раниченным в силу ряда обстоятельств и может рассматриваться лишь как предшествующий, переходный этап к качественно новому типу глобального общественного и мирового развития.
Опыт, противоречия, катаклизмы, столкновения и жесточайшие войны XX в. дают основание считать, что путь конвергенции социализма и капитализма в предшествующие годы давал и дает сегодня несомненно положительный результат только до определенных качественных пределов, за которыми стоят существенные стороны, основы и черты того и другого общественного строя. Видоизменение за определенными пределами ведет к подмене оснований, нарушению принципов целостности, объективности рассмотрения предметов и явлений и, в конечном итоге, приводит к эклектике как серьезному тормозу общественного развития. «Подделка эклектизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает
кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые явления и прочее, а на деле не дает никакого целостного и революционного понимания процесса общественного развития»1. Однако этот этап нужен для подготовки на основе правильного взаимодействия экономической и социальной сфер общества нового типа системного, сбалансированного, комплексного, гармоничного, справедливого и устойчивого развития.
В связи с этим ключевой характер на этот подготовительный период приобретают исследования и. поиск оптимального взаимодействия экономической и социальной сфер общества для прогнозирования перспектив развития планеты, страны, региона.
Примечание
1 ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. - Т. 33. - С. 21.
УДК 165.19
А.В. Бондаренко СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ИНТУИЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТУИЦИИ
Интуитивное познание и преобразование действительности — одна из недостаточно изученных философских тем, в которой центральное место занимают теоретико-методологические проблемы изучения интуиции, а также вопрос о соотношении научной и художественной ее форм. Их рассмотрение будет способствовать современному осмыслению научного и художественного творчества, выявлению места и роли интуиции в нем.
Ключевые слова: научная интуиция, художественная интуиция, чувственная интуиция, интеллектуальная интуиция, профессиональная интуиция.
Одна из наиболее известных концепций классификации форм интуиции разработана Н.О. Лосским - русским религиозным философом. По его мнению, существует несколько форм интуиции. Вот как об этом пишет сам философ: «Можно наблюдать чувственные качества предметов, цвета, звуки; это -чувственная интуиция, и данные этого опыта, цвета, звуки суть не субъективные психические состояния человека, а свойства самих материальных процессов внешнего мира. ...Можно наблюдать идеальную сторону мира, например математические идеи; это - интеллектуальная интуиция, умозрение. Можно иметь опыт, направленный на металогическое (конкретно-идеальное) бытие; это - мистическая интуиция» [7, с. 337].
Рассмотрим теперь более детально каждый из трех предложенных видов интуиции.
Первоначальной, по мнению Н.О. Лосского, является чувственная форма интуиции, т.е. созерцание, осуществляемое при помощи органов чувств. Наиболее значимым в этом аспекте познания является вопрос о субъективности чувственных качеств и чувственного восприятия. Основные группы фактов, побуждающих к интуитивному, по мнению Н.О. Лосского, таковы:
«1) различные раздражения, действуя на один и тот же орган чувств, вызывают восприятие одного и того же типа чувственных качеств...;
2) наоборот, одно и то же раздражение, действуя на различные органы чувств, вызывает восприятие различных чувственных качеств .;
© А.В. Бондаренко, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
251
3) два наблюдателя нередко воспринимают один и тот же предмет неодинаково...» [7, с. 161].
Подобно объясняется и обратное явление: если транссубъективный состав раздражения сложен и воспринимается лишь часть этого сложного состава, то разные органы воспринимают различные стороны процесса. Так же определятся и различия в восприятии одного предмета, когда из неоднородного состава внешнего предмета один наблюдатель осознает одну его сторону, а другой - другую. Т. о., в актах выбирания мы субъективны, но то, что мы выбираем, - транссубъективно [7, с. 162].
Акту чувственной интуиции, в его учении, всегда сопутствует интеллектуальная интуиция: «Воспринимая яблоко, мы находим в нём единство таких свойств его, как цвет, твёрдость, аромат и принадлежность их к субстанции; единство, принадлежность, субстанция - все это идеальные стороны предмета, доступные только интеллектуальной интуиции, умозрению. Даже ... когда мы воспринимаем и опознаем только цвет ... в восприятии соучаствует интеллектуальная интуиция: цвет сознается как определенность, ... нечто иное, чем все остальные определённости, ... что уже есть идеальный аспект предмета». В интеллектуальной интуиции также следует различать субъективную и объективную стороны - интенциональ-ный акт интуиции и идеальный предмет, на который он направлен (понимание и понимаемое) -для правильного осознания смысла восприятия отношения между идеальным [7, с. 191].
Достаточно интересным и значимым аспектом гносеологии Лосского является учение о мистической интуиции (познании внелогических, металогических форм бытия). Как уже выше было сказано, в чувственной и интеллектуальной интуиции, по его мнению, познается бытие, «определенное согласно законам тожества, противоречия и исключённого третьего». Эта определённость, соответствующая этим законам, есть, по Лосскому, онтологическая форма, «характерная для проявлений субстанциальных деятелей в пространстве и времени и отвлеченно-идеальному бытию». Такую форму философ называет логической, т.е. необходимой для познаваемости предметов и выразимости их в суждениях. Но есть по Лосскому и металогическое, конкретно-идеальное бытие, «которое не подчинено законам тождества, противоречия и исключенного третьего». Мистическая интуиция выступает в учении Лос-
ского об интуиции как «познание в подлиннике сверхпространственных и сверхвременных субстанциальных деятелей, среди них и Сверхсистем-ного начала, равнопервоначального им по своему бытию, а также запредельного трансцендентного Бога» [7, с. 259-261].
Таким образом, если чувственная интуиция у него связана по преимуществу с познанием реального бытия, а интеллектуальная интуиция - идеального бытия, то мистическая интуиция - это путь осознания металогического бытия [7, с. 197, 283].
Такое оригинальное видение в решении вечных вопросов гносеологии дает нам великий русский философ Н.О. Лосский. Таким образом, в его учении о классификации форм интуиции мы находим серьезное обоснование первостепеннос-ти именно этого метода познания по сравнению со всеми предшествующими методами.
В духе концепции Н.О. Лосского советский философ В.Ф. Асмус в процессе классификации форм интуиции выделял среди них чувственную, характерной чертой которого является «прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства», и интеллектуальную, главной особенностью которой является «прямое постижение умом истины» [1, с. 139].
Другой советский исследователь - В.А. Цапок -говорил о необходимости разграничения профессиональной (следователя, врача, например), научной и художественной форм интуиции [8, с. 6].
Зарубежный философ М. Бунге различал чувственную и интеллектуальную интуицию. При этом он усматривал в чувственной интуиции такие ее виды, как восприятие и воображение, а в интеллектуальной - разум и оценку [3, с. 94-122].
А.С. Кармин и Е.П. Хайкин подразделяют интуицию на две формы: «эйдетическую» и «концептуальную». По их мнению, концептуальная интуиция представляет собой процесс возникновения новых понятий на базе наличных, известных ранее наглядных образов, а эйдетическая интуиция - формирование новых наглядных образов на основе существовавших ранее понятий. Их точку зрения разделяют В.Р. Ирина и А.А. Новиков [5, с. 33; 4, с. 129-130].
Отмеченные концепции классификации форм интуиции позволяют поставить вопрос о разграничении этих форм по разным основаниям.
Прежде всего, целесообразно вести речь о мировоззренческом основании такой классификации. В этой связи следует вспомнить, что, напри-
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
мер, современный российский философ А.Н. Ча-нышев предлагает выделить пять разновидностей мировоззрения: философское мировоззрение; художественное; мифологическое; религиозное; научное [9, с. 234]. Есть смысл добавить к этому перечню еще один тип мировоззрения - мистический, учитывая то, что такая точка зрения проявляется в философской литературе [2, с. 47].
Обозначенные шесть типов мировоззрения включают в свое проблемное поле и компоненты интуиции. Исходя из этого, можно - по мировоззренческому основанию - назвать следующие формы интуиции: мифологическую, художественно-образную (или просто художественную), религиозную, научную, мистическую и философскую.
Вместе с тем такое разграничение форм интуиции свидетельствует о том, что в концепции классификации форм интуиции, разработанной
Н.О. Лосским, применяются, фактически, три основания: гносеологическое, когда говорится о чувственной и интеллектуальной интуиции, онтологическое, когда обращается внимание на связь чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции с реальным, идеальным и металогическим бытием соответственно, мировоззренческое, когда потенциально речь идет о мистической интуиции как особом типе мировоззрения. Не этим ли объясняется тот факт, что В.Ф. Асмус решился сказать лишь о чувственной и интеллектуальной формах интуиции, а более ранние авторы, говоря о чувственной или интеллектуальной интуиции, не выделяли ее мистической формы?
В то же время исключение мистической формы из общего перечня форм интуиции многими философами позволяет несколько по-иному посмотреть на эту гносеологическую классификацию. По всей видимости, чувственная интуиция -это один из способов развития чувственного познания, а интеллектуальная - один из способов бытия рационального уровня исследования.
Но в таком случае целесообразно, в процессе классификации форм интуиции, сочетать, соотносить разные подходы с учетом неоднозначных оснований такой классификации. Так, например, интересующие нас формы интуиции - научную и художественную - следует разграничить с чувственной и интеллектуальной формами интуиции. В рамках такого соотношения научная интуиция представляется одной из форм интеллектуальной интуиции по преимуществу, а художественная - как главным образом разновидность чувственной интуиции.
Это отнюдь не означает, что нет взаимодействия между научной и чувственной, между художественной и интеллектуальной формами интуиции соответственно. Однако отмеченная их взаимосвязь будет представлять собой особые -негосподствующие - виды существования как научной, так и художественной интуиции.
Необходимо разграничить и разновидности научной интуиции, исходя из того, что она своеобразно проявляется в границах известных уровней развития научного познания. Вероятно, нужно обозначить такие ее виды, как: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Отмеченный аспект разграничения прослеживается, хотя и весьма специфически, и в художественной интуиции. По всей видимости, есть смысл выделить в ней музыкальную, прозаическую, собственно художественную и поэтическую формы.
Вместе с тем при рассмотрении научной и художественной форм интуиции с позиции отмеченной концепции их классификации надо учитывать как их философское осмысление, так и рассмотрение этих форм в проблемном поле частных наук. При этом особое внимание вызывают к себе математика, физика, физиология, и психология. Именно в них чаще всего идет речь о применении и нередко ведущей роли интуиции в научных открытиях. Как тут не вспомнить об отношении наиболее известных ученых к данной проблеме.
В свою очередь, изучение научной и художественной форм интуиции в значительной мере зависит и от того, как видные деятели искусства смотрели на художественную интуицию и ее роль в художественном творчестве.
Творчество в науке и искусстве во многих аспектах обусловлено научной и художественной интуицией соответственно.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что первым уровнем применения выбранной нами классификации форм интуиции является рассмотрение современных концепций исследования научной и художественной интуиции.
Библиографический список
1. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало ХХ вв. - М.: Высшая школа, 1965. - 312 с.
2. Бондаренко В.Н. О мифологическом аспекте метафизики // Трансформация общества: наука, педагогика, производство. - Уфа: Изд-во Башкирского гос. пед. ун-та. - Ч. 1. - С. 47- 50.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
253
3. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967. - 187 с.
4. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. - М.: Наука, 1978. - 191 с.
5. Кармин А. С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М.: Наука, 1971. - 216 с.
6. Литвинова А.Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания: сб. ст. / Под ред. Э.Ф. Караваева. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. унта, 2002. - С. 135-150.
7. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика, 1995. - 399 с.
8. Цапок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Кишиневский гос. ун-т. - Кишинев, 1974. - 20 с.
9. Чанышев А.Н. Мировоззрение и философия // Мысль и жизнь: сб. ст. - Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1993. - С. 226-241.
УДК 165.19
Н.В. Виноградова, А.В. Бондаренко ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ: СУЩНОСТЬ И ЕГО РОЛЬ ПРОЦЕССЕ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ
Проблема чувственного познания, формирования чувственного образа, его объективной и субъективной составляющих, материальной или идеальной природы входит в сферу интересов разных областей научного знания. Данное исследование показывает специфику чувственного познания и его реализацию в интуитивном мышлении.
Ключевые слова: чувственный образ, художественный образ, чувственное познание, интуиция, художественное творчество.
Ряд российских философов (А.Г. Спир-кин, И.Т. Фролов, В.П. Кохановский и др.) простейшим чувственным образом называют ощущение. С точки зрения психологии, ощущение - это процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств и возникающее в результате него субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств [1, с. 363]. То есть, это процесс первоначального обнаружения и кодирования энергетических сигналов, посылаемых окружающей средой или внутренними органами человека. Ощущения могут быть как единичные, так и сложные. Единичные ощущения, как правило, выступают частью комплекса сложных ощущений. Например, раздражение вкусовых рецепторов языка молекулами химических соединений вызывает у человека сразу комплекс ощущений (предположим, кислое - сладкое, вкусное - невкусное и т.п.). Однако для того, чтобы у человека сложился именно образ внешнего предмета этого недостаточно. Необходимо воздействие на другие чувствительные нервы. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится частью восприятия и, соответственно, об-
раза. Иными словами, ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Важнейшей же особенностью образа является целостность, поэтому понятие образа применимо более к восприятию, как следующему после ощущения этапу чувственного познания. Исключение составляет психологическое понятие «последовательный образ» или «послеобраз», которое обозначает ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражителя [1, с. 400].
В отношении восприятия среди философов и психологов существует более согласованная точка зрения. С одной стороны, восприятие - это сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа, с другой, это сам субъективный образ предмета, явления или процесса, воздействующего непосредственно на анализатор или систему анализаторов. Восприятие целостно отражает свойства и отношения окружающей действительности. В процессе восприятия задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивида и память [5, с. 24]. В зависимости от модальности анализатора различают зрительное, слуховое, осязательное,
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© Н.В. Виноградова, А.В. Бондаренко, 2009