Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ: ИХ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ: ИХ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прусакова Ольга Павловна

Научно-популярная историческая журналистика, получившая наибольшее развитие в XVIII веке, претерпевала изменения на протяжении своего существования. Современная ситуация исторических научно-популярных журналистских произведений еще нуждается в полном изучении и определении. Количество научно-популярных журналов растет, идет процесс их типологизации по тематике, целевой аудитории, формам и методам подачи материала. Остается неизменным то, что тексты журналов излагаются на общедоступном языке и направлены на реализацию просветительской функции журналистики. Журналист, создавая исторические научно-популярные материалы, должен обладать специальными компетенциями и навыками. В статье даются примеры современных исторических научно-популярных изданий: «History Illustrated», «История в подробностях», «Загадки истории», «Дилетант».Popular science historical journalism, which received the greatest development in the XVIII century, underwent changes throughout its existence. The current situation of historical popular science journalistic works still needs to be fully studied and defined. The number of popular science journals is growing, there is a process of their typologization by subject, target audience, forms and methods of presentation of the material. It remains unchanged that the texts of the journals are presented in a publicly accessible language and are aimed at implementing the educational function of journalism. A journalist, creating historical popular science materials, must have special competencies and skills. The article gives examples of modern historical popular science publications: "History Illustrated", "History in detail", "Riddles of History", "Dilettante".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ: ИХ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ»

УДК 8

Филологические науки

Прусакова Ольга Павловна, магистрант Санкт-Петербургский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ: ИХ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: Научно-популярная историческая журналистика, получившая наибольшее развитие в XVIII веке, претерпевала изменения на протяжении своего существования. Современная ситуация исторических научно-популярных журналистских произведений еще нуждается в полном изучении и определении. Количество научно-популярных журналов растет, идет процесс их типологизации по тематике, целевой аудитории, формам и методам подачи материала. Остается неизменным то, что тексты журналов излагаются на общедоступном языке и направлены на реализацию просветительской функции журналистики. Журналист, создавая исторические научно-популярные материалы, должен обладать специальными компетенциями и навыками. В статье даются примеры современных исторических научно-популярных изданий: «History Illustrated», «История в подробностях», «Загадки истории», «Дилетант».

Ключевые слова: исторические научно-популярные журналы, историческая журналистика, просветительская функция журналистики.

Abstract: Popular science historical journalism, which received the greatest development in the XVIII century, underwent changes throughout its existence. The current situation of historical popular science journalistic works still needs to be fully studied and defined. The number of popular science journals is growing, there is a process of their typologization by subject, target audience, forms and methods of presentation of the material. It remains unchanged that the texts of the journals are

presented in a publicly accessible language and are aimed at implementing the educational function of journalism. A journalist, creating historical popular science materials, must have special competencies and skills. The article gives examples of modern historical popular science publications: "History Illustrated", "History in detail", "Riddles of History", "Dilettante".

Key words: historical popular science magazines, historical journalism, educational function of journalism

Исторической журналистикой, как правило, называют публикации, посвященные истории. В широком смысле это любые журналистские произведения по истории, размещаемые в СМИ. В узком - это отраслевая группа периодических изданий, специализирующихся на истории и рассчитанных на широкую аудиторию. Акцент на исторических темах и ориентация материала на широкую читательскую аудиторию является ключевым условием для его определения как исторической журналистики [6].

Научно-популярные исторические журналистские материалы можно найти не только на страницах газет и журналов. Они публикуются в универсальных общественно-политических, качественных, массовых печатных СМИ, преподносится в теле- и радиопередачах, интернет-СМИ, лентах информационных агентств. Произведения излагаются на общедоступном языке и представляют собой адаптированное для массового читателя каналов оперативное знание о каких-либо аспектах исторической науки [5, с. 17].

Свои первые шаги отечественная историческая журналистика сделала в XVIII - начале XIX в., когда тексты вкраплялись в периодические издания между литературными произведениями, политическими размышлениями и аналитическими статьями по экономике и философии. На этапе с 1808 по середину 1840-х гг. было много попыток начать издание исторического журнала, но этого сделать так и не удалось. Начало подлинно историческому журналу положил 1863 год. Во второй половине XIX в. окончательно сложились два типа исторических журналов: первый - издающий в основном

исторические документы; второй - сочетающий исследовательские статьи и интересные исторические источники [1, с. 117-119].

На рубеже XIX-ХХ в. сложилась новая политическая ситуация. Главными темами исторических журналов стали выступать деятельность общественных движений. Популярны были иллюстрированные журналы, отражающие произведения отечественной и зарубежной культуры.

В дореволюционное время в деле популяризации истории преимущество было у «историко-литературного» направления («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник» и др.). В первые годы после революции из-за преобладания большевистской идеологии в обществе выходили в основном специализированные журналы для академической или узкой политико-идеологической аудитории («Красный архив», «Пролетарская революция» и т. п.) [6]. Содержание таких журналов отвечало интересам правящей партии [1, с. 115]. В послевоенные годы историческая публицистика включала в себя тексты в основном патриотической направленности, которые печатались в литературных журналах («Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», «Наш современник») [6].

В годы «перестройки» и «гласности» российская история становятся одной из центральных тематических направлений в печатных и электронных СМИ. Почти в каждой газете или журнале тогда существовала историческая рубрика. Благодаря этому постепенно возрождается феномен специализированного научно-популярного журнала по истории, до революции именуемого «историко-литературным» («Родина», «Наше наследие»).

Современная ситуация исторических научно-популярных журналистских произведений еще нуждается в полном изучении и определении. Количество научно-популярных журналов растет. В настоящее время в рамках «специализированной исторической журналистики» идет процесс типологизации изданий по тематике, целевой аудитории, формам и методам подачи материала [6].

Основная функция, на которую направлены научно-популярные

исторические журналы, — просветительская. Журналист дает широкой аудитории тексты, в которых продукты науки отражаются результаты науки, культуры и искусства, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности, и анализ их соответствия гуманистическим тенденциям общественного развития. Просветительская функция включает в себя такие средства, как информирование, популяризацию, пропаганду, критику [5, с. 1819].

Популяризация - основное средство просветительства в СМИ. Она способна превратить сложное и труднодоступное для понимания произведение в ясное и легкое для освоения. Популяризация напоминает деятельность переводчика, так как образует мост между языком науки и искусства и языком массовой аудитории, между учеными и читателями [8, с. 243].

Журналист, имеющий дело с исторической наукой, должен иметь представление о науке как деятельности, понимать место и роль научной журналистики в системе современных массовых коммуникаций, знать историю российской и зарубежной научной журналистики, факторы, определяющие ее развитие в разные исторические периоды и актуальные проблемы современной науки, понимать место научно-популярных СМИ на российском медиарынке, их аудиторию и уметь взаимодействовать с ней, знать базовые характеристики, принципы создания/редактирования научно-популярных журналистских текстов и разновидности научной популяризации в СМИ, владеть новейшими технологиями, применяемыми при создании научно-популярных журналистских текстов [8, с. 243-244].

Если выделить наиболее важные правила и инструментальные компетенции, то журналист должен уметь определять социально значимую историческую тематику, актуальную для его времени, выстраивать коммуникацию с учеными-историками, работать с разными источниками информации и проверять факты, обеспечивая достоверность текста, а также «переводить» научный текст на общелитературный язык [8, с. 243-244].

Обратимся к тому, что в современных медиа называют историческими

научно-популярными журналами. До появления таких известных журналов, как «Дилетант» или «Родина», в сегменте научно-популярной исторической журналистики уже существовали издания той же направленности, большинство из которых возникли в XXI веке. Например, «Загадки истории», «История в подробностях», «Тайный советник» и др. - печатные издания, рассчитанные на массовую аудиторию [7].

Хорошим примером научно-популярного исторического журнала можно назвать «Исторический журнал History Illustrated», выпускаемый с 2005 года. Журнал рассказывает о всемирной истории, в основном с помощью иллюстраций, добытых из музеев, хранилищ библиотек и архивов. По мнению исследователей, «журнал большое внимание уделяет качеству полиграфического исполнения и напоминает скорее художественный альбом, нежели журнал». Возможно, без его внимания многие картины, гравюры, офорты, автографы так никогда и не были бы обнародованы» [7, с. 135].

Издание «История в подробностях» представляется как научное, но «для всех, кто интересуется историей». Издается с июля 2010 года и с 2017 года выпускает 6 номеров в год [2]. Журнал освещает известные и малоизвестные исторические факты с разных сторон. События рассматриваются в контексте эпохи, во всей совокупности явлений и сторон общественной жизни (экономики, политики, культуры, быта и т.д.). Среди авторов ведущие историки, научные сотрудники музеев и архивов, аспиранты, преподаватели истории, культурологи, философы.

«Загадки истории» — научно-популярное издание, выпуски которого выходят еженедельно с 2011 года [4]. Журнал максимально доступным языком рассказывает о разных открытиях на протяжении истории, об исчезнувших цивилизациях и даже историях любви исторических деятелей. Именно такой выбор тем наиболее интересен массовому читателю.

В ряду существующих и функционирующих научно-популярных исторических журналов одно из самых молодых и наиболее интереснейших изданий - «Дилетант». Журнал выходит раз в месяц с 2012 года и отличается

красочной подачей информации, большим количеством инфографики и постоянными рубриками известных лиц, таких как Алексей Венедиктов, Дмитрий Быков.

Таким образом, историческая научно-популярная журналистика, являясь разновидностью журналистского творчества, предназначена для массовой аудитории. Тексты излагаются на общедоступном языке и направлены на реализацию просветительской функции журналистики, тем самым они способствуют формированию общественного сознания. Журналист, создавая исторические научно-популярные материалы, должен обладать специальными компетенциями и навыками: например, определять социально значимую историческую тематику, актуальную для его времени, как работать с учеными, проверять информацию и уметь «переводить» научную информацию на общелитературный язык.

Библиографический список:

1. Георгиева. Н. Г. Русская историческая журналистика: Тексты специального курса лекций для бакалавров и магистров, специализирующихся по направлению 030600 - История / Ч. 1. Российская историческая журналистика в XVIII - начале ХХ в. / Москва: Директ-Медиа, 2015. 135 с.

2. Раздел «История в подробностях» сайта издательского дома «Эдисьон Пресс» [Электронный ресурс]. // URL: https://editionpress.ru/istoria (дата обращения: 25.08.2022).

3. Сайт журнала «Дилетант» [Электронный ресурс]. // URL: https://diletant.media/ (дата обращения: 25.08.2022).

4. Сайт журнала «Загадки истории» [Электронный ресурс]. // URL: https://zagadki.media/ (дата обращения: 25.08.2022).

5. Суворова. С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестник Московского университета. № 6. Сер. 10. 2009. С. 14-23.

6. Ущиповский. С. Н. Историческая журналистика в России: определение

понятия, особенности, этапы развития [Электронный ресурс]. // URL: https://lektsii.org/14-35609.html (дата обращения: 25.08.2022).

7. Ущиповский С.Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика. Учебное пособие. // СПб.: Изд-во СПбГУ. 2012. 163 с.

8. Фролова. Т. И., Суворова. С. П., Ильченко. Д. С., Бугаева. А. С. К проблеме качества текстов научно-популярной проблематики в средствах массовой информации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. № 2. С. 233-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.