306 (accessed 01.04.2019).

19. Onyusheva E.E. Memorial'nye doski g. Kemerovo [Memorial plaques of Kemerovo]. Ya -Kemerovchanin: materialy VII gorodskoy poiskovo-kraevedcheskoy konferentsii [I am Kemerovo resident. Materials of the VII city search-local history conference]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016, pp. 139-146. (In Russ.).

20. Polozhenie o gorodskoy komissii po toponimike [Regulation on the City Commission on Toponymy]. (In Russ.). Available at: https://kemerovo.ru/administratsiya/sovety-i-komissii/gorodskaya-komissiya-po-toponimike/polozhe-nie-o-gorodskoy-komissii-po-toponimike (accessed 13.05.2020).

21. TeatrLozha [Theatre Lodge]. (In Russ.). Available at: https://vk.com/teatrlozha (accessed 07.01.2019).

22. Togulev Vyacheslav Veniaminovich [Togulev Vyacheslav Veniaminovich]. (In Russ.). Available at: http://openkem-erovo.ru/wiki/Togulev,_Vyacheslav_Veniaminovich (accessed 04.04.2019).

УДК 008

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАВОСЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНОВАНИЯ АВГУСТОВСКИХ СПАСОВ

Аристарх, митрополит Кемеровский и Прокопьевский (Смирнов Вадим Анатольевич), кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии и религиоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemup@yandex.ru

Закиров Роман Рамитович, руководитель отдела культуры Кемеровского епархиального управления РПЦ (г. Кемерово, РФ). E-mail: rom-zakirov@yandex.ru

Современная православная культура, объединившая в себе каноны христианства и многовековое культурное наследие русского народа, обогатив различные сферы человеческого бытия, создала традицию празднования августовских Спасов, наделив их уникальной атмосферой и феноменальным смыслом. Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) - «яблочным», Третий (16/29 августа) - «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) - одно из богословских имен Иисуса Христа. Вместе с тем нередко народная традиция, проявляя суеверность и ориентированность на приметы своего сознания, присваивает данным христианским праздникам с конкретным богословским, литургическим и историческим смыслом совершенно новые черты и обряды их проведения, что порой приводит к их реальному синкретичному содержанию. Некоторые из данных примесей носят нейтральный характер и касаются, в первую очередь, некоторых бытовых вопросов жизни русского человека. Однако определенная часть данных черт серьезно искажает восприятие христианского праздника. Церковь учит, что именно духовное содержание празднуемого события, актуализируемое через молитву, посещение храма и участие в церковных Таинствах, должно являться основополагающей чертой их празднования, к которой уже вполне возможно присоединение и народных традиций. Можно констатировать, что августовские Спасы стали неотъемлемой частью православной современной культуры, плотно вошедшей в быт россиян. Во всем своем многообразии эти праздники остаются любимыми и почитаемыми в наши дни. Многие люди стремятся посетить церковные богослужения, во время которых посредством специальных обрядов освящаются начатки плодов нового урожая как символ жизни в приближающемся новолетии по старому стилю и как благодарение за урожай как очередную милость Божию. Как в себе объединились церковная и сельскохозяйственная

составляющая, какой реальный смысл несет в себе значение августовских праздников, какое значение они имеют в культуре современной России, как отражаются в различных сферах жизни русского народа - ответы на эти вопросы и есть цель данной статьи.

Ключевые слова: Спас, Изнесение Креста Господня, Преображение Господне, Спас Нерукотворный, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Медовый Спас.

MODERN CULTURAL TRADITIONS AND ORTHODOX ASPECTS OF THE CELEBRATION OF THE AUGUST SPASOV

Aristarkh, Metropolitan of Kemerovo and Prokopyevsk (Smirnov Vadim Anatolyevich), PhD in Theology, Department Chair of Theology and Religious Studies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federaton). E-mail: kemup@yandex.ru

Zakirov Roman Ramitovich, Head of the Culture Department of the Kemerovo Diocesan Administration of the Russian Orthodox Church (Kemerovo, Russian Federaton). E-mail: rom-zakirov@yandex.ru

Modern Orthodox culture, combining the canons of Christianity and the centuries-old cultural heritage of the Russian people, enriching various spheres of human life, has created a tradition of celebrating the August Savior, endowing them with a unique atmosphere and phenomenal meaning. The First Savior (1/14 August) is called by the people "honey" the Second (6/19 August) is "apple", the Third (16/29 August) is "nut", "bread". The Slavic word "Savior" (Savior) is one of the theological names of Jesus Christ. At the same time, quite often the folk tradition, showing superstition and focus on the signs of its consciousness, assimilates these Christian holidays with a specific theological, liturgical and historical meaning completely new features and rituals of their conduct, which sometimes leads to its real syncretic content. Some of these impurities are neutral in nature and relate, first of all, to some everyday issues of the life of a Russian person. However, a certain part of these features seriously distorts the perception of the Christian holiday. The Church teaches that it is the spiritual content of the celebrated event, actualized through prayer, church attendance and participation in the church Sacraments that should be a fundamental feature of their celebration to which it is already quite possible to join folk traditions. It can be stated that the August Spas became an integral part of modern Orthodox culture, which has become a part of the everyday life of Russians. In all their variety, these holidays remain beloved and revered today. Many people strive to attend church services, during which, through special sanctifying ceremonies, the first fruits of the new harvest are consecrated as a symbol of life in the coming new age according to the old style and as thanksgiving for the harvest as another mercy of God. How the church and agricultural components combined in themselves, what real meaning is the meaning of the August holidays, what significance they have in the modern culture of modern Russia, how they are reflected in various spheres of life of the Russian people - the answer to these questions is the purpose of this article.

Keywords: Savior, Wearing the Cross of the Lord, Transfiguration of the Lord, Savior Not Made by Hands, Apple Savior, Nut Savior, Honey Savior.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-59-66

Российская Федерация, являясь светским государством, строит и основывает свою культуру на канонах христианства, определившего развитие русской духовности на протяжении целого тысячелетия, приобщив к богатейшей сокровищнице культуры Византии, Древних Рима и Греции, Вавилона и Египта. Посвящение в христианскую культуру указало российскому обществу культур-

ные, духовные задачи, становясь объединяющей силой культурной и политической общности государства.

Русская народная культура, уходящая корнями во времена глубокой древности, в которой соединились каноны православной веры и кладезь величайшего культурного наследия, зародившегося в незапамятные времена, воплощающего

в себе многовековую народную мудрость, стала итогом многовекового процесса, нашедшего выражение в величайших культурных традициях современности.

Народная славянская культура в период Крещения Руси впитала в себя уникальные черты православной культуры. Интегрированные в славянскую культуру каноны христианства, сохранившись до нашего времени, оказывают определяющее влияние на становление российской национальной культурной идентичности, являющейся своеобразным феноменом русской религиозности.

Многие века организация быта и жизненного уклада русских людей складывалась, опираясь на православный календарь Святцы, который регламентировал хозяйственно-бытовую деятельность, чередовал будни и праздники, определял время постов. Как пишет А. Ф. Некрылова в своей монографии «Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома», «праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. Молебны, крестные ходы, собиравшие в обязательном порядке всех жителей одной деревни, одного села, одного городского квартала, общее праздничное гулянье - все это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздники способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню» [7, с. 16].

Череда тяжелых крестьянских будней сменялась редкими праздниками, которые служили для простого народа своеобразной рефлексией, в период которой происходила психологическая разрядка, а радостная атмосфера позволяла узнать новости, получить знания о далеких странах и чудесах, выбирать себе пару для брака, обогащала и духовно объединяла народ. По словам А. Ф. Некрыловой, православный праздник создавал «иллюзию равенства всех людей, то есть в какой-то степени, хотя и на время, снимал социальную напряженность в обществе» [7, с. 21].

В наши дни многие православные праздники объединяют людей на общенародные гулянья после праздничной службы, некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком воцерковленным людям, в первую очередь, это относится к так называемым «Спасам», которыми богат последний летний

месяц - август, получивший сельскохозяйственную, или гастрономическую, подоплеку «медовый», «яблочный», «ореховый».

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Ю. В. Рубан о сельскохозяйственной составляющей праздника отмечает следующее: «Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами» [10]. Не имеющие других календарей и сельскохозяйственных справочников, крестьяне ориентировались на Святцы, немного перефразировав названия, приурочив их к сельскохозяйственному действу: Маккавеи - время веять мак, Успение -поспевание урожая, к Первому Спасу приурочили проводы лета, пчела переставала носить медовую взятку.

Современные уникальные традиции России, основываясь на православных канонах, являются культурообразующими компонентами жизненного уклада, культуры, творчества, деятельности как отдельной семьи, так и государства в целом. Древние славянские и православные аспекты оказывают огромное влияние на нравственное, эстетическое образование детей и молодежи, воспитание у них основных личностных качеств: гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения. Черты интегрированных культур, взаимопроникая и дополняя друг друга, стали своеобразным феноменом российского духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Сложившаяся веками культура повседневного быта, передаваемая из поколения в поколение, ставшая незыблемым стереотипом социального поведения, выраженного в межличностных и гражданских отношениях, является неотъемлемой частью современного общества, найдя воплощение в нынешней культуре жизни и быта, искусстве и творчестве, сформировав национальную русскую культуру. Как отмечено в материалах заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству в Санкт-Петербурге, на котором обсуждались вопросы формирования и реализации национальной программы «Культура» на период до 2024 года, «тради-

ционная народная культура должна находиться в сфере особого внимания государства, ...исходя из необходимости сохранения культурных традиций, а также создания условий для появления новых перспективных направлений» [5].

Православные традиции являются одной из важных составляющих жизни русского человека и охватывают все сферы современного общества, прежде всего духовную и нравственную, формируя основы мировоззрения, феномены культуры, каноны религии, личностные ценности и ориентиры, являясь своеобразным вектором культуры и ценностных ориентиров, стереотипов поведения и жизненного уклада.

Так, великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский в журнале «Дневник писателя. 1881 год» о каноническом влиянии на культуру писал: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность» [4, с. 747].

До произошедшего в X веке Крещения на территории Руси исповедовали язычество, и когда официальной государственной религией стало православие, народ в вере объединил православные каноны и языческие традиции, приметы и фольклор, что наблюдается как на протяжении многих веков, так и в наши дни.

Современные культурные традиции празднования православных праздников, связанных с августовскими Спасами, переплели в себе церковные и народные традиции, ставшие современным культурным ритуалом. Исследование данной традиции позволило расширить знания о традициях православного праздника и понять интеграцию в церковные каноны древних культурных традиций русского народа. Крещение Руси внесло в языческую культуру, имевшую благодатную почву, четкую структуру, оставив народную историческую мудрость, сделав тем самым православие частью культуры, а потом и основной религией, пропитанной народной духовностью, принявшей и обогатившей церковные каноны.

В. И. Даль о соединении культурных традиций и присутствии в жизни россиян церковных канонов в «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечал: «Православие - великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво. А отчего это? Оттого что он православный. Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие» [3, с. 243]. Ярким примером соединения культур служат августовские Спасы, ставшие любимыми народными праздниками веры, духовности, культуры, традиций и мудрости.

В. В. Розанов в своей книге «Уединенное» в подтверждение вышесказанного пишет: «Кто любит народ русский - не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь - одно. И только у русских это - одно» [9, с. 256].

Открывает современные «Спасы» праздник в начале августа, получивший название Первый Спас (1/14 августа), называемый также Изнесе-ние Креста Господня. В Константинополе был замечательный обычай, приуроченный к 1 августа, к началу очень тяжелого месяца, который обычно сопровождался распространением эпидемий. Жара, нечистоты в Босфоре становились причиной, по которой люди заболевали многими инфекционными заболеваниями и умирали. Тогда не было антибиотиков, справиться с этим было невозможно, поэтому каждый август уносил большое количество жизней в Константинополе. Вот почему 1 августа по повелению императора из его ризницы износилось Честное Древо Животворящего Креста Господня - часть подлинного Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Крест износился за пределы дворца и торжественным ходом проносился по всем улицам Константинополя.

Священнодействие совершалось для того, чтобы, по молитвам жителей Константинополя, по благодати, исходящей от Креста, люди были предохранены от тяжких инфекционных заболеваний. Традиция в дальнейшем распространилась по всей Восточной Европе и дошла до Руси в XV веке.

Многое изменилось с тех пор, но воспоминание Изнесения Честных Древ Животворящего Креста всегда сопровождается 1 августа (14 по новому стилю) особым литургическим празднованием.

Мы живем в неспокойное время, у некоторых появляется чувство страха, неуверенности. Поэтому даже самые трудные внешние обстоятельства или эпидемию мы должны воспринимать не только так, как их воспринимают политики, -анализируя, делая прогнозы, - но и всегда преломлять их через религиозное сознание Православной Руси, через веру наших предков.

Второе значимое событие этого дня - Всемилостивый Спас - память о чудесных знамениях от иконы Спасителя в военных походах византийских и русских правителей в X веке. В этот же день празднуется Маккавеи - память ветхозаветных (дохристианских) мучеников - священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соло-монии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» в I веке до нашей эры.

Также в русском народе закрепились названия праздника: «Медовый Спас», «Маковия», «Спас на воде». На Первый Спас принято освящать и очищать воду и мёд, который во все времена считался продуктом, пригодным для лечения и сохранения сил и здоровья.

Медовым первый Спас назван еще и потому, что к этому времени пчелы заканчивают сбор меда, соты заполнены, пасечники начинают качку меда. Мед испокон веков считается у россиян особым, почитаемым и целебным продуктом, поэтому его в этот день относят в церковь, чтобы придать ему божественную, уникальную силу для помощи духу и телу.

Православные христиане ждут Спас для освящения новых колодцев, родников. «Спас на воде» знаменует малое водосвятие, выраженное в крестных ходах вокруг водоемов, освещении воды, купании домашних животных для защиты и купании людей для очищения и здоровья. До XVI века этот день отмечался как день Крещения Руси, поэтому традиция духовного очищения в воде сохраняется до наших дней, интегриро-вавшись в другой православный праздник - Крещение, став одним из элементов культурного наследия русского народа, принятого современным

обществом. Также Первый Спас считается девичьим праздником, отмечать который нужно с музыкой, пением и танцами, в этот день пекут печенье с маком и медом.

С Первого Спаса начинается сбор ягод, лекарственных трав и мака. Медовый спас начинает Успенский пост, во время которого принято помогать сиротам, вдовам, беднякам.

Второй Спас - Преображение Господне, еще называемый в народе «Яблочный Спас», получил свое название из-за освящения яблок и других плодов земли в конце Божественной литургии на Преображение Господне. Согласно Евангелию, «однажды Иисус взошел на гору с тремя учениками - Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделалось как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности - Моисей и Илия, - и раздался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". То был голос Бога Отца» (Мф. 17:5). А потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе.

Объединяя православные каноны и народные, фольклорные традиции, праздник Преображения Господня стал своеобразным праздником урожая, отмечавшегося в этот день еще у древних славян, с которого, согласно поверьям, природа начинала свой поворот от лета к осени и зиме.

Древняя традиция освящать плоды и благодарить Бога за урожай уходит своими корнями еще к VIII веку, когда земледельцы приносили в церковь яблоки, сливы, виноград, пшеницу. В современном мире данный обряд приобрел символическое значение обновления природы, символизирующее преображение христианина, присоединившегося к вере, пошедшего за Христом, став символом Праздника Преображения Господня.

Воплощение высочайших идеалов, возрождение каждого человека и народа в целом, спасение и очищение от греховных помыслов, способности к раскаянию, покаянию и самозабвенной молитве в желании спасения души, воссоединение с Христом и духовное преображение связывают с этим праздником православные христиане.

Об этом упоминал Ф. М. Достоевский в журнале «Дневник писателя. 1881 год»: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности, в народе нашем кроме этой "идеи" и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной "идеи" их» [4, с. 779].

Празднование Яблочного Спаса отмечают с особыми кулинарными изысками. Из полученного освященного урожая фруктов и ягод готовят пирожки, булочки, пироги, варят ароматное варенье, с удовольствием накрывают стол и угощают гостей. Православные христиане считают, что плоды яблони в этот день наделяются особой силой, отведав которые, можно получить благословение. Свечи в этот день вставляют в половинки разрезанного яблока, тем самым освещая и очищая жилище.

После посещения церкви в день празднования Второго Спаса принято раздавать часть урожая нуждающимся, оставлять его на общем столе для трапезы, чтобы все могли утолить голод. Яблочный Спас - это семейный праздник, который следует отмечать в семейном кругу, собираясь за праздничным столом.

Посещая кладбище на Преображение Господне, на могилах оставляют яблоко как символ духовного преображения.

Спас в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя в народе именуется третьим Спасом. Также он получил названия «Ореховый Спас» и «Хлебный Спас», так как к этому дню созревал орех и выпекался хлеб из нового зерна. Этот праздник имеет названия, каждое из которых оправдано и наделено глубоким историческим и духовным смыслом.

Православное название праздника очень красивое: «Перенесение Нерукотворного Образа

Господа Иисуса Христа». Канонический смысл праздник имеет в знаменательной дате перенесения в X веке из сирийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя.

«Хлебный спас» ознаменовывал окончание уборки зерновых культур. В церковь приносили для освещения свежевыпеченный хлеб из муки, полученной от нового урожая. Свежий каравай в доме являлся символом достатка и долголетия.

К празднованию Третьего Спаса в лесах вызревал орех. Начинающийся сбор орехов дал еще одно название празднику - Ореховый Спас. Орехи всегда были хорошим подспорьем в гастрономическом рационе народа. Наделенные большим количеством масел, витаминов, микроэлементов, они считаются очень ценным продуктом как в городе, так и сельской местности.

Еще одно название праздника, зародившееся из традиции изготовления холстов к этому дню, имеет канонический, церковный аспект - Спас на холсте, или Холщовый Спас. Множество натканного полотна освящалось и продавалось в этот день, приобщая народ к православной культуре, в память о полученном Нерукотворном изображении Иисуса Христа. Из холстов, освященных в этот день в церкви, шилась одежда для всей семьи, которая наделялась особой, защитной функцией, надевалась во время болезней и в трудные времена. Считалось, что человек в одежде, сшитой из освещенного холста, находится под защитой Господа.

Благодаря библейской истории происхождения праздника Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа появилось множество традиций, связанных именно с полотнами, а собранные в этот день ореховые ветки считались оберегом для дома; от бедности защищала покупка, сделанная на Третий Спас.

Третий Спас со всем своим разнообразием названий, сохранился в православной современной культуре, дойдя до наших дней в виде обрядов, символов праздника. Современные православные христиане, сохраняя традицию празднования, считают, что купленный в этот день сувенир или небольшая вещь обеспечит финансовое благополучие на протяжении всего следующего года. Обязательное посещение церкви в этот день для освещения хлеба, орехов характерно и для наших дней.

Августовские Спасы стали неотъемлемой частью современной православной культуры, плотно вошедшей в быт россиян. Во всем своем многообразии эти праздники остаются любимыми и почитаемыми в наши дни.

Подведем итоги. Внося в свою жизнь великие христианские идеалы посредством православных праздников, почитая образ Спаса, русский народ на протяжении многих веков и в наши дни, пройдя через события лихих годин и войн, являет собой образец милосердия и открытой душевности к человеку - во имя Христа. Об этом в своей книге «Народная монархия» пишет русский мыслитель и общественный деятель И. Л. Солоневич: «Православная терпимость - как и русская терпимость, происходит, может быть, просто-напросто вследствие великого оптимизма: правда все равно свое возьмет - и зачем торопить ее неправдой? Будущее все равно принадлежит дружбе и любви - зачем торопить их злобой и ненавистью? Мы все равно сильнее других - зачем культивировать чувство зависти? Ведь наша сила - это сила отца, творящая и хранящая...» [11, с. 463].

Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа: «...кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенно-

го делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42-48).

Современные традиции православной культуры отражены во всех сферах жизни граждан России, включая законодательную и исполнительную, общественную и индивидуальную, а также литературу, искусство, образование, науку и творчество.

Предложенный материал позволяет говорить о том, что дошедшая до наших дней культурная традиция празднования августовских православных праздников трансформировалась и превратилась из двунадесятых праздников в истинно народные, впитав в себя многовековые устои и житейскую мудрость. Заменив в послереволюционные годы церковных гонений православные аспекты, но, не подменив их по значению и формам, пройдя свой неповторимый путь становления, став образом жизни и судьбой целого народа, праздник августовских Спасов интегрировался в современную православную культуру России. Обратившись к культурному наследию, русский народ пронес и сохранил православную культуру, тлеющую лампаду которой он бережно «вскармливал» присущей ему духовностью, душевностью и традициями, ставшую феноменальным русским явлением.

Русская национальная культура и стиль жизни, являясь по сути своей исторически православными еще со времен древних славян, остаются своего рода загадкой для всего мира, находя при этом его высокую оценку. Духовная составляющая, сформированная на фундаментальных культурных традициях православных канонов, определила устои целого государства, наполнив современную культуру глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства.

Литература

1. Бакланова Т. И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культурология: Новые подходы: альманах-ежегодник. - М.: МГУКИ, 1998. - № 3. - 95 с.

2. Банников Е. Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. - М.: Гелеос, 2008. - 41 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 т. - М.: Астрель: АСТ, 2002. - 1278 с.

4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1881 год. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 880 с.

5. Материалы заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59416 (дата обращения: 08.07.2020).

6. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. - М.: Прогресс, 1993. - Т. 1. - 491 с.

7. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 765 с.

8. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. - М.: БЕТА-Сервиз, 1998. - 289 с.

9. Розанов В. В. Уединенное. - М.: Эксмо, 2008. - 718 с.

10. Рубан Ю. В. Августовские «Спасы» [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/days/p-avgustovskie-spasy (дата обращения: 04.07.2020).

11. Солоневич И. Л Народная монархия / отв. ред. О. Платонов. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 624 с.

References

1. Baklanova T.I. Russkaya traditsionnaya kul'tura v sovremennom informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve [Russian traditional culture in the modern information and educational space]. Kul'turologiya: Novye podkhody: Al'manakh-ezhegodnik [Cultural studies: New approaches: Yearbook Almanac]. Moscow, MGUKI Publ., 1998, no. 3. 95 p. (In Russ.).

2. Bannikov E. Medovyy Spas [Honey Savior]. Slavyanskie prazdniki i obryady: Pravoslavnyy kalendar' [Slavic holidays and rituals: Orthodox calendar]. Moscow, Geleos Publ., 2008. 41 p. (In Russ.).

3. Dal V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: Sovremennoe napisanie: v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language: Modern Writing. In 4 volumes]. Moscow, Astrel', AST Publ., 2002. 1278 p. (In Russ.).

4. Dostoevskiy F.M. Dnevnikpisatelya. 1881 god [The Writer's Diary. 1881 year]. Moscow, Institut russkoy tsivilizatsii Publ., 2010. 880 p. (In Russ.).

5. Materialy zasedaniya Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po kul 'ture i iskusstvu v Sankt-Peterburge [Materials of the meeting of the Council under the President of the Russian Federation for culture and art in St. Petersburg]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59416 (accessed 08.07.2020).

6. Milyukov P.N. Ocherki po istorii russkoy kul'tury: v 3 t. [Essays on the history of Russian culture. In 3 volumes]. Moscow, Progress Publ., 1993, vol. 1. 491 p. (In Russ.).

7. Nekrylova A.F. Russkiy traditsionnyy kalendar': na kazhdyy den' i dlya kazhdogo doma [Russian traditional calendar: for every day and for every home]. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 765 p. (In Russ.).

8. Pankeev I.A. Obychai i traditsii russkogo naroda [Customs and traditions of the Russian people]. Moscow, BETA-Serviz Publ., 1998. 289 p. (In Russ.).

9. Rozanov V.V. Uedinennoe [Solitary]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 718 p. (In Russ.).

10. Ruban Yu.V. Avgustovskie "Spasy" [August "Spasy"]. (In Russ.). Available at: https://azbyka.ru/days/p-avgus-tovskie-spasy (accessed 04.07.2020).

11. Solonevich I.L Narodnaya monarkhiya [People's monarchy]. Moscow, Institut russkoy tsivilizatsii Publ., 2010. 624 p. (In Russ.).

УДК 008:130.2

КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРНОГО СМЫСЛА И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Дуванова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры хореографии, Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь, РФ). E-mail: gelya.duvanova@mail.ru

В статье рассматривается проблема функционирования культурных смыслов в сфере художественной культуры и искусства. Актуальность изучения категории культурного смысла обусловлена повышенным научным вниманием к механизмам духовного развития социума, к поискам универ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.