Научная статья на тему 'Современные измерители знаний (опыт тестирования)'

Современные измерители знаний (опыт тестирования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные измерители знаний (опыт тестирования)»

вания и разработки по важнейшим направлениям науки и техники.

Возможно, что развитие образования в названных направлениях еще далеко недостаточно для адекватного ответа на вызовы XXI века. Мы должны быть готовы к тому, чтобы уже в самом ближайшем будущем следовать новым императивам и удовлетворять принципиально новые общественные потребности, существо которых сегодня можно только предвидеть на основе анализа складывающихся тенденций. По сути дела, модер-

низация, обозначавшая прежде лишь эпизод, фазу технологического и экономического цикла, превращается сегодня в константу социального развития.

Россию прежде называли читающей страной. На наших глазах и при нашем участии она становится страной, которая учится достойно и уверенно жить в XXI веке - не столько на своих и чужих ошибках, а на результатах нового знания, на основе всестороннего и динамичного развития человеческого потенциала.

А. РЫЖКИН, профессор, ректор Н. ЕФРЕМОВА, доцент, руководитель представительства Центра тестирования

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)

Уже пять лет в апреле каждого года Центр тестирования через свои многочисленные представительства проводит массовое тестирование выпускников школ с целью совершенствования приема в вузы и создания равных условий при оценке качества знаний для всех испытуемых. Как известно, такое централизованное тестирование является одним из элементов российской образовательной реформы, способным обеспечить получение независимой, объективной информации об уровне знаний абитуриентов. Добровольность участия в тестировании, универсальность требований и условий его проведения, анонимность сведений о результатах, возможность использования сертификатов для поступления в вузы делают этот вид проверки знаний все более популярным и

Современные измерители знаний ( Опыт тестирования)

востребованным. Так, если в 1996 г. Центром тестирования в России было выполнено 66.540 абитуриентских тестирований, то в 1997 г. - 135.909, в 1998 г.- 215.094, в 1999 г.- 286.607, а в 2000 - 499.540, что составило 25% от общего числа выпускников в стране. В Москве таким образом проверили свою подготовку 42% учащихся 11-х классов, в Красноярском крае - 45%, в Челябинской области - 38,6%, в Ростовской области - 21%. По совокупности абитуриентского и аттестационного тестирований выполнено 745.555 человеко-тестов. Это уже показатели, которые позволяют по результатам централизованного тестирования отслеживать уровень подготовки выпускников как на федеральном, так и на региональном уровнях, вести экспертизу качества образования методами независимого

педагогического анализа и принимать решения по совершенствованию образовательного процесса. Таким образом, уже сегодня в стране начинает выстраиваться единая система измерения знаний по рейтингу качества получаемого и предоставляемого образования.

Наше ростовское представительство централизованного тестирования

работает с 1996 г., т.е. с момента создания самого Центра тестирования. За пять лет нам удалось накопить некоторый опыт. Начинать пришлось с полного непонимания проблемы на всех уровнях: что это, зачем и как? В первый год мы выполнили всего 200 тестирований. И в первый же год стали принимать сертификаты для оценки вступительных испытаний. Естественно, их были единицы. Одновременно с нами в Ростовской области открылись еще два представительства (сегодня их семь).

С самого начала деятельность представительств Центра тестирования при вузах получила полную поддержку и понимание со стороны Министерства образования Ростовской области, при котором был создан координационный совет по развитию тестирования в регионе. Совместная работа дала свои результаты. В течение последних лет область прочно удерживает третье место в стране по количеству абитуриентских тестирований после Москвы и Башкирии. Важно отметить при этом,

что значение среднего тестового балла в ростовском регионе на 2,6 выше среднего балла по России как по итогам абитуриентского, так и по результатам аттестационного тестирования учащихся 11-х классов (соответственно 62,0 против 59,4 и 62,6 против 60,0). Несколько хуже успехи девятиклассников - 45,3 против 50,0 по России. В таблице приведены значения средних тес-

товых баллов по основным предметам абитуриентского тестирования для некоторых территорий в сравнении с общероссийскими показателями.

Сегодня в Ростовской области система централизованного тестирования развита достаточно для того, чтобы практически все желающие могли в нем принять участие. В ходе работы «высветились» новые аспекты взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений: координация уровня подготовки учащихся, возможности ведения независимого тестового мониторинга учебных достижений, обучение учителей тестовым методам контроля качества знаний, статистическая обработка результатов тестирования и использование этих материалов для совершенствования учебного процесса.

К чему же сводится сегодня деятельность нашего представительства? Разумеется, одна из основных задач - пропаганда централизованного тестирования и проведение его в сроки, устанавливаемые Министерством образо-

Территория Русский язык Математика Физика История Отечества Информатика

Россия 80,5 50,2 50,0 50,0 51,4

Москва 80,5 49,0 48,8 51,3 47,7

Краснодарский край 79,0 47,0 48,0 50,0 46,6

Ростовская область 81,8 51,3 52,4 49,0 43,7

Ростов 77,7 47,5 48,0 48,0 46,4

Волгодонск 83,4 49,6 52,1 48,0 41,0

Школа № 27, г. Ростов 85,0 52,7 55,4 44,0 49,0

вания Российской Федерации. Но это только часть работы. Как показал опыт, учащиеся нуждаются в подготовке к тестированию и по содержанию дисциплин в соответствии со спецификациями и структурой тестов, и по освоению технологии тестирования в условиях фиксированного времени работы над тестом. Поэтому на начальном этапе возникла необходимость создания в вузе подготовительных курсов, в программы которых включены работа с тестами и проведение нескольких обучающих тестирований по технологии Центра.

Этими технологиями заинтересовались многие школы города и области, активно использующие инновационные методы в учебном процессе. В результате представительство стало оказывать помощь общеобразовательным учреждениям методическими тестовыми материалами, проведением семинаров для учителей и управленцев по использованию тестов. В свою очередь, сами школы стали обращаться в представительство с заказами на организацию независимого обучающего тестирования в течение учебного года, что востребовало создание нового вида мониторинга.

Долгая совместная работа привела к необходимости формирования на базе школ профильных классов с углубленным изучением ряда дисциплин. Обучение в этих классах проводится по основной и дополнительной программам с привлечением наиболее опытных учителей и ведущих преподавателей вуза. Обязательным является проведение входного, обучающего и итогового тестирования по основным предметам силами представительства. По результатам этого тестирования учащиеся аттестуются за учебное полугодие. Опыт показывает, что учащиеся профильных классов, функционирующих с 10-го класса, значительно успешнее

проходят централизованное тестирование, учителя перестают бояться независимой оценки учебных достижений учащихся и своей деятельности.

Таким образом, независимое тестирование все больше входит в образовательный процесс этих школ не только в профильных, но и в обычных классах, а результаты такой проверки знаний становятся предметом обсуждения на педсоветах и методических комиссиях. Следует отметить и реакцию родителей - от осторожной (а иногда отрицательной вначале) до положительной с пожеланием более частого проведения независимого тестирования, поскольку замечено, что при тестовых методах контроля знаний у учащихся возрастает интерес к изучению предметов. Как правило, желающих пройти централизованное тестирование из школ с профильными классами значительно больше, чем из обычных.

После централизованного тестирования наступает пора подведения итогов. Наше представительство в обязательном порядке приобретает статистический отчет Центра тестирования БТАТЩРО, в котором дается подробнейшая картина результатов тестирования по региону и средние тестовые баллы по России. Сведения о количестве тестирований и охваченных ими участников, числе общеобразовательных учреждений и территорий области, принявших участие в тестировании, о средних тестовых баллах и процентах учащихся, не получивших положительную оценку по итогам тестирования, передаются в Министерство образования Ростовской области и публикуются им в материалах годового отчета. По заявкам школ и территориальных управлений образованием представительство готовит статистические отчеты о показателях тестируемых. При этом программа Центра позволяет каждому желающему образо-

вательному учреждению получить детальную информацию о том, какие темы и разделы учебных предметов их учащимися усвоены хорошо, а какие плохо.

Острая потребность школ оценить

ности). Диаграмма на рис.1 позволяет провести сравнительный анализ усвоения тем по разным территориям относительно общероссийских данных, а диаграмма на рис.2 - динамический анализ за последние три года по Рос-

5 17

6 16

Россия — Ростов ■

Рис. 1

■школа 27

и сравнить уровень своих учебных достижений с каким-либо объективным показателем уже назрела давно. Сегодня она может быть удовлетворена. Общероссийские средние тестовые баллы централизованного тестирования по предметам задают некую планку знаний, относительно которой можно соизмерить достижения отдельной школы, сельского или городского района, города или региона по любой выборке учащихся. Кроме того, сегодня таким же способом можно оценить, по каким темам та или иная группа учащихся испытывает затруднения. В качестве примера приводим две радиальные диаграммы, в которых представлены проценты тестируемых (по радиусу), давших правильные ответы на вопросы абитуриентского тестирования по математике (по окруж-

— 2000 —1999 —1998

Рис. 2

сии. Подобные же сравнения возможны применительно к любым территориям и выборкам учащихся. С нашей точки зрения, такая информация может быть чрезвычайно полезной для педагогических коллективов при анализе «болевых точек» учебного процесса и при его корректировке.

Далеко не все общеобразовательные учреждения готовы к тестированию и хотят независимой оценки своего труда. Однако в складывающихся на сегодня условиях ясно одно: чем раньше учебное заведение найдет свой интерес и свое место в системе централизованного тестирования, тем безболезненнее для него будет грядущий переход на единый экзамен.

В 1997 г. мы сравнили оценки студентов первого курса на зимней сессии со вступительными испытаниями по раз-

ным группам набора. Оказалось, что лучше всех сессию сдали поступавшие с медалями, затем - по сертификатам ЦТ, следующими были сдававшие традиционные вступительные экзамены, потом - по профильным олимпиадам, а последними - выпускники техникумов. Эти данные подтвердили доверие к сертификатам ЦТ и позволили вузу перейти на проведение вступительных экзаменов тестированием.

Тестовые материалы и технологии Центра тестирования в нашем вузе используются на вступительных испытаниях уже три года. В 2000 г. около 6000 учащихся прошли централизованное тестирование на базе представительства ДГТУ и более 3000 абитуриентов сдавали вступительные экзамены по такой же технологии летом. Автоматизированная проверка ответов позволяла оперативно отслеживать ход экзаменов. Результат оценивался по программам Центра по 100-балльной шкале, поэтому баллы централизованного тестирования и вступительных испытаний были полностью соизмеримыми. Гистограммы распределения баллов обоих видов тестирования практически наложились друг на друга (рис.3).

Основные данные результатов приходятся на диапазон от 40 до 70 баллов, при этом процент высоких баллов в обоих случаях незначителен. Правое смещение гистограммы вузовского тестирования обусловлено тем, что испытания проводились позже, уже в июле,

- для категории учащихся, ориентированных на поступление в вуз. Одним из достоинств такой системы набора явилось то, что сотни учащихся сельских школ стали студентами нашего вуза по результатам тестирования, что называется, «по месту жительства», другим

- отсутствие полупроходного балла.

Опыт работы представительства и накопленный статистический материал позволили проводить научно-педагогические исследования в области использования тестовых методов оценки знаний. В этом году сотрудником нашего вуза по этому научному направлению успешно защищена кандидатская диссертация, а для повышения квалификации преподавателей вузов, средних профессиональных и общеобразовательных учреждений в ДГТУ создана кафедра педагогических измерений.

К сожалению, набирающая силу си-

□ цт-895 тест. Ивуз-846 тест.

-

- - ■

п- гь 1

..и 1 1 1 1 . 1

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100

баллы

Рис. 3

70 60 50 I 40

О

О ш

£ 30

О *

20 10 0

стема централизованного тестирования встречает порой довольно сильное противодействие. Будет обидно, если уже оправдавшая себя «экология оценки знаний» затормозит свое развитие. Стоит напомнить справедливое утверждение В.С. Аванесова: «Все известные в мире попытки улучшения образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов.» [1]. Поэтому в заключение хотелось бы выразить поддержку деятельности Центра тестирования Минобразования России и его директору В.А. Хлебникову в нелегком труде первопроходцев. Мы за комплексное использование тестовых материалов и технологий во всех образовательных системах. Однако должно быть ясно, что тестирование является лишь составной частью многообразного образовательного процесса, а не панацеей от всех бед. И от него не следует требовать большего (оно и так может очень многое), но то, что оно может, надо смело и быстро внедрять в педагогическую практику.

В итоге мы приходим к таким выводам:

1. Централизованное тестирование - это педагогическая система, способная «задать планку требований» для общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы.

2. Централизованное тестирование должно получать бюджетную под-

держку в центре и на местах, а Центр тестирования должен действительно стать государственной структурой.

3. Для дальнейшего развития этой системы необходима ее реорганизация, связанная с созданием филиалов Центра тестирования, может быть, окружных, чтобы их число было небольшим.

4. Опыт работы нашего и других вузов страны по проведению вступительных испытаний по тестам Центра тестирования позволяет реально ставить вопрос о введении в России единого экзамена (выпускной - вступительный) в ближайшем будущем, ибо главным результатом намечаемой реформы образовательной системы России должно стать высокое качество подготовки специалистов.

Наступивший XXI век выдвигает в качестве приоритета в области образования формирование целостной и свободной личности. Для этого, кроме всего прочего, необходимо развить новые механизмы повышения эффективности образования, в том числе и на основе широкого применения тестов и технологий массового независимого тестирования с использованием высококачественных измерителей знаний обучающихся.

Литература

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М: АДЕПТ, 1998.

в.логачев,кандидат Система качества

технических наук ^

МГТУ ГА для образовательных

услуг

Приступая к обсуждению проблемы ях, необходимо принимать во внимание качества образования в новых огромный отечественный и междуна-экономических и социальных услови- родный опыт в вопросах управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.