Научная статья на тему 'Современные исследования в психологии образования: публикационные тренды'

Современные исследования в психологии образования: публикационные тренды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные исследования в психологии образования: публикационные тренды»

Редакционная статья

Современные исследования в психологии образования:

публикационные тренды

Л. А. Цветкова, главный редактор журнала «Психология человека в образовании», доктор психологических наук, профессор, академик РАО

С. А. Безгодова, заместитель главного редактора журнала «Психология человека в образовании», кандидат психологических наук, доцент

С. В. Васильева, ответственный секретарь журнала «Психология человека в образовании» в 2019-2023 гг., кандидат психологических наук, доцент

А. В. Микляева, ответственный редактор журнала «Психология человека в образовании», доктор психологических наук, доцент

Добрый день, уважаемые читатели!

Мы отмечаем первый юбилей нашего журнала, который начал выходить в свет в начале 2019 года! И, как водится, юбилей — это повод подвести некоторые итоги.

На этапе разработки концепции журнала, в 2018 году, мы были обеспокоены тем, удастся ли нам найти свою тематическую нишу среди других периодических изданий с аналогичным предметным фокусом, ориентированных, как и «Психология человека в образовании», на публикацию материалов в области психологии образования, ведь к моменту зарождения нашего журнала уже было достаточно известных и авторитетных изданий. Как свидетельствуют обзоры современных публикаций, предметное поле исследований в области психологии образования весьма разнообразно и включает в себя широкий спектр проблем обучения и воспитания с учетом современных трансформаций образования (например, в контексте его цифровизации), а также постановке и решению задач, связанных с внедрением научных результатов в образовательную практику (Ansary, Sutradhar 2023: Li, Jiang 2021; Plucker, Makel 2021). Любому журналу важно определить свой уникальный ракурс этой проблематики, который определяет тематический фокус публикуемых в нем результатов исследований.

Журнал «Психология человека в образовании», поддерживая и развивая традиции психологической школы Герценовского университета (своего учредителя), определил в качестве своего тематического фокуса проблематику человека как субъекта образования на различных этапах его жизненного пути. Сегодня, по прошествии пяти лет, мы можем уверенно констатировать, что этот тематический фокус действительно позволил «Психологии человека в образовании» обрести свое собственное лицо, не затерявшись среди других периодических изданий по психологии образования.

Об этом свидетельствует, в частности, анализ ключевых слов статей, опубликованных в журнале «Психология человека в образовании» в 2019-2023 годах, в сравнении с ключевыми словами статей, опубликованных в авторитетных российских и зарубежных периодических изданиях, посвященных проблемам психологии образования (табл.). В дополнение к традиционной для психологии образования проблематике, фиксируемой ключевыми словами «образование», «обучение» и «деятельность», журнал «Психология человека в образовании» уделяет большое внимание личности субъектов образования, рассматривая образовательный процесс в парадигме life-long образования как важнейший контекст становления человека на всех этапах его жизненного пути, не ограничиваясь только периодом обучения в школе, колледже или университете.

Отметим, что тематический фокус журнала «Психология человека в образовании» в полной мере соответствует основным исследовательским трендам в области психологии образования, фиксируемым российскими и зарубежными учеными, которые отмечают, что задачи психологии образования на современном этапе связаны с продвижением к справедливому образованию, учитывающему человеческую индивидуальность во всех ее проявлениях (Greene 2022), с построением комплексного знания о становлении человека в образовательном процессе (Isaev,

Табл. Частота встречаемости ключевых слов в публикациях журнала «Психология человека в образовании» за 2019-2023 гг. в сравнении с ведущими российскими («Психологическая наука и образование», «Психолого-педагогические исследования») и зарубежными (Journal of Educational Psychology, European Journal of Psychology of Education) журналами по психологии образования

Ключевые слова в статьях 2019-2023 гг. (первые 10 позиций в частотном рейтинге ключевых слов статей в «Психологии человека в образовании») Частота встречаемости ключевых слов в журналах

«Психология человека в образовании» «Психологическая наука и образование», «Психолого-педагогические исследования» Journal of Educational Psychology, European Journal of Psychology of Education

Психологический 0,043 0,054 0,011

Социальный 0,032 0,045 0,020

Студент 0,027 0,040 0,025

Личность 0,027 0,016 0,004

Профессиональный 0,023 0,005 0,005

Образование 0,020 0,152 0,063

Отношение 0,016 0,026 0,018

Поведение 0,016 0,019 0,013

Деятельность 0,016 0,063 0,001

Подросток 0,016 0,029 0,012

Обучение 0,016 0,068 0,017

Slobodchikov 2013), когда процессы обучения и воспитания рассматриваются не сами по себе, а как контекст формирования и развития «человеческого в человеке» (Narkuzieva 2020) с описанием изменений психологии человека, включенного в образовательные практики (Kostromina et al. 2016). Исследователи акцентируют внимание на важности трактовки образования как непрерывного процесса, что определяет актуальность исследований «образования на протяжении всей жизни» (life-long образования) (Gur Erdogan 2020; Lindqvist et al. 2020).

Приглашаем к публикации в журнале «Психология человека в образовании» авторов, разделяющих принципы и ценности антропологической парадигмы в исследованиях проблем психологии образования.

Editorial article

Current research in educational psychology: Publication trends

Larisa. A. Tsvetkova, Editor-in-Chief of the journal Psychology in Education, Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Academician of RAE

Svetlana A. Bezgodova, Deputy Editor-in-Chief of the journal Psychology in Education, Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor

Svetlana V. Vasileva, Executive Secretary of the journal Psychology in Education (2019-2023), Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor

Anastasia V. Miklyaeva, Executive Editor of the journal Psychology in Education, Doctor of Sciences (Psychology), Associate Professor

The journal Psychology in Education is celebrating its five-year anniversary. Its first publication dates back to early 2019 with all the preliminary work done in 2018. As is customary, an anniversary is a time to sum up the interim results.

In 2018, at the stage of developing the concept, we were concerned whether the journal would find a thematic niche among other periodicals focusing on a similar subject, i. e., educational psychology. By then, this subject area was already covered by a range of well-known and reputable journals. According to the reviews of modern publications, educational psychology is a very diverse field. It explores a wide range of issues in education, including moral and values education. It also embraces current trends in education, e. g., digitalization, and discusses the ways to introduce scientific results into educational practice (Ansary, Sutradhar 2023; Li, Jiang 2021; Plucker, Makel 2021). Thus, a journal dealing with educational psychology has to shape its own unique perspective that will determine the thematic scope of research results it publishes.

Psychology in Education supports and develops the traditions of the psychological school of Herzen University as its founder. Its thematic scope revolves around a person as a subject of education at various stages of life. Today, as five years have passed, we can confidently state that this choice of thematic scope allowed Psychology in Education to find its place and stand out among the counterparts.

This is evidenced, in particular, by the analysis of keywords of articles published in Psychology in Education in 2019-2023 in comparison with those published in reputable Russian and international periodicals dealing with psychology of education (see Table). In addition to the most common issues explored by educational psychology reflected in such keywords as 'education, 'training' and 'activity, Psychology in Education pays great attention to the personality of stakeholders in education. In particular, it approaches lifelong learning as the most important context for personal development at all stages of life, not limited to general school, vocational school or university.

Table. The frequency of keywords in the publications of Psychology in Education (2019-2023) in comparison with the leading Russian journals (Psychological Science and Education; Psychological and Pedagogical Research) and international journals (Journal of Educational Psychology; European Journal of Psychology of Education)

in educational psychology

Keywords in articles published in 2019-2023 (top 10 high-frequency keywords of articles in Psychology in Education) Frequency of keywords in journals

Psychology in Education Psychological Science and Education; Psychological and Pedagogical Research Journal of Educational Psychology; European Journal of Psychology of Education

Psychological 0.043 0.054 0.011

Social 0.032 0.045 0.020

Student 0.027 0.040 0.025

Personality 0.027 0.016 0.004

Professional 0.023 0.005 0.005

Education 0.020 0.152 0.063

Relations 0.016 0.026 0.018

Behavior 0.016 0.019 0.013

Activity 0.016 0.063 0.001

Adolescents 0.016 0.029 0.012

Training 0.016 0.068 0.017

Importantly, the thematic scope of Psychology in Education embraces the key research trends of educational psychology highlighted by Russian and foreign scholars. They note that modern educational psychology is associated with: promotion of fair education that takes into account human individuality in all its manifestations (Greene 2022); building comprehensive knowledge about personal development through education (Isaev, Slobodchikov 2013); the 'happy marriage' of traditional training and moral and values education as a context for the formation and development of "a human in an individual" (Narkuzieva 2020); description of changes in the psychology of a person involved in the educational context (Kostromina et al. 2016). Current research highlights the importance of interpreting education as a continuous process, which determines the relevance of research in lifelong learning (Gur Erdogan 2020; Lindqvist et al. 2020).

Psychology in Education welcomes contributions from researchers and practitioners who share the principles and values of human-centered research in educational psychology.

References

Ansary, S., Sutradhar, M. S. (2023) Recent trends of research in the field of educational psychology: A critical review.

International Journal of Research Publication and Reviews, vol. 4, no. 4, pp. 775-779. (In English) Greene, J. A. (2022) What can educational psychology learn from, and contribute to, theory development scholarship? Educational Psychology Review, vol. 34, no. 4, pp. 3011-3035. https://doi.org/10.1007/s10648-022-09682-5 (In English)

Gur Erdogan, D. (2020) Research trends in studies on lifelong learning: A bibliometric analysis with visual mapping technique (2016-2020). Sakarya University Journal of Education, vol. 10, no. 3, pp. 643-666. https://doi. org/10.19126/suje.819383 (In English) Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I. (2013) Psikhologiya obrazovaniya cheloveka: Stanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel'nykh protsessakh [Psychology of human education: The formation of subjectivity in educational processes]. Moscow: St. Tikhon's Orthodox University Publ., 431 p. (In Russian) Kostromina, S. N., Medina Bracamonte, N. A., Zaschirinskaya, O. V. (2016) Sovremennye tendentsii pedagogicheskoj psikhologii i psikhologii obrazovaniya [Modern trends in pedagogical psychology and psychology of education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, no. 1, pp. 109-117. (In Russian) Li, J., Jiang, Y (2021) The research trend of big data in education and the impact of teacher psychology on educational development during COVID-19: A systematic review and future perspective. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 753388. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.753388 (In English) Lindqvist, M. H., Mozelius, P., Jaldemark, J., Cleveland-Innes, M. (2020) A literature review of higher education reform and lifelong learning in a digital era. In: European Distance and E-LearningNetwork (EDEN) Proceedings. Lisbon: European Distance and E-Learning Network Publ., pp. 189-197. http://dx.doi.org/10.38069/edenconf-2020-rw-0021 (In English)

Narkuzieva, G. (2020) Modern trends in educational psychology and psychology of education. Science and Education,

vol. 1 no. Special issue 2, pp. 99-102. (in English) Plucker, J. A., Makel, M. C. (2021) Replication is important for educational psychology: Recent developments and key issues. Educational Psychologist, vol. 56, no. 2, pp. 90-100. https://doi.org/10.1080/00461520.2021.1895796 (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.