УДК 332.135 ББК 65.050.2 Т 49
Л.Т. Тлехурай-Берзегова
Доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (903) 465 39 47, е-mail'.
tlekhuraj@ram bler. ru.
Т.Г. Гурнович
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела Ставропольского государственного аграрног университета, г. Ставрополь. Тел.: (918) 747 59 98, e-mail: [email protected].
Современные интеграционные образования и функции взаимодействия региональных систем
(Рецензирована)
Аннотация. Сущность интеграционных образований можно определить как устойчивое и развивающееся сотрудничество последовательно сближающихся и переплетающих свои воспроизводственные процессы хозяйствующих субъектов.
Исходя из принципа корреспонденции между потребностями и функциями региональных систем, можно определить функциональное содержание их интеграционного взаимодействия.
Изучение процесса интеграционного взаимодействия регионов современной России позволяет выделить ряд конкретных потребностей и функций интеграционного взаимодействия региональных систем.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные образования, региональные системы, взаимодействие регионов.
L.T. Tlekhuray-Berzegova
Doctor of Economics, Head of Human Resource Management Department of Adyghe State University, Maykop. Ph.: (903) 465 39 47, e-mail: [email protected].
T.G. Gurnovich
Doctor of Economics, Professor of the Department of Financing Management and Bank Affair, the Stavropol State Agrarian University. Ph.: (918) 747 59 98, e-mail: gurnovich@inbox. ru.
Contemporary integration managing subjects and functions of interaction of regional systems
Abstract. The essence of integration of managing subjects is defined as steady and developing cooperation of managing subjects consistently approaching and binding their reproduction processes.
Proceeding from a correspondence principle between requirements and functions of regional systems, it is possible to define the functional content of their integration interaction.
A study of process of integration interaction of regions in contemporary Russia allows distinguishing a number of specific needs and functions of integration interaction of regional systems.
Keywords: integration, integration managing subjects, regional systems, interaction of regions.
Абстрагируясь от факторов экономического времени и хозяйственного пространства, сущность интеграционных образований можно определить как совокупность глубоких взаимосвязей следующего рода:
- устойчивого и развивающегося сотрудничества последовательно сближающихся и переплетающих свои воспроизводственные процессы хозяйствующих субъектов;
- последовательного упорядочивания и выравнивания уровней социально-
экономического развития многообразия отношений, складывающихся в новое системное качество интеграционного образования: собственности, управления, механизмов
хозяйствования и инвестирования (формирование интеграционного единства многообразия).
Характер современного постиндустриального хозяйственного процесса вынуждает принимать во внимание особенности экономического времени и хозяйственного пространства, в которых функционируют и развиваются те или иные формы экономических отношений. Интеграционные образования 60-х и 90-х годов XX века существенно различаются между собой по своему предназначению, функциональному содержанию и структурной организации, равно как и интеграционные образования, позиционированные, например, в хозяйственном пространстве Северной Америки и Юго-Восточной Азии.
При этом в одних случаях предпринимаются регрессивные попытки вернуть ушедшие в прошлое формы совместной организации общественно-хозяйственной жизни (например, попытки восстановить единую Югославию), в других случаях наблюдаются прогрессивные тенденции соединения потенциала глобализации и ресурсных возможностей, которыми располагают отдельные региональные образования национальной экономики. Ярким примером такого соединения возможностей является формирование зон экономического роста в процессе развития экономической интеграции в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии [1].
Высокая степень экономической взаимозависимости и взаимной дополняемости хозяйственных комплексов, расположенных в этом регионе, обусловила появление новой формы экономической интеграции, вписывающейся в рамки широкой трактовки данного процесса, - зон экономического роста. Интерес к данному феномену обусловлен высокой эффективностью процесса вовлечения элементов ресурсной базы и функционирующего капитала приморских региональных комплексов группы стран Азиатско-Тихоокеанского региона в оборот глобального мирового хозяйства. Интеграция здесь на деле обеспечила интенсификацию экономического развития, предоставила возможность создания новых перспективных комбинаций ресурсов, факторов производства, форм хозяйствования в странах, которые ещё два десятилетия назад относили к группе слаборазвитых.
Продукты глобализации экономических отношений воспроизводят в своих функциях и структуре некоторую матрицу данного процесса. Зоны экономического роста формируют собственные Центр и Периферию. При этом в Центре хорошо развиты промышленность и хозяйственная инфраструктура, высок уровень квалификации рабочей силы. На Периферии имеется избыток трудовых ресурсов невысокой квалификации, а также необходимые природные ресурсы. Взаимодействие Центра и Периферии обеспечивает встречные потоки капитала и ресурсов, а также постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития. Инициатором развития в зонах экономического роста всегда выступает частный бизнес, а государства стран-участниц зоны оказывают ему содействие [2].
В зонах экономического роста, ориентированных на совместное строительство объектов хозяйственной инфраструктуры, добычу природных ресурсов, создание и эксплуатацию систем водоснабжения и транспортных коммуникаций, взаимная дополняемость сторон относительно невелика. Качество интеграционных процессов здесь прежнее, индустриальное, и совместные проекты осуществляются без реорганизации и реструктуризации сложившихся региональных хозяйственных комплексов стран-участниц.
Экономическая сущность современных интеграционных образований состоит в интенсификации экономии общественного времени (рис.1).
Рисунок 1. Сущность современных интеграционных образований
Что понимается под интенсификацией экономии общественного времени? Известно, что закон экономии времени относится к числу всеобщих экономических законов. Характер его действия определяется конкретными условиями функционирования и развития системы экономических отношений. Современные системы интеграционных образований функционируют и развиваются в условиях инновационного типа воспроизводства, превращающего каждую единицу экономии общественного времени в ресурс для осуществления инноваций. Экономия времени и глубокое обновление функций и структуры хозяйственного процесса переплетаются и формируют устойчивую взаимосвязь. Тем самым осуществляется интенсификация экономии общественного времени, то есть превращение последней в средство глубокого преобразования хозяйственного процесса.
В формировании качественно новой целостности участвуют разнообразные элементы объектной структуры (природные ресурсы, формы действительного и фиктивного капитала, рабочая сила и др.) и типы экономических субъектов (государство, местное сообщество, домохозяйство, корпорация и др.), поэтому различным вариантам представительности и способам соединения указанных элементов объектной структуры и типов экономических субъектов соответствуют разные формы организации интеграционных образований. Их целесообразно классифицировать по признакам преобладания формы собственности, представительности субъектов из состава различных национальных экономик и стратегической ориентации [3].
Данное разграничение существенно при определении инвестиционной привлекательности интеграционных образований и обосновании способа управления ими.
По признаку представительности субъектов из состава различных национальных экономик интеграционные образования можно разделить на инсайдерские, включающие преимущественно резидентов национальной экономики, и аутсайдерские, включающие преимущественно нерезидентов. Приведенное разграничение существенно при определении стратегии развития интеграционных образований и обосновании форм их государственного регулирования.
По признаку стратегической ориентации интеграционные образования можно разделить на ориентированные в своем развитии на совершенствование индустриальной структуры хозяйствования и нацеленные на утверждение инновационного типа воспроизводства. Данное разграничение предназначено для институционального обеспечения функционирования интеграционных образований и определения конкретных стратегий их развития.
Поскольку формы интеграционного взаимодействия региональных систем представляют собой различные способы проявления содержания данного процесса, они могут быть классифицированы и по следующим признакам:
- принадлежности к функциональным сферам и отраслям интеграционного взаимодействия (реальному или финансовому сектору, промышленности или сфере услуг и т.п.);
- уровню развития отношений интеграционного взаимодействия (первичной или вторичной интеграции, реинтеграции после преодоления последствий обособления и дезинтеграции и т.п.);
- преобладания одной из двух выделенных выше компонент процесса интеграционного взаимодействия (капитально-воспроизводственной или политикотерриториальной).
В последнем случае за основу берется принадлежность тех или иных форм интеграционного взаимодействия региональных систем к институту власти или к институту собственности, что весьма существенно для исследования пространственной организации России [4].
Исходя из принципа корреспонденции между потребностями и функциями региональных систем, можно определить функциональное содержание интеграционного взаимодействия региональных систем.
Изучение процесса интеграционного взаимодействия регионов современной России позволяет выделить следующие конкретные потребности:
- консолидации региональных инфраструктур, позволяющей снизить издержки хозяйственного процесса и социальных коммуникаций;
- обмена институциональными элементами, необходимого для преодоления барьеров между региональными системами;
- формирования интеграционных структур капитала, обладающих необходимой конкурентоспособностью и адекватным потенциалом развития для функционирования на мировом рынке;
- расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала, которые выступают в качестве решающих условий для перехода взаимодействующих региональных систем к «экономике, основанной на знаниях»;
- комбинирования и переплетения потенциалов региональных звеньев единой вертикали государственной власти, обусловленную императивом согласования экономических и политических преобразований; интеграция создает возможность для формирования качественно новых механизмов и инструментов государственного администрирования и социально-экономического регулирования (эффект социальнополитической синергии интеграционного взаимодействия региональных систем);
- защиты и рационального использования имеющихся ресурсов, которые в условиях интеграции не только обретают дополнительные возможности для эффективной реализации, но и испытывают повышенное давление со стороны участников интегрированного рынка.
Исходя из приведенных выше потребностей, раскроем функциональное содержание интеграционного взаимодействия региональных систем. Оно представлено следующими основными функциями:
- институционально выравнивающей функцией, нацеленной на создание эффективной институциональной среды интеграционного взаимодействия и преодоление институциональных барьеров между регионами (разрывов в традициях, нормах и стандартах
поведения, ценностях и т.п.);
- капитально воспроизводственной функцией, ориентированной на эффективную интеграцию элементов функционирующего капитала и воспроизводственных процессов региональных систем; данную функцию интеграционного взаимодействия региональных систем следует квалифицировать как центральную, обеспечивающую его материальное «ядро»;
- социально воспроизводственной функцией, нацеленной на интеграцию человеческого фактора (рабочей силы, человеческого капитала и др.), а также социальных коммуникаций взаимодействующих региональных систем; данная функция переплетается с капитально воспроизводственной;
- функцией субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающей новое качество государственного администрирования и регулирования, необходимое для интеграционного взаимодействия региональных систем;
- административно защитной функцией, обеспечивающей реализацию потребности в защите и рациональном использовании имеющихся природных и человеческих ресурсов. Данная функция как бы «закрывает» пространство интеграционного взаимодействия региональных систем от избыточных для него рисков и угроз, обусловленных глобальной интеграцией.
Примечания:
1. Международные экономические отношения. Интеграция: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 2007.
2. Валерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.: Прогресс, 2009.
3. Грани интеграции: сб. науч. ст. / сост. Е.Г. Русскова. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2005.
4. Petrov N. Consolidating the Centralized State, Weakening Democracy and the Federal System // Russian Regional Report. 2001. Vol. 6, N 23; Урбан М. Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России // Политические исследования. 2002. № 4.
References:
1. International economic relations. Integration: teaching manual for higher education institutions / Yu.A. Shcherbanin, K.L. Rozhkov, VE. Rybalkin, G. Fischer. M.: Banks and Exchanges: YUNITI, 2007.
2. Valerstayn I. Analysis of world systems and a situation in the modern world. M.: Progress, 2009.
3. Integration sides: sci. collection / compiled by E.G.Russkova. Volgograd: Volgograd Sci. Publishing House, 2005.
4. Petrov N. Consolidating the Centralized State, Weakening Democracy and the Federal System // Russian Regional Report. 2001. Vol. 6, No. 23; Urban M. The social relations and political practicians in postcommunist Russia // Political Researches. 2002. No. 4.