Л.В. Забровская* Современные интересы КНР в Африке
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена исследованию китайской политики в отношении африканских государств. Автор прослеживает эволюцию в двусторонних отношениях КНР и африканских государств. Подчёркивается, что китайская стратегия направлена на упрочение связей с теми государствами, которые обладают богатыми природными ресурсами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КНР, Африка, энергоресурсы, экономические связи, китайская внешняя политика.
В 1980-е годы китайская экономика развивалась быстрыми темпами и нуждалась в получении из-за рубежа новых технологий, энергоресурсов и сырья. Однако подавление студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь (4 июня 1989 г.) вызвало протесты за рубежом. Западные страны ввели экономические санкции против КНР, запретив поставки оборудования двойного назначения и необходимого китайской промышленности сырья. В результате темпы китайских экономических реформ затормозились. Власти КНР предприняли ряд шагов по выходу из международной изоляции, приняв стратегический план по налаживанию тесных контактов с азиатскими и африканскими государствами и превращению Китая в привлекательную для них страну. КНР расширила свои дипломатические контакты и к 1998 г. поддерживала связи с 162 странами, стала членом 400 международных организаций и участвовала в подписании более 100 международных договоров [1, с. 42-43].
* Забровская Лариса Вячеславовна, д.и.н., Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток, Россия; Е-mail: larisa51 -'(/hotmail. com
© Забровская Л.В., 2019
566
К тому же в самом начале ХХ1 в. КНР вступила в ВТО, вследствие чего укрепила свои внешнеэкономические связи и стала главным торговым партнёром для 120 стран. Это явилось результатом активизации китайской дипломатии в направлении привлечения в страну стратегических ресурсов, под которыми понимаются энергоресурсы и продовольствие. Данные шаги были вызваны тем, что китайская экономика стала более зависимой от внешних источников производственного сырья, энергоресурсов и рынков сбыта для своих товаров. Поэтому китайскому руководству пришлось резко сменить вектор своей внешней политики и начать уделять больше внимания торгово-экономическим связям с дальним зарубежьем, в частности, с богатыми энергоресурсами и сырьём африканскими государствами.
Развивая тесные связи с африканскими странами, КНР преследует ряд не афишируемых целей. По наблюдению африканских обозревателей, укрепляя связи с африканскими странами, китайское руководство сосредоточено на следующих задачах: налаживании надёжных и непрерывных поставок энергетических и минеральных ресурсов и по возможности монопольном их использовании. Одновременно с этим КНР нацелена на открытие новых рынков сбыта для своих товаров. Попутно решается и политическая задача — снижение влияния Тайваня на Африканском континенте. При этом КНР не избегает возможности завязать экономические связи с теми африканскими странами, которые имеют дипломатические отношения с Тайванем. Следует отметить, что Тайвань сотрудничает с 6 из 49 африканских стран, с которыми КНР имеет дипломатические отношения. Достижение этих задач подчинено главной цели — усилению китайского влияния на Африканском континенте [5].
В настоящее время КНР оказывает значительное влияние на мировую экономику ввиду потребления значительных объёмов энергоресурсов, экспорта товаров лёгкой промышленности и предоставления различного рода деловых услуг. Вместе с тем, ведя активную торгово-экономическую деятельность в отношении ресур-сообеспеченных африканских стран, Китай старается не нарушать интересы других мировых держав, прежде всего США и стран Евросоюза. Для этого Пекин находит незанятые ниши в экономиках африканских стран и развивает там актуальные для себя проекты. Тем не менее, в 2000-х годах Китай изменил баланс сил на Африканском континенте, оттеснив США и Великобританию на третье и четвёртое места, и разделил с Францией первое-второе место в качестве главного торгово-экономического партнёра, что вызвало критику и раздражение у конкурирующих стран. В 2011 г. торговый оборот КНР со странами Африки составил 166 млрд долл. [4, с. 260],
567
а в 2017 г. — более 200 млрд долл. Прежде всего Китай стремится развивать торгово-экономические связи с теми африканскими странами, которые обладают значительными запасами нефти. Среди этих стран первое место занимает Ангола, которая с 2001 г. является самым крупным китайским поставщиком нефти. Затем по степени важности идут Нигерия и Мозамбик.
Китайское экономическое проникновение в страны африканского континента обеспечивается мощной базой государственной поддержки: китайские компании, работающие в Африке, имеют широкий доступ к дешёвым кредитам, китайские финансовые институты проявляют гибкость в решении практических вопросов. В 2000-2014 гг. самым крупным получателем китайских инвестиций являлась Ангола (21,2 млрд долл.), далее шли Эфиопия (12 млрд долл.), Конго, Кения и Судан (по 5 млрд долл.) [6], что в итоге составило около 20% всех иностранных инвестиций в экономику африканских стран. К 2016 г. КНР расширила численность африканских стран-получателей китайских кредитов и инвестиций. Общий объём инвестиций составил 3,1 млрд долл. Значительная часть китайских инвестиций была направлена в горнодобывающую, нефтяную и строительную отрасли производства [3, с. 5]. В результате таких значительных инвестиций были реконструированы морские порты, построены современные шоссейные и железные дороги, соединяющие нигерийские порты Лагос и Калабар, кенийский порт Момбаса и столицу Найроби, порт Джибути с эфиопской столицей Аддис-Абебой [3, с. 8].
КНР осуществила значительные инвестиции в горнодобывающую промышленность африканских стран. Так, в 2012 г. китайские компании выкупили крупнейшее на планете урановое месторождение в Намибии за 2 млрд долл. Получая медный концентрат и кобальт из Конго, Китай осуществляет в этой стране строительство автомобильных и железных дорог, больниц, поликлиник и университетов. В 2006-2008 гг. китайские нефтедобывающие компании получили лицензии на добычу нефти в Анголе, Нигерии и Судане [2, с. 16-17]. Это позволило КНР не только закрепиться на африканском нефтяном рынке, но и несколько потеснить англо-американские нефтяные компании.
Китайская дипломатия и другие государственные институты подчинены задачам содействия китайским торгово-экономическим представительствам в их экспансии на рынки африканских стран. Необходимо при этом подчеркнуть, что КНР установила дипломатические отношения с 49 африканскими государствами, китайские дипломаты активно содействуют в сборе информации об экономике и продвиже-
568
нии китайских товаров на рынки африканских стран [2, с. 19]. В результате африканские страны получают китайские кредиты на строительство объектов инфраструктуры, а китайский ширпотреб заполнил полки африканских магазинов. Усиливается поток китайских туристов на африканский континент, чему способствует установление безвизового режима с рядом африканских стран [7, с. 16]. Развитию китайского туризма в африканские страны способствует и организация прямого авиасообщения между центральными китайскими городами и столицами африканских стран: между Гуанчжоу и Найроби, Пекином и Йоханнесбургом, Пекином и Аддис-Абебой и др.
Для консолидации своей политики в Африке китайское правительство учредило в 2005 г. Форум китайско-африканского сотрудничества (China-Africa Cooperation Forum), в задачи которого входит развитие торговли и предоставление китайских инвестиций и гуманитарной помощи африканским странам. В работе этого форума принимают участие представители 46 стран Африканского континента. Китайские высшие руководители — президент Ху Цзиньтао и премьер-министр Вэнь Цзябао — регулярно посещали африканские страны [8]. В последние годы Си Цзиньпин и другие китайские руководители также продолжают наносить визиты в страны Африки и участвуют в работе Форума китайско-африканского сотрудничества, что сопровождается дальнейшим увеличением числа китайских инвестиций в различные проекты.
Помимо получения китайской финансовой и технической помощи африканские страны перенимают и китайскую экономическую модель развития. Так, при содействии китайского правительства осуществляется создание СЭЗ в Эфиопии, Маврикии, Нигерии, Джибути, Алжире и Египте [3, с. 9-10]. В перспективе эти страны могут быть вовлечены в китайский трансконтинентальный проект «Пояс и путь». В настоящее время в некоторых из этих стран размещены китайские военно-морские базы. В частности, порт Джибути используется как база для обслуживания китайских военных кораблей, которые ведут патрулирование торговых путей в Аденском заливе [3, с. 7].
Активная китайская политика в ключевых африканских странах вызывает критику на Западе. В начале 2017 г. один из номеров американского журнала «Нью-Йорк Таймс» вышел со статьёй «Китай — новая колониальная держава?», где шла речь о китайских действиях по усилению своего влияния на африканском континенте и всё возрастающем вывозе нефти и сырья при одновременном ввозе товаров китайской лёгкой промышленности. Кенийская журналистка Ханна Райдер оспорила мнение о Китае как о новой колониальной державе. Она подчеркнула, что «подобное мнение муссируется в течение
569
последнего десятилетия, но не подкрепляется сколь-нибудь аргументированными доказательствами» [9]. Она полагает, что сам по себе факт расширения торгово-экономических связей между КНР и странами Африки не означает превращения Китая в колониальную державу. При реализации различных экономических проектов китайский бизнес привлекает местную рабочую силу, что имеет положительное значение, так как сокращает уровень безработицы. Правительства африканских стран, добровольно установив дипломатические связи с КНР, преследуют собственные интересы и развивают при китайском содействии свою экономику, снижают уровень безработицы. Таким образом, Х. Райдер не видит никакой опасности для африканских стран, полагая, что «Китай не колониальная держава и будет ошибкой приписывать ему колониальные методы в осуществлении торгово-экономических связей с африканскими странами» [9].
В целом китайская политика в странах Африки приводит к взаимной выгоде: КНР получает необходимые энергоресурсы и сырьё, а африканские страны — инвестиции для развития инфраструктуры и строительства промышленных предприятий. При этом снижается уровень безработицы. Помимо получения инвестиций для правительств африканских стран привлекательно и то, что власти КНР в отличие от США и стран Евросоюза не вмешиваются в их внутреннюю политику, то есть прагматически подходят к сотрудничеству с любым африканским политическим режимом. Такой подход открывает КНР двери в те страны, которые лишены американского внимания из-за игнорирования американской доктрины о необходимости соблюдения прав человека. Это является ещё одним плюсом для китайского бизнеса и превращения его в долговременного партнёра для африканских стран.
Литература
1. Грачиков Е. Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий // Обозреватель-Observer. 2015. № 5. C. 34-46.
2. Дейч Т.Л. «Большая игра»: Китай и США на африканских сырьевых рынках // Азия и Африка сегодня. 2010. № 8. С. 15-20.
3. Игнатьев С., Луконин С. Инвестиционные связи Китая со странами Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 10. С. 5-12.
4. Abdenur A.E. China in Africa, Viewed from Brazil // Journal of Asian studies. Cambr., 2015. Vol. 74. No. 2. P. 257-267.
5. China's African Front. URL: https://www.proiect-svndicate.org/commentary/ china-s-african-front?barrier=accesspaylog
570
6. Dollar David. China's Engagement with Africa. From National Resources to Human Resources. Wash. Brookings. 2016. URL: https://www.brookings.edu/ wp-content/uploads/2016/07/Chinas-Engagement-with-Africa-David-DoUar-July-2016.pdf
7. Liu Yukun. African Nations Relaxing Entrance Policies // China Daily. 2018. June 15. P. 16.
8. Sanon Mbaye. China's Grand Africa Strategy. Oct 6, 2006. URL: https:// www.proiect-syndicate.org/commentary/china-s-grand-africa-strategy/russian7barrier =accesspay
9. Rider Hannah. The Imperialist People Republic of Africa? URL: https:// www.proiect-syndcate.org/commentary/chirainvestment-afnca-power-dynamic-by-hannah-ryder-1-2017-07
L. V. Zabrovskaia* China's contemporary interests in Africa
ABSTRACT: The paper presents the study of Chinese policy in African continent. The author traces the evolution in bilateral relations of the PRC and African states. It is emphasized that the Chinese strategy is aimed at strengthening ties with those states that possess rich natural resources.
KEYWORDS: China, Africa, energy, economic contacts, Chinese foreign policy.
* Zabrovskaia Larisa Vyacheslavovna, Dr. Hab. (History), Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far Eastern People, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia; E-mail: lari-sa51 @hotmail.com
571