Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ТЕХНОЛОГИИ / ВИДЕО ИНТЕРВЬЮ / АНАЛИТИКА / ПЕРСОНАЛ / ПЛОЩАДКИ / ЧАТ-БОТЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зименкова А.А., Ржанова И.Е., Лобачева А.С.

В статье раскрывается современное состояние и перспективы использования компаниями IT-технологий в HR. Даются цели и задачи исследования. Приводятся примеры современных технологических трендов как в России, так и в мире. Раскрываются особенности различных сервисов и площадок, которые используются в современном подходе в управлении персоналом и рекрутменте, а также их преимущества и недостатки. Дается анализ современного состояния использования новейших технологий в России и перспективы использования их в будущем. Делаются выводы о необходимости улучшения использования информационных технологий в управлении персоналом, их модернизации и, непосредственно, внедрении новых технологий в управление персоналом организации. Также, приводится сводная таблица по предоставленным технологическим разработкам в сфере управление персоналом. Все описанные площадки и технологии помогут компаниям в век быстро развивающихся технологий повысить производительность и эффективность как персонала, так и всей компании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IT-TECHNOLOGIES IN PERSONNEL MANAGEMENT

The article reveals the current state and prospects of companies using IT technologies in HR. The goals and objectives of the study are given. Examples of modern technological trends in Russia and in the world are given. The features of various services and sites that are used in the modern approach to personnel management and recruitment, as well as their advantages and disadvantages are revealed. An analysis is given of the current state of use of the latest technologies in Russia and the prospects for using them in the future. Conclusions are made about the need to improve the use of information technologies in personnel management, their modernization and, directly, the introduction of new technologies in the management of the organization's personnel. Also, a summary table is provided on the provided technological developments in the field of personnel management. All described sites and technologies will help companies in the age of rapidly developing technologies to increase the productivity and efficiency of both staff and the company as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»

СОВРЕМЕННЫЕ /Г-ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

MODERN IT-TECHNOLOGIES IN PERSONNEL MANAGEMENT

ПОЛУЧЕНО 14.09.18 ОДОБРЕНО 15.09.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.10.18 УДК 331.1 DOI 10.12737/article_5bd1ca9dbf3546.88382941

ЗИМЕНКОВА А.А.

Студент бакалавриата, З-й курс, управление персоналом, Государственный университет управления, г. Москва

ZIMENKOVA A.A.

3rd-year Undergraduate Student, Personnel Management, State University of Management, Moscow e-mail: arina.zi@yandex.ru

РЖАНОВА И.Е.

Студент бакалавриата, З-й курс, управление персоналом, Государственный университет управления, г. Москва

RZHANOVA I.E.

3rd-year Undergraduate Student, Personnel Management, State University of Management, Moscow e-mail: rzhanova98@mail.ru

Научный руководитель: ЛОБАЧЕВА А.С.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, Государственный университет управления, г. Москва

Scientific Advisor: LOBACHEVA A.S.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow e-mail: aslobacheva@mail.ru

Аннотация

В статье раскрывается современное состояние и перспективы использования компаниями IT-технологий в HR. Даются цели и задачи исследования. Приводятся примеры современных технологических трендов как в России, так и в мире. Раскрываются особенности различных сервисов и площадок, которые используются в современном подходе в управлении персоналом и рекрутменте, а также их преимущества и недостатки. Дается анализ современного состояния использования новейших технологий в России и перспективы использования их в будущем. Делаются выводы о необходимости улучшения использования информационных технологий в управлении персоналом, их модернизации и, непосредственно, внедрении новых технологий в управление персоналом организации. Также, приводится сводная таблица по предоставленным технологическим разработкам в сфере управление персоналом. Все описанные площадки и технологии помогут компаниям в век быстро развивающихся технологий повысить производительность и эффективность как персонала, так и всей компании в целом.

Ключевые слова: IT-технологии, видео интервью, аналитика, персонал, площадки, чат-боты, повышение эффективности. Abstract

The article reveals the current state and prospects of companies using IT technologies in HR. The goals and objectives of the study are given. Examples of modern technological trends in Russia and in the world are given. The features of various services and sites that are used in the modern approach to personnel management and recruitment, as well as their advantages and disadvantages are revealed. An analysis is given of the current state of use of the latest technologies in Russia and the prospects for using them in the future. Conclusions are made about the need to improve the use of information technologies in personnel management, their modernization and, directly, the introduction of new technologies in the management of the organization's personnel. Also, a summary table is provided on the provided technological developments in the field of personnel management. All described sites and technologies will help companies in the age of rapidly developing technologies to increase the productivity and efficiency of both staff and the company as a whole.

Keywords: IT-technologies, video interviews, Analytics, personnel, sites, chat-bots, increased efficiency.

Актуальность темы обосновывается современными проблемами нехватки необходимых данных в организации, значительными ограничениями по сбору и хранению персональных данных и отсутствию четких требований к сотруднику в области soft skills. Возможности автоматизации и развития процессов кадрового менеджмента и развитие компьютерных технологий существенно облегчают жизнь современным #Я-менеджерам и помогают быстро, а главное, эффективно оптимизировать управленческие решения и осуществлять управленческие функции посредством ис-

пользования новейших средств сбора, обработки и передачи информации.

Так каково же современное состояние рынка? Нельзя не согласиться, что сфера рекрутинга и по сей день является консервативной, не любящей больших изменений в своей сфере. Но уже и здесь интернет-технологии начинают заменять кадровые агентства. Грамотный #Я-менеджер понимает, что в ситуации острой конкурентной борьбы разработка стратегий развития недостаточна, нужны еще и новые сервисы, которые позволяют делать больше и лучше,

в рамках минимальных затрат. Как раз тут исход борьбы за успех компании определяют технологии. Уже сейчас мы наблюдаем, что HR-технологии следуют основным мировым технологическим трендам. Внедряются мобильные технологии, роботизация и новые эффективные решения по обучению персонала, в разы возрастает значение аналитики. Согласно исследованию, многие компании используют аналитические решения для управления компанией, потому что производительность сотрудников — несомненно важный инструмент бизнеса.

Так в чем же преимущества использования новейших технологий в HR? Одним из главных, пожалуй, преимуществ является то, что они в режиме реального времени с помощью различных систем мониторинга могут отслеживать работу сотрудника и контролировать его эффективность, чтобы он не отвлекался на посторонние дела во время работы.

Например, сегодня активно внедряются новые процессы поиска и отбора персонала, которые помогают рекрутерам в размещении вакансий, поиске резюме потенциальных сотрудников, проведении первичного отбора и в других вопросах, не требующих творческого подхода. В России в этой области есть разработки компании Stafory, которая предлагает коммуникационную площадку для встречи рекрутеров с клиентами-работодателями, берущую на себя рекламу и маркетинг, составление рейтинга и получение отзывов от клиентов. Дополнительно на сервисе реализованы инструменты, позволяющие улучшить процесс взаимодействия работодателя с рекрутерами: деловая переписка, просмотр резюме, отбор кандидатов, назначение собеседований, подведение итогов сотрудничества. Такой вид подбора целесообразнее будет использовать при найме работников в розницу: это продавцы-консультанты, кассиры, охранники и т.д. То есть на такие должности, на которые наиболее стандартизированы требования и где существует большая текучесть кадров.

При высокой текучести персонала компании постоянно ищут подходящих кандидатов на ту или иную должность, стараясь как можно меньше затратить и времени, и денежных средств.

В связи развитием интернет-технологий данную проблему решают технологически. Рекрутеры массового подбора стремятся к максимальному результату с минимальными затратами. В этом им значительно помогают чат-боты — специальная программа, состоящая из большого количества оцифрованных диалогов, которые помогают создавать видимость живого общения. Первостепенная задача состоит в получении от кандидата необходимой информации, например, о месте жительства, готовности выйти на работу в необходимый срок и т.д. Бот кратко описывает вакансию и, если человек готов приступить к работе, то он принимает заявку и направляет ее рекрутеру. В данной заявке уже будет информация о том, подошел ли кандидат по данным параметрам отбора или нет. Если ответ положительный и человек подходит по всем требованиям, то такого кандидата можно приглашать на собеседование и оформлять на работу. Этот этап также можно автоматизировать, подключив к боту календарь встреч с кандидатами, а он, в свою очередь, уже спросит у кандидата об удобном времени, а если у того не получается, то предложит соседние варианты. Это такие сервисы, как чат-бот Мия от компании FirstJob или стар-тапы Yodas, TARA и др.

Также робот Вера (который самостоятельно обзванивает кандидатов и предлагает им работать в компании, проводит видеоинтервью, а также может устроить экскурсию по офису виртуальной реальности). Главные преимущества чат-ботов —

это экономия времени для рекрутеров и привычная на сегодня форма взаимодействия «вопрос-ответ» для кандидата. Все ответы уже заранее разложены в соответствии с требованиями вакансии. Интегрировать чат-бота можно в любой канал, открывший для этого свой API — сегодня в России это Telegram, Viber, Facebook Messenger, а также Skype. Таким образом, охват получается очень значительным. Даже те, у кого отсутствует домашний Интернет, с большой вероятностью пользуются одним из перечисленных мессенджеров на мобильном устройстве.

При подборе персонала также используют такие технологии, как VUV-интервью. Число клиентов такого вида подбора персонала поражает (Сбербанк, Билайн, Decatlón, Danone, L'Oreal и др.). Технология видеоинтервью становится неотъемлемой частью рекрутинга. Это позволяет экономить ресурсы: время отбора (рекрутер может просмотреть интервью в любое удобное для него время), компании нет необходимости выделять помещение для интервью, обустраивать его, экономия на секретаре или администраторе, который встречает кандидатов; компания может проводить собеседования с кандидатами по всей стране; запись с интервью рекрутер может отправить непосредственно нанимающему начальнику; все это делает процесс отбора кандидатов быстрее и качественнее. Но необходимо помнить, что видеоинтервью — это не замена собеседований, это, как правило, этап первоначального отбора кандидатов.

В России же сегмент чат-ботов представлен, прежде всего, сервисом XOR. Что касается массового подбора, то можно привести проект на вакансии X5 Retail в такие магазины, как «Пятерочка» и «Перекресток». Бот подбирает вакансии недалеко от дома с помощью использования геолокации кандидата или адреса, который он ввел в ответ на вопрос робота, а затем записывает кандидатов на интервью. Согласно данным, за 4 месяца с роботом могут пообщаться порядка 20 000 кандидатов как минимум.

IT-технологии используются также и в обучении. Например, VR/AR-технологии, т.е. технологии виртуальной и дополненной реальности, которые могут обучить сотрудников работе с новым оборудованием, что экономит средства компании на ремонте оборудования, если оно придет в неисправность из-за неопытности сотрудников. Такие разработки представил Центр вирутальной реальности компании КРОК. Основной и наиболее распространенный сценарий применения — это обучение производственного персонала. Как правило, это тренинги, эмулирующие реальные операции и процессы, с которыми сталкиваются специалисты. Такие VR-тренажеры позволяют отрабатывать отдельные технологические процедуры, связанные с обслуживанием оборудования, изучением регламентов действий в нештатных ситуациях и полезны в ходе практического освоения новых навыков. Тренинги проводятся в виртуальной среде на фотореалистичных копиях реальных объектов. Это могут быть как специально разработанные 3D- и VR-приложения для мобильных устройств, так и VR-тренажеры для широкоэкранных систем визуализации с высоким уровнем детализации. Подключив такой VR-тренажер через LMS-систему (LMS, Learning Management System), можно проводить удаленные программы по обучению и регулярную оценку знаний персонала в любом регионе России.

VR-технологии используют не только при обучении, но и при подборе и адаптации сотрудников. Если рассматривать именно подбор, то при создании специальных деловых игр или кейс-интервью рекрутер сможет посмотреть навыки кандидата и то, как он справляется с необходимой работой уже в реальном времени, оставляя позади однотипные вопросы и массивные тесты. Итог такой оценки кандидата

можно будет считать наиболее близким к 100%, так как данного потенциального сотрудника будет оценивать не только рекрутер, но и система.

Конечно, такие КК-технологии можно применять, и при адаптации нужно отметить, что сотрудники, не выходя из кабинета, смогут побывать и в кабинете директора, и непосредственно на производстве, даже познакомиться с производственным процессом данной компании, чтобы наиболее четко понимать ее цели и систему работы. Такой способ подбора, обучения и адаптации кандидатов, несомненно, эффективен, но у него есть свои минусы, главным из которых мы считаем большие финансовые затраты на проектирование, создание и использование таких технологий.

В свою очередь, из ближайших трендов можно отметить выстраивание технологий по распознаванию лиц для более глубинной аналитики. Данная технология будет анализировать мимику, жесты и голос, а также определять по этим данным темперамент, уровень стресса, процент искренности и будущий потенциал кандидата. Например, проект gDNA, который сможет по опросникам с точностью 90% предсказать, как сотрудники будут расти внутри компании или же не будут расти.

Таким образом, за автоматизацией — будущее. Мир стремительно меняется, и те вызовы, которые на сегодняшний день стоят перед НК-специалистами, сопровождаются четким пониманием того, что информация решает все. Отсутствие необходимой аналитики о человеческих ресурсах может спровоцировать возникновение репутационных и финансовых рисков. В связи с ними становится понятно, что внедрение и использование новейших технологий в управлении персоналом имеет большой потенциал. Так как привлекать, раскрывать, развивать и вовлекать персонал станет еще сложнее, чем сейчас, ввиду быстрого развития и увеличения информационного и интеллектуального капитала, мы пришли к выводу, что современным компаниям необходимо активно использовать и внедрять новейшие информационные технологии в HR, которые будут направлены не только на подбор персонала, но в основном на развитие их профессиональных компетенций, а также на усовершенствование системы мотивации сотрудников. Помимо вышеупомянутых программ, это также следующие программы:

• развитие карьеры/коучинг: помогают сотрудникам достичь целей развития и представляют работодателям бизнес-аналитику через системы управления обучения ^М^, инструменты непрерывной обратной связи и другие платформы, ориентированные на развитие сотрудников. Компании включают Zugata, мобильный инструмент для совместной работы и разработки. Для того чтобы компания могла максимально использовать свой потенциал, она должна использовать имеющиеся данные для понимания своих сотрудников, и тем самым она будет расширять свои возможности. Не понимая своих сотрудников, организации не могут эффективно развивать их и предлагать им достойную карьеру. Zugata — это система, предназначенная для улучшения работы персонала, она поддерживает эффективность сотрудников, повышает производительность организации, создает индивидуальную культуру непрерывной обратной связи в компании. А также коу-чинговое приложение БеПегиР, которое делает взаимодействие пользователей в режиме обучения максимально комфортным и позволяет сотруднику иметь личный коуч, наставника и партнера отчетности;

• культура рабочего места: эти компании помогают продвигать благоприятную рабочую обстановку, совершенство-

вать культуру и управлять льготами и вознаграждениями. Это рынок льгот AnyPerk — компания с платформой для вознаграждения и поощрений. Сотрудники, имеющие членство в AnyPerk, получают доступ к наиболее выгодным скидкам и льготам, что помогает улучшить их повседневную жизнь. А также Benevity — это социальное предприятие программного обеспечения, платформа и продукты которого позволяют компаниям создавать социальную ответственность и предоставлять своим предприятиям возможность повысить социальное воздействие своих программ, удерживать и привлекать клиентов, сотрудников и партнеров; • компенсация и преимущества: эти компании создают программное обеспечение, которое позволяет компаниям управлять начислением заработной платы, льготами, соблюдением и страхованием. В число таких компаний входят: Gusto — онлайн-платформа, которая объединяет систему начисления заработной платы компании, информацию о преимуществах и HR в одном месте; Zenefits — облачная платформа автоматизации управления персоналом. Миссия компании — упростить управление вашим бизнесом и сотрудниками. Zenefits связывается с (или помогает настроить) платежную ведомость, преимущества и другие системы управления персоналом, поэтому пользователи могут управлять всем персоналом в режиме онлайн в одной информационной панели; Namely — облачная платформа управления, которая позволяет организациям создавать команды, сохранять лучших исполнителей и оптимизировать бизнес-производительность. Решение имеет 360-градусный обзор производительности, командный график, обмен сообщениями и отчетность. Такие компании предоставляют клиентам платформу для администрирования персонала «все-в-одном». Таким образом, несмотря на то, что проникновение новейших технологий на российском рынке уже на пути развития, у многих до сих пор существует страх, что «робот заменит человека». Но автоматизация неизбежна. Важно понимать, что применения новейших средств сбора, обработки и передачи информации в своей работе поможет своевременно и безошибочно отслеживать продуктивность работников, их достижения и направленность мотивов их деятельности, что заметно сократит усилия, направленные на разработку системы поощрения сотрудников и повысит конкурентоспособность компании на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. VR- и AR-технологии: на пути к индустрии 4.0 (2017). — URL: https://www.eprussia.ru/epr/326/6564590.htm/ (дата обращения: 18.09.2017).

2. Современные чат-боты в HR: почему не надо «троллить» роботов (2017). — URL: https://open-com.ru/press/ publications/sovremennye-chat-boty-v-hr-pochemu-ne-nado-trollit-robotov/ (дата обращения: 17.07.2017).

3. Лобачева А.С. Применение технологий управления персоналом для эффективного управления интеллектуальным капиталом организации [Текст] / А.С. Лобачева, О.В. Соболь // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2017. — № 6.

4. Обзор: боты автоматизируют массовый подбор (2017). — URL: https://blog.hrspace.ru/boty-i-podbor/ (дата обращения: 27.07.2017).

5. Хадина М. Современные чаты в HR: почему нельзя «троллить» роботов [Текст] / М. Хадина // Forbes. — 2017. — № 288. — С. 94-97.

6. Бойко Э. Компьютеризация управления персоналом [Текст] / Э. Бойко. 2010. — С. 136.

7. ИТ-революция откладывается (2018). — URL: http://ex-pertnw.ru/Business-panorama/it-revolyuciya-otkladyvaetsya/ (дата обращения: 20.02.2018).

8. Рекрутмент: чат-боты Konverbot для найма персонала (2018). — URL: https://bot.konveier.com/2018/05/06/ rekrutment-chat-boty-konverbot-dlya-najma-personala/ (дата обращения: 6.05.2018).

9. Реальность дополненной стоимости (2018). — URL: http:// www.iksmedia.ru/articles/5505578-Realnost-dopolnennoj-stoimosti.html/ (дата обращения: 8.07.2018).

10. Воты рекрутеры и их кейсы (2017). — URL: https://vc.ru/ flood/28394-boty-rekrutery-i-ih-keysy/ (дата обращения: 2.11.2017).

11. Современные инновационные технологии в управлении персоналом (2016). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-innovatsionnye-tehnologii-v-upravle-nii-personalom/ (дата обращения: 5.11.2016).

REFERENCES

1. VR i AR- tekhnologii: a puti k industrii 4.0 (2017) [VR and AR technologies: a way to industry 4.0]. Available at: https://www. eprussia.ru/epr/326/6564590.htm (accessed 18 September 2017).

2. Sovremennye chat-boty v HR: pochemu ne nado «trollit'» robotov (2017) [Modern chat bots in HR: why do not you "troll" robots]. Available at: https://open-com.ru/press/publications/ sovremennye-chat-boty-v-hr-pochemu-ne-nado-trollit-ro-botov/ (accessed 17 July 2017).

3. Lobacheva A.S., Sobol' O.V. Primenenie tekhnologiy uprav-leniya personalom dlya effektivnogo upravleniya intellek-

tual'nym kapitalom organizatsii [Application of human resource management technologies for effective management of the organization's intellectual capital]. Upravleniepersonalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2017, I. 6(33).

4. Obzor: boty avtomatiziruyut massovyy podbor [Overview: bots automate mass selection]. Available at: https://blog.hrspace.ru/ boty-i-podbor/ (accessed 27 July 2017).

5. Khadina M. Sovremennye chaty v HR:pochemu nel'zya «trollit'» robotov [Modern chats in HR: why can not "troll" robots]. 2017, I. 288, pp. 94-97.

6. Boyko E. Kompyuterizatsiya upravleniya personalom [Computerization of personnel records management]. 2010, p. 136.

7. IT-revolyutsiya otkladyvaetsya [The IT revolution is postponed]. Available at: http://expertnw.ru/Business-panorama/it-revoly-uciya-otkladyvaetsya (accessed 20 February 2018).

8. Rekrutment: chat-boty Konverbot dlya nayma personala [Recruitment: Konverbot chat-bots for hiring personnel]. Available at: https://bot.konveier.com/2018/05/06/rekrutment-chat-boty-konverbot-dlya-najma-personala/ (accessed 6 May 2018).

9. Real'nost'dopolnennoy stoimosti [The reality of the added value]. Available at: http://www.iksmedia.ru/articles/5505578-Real-nost-dopolnennoj-stoimosti.html (accessed 8 July 2018).

10. Voty rekrutery i ikh keysy [Voty recruiters and their cases]. Available at: https://vc.ru/flood/28394-boty-rekrutery-i-ih-keysy (accessed 2 November 2017).

11. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii v upravlenii personalom [Modern innovative technologies in the management of personnel]. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-innovatsionnye-tehnologii-v-upravlenii-person-alom (accessed 5 November 2016).

Алтухова Н.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

М.: Инфра-М, 2018.222 с.

В работе представлен анализ текущей ситуации в управлении кадрами государственной гражданской службы, обсуждаются проблемы управления компетенциями и проектами. Проанализирован международный и российский опыт. В рамках исследования было опрошено более 365 госслужащих (от специалистов до руководителей отделов). По результатам исследования даны рекомендации по созданию модели компетенций государственного гражданского служащего Российской Федерации. Предложена концепция гибкого управления проектами и информационного обеспечения управления персоналом в госслужбе, описана цифровая панель мониторинга эффективности деятельности государственных гражданских служащих. Авторами разработан комплекс показателей приборной панели, построение которой выделено Правительством РФ в качестве приоритетной задачи. Монография предназначена для студентов, преподавателей и всех интересующихся управлением кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.