76
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
можность реализовывать повышенные значения силы тяги и улучшить противобоксовочные свойства электровоза.
Библиографический список
1. Независимое возбуждение тяговых двигателей электровозов / А. Т. Головатый, И. П. Исаев, Е. В. Горчаков. - М. : Транспорт, 1976. - 150 с.
2. Режимы работы магистральных электровозов / ред. О. А. Некрасов. - М. : Транспорт, - 1983. - 231 с.
3. Проблемы и перспективы развития промышленного железнодорожного транспорта / Е. П. Дудкин, В. М. Рыбачок, Е. С. Свинцов // Транспорт Российской Федерации. - 2006. - № 7. - С. 46-49.
4. Правила тяговых расчетов для поездной работы. - М. : Транспорт, 1985. - 287 с. Статья поступила в редакцию 25.06.2008;
представлена к публикации членом редколлегии А. И. Хожаиновым.
УДК 625.11 А. В. Пилль
СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ КАМЕРАЛЬНОГО ТРАССИРОВАНИЯ НОВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В современных условиях часто приходится сталкиваться с очень сжатыми сроками выполнения проектных работ и исходной информацией, сильно различной по своей подробности, точности и актуальности. Способность проектной организации выполнять работу оперативно и качественно является одним из важных факторов в конкурентной борьбе. Требуется адаптировать технологическую цепь проектных работ под конкретные условия.
Достижение этих задач нереально без использования современных технологий на различных стадиях работ, включая широкое использование и интенсивное развитие систем автоматизированного проектирования в области проектирования транспортных линейных сооружений, в том числе железных дорог. Использование современных технологий при проектировании открывает возможность для использования (а иногда и требует) новых источников исходной информации.
системы автоматизированного проектирования, технологии проектных работ, дистанционное зондирование земли, векторизация растровых изображений.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительстВЗ
Введение
В соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» планируется существенное расширение сети железных дорог. Согласно стратегии, развитие сети железных дорог является инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения.
В соответствии с минимальным вариантом к 2030 году необходимо построить 15 730 км новых железнодорожных линий, а в соответствии с максимальным вариантом - 20 462 км. Длины новых железнодорожных линий по категориям согласно классификации и схеме по минимальному и максимальному вариантам представлены в Стратегии.
Создание опорной транспортной сети, предусмотренное Стратегией, приведет к существенному повышению транспортной обеспеченности многих регионов. Это может создать предпосылки к социальноэкономическому развитию ряда регионов темпами, превышающими показатели, используемые при формировании Стратегии.
Для достижения поставленной цели необходимо удерживать высокие темпы производства проектных и строительных работ, что крайне затруднительно без использования современных технологий производства инженерных изысканий и проектирования. Неотъемлемой частью этих технологий является использование систем автоматизированного проектирования (САПР) и технологий производства изысканий, ориентированных на использование совместно с САПР.
1 Исходные данные для проектирования с использованием САПР
Традиционно при камеральном трассировании наиболее часто в качестве исходной основы для проектирования используются топографические карты в различных масштабах.
Этот вид исходной информации наиболее распространен и освоен. Но использование традиционной методики камерального трассирования имеет целый ряд недостатков. Большинство из них связаны с тем, что большая часть операций при данной методике трассирования осуществляется вручную и требует значительных затрат времени. Так же затруднительно организовать налаженную работу большого коллектива разработчиков параллельно.
Выходом является применение САПР и систем управления доступом к материалам проектирования.
В соответствии с изменением используемого инструментария изменяется и состав исходных данных, пригодных к использованию.
При применении САПР в камеральном трассировании могут быть использованы следующие источники получения исходной информации:
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
78
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
инженерные изыскания;
имеющиеся картографические материалы в бумажном виде; имеющиеся в электронном виде картографические материалы; различные виды дистанционного зондирования Земли (авиационные и космические).
При трассировании железнодорожных линий значительной протяженности в качестве источников информации, целесообразных для использования, можно рассматривать только уже имеющиеся картографические материалы в электронном или бумажном виде либо методы авиационного и космического дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Если имеется картографический материал в электронном виде (имеется в виду векторная графическая информация, в том числе содержащая данные о Z-координате) или данные ДЗЗ, то занесение информации в САПР становится сугубо техническим вопросом, не требующим значительных затрат времени и задействования множества специалистов.
При использовании картографических материалов в бумажном виде ситуация выглядит менее привлекательно. Для полноценного использования возможностей систем автоматизированного проектирования необходимо создание цифровой модели местности (ЦММ), состоящей из цифровой модели рельефа (ЦМР) и цифровой модели ситуации (ЦМС). Создание ЦММ по данным картографических материалов в бумажном виде включает в себя ряд этапов, требующих значительных затрат времени и наличия квалифицированного персонала. Рассмотрим эти этапы более подробно.
2 Создание ЦММ по бумажным картографическим материалам
Создание ЦММ следует разделить на несколько этапов: сканирование топографических карт (получение растровой графической информации);
калибровка растров и привязка их к системе координат; векторизация полученных растровых материалов.
2.1 Сканирование топографических карт
Сканирование может быть как широкоформатным (сканируется полностью карта), так и пофрагментным. В результате сканирования мы получаем растровое изображение, т. е. по сути изображение представляет собой матрицу, каждый элемент которой содержит информацию о своем цвете. При любом из способов сканирования неизбежно возникают линейные и нелинейные искажения, привнесенные сканированием или присутствовавшие на исходном материале. Для использования отсканированных материалов необходимо произвести калибровку (коррекцию) растра.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительств®
2.2 Калибровка растра и привязка к системе координат
В средствах обработки растровых материалов их калибровка, как правило, осуществляется по одному из двух методов (название методов в конкретных программных продуктах может меняться):
линейному;
квадратичному.
При первом методе по заданному набору опорных точек с известными координатами вычисляется средний масштаб и средний угол наклона изображения так, чтобы минимизировать общую ошибку. Сам растр не изменяется.
Второй метод отличается тем, что по имеющейся информации об опорных пунктах производятся локальные повороты и изменения масштабов растрового изображения так, чтобы выбранные пользователем опорные пункты встали на заранее известные требуемые координаты. Само растровое изображение при квадратичном методе подвергается изменению.
2.3 Векторизация
Под векторизацией далее следует понимать процесс распознавания образов, содержащихся в растре, и создания соответствующих векторных аналогов. Этот процесс может осуществляться в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режиме.
При векторизации, как правило, данные классифицируются по смысловой нагрузке и в соответствии с этим размещаются в своих слоях.
По завершении векторизации выполняется экспорт в какой-либо из обменных форматов и загрузка данных в САПР.
Для дальнейшего трассирования, вне зависимости от источника данных о рельефе, необходимо иметь единое математическое его описание во всей рассматриваемой во время проектирования области. Большинство рассмотренных нами систем автоматизированного проектирования для получения такого описания используют триангуляцию.
Триангуляция - процесс разбиения всего множества точек в области проектирования на множество элементарных плоскостей-треугольников. Классическим методом выполнения триангуляции является метод триангуляции Делоне.
3 Методы дистанционного зондирования Земли
Для задач камерального трассирования железных дорог наиболее применимы методы авиационного и космического дистанционного зондирования Земли.
Сопоставим основные плюсы и минусы методов авиационного и космического ДЗЗ. Для удобства сведем данные в таблицу 1.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
80 Транспортное, промышленное и гражданское строительство
ТАБЛИЦА 1. Спутниковые изображения и аэрофотоснимки - достоинства и недостатки
Оптические спутниковые изображения Аэрофотоснимки (на пленке)
Цена возрастает пропорционально увеличению площади С увеличением площади цена растет в меньшей степени
Данные фиксируются в цифровом виде, поэтому не нужно обрабатывать пленку Данные обычно записываются на пленку. Требуется сканирование и коррекция направления полета
Облачность является большой проблемой. Период повторного посещения от 3 дней и более Самолет может летать ниже облаков или повторить полет на следующий день
Минимальная площадь заказа составляет всего 64 кв. км Аэрофотосъемка нерентабельна для небольших площадей
Никакого согласования для проведения космической съемки не требуется Процедура планирования и согласования проведения аэрофотосъемки сложна и занимает много времени
В настоящее время самым лучшим считается пространственное разрешение 61 см Можно получать изображения с разрешением до нескольких сантиметров в зависимости от высоты полета
Одновременно получают изображения в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах Пленочные камеры обычно получают раздельно цветные и инфракрасные изображения
Одна сцена покрывает площадь городской застройки 10^10 км или 16x16 км На снимках масштаба 1 : 40 000 с размером пиксела 1 м используемая площадь одного кадра равна 3,6 км x 6,4 км
Составление мозаики занимает меньше времени Составление мозаики занимает больше времени
Из-за распространенности околополярных спутниковых орбит более предпочтительным является направление получения изображений с Севера на Юг, чем с Востока на Запад Безразличен к направлению получения изображений
Средний срок поставки изображения после заказа составляет 7 дней. Для некоторых облачных/дождливых районов срок может увеличиваться до месяца Срок поставки изображения зависит только от доступности самолета и от летной погоды
Быстрота и удобство обработки цифровых данных в камеральных условиях Трудоемкость и вследствие этого большие затраты при обработке результатов аэрофотосъемки в камеральных условиях
Возможность покрытия одним снимком больших площадей без необходимости последующей «сшивки» отдельных фрагментов Необходимость сшивки небольших фрагментов в единый массив
После сопоставления достоинств и недостатков авиационного и космического ДЗЗ более подробно ознакомимся с каждым из них.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительств!
3.1 Методы авиационного ДЗЗ
В настоящее время из авиационных методов ДЗЗ наиболее перспективным и при этом доступным является воздушное лазерное сканирование.
Впервые в России применение лазерно-локационного метода для выполнения топографо-геодезических работ началось в 2001 году. Компанией «Геокосмос» был выполнен комплекс работ на стадии изысканий под строительство подъездных железнодорожных путей от станции Зейск Дальневосточной железной дороги к Эльгинскому месторождению углей по заказу ОАО «Мосгипротранс». Проводился контроль первичных результатов лазерного сканирования по данным контрольной наземной съемки, полученные результаты, согласно заявлениям компании, подтвердили обоснованность использования лазерно-локационного метода при производстве топографо-геодезических работ.
По результатам воздушного лазерного сканирования была создана трехмерная модель рельефа трассы, регулярная сеть на район работ 1 т./1 м , топографический план рельефа местности без ситуационной нагрузки масштаба 1:2000 с сечением рельефа 1 м, геокодированные ортофо-тотрансформированные цифровые снимки.
Основные характеристики рассматриваемого объекта:
площадь съемки 370 кв. км;
плотность данных: 1 точка лазерного отражения на 1 м2;
время полевых работ с учетом развития съемочной геодезической сети с применением GPS-аппаратуры - 1 месяц;
ресурсы: летная группа (3 человека), группа геодезического обеспечения (3 человека);
оборудование: воздушный лазерный сканер ALTM 1020, приемники GPS Trimble 4700, Trimble 4000SSe;
время камеральной обработки 1,5 месяца (работы выполняли 4 исполнителя).
Ниже приведено описание воздушных лазерных сканеров и их основные технические характеристики.
На рисунке представлен общий вид установки с воздушным сканером ALTM.
Основные возможности комплекса следующие:
фиксация интенсивности отраженного сигнала (возможность работы в ночное время);
фиксация до 4 отражений одного посланного импульса (возможность разделения верха растительности и поверхности земли);
самая высокая производительность из коммерчески доступных систем на сегодняшний день - 1000 кв. км за рабочий день;
совместимость с цифровыми аэрофотоаппаратами и другими сенсорами и датчиками;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
82
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
возможность использования с приемниками GPS и GPS/GLONASS различных производителей;
наличие согласованной схемы установки на отечественные летательные аппараты;
адаптация к российским условиям;
экономическая эффективность использования в тех условиях, когда применение других методов крайне затруднительно, невозможно или ограничено сезонными факторами (безориентирная местность, сплошная листва, очень «плоский» рельеф и т. д.).
Лазерный сканер ALTM поставляется с опциями компенсации крена, расширенной дивергенции и регистрации интенсивности и включает: бортовой навигационный комплекс;
бортовой комплекс геодезического обеспечения GPS/GLONASS; приемник GPS Trimble 750.
Основные технические параметры воздушных сканеров сведены в таблицу 2.
ТАБЛИЦА 2. Основные технические параметры воздушных лазерных сканеров
Технические параметры Тип сканера
ALTM 30/70 ALTM 3100
1 2 3
Высота полета при съемке От 200 до 3000 м От 80 до 3500 м
Точность сканирования по высоте Не хуже 15 см при высоте 1200 м Не хуже 35 см при высоте 3000 м Не хуже 15 см при высоте 1200 м Не хуже 25 см при высоте 2000 м Не хуже 35 см при высоте 3000 м
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительст83
Продолжение табл. 2
1 2 3
Точность определения планового положения точек Лучше чем 1/2000 от высоты съемки Лучше чем 1/2000 от высоты съемки
Ширина полосы съемки От 0 (режим профайлера) до 93% от высоты съемки От 0 (режим профайлера) до 93% от высоты съемки
Разрешение по дальности 1 см 1 см
Регистрация интенсивности 12-битовый динамический диапазон для каждого измерения 12-битовый динамический диапазон для каждого измерения
Угол сканирования От 0 до + 25° От 0 до + 25°
Компенсация крена Номинально ± 5, в зависимости от текущего значения поля зрения(например, при ± 15 допустимое значение компенсации ± 10) Номинально ± 5, в зависимости от текущего значения поля зрения(например, при ± 15 допустимое значение компенсации ± 10)
Ширина полосы захвата От 0 до 0,93 х H, м От 0 до 0,93х H, м
Распределение отражений на земной поверхности Равномерное на протяжении 96 % линии сканирования Равномерное на протяжении 96 % линии сканирования
Бортовой GPS-приемник Trimble 750 Trimble 750
Регистрация данных Переносной жесткий диск (37 Гбайт) -
Допустимая влажность 0-95% без конденсата 0-95% без конденсата
Диапазон рабочих температур: сканирующий блок стойка управления при термостабилизации От -20 °С до +35 °С От +10 °С до +35 °С От -30 °С до +55 °С От -10 °С до +35 °С От +10 °С до +35 °С От -30 °С до +55 °С
Габариты/вес: сканирующий блок стойка управления 25 W х 32 L х 56 H см/20 кг 59 W х 58 L х 49 H см/55 кг 26 W х 19 L х 57 H см/23,4 кг 65 W х 59 L х 49 H см/53,2 кг
3.2 Методы космического ДЗЗ
В настоящее время доступны данные с довольно большого количества специализированных искусственных спутников Земли (ИСЗ). Среди них можно перечислить: МОНИТОР-Э, QUICKBIRD, IKONOS, ORB VIEW, FORMOSAT-2, SPOT, ALOS, LANDSAT, RADARSAT-1/2.
Перечисленные спутники c оптическим датчиком дают информацию разного уровня качества. Наиболее качественные снимки имеют разрешающую способность (т. е. минимальный размер объекта, различаемый на снимке) до 0,61 м.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
84
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
В настоящее время данные космического ДЗЗ предоставляются рядом коммерческих организаций. Одной из них является компания «Совзонд», поставляющая данные как с иностранных, так и с российских искусственных спутников Земли (ИСЗ).
Как уже отмечалось выше, применение методов космического ДЗЗ целесообразно для довольно больших снимаемых площадей. Для примера приведем минимальные площади снимков, доступные для заказа в компании «Совзонд» (табл. 3).
ТАБЛИЦА 3. Минимальные площади съемки для различных ИСЗ
Спутник Архивная съемка Новая съемка на заказ
QUICKBIRD 25 кв. км 64 кв. км
IKONOS 49 кв. км 100 кв. км
EROS 5 км х 5 км 13,5 км х 13,5 км
SPOT 21 км х 21 км 21 км х 21 км
IRS 23 км х 23 км 23 км х 23 км
Radarsat 50 км х 50 км 50 км х 50 км
Aster 50 км х 50 км 60 км х 60 км
Landsat-7 185 км х 170 км
Съемка для линейно протяженных объектов имеет свои ограничения. Так, ширина полосы съемки для снимков высокого разрешения (спутники Ikonos и QuickBird) составляет 5 км, количество вершин полигона не более 50, расстояние между вершинами полигона не менее 5 км.
Точность ЦМР по высоте по материалам космического ДЗЗ ниже, чем у авиационных методов, и составляет для спутников Ikonos и QuickBird 2-3 м.
Точность в плане получаемых данных зависит от разрешающей способности пиксела используемого датчика. В таблице 4 представлена информация по плановой точности данных космического ДЗЗ для ряда спутников.
ТАБЛИЦА 4. Приведенный масштаб изображений для различных ИСЗ
Датчик Размер пиксела Возможный масштаб
Landsat 7 ETM+ 15 м 1:100 000
SPOT 1-4 10 м 1:100 000
IRS-1C и IRS-1D 6 м 1:50 000
SPOT 5 5 м 1:25 000
EROS 1,8 м 1:10 000
OrbView-3 4 м 1:20 000
OrbView-3 1 м 1:5 000
IKONOS* 4 м 1:20 000
IKONOS* 1 м 1:5 000
QUICKBIRD 2,44 м 1:12 500
QUICKBIRD 0,61 м 1:2 000
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительст8б
Как видно, наибольшей разрешающей способностью обладают снимки, полученные со спутников QuikBird и Ikonos. Краткая информация об этих спутниках представлена ниже.
Космический аппарат QuickBird был запущен в 2001 году с авиабазы Ванденберг (США). Владельцем спутника является компания DigitalGlobe (США). Спутник был выведен на околоземную солнечно-синхронную орбиту высотой 450 км, обеспечивающую его прохождение над любым районом Земли каждые 1-5 дней (в зависимости от широты). Спутник QuickBird предназначен для получения цифровых изображений земной поверхности с пространственным разрешением 61 см в панхроматическом режиме и 2,44 м в мультиспектральном режиме при съемке в надир. Основными преимуществами спутника QuickBird являются широкая полоса охвата (размер сцены - 16,5 х 16,5 км), высокая метрическая точность и возможность заказа полигонов сложной формы. Расчетный срок пребывания на орбите составляет около 7 лет.
Области применения данных дистанционного зондирования, полученных со спутника QuickBird:
создание и обновление карт и планов, вплоть до масштаба 1: 2000;
создание ЦМР с точностью порядка 2,5 м по высоте;
городское и земельное планирование;
сельское и лесное хозяйство;
разведка месторождений нефти, газа и др.;
планирование, строительство и мониторинг трубопроводов в нефтяной и газовой отрасли;
экологический мониторинг и оценка изменений окружающей среды.
Космический аппарат Ikonos был запущен в 1999 году с авиабазы Ванденберг (США). Владельцем спутника до начала 2006 года являлась компания Space Imaging (США). В феврале 2006 года компания OrbImage объявила о слиянии с фирмой Space Imaging. Объединенная компания получила новое название GeoEye. Спутник был выведен на низкую солнечносинхронную орбиту высотой 680 км, обеспечивающую его прохождение над любым районом Земли каждые 1-5 дней (в зависимости от широты). Спутник Ikonos предназначен для получения цифровых изображений земной поверхности с пространственным разрешением 1 м в панхроматическом режиме и 4 м в мультиспектральном режиме. Основными преимуществами спутника Ikonos являются высокая маневренность и, как следствие, возможность съемки больших площадей за один проход (до 5000 кв. км), а также возможность получения стереопар с одного витка. Расчетный срок пребывания на орбите составляет около 7 лет.
Области применения данных дистанционного зондирования, полученных со спутника Ikonos:
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
86
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
создание и обновление карт и планов масштабом до 1:5000-1: 10 000;
создание ЦМР с точностью порядка 2,5 м по высоте;
городское и земельное планирование;
сельское и лесное хозяйство;
разведка месторождений нефти, газа и др.;
планирование, строительство и мониторинг трубопроводов в нефтяной и газовой отрасли;
экологический мониторинг и оценка изменений окружающей среды. Кроме оптического космического ДЗЗ, существует также радиолокационное. Оно представлено данными SRTM (Shuttle Radar Topographic Mission) и данными, получаемыми со спутников RADARSAT-1/2.
Данные SRTM представляют собой материалы радарной интерферометрической съемки поверхности Земли. Съемка была осуществлена примерно на 85 % земной поверхности на широтах от 60° южной широты до 60° северной широты. Особенно хочется отметить, что эти данные представлены для общего бесплатного доступа на серверах NASA.
Существуют три версии данных SRTM. Версия 1 представляет собой предварительные данные. Данные версии 2 подверглись дополнительной обработке с целью выделения водной поверхности и отбраковки ошибочных значений. Третья версия данных SRTM представляет собой данные с пониженной детализацией. Именно третья версия доступна для свободного использования. Плановая разрешающая способность съемки SRTM составляет 1 угловую секунду (SRTM версии 2, только территория США) и 3 угловые секунды (версия 3, остальная поверхность). Ошибка по высоте в абсолютных значениях может достигать 20-30 м, превышения имеют более высокую точность. Данные материалы могут служить альтернативой для обработки бумажных топографических планшетов масштабов 1:250001:100 000 на ранних стадиях трассирования. Особо хочется обратить внимание на то, что данные материалы являются свободно доступными и не требуют значительных затрат времени на их получение.
Кроме данных SRTM, доступны и данные со спутников RADARSAT. Эти материалы доступны на коммерческой основе и поставляются на заказ. Основные технические характеристики съемки со спутников RADAR-SAT-1 и RADARSAT-2 представлены в таблицах 5 и 6 соответственно.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительств7 ТАБЛИЦА 5. Основные технические характеристики съемки со спутника RADARSAT-1
Характеристики съемки Режимы
Высокого разрешения Расширенный высокого разрешения Стандартный Широкозахватный Расширенный низкого разрешения Узкий низкого разрешения Широкий низкого разрешения
Номинальное пространственное разрешение 8 м 25 м 25 м 30 м 35 м 50 м 100 м
Ширина полосы 50 км 75 км 100 км 150 км 170 км 300 км 500 км
Периодичность От 9 суток на экваторе до 3 суток в средних широтах и ежедневной съемки в приполярных районах
Минимальная площадь заказа Одна квадратная сцена с длиной, равной ширине полосы съемки для любого режима
ТАБЛИЦА 6. Основные технические характеристики съемки со спутника RADARSAT-2
Режимы Ширина полосы съемки Разрешение Диапазон углов съемки
Высокого разрешения 50 км 8 х 8 м U) О О 1 О о
Стандартный 100 км 25 х 26 м ю о 0 1 VO о
Широкозахватный 150 км 30 х 26 м 20°-45°
Узкий низкого разрешения 300 км 50 х 50 м О SO 1 о О (N
Широкий низкого разрешения 500 км 100 х 100 м ю о 0 1 VO о
Расширенный низкого разрешения 170 км 40 х 26 м 10°-23°
Расширенный высокого разрешения 75 км 18 х 26 м 49°-60°
Высокого разрешения с полной поляризацией 25 км 12 х 8 м О 1 о О (N
Стандартный с полной поляризацией 25 км 25 х 8 м о 1 о О (N
Сверхвысокого разрешения 20 км 3 х 3 м 30°-40°
Периодичность съемки В зависимости от режима и типа съемки. От 2-3 суток на экваторе в полосе 500 км
Минимальная площадь заказа Одна квадратная сцена с длиной, равной ширине полосы съемки для любого режима
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
88
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
Заключение
Рассмотренные методы получения исходных данных позволяют наиболее эффективно использовать возможности современных систем автоматизированного проектирования.
При этом методы дистанционного зондирования Земли могут служить альтернативой использованию в качестве основы традиционных картографических материалов с их последующей векторизацией.
Использование растровых картографических изображений в долговременной перспективе следует считать нецелесообразным в связи с большим объемом данных, сложностью и низкой оперативностью их обработки.
Выбор между авиационными и космическими методами ДЗЗ обусловливается в первую очередь этапом проектных работ и масштабностью проектируемого объекта.
Отрицательной стороной космических методов ДЗЗ служит их высокая стоимость, связанная в т. ч. и использованием иностранных спутников, и их зависимость от погодных условий.
Тем не менее данные методы следует считать довольно перспективными. Для обеспечения строительства и проектирования стратегически важных транспортных объектов целесообразно развитие государством собственной инфраструктуры получения данных ДЗЗ с организацией приоритетного доступа к ней для основных проектных организаций.
Библиографический список
1. Воздушные сканеры ALTM. www.geokosmos.ru/echnologies/airborne/altm.
2. Воздушное и наземное лазерное сканирование. www.ark-on.ru.
3. Спутниковые данные. www.sovzond.ru/satellites.
4. О дистанционном зондировании Земли. www.sovzond.ru/dzz.
5. The shuttle radar topography mission / Farr Tom G., Hensley Scott, Rodriguez Ernesto, Martin Jan, Kobrick Mike. // CEOS SAR Workshop. Toulouse 26-29 Oct. 1999. -Noordwijk, 2000. - P. 361-363.
6. Высотные данные SRTM против топографической съемки / Л. А. Муравьев. -geo.web.ru.
Статья поступила в редакцию 14.03.2008;
представлена к публикации членом редколлегии А. А. Корниенко.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4