Научная статья на тему 'Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики'

Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / цифровая экономика / цифровая трансформация / цифровизация / цифровые технологии / стратегия развития / state governance / digital economy / digital transformation / digitalization / digital technologies / strategy of development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Владимировна Алексеева, Инна Андреевна Подройкина

Введение. Современный этап развития цивилизации обусловлен процессами, связанными с развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы деятельности человека. Первые «зачатки» информационного общества наблюдались еще в конце 20-х годов прошлого века в технологично развитых странах. Однако в то время информационно-технологичное общество в представлениях теоретиков имело иную структуру и направление, но уже тогда не отрицались возможные трансформации общества и государства. К подобным процессам относились с определенной долей критики в силу того, что были опасения относительно самого существования человека, применимости его способностей в условиях цифрового общества. Вместе с тем анализируемые процессы не остановились, а цифровая трансформация стала характеризоваться в последние годы высокой интенсификацией, затрагивая все сферы общественной жизни. Не стала исключением и сфера государственного управления. В связи с этим представляется перспективным исследование процессов трансформации государственного управления, так как именно они сегодня обеспечивают его эффективность. Учитывая изложенное, цель исследования — оценка значимости реализации трансформации государственного управления в современных условиях цифровой экономики. Материалы и методы. В статье проанализированы документы, определяющие стратегию государственного развития в условиях цифровой экономики. В основу исследования положены такие общепринятые методы научного познания, как диалектический и формально-юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Результаты исследования. Выявлены средства трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики. Показана важность цифровизации государственного управления, так как именно она в первую очередь способствует устранению проблем, касающихся, например, коррупции, фальсификации статистических данных и др., связанных с искажением информации. Авторами показана специфика цифрового государственного управления, установлены основные компоненты цифровой трансформации, определены три направления развития государственного управления, которые позволят быстрее осуществить переход к цифровым методам управления. Делается вывод, что сегодня цифровые технологии являются весьма актуальным инструментом ускорения аналитических процессов в сфере государственного управления. Они позволяют составлять более достоверные прогнозы, опираясь на больший массив информации, увеличивать количество и повышать качество предоставляемых услуг. Обсуждение и заключение. Значимость реализации цифровой трансформации государственного управления невозможно переоценить, так как посредством такой трансформации существенным образом улучшаются управленческие процессы, обеспечивается эффективность реализации государственных услуг населению, что способствует, в том числе, решению социально значимых проблем. Предложенные авторами теоретические и практические выводы могут быть положены в основу дальнейшего исследования процессов и инструментов трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марина Владимировна Алексеева, Инна Андреевна Подройкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Tools of the State Governance Transformation in the Digital Economy Settings

Introduction. Development of civilization at the modern stage depends on the processes of the information technologies development, which get into all spheres of human life. The "early signs" of the information society were first observed in the late 20s, in the technologically advanced countries. However, at that time, the Information Technology Society according to the scholars’ concept had a different structure and trend of development, but even then, the possible transformations of society and the state were not denied. Such processes were criticised due to the concern about the very existence of the human beings, and possibility for them to apply their abilities in a digital society settings. However, the processes, which are analysed here, have not stop, and digital transformation has much intensified in recent years, affecting all spheres of public life including the state governance. In this regard, studying the processes of digital transformation of the state governance seems forward-looking, because its efficiency is ensured by these processes. With regard to the above mentioned, the aim of the study is to evaluate the significance of implementing the state governance transformation within the modern digital economy settings. Materials and Methods. The documents, defining the strategy of the state development in the digital economy settings, were analysed in the article. The research was based on such conventional methods of scientific knowledge as the dialectical and legalistic methods, as well as the methods of analysis, synthesis, induction and deduction. Results. The state governance transformation tools in the digital economy settings have been identified. The importance of the state governance digitalization has been revealed, since, first and foremost, it fosters elimination of the problems referring to, e.g., corruption, statistical data tampering, etc., dealing with the distortion of information. The authors have identified the specifics of the digital state governance, there have been distinguished the main components of digital transformation, and three trends of the state governance development, enabling a quicker transit to the digital methods of governance, have been defined. The conclusion about digital technologies being a quite relevant tool for accelerating the analytical processes in the field of state governance has been made. Digital technologies allow making the more reliable forecasts, based on the bigger data set, they increase the quantity and improve the quality of the services provided. Discussion and Conclusion. The significance of implementing the state governance digital transformation cannot be overestimated, since such transformation influences significantly on the enhancement of the management processes, ensures the efficiency of rendering the state services to the population that contributes, among other things, to solving the socially vital problems. The theoretical and practical conclusions made by the authors can underlie the further research on the processes and tools of the state governance transformation in the digital economy settings

Текст научной работы на тему «Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

УДК 342.5

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-9-15

Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики

М.В. Алексеева1'2 © , И.А. Подройкина2 □

1 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

2 Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

И 919820@mail.ru

Научная статья

Аннотация

Введение. Современный этап развития цивилизации обусловлен процессами, связанными с развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы деятельности человека. Первые «зачатки» информационного общества наблюдались еще в конце 20-х годов прошлого века в технологично развитых странах. Однако в то время информационно-технологичное общество в представлениях теоретиков имело иную структуру и направление, но уже тогда не отрицались возможные трансформации общества и государства. К подобным процессам относились с определенной долей критики в силу того, что были опасения относительно самого существования человека, применимости его способностей в условиях цифрового общества. Вместе с тем анализируемые процессы не остановились, а цифровая трансформация стала характеризоваться в последние годы высокой интенсификацией, затрагивая все сферы общественной жизни. Не стала исключением и сфера государственного управления. В связи с этим представляется перспективным исследование процессов трансформации государственного управления, так как именно они сегодня обеспечивают его эффективность. Учитывая изложенное, цель исследования — оценка значимости реализации трансформации государственного управления в современных условиях цифровой экономики.

Материалы и методы. В статье проанализированы документы, определяющие стратегию государственного развития в условиях цифровой экономики. В основу исследования положены такие общепринятые методы научного познания, как диалектический и формально -юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Результаты исследования. Выявлены средства трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики. Показана важность цифровизации государственного управления, так как именно она в первую очередь способствует устранению проблем, касающихся, например, коррупции, фальсификации статистических данных и др., связанных с искажением информации. Авторами показана специфика цифрового государственного управления, установлены основные компоненты цифровой трансформации, определены три направления развития государственного управления, которые позволят быстрее осуществить переход к цифровым методам управления. Делается вывод, что сегодня цифровые технологии являются весьма актуальным инструментом ускорения аналитических процессов в сфере государственного управления. Они позволяют составлять более достоверные прогнозы, опираясь на больший массив информации, увеличивать количество и повышать качество предоставляемых услуг.

Обсуждение и заключение. Значимость реализации цифровой трансформации государственного управления невозможно переоценить, так как посредством такой трансформации существенным образом улучшаются управленческие процессы, обеспечивается эффективность реализации государственных услуг населению, что способствует, в том числе, решению социально значимых проблем. Предложенные авторами теоретические и практические выводы могут быть положены в основу дальнейшего исследования процессов и инструментов трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики.

и к

кау

н

ы в

о н н е в т с

сар

д у

с о

и

е ы в

о н

б бПу

© АлексееваМ.В., Подройкина И.А., 2023

9

Ключевые слова: государственное управление, цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии, стратегия развития

Благодарности. Авторы выражают благодарность рецензенту, чья критическая оценка материалов и предложения по их совершенствованию способствовали значительному повышению качества статьи.

Для цитирования. Алексеева М.В., Подройкина И.А. Современные инструменты трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики. Правовой порядок и правовые ценности.2023;1(4):9-15. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-l-4-9-15

Original article

Modern Tools of the State Governance Transformation in the Digital Economy Settings

Marina V. Alekseeva12 , Inna A. Podroykina2 ED

1 Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

2 Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation

И 919820@mail.ru

Abstract

Introduction. Development of civilization at the modern stage depends on the processes of the information technologies development, which get into all spheres of human life. The "early signs" of the information society were first observed in the late 20s, in the technologically advanced countries. However, at that time, the Information Technology Society according to the scholars' concept had a different structure and trend of development, but even then, the possible transformations of society and the state were not denied. Such processes were criticised due to the concern about the very existence of the human beings, and possibility for them to apply their abilities in a digital society settings. However, the processes, which are analysed here, have not stop, and digital transformation has much intensified in recent years, affecting all spheres of public life including the state governance. In this regard, studying the processes of digital transformation of the state governance seems forward-looking, because its efficiency is ensured by these processes. With regard to the above mentioned, the aim of the study is to evaluate the significance of implementing the state governance transformation within the modern digital economy settings.

Materials and Methods. The documents, defining the strategy of the state development in the digital economy settings, were analysed in the article. The research was based on such conventional methods of scientific knowledge as the dialectical and legalistic methods, as well as the methods of analysis, synthesis, induction and deduction. Results. The state governance transformation tools in the digital economy settings have been identified. The importance of the state governance digitalization has been revealed, since, first and foremost, it fosters elimination of the problems referring to, e.g., corruption, statistical data tampering, etc., dealing with the distortion of information. The authors have identified the specifics of the digital state governance, there have been distinguished the main components of digital transformation, and three trends of the state governance development, enabling a quicker transit to the digital methods of governance, have been defined. The conclusion about digital technologies being a quite relevant tool for accelerating the analytical processes in the field of state governance has been made. Digital technologies allow making the more reliable u r forecasts, based on the bigger data set, they increase the quantity and improve the quality of the services provided. 3 Discussion and Conclusion. The significance of implementing the state governance digital transformation cannot be on overestimated, since such transformation influences significantly on the enhancement of the management processes, ensures the efficiency of rendering the state services to the population that contributes, among other things, to solving the de socially vital problems. The theoretical and practical conclusions made by the authors can underlie the further research on the processes and tools of the state governance transformation in the digital economy settings.

T3 ■

<a

О T3

£

^ Keywords: state governance, digital economy, digital transformation, digitalization, digital technologies, strategy of development

Acknowledgements. The authors would like to thank the reviewer, whose critical evaluation of the materials and suggestions for their improvement, have contributed to significant improvement of the article's quality.

For citation. Alekseeva MV, Podroykina IA. Modern Tools of the State Governance Transformation in the Digital Economy Settings. Legal Order and Legal Values. 2023;1(4):9-15. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-9-15

Введение. Современный этап развития цивилизации характеризуется прогрессом, сопряженным с развитием информационных технологий, которые охватили разные отрасли человеческой жизнедеятельности. Информационное общество полностью описывает характеристику структурообразующих звеньев современного мира. Информация буквально охватила такие структурные элементы, как человеческие ресурсы, рынок труда, экономику, политику и др.

Раскрывая сущностную характеристику информатизации, нельзя не отметить, что первые проявления информационного общества наблюдались в развитых странах еще в конце 20-х годов прошлого века. Тогда, конечно, информационно-технологичное общество в представлениях теоретиков имело иную структуру, было наполнено фантасмагоричностью, но в целом описывало возможные трансформации. Опасения, связанные с прогрессированием значимости информации, касались, прежде всего, того, что она могла стать полноценной заменой знания, интеллекта, т. е. всего, что было проявлением человеческих способностей. Однако прогноз на такое будущее практически не выдерживал критики ввиду того, что нет более важного, чем вложение в человеческий капитал, так как именно он является той основой, благодаря которой машинное будущее возможно, но не в условиях замещения человека, а в условиях развития его потенциала. Тема информационного развития общества и государства с годами обретала все большую актуальность.

Не секрет, что с интенсивно развивающимися компьютерными технологиями (далее — КТ), информационными технологиями (далее — ИТ) и информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) подход к реализации государственного управления тоже изменился. КТ и ИТ получили широкое распространение во всех сферах и отраслях общественной жизни. В современных условиях можно выделить основные виды данных технологий: социальные, политические, информационные, экономические. Независимо от того, что названные виды могут быть реализованы обособлено, в итоге они образуют единую систему взаимосвязанных элементов. В сегодняшних реалиях информационные технологии рассматриваются как необходимость, что обусловлено эффективностью их применения. Ни одна отрасль в современном мире не может предполагать достижение намеченных результатов без использования технических средств работы с информацией.

Целью данного исследования является оценка значимости реализации трансформации государственного управления в современных условиях цифровой экономики. Для достижения заявленной цели предполагается решение следующих задач:

- изучить документы, определяющие стратегию государственного развития в области цифровизации;

- раскрыть содержание цифрового государственного управления;

- определить основные направления цифровой трансформации государственного управления.

Материалы и методы. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи ®

с реализацией процессов цифровой трансформации государственного управления. В основу исследования ^

н

положены: 1) диалектический метод познания, который обеспечил возможность всестороннего рассмотрения ^ заявленной темы с оценкой действующих нормативных правовых актов с позиции полноты регулирования вы

процесса цифровой трансформации государственного управления; 2) формально-юридический метод, на основе во которого обоснован тезис о высокой значимости цифровой трансформации государственного управления, так рп

как посредством такой трансформации существенным образом улучшаются управленческие процессы, он

н

обеспечивается эффективность реализации государственных услуг населению, что способствует, в том числе, ев

т

решению социально значимых проблем; 3) методы анализа, синтеза, индукции и дедукции позволили и

ар

исследовать достаточный массив специальной и научной литературы, систематизировать полученные знания и д

у

сформулировать аргументированные выводы. со

г

Результаты исследования. Процесс цифровизации государственного управления подразумевает ^ использование ИКТ для реализации управленческой деятельности правительственных органов. Суть самой вы

цифровизации заключается в том, чтобы упростить, структурировать, сократить затрачиваемые ресурсы при ав

предоставлении государственных услуг. Важным аспектом в данном контексте выступает создание соответствующих систем [1]. й

Первым документом, определившим стратегию государственного развития в области цифровизации, стала ичбл

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ ^

о

от 7 февраля 2008 г. № Пр-21214, на сегодняшний день утратившая силу в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 2031.

Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию в 2016 г., в котором было дано поручение о запуске масштабной системной программы развития цифровой экономики, послужило отправной точкой для определения стратегических задач и направлений осуществления цифровой трансформации государственного управления. В документе упор был сделан на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры страны.

Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 (далее — Стратегия) стал основным нормативным документом, отражающим основные цели и задачи цифровой трансформации, использования цифровых технологий в управленческой сфере. Документом определена стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. В нем впервые в отечественном правовом поле был закреплен термин «цифровая экономика». Данное понятие интерпретируется как реализуемая в цифровой форме экономическая деятельность. Важнейшим аспектом в данном контексте является то, что реализация экономики осуществляется с помощью продуктов технического прогресса, благодаря которым обеспечивается высокая эффективность производства и его анализа.

Стратегией определены национальные интересы по развитию цифровой экономики, которые заключаются:

- в формировании новых рынков, основанных на использовании ИКТ, и обеспечении лидерства на этих рынках;

- в укреплении отраслей российской экономики, в которых развитие бизнеса с использованием ИКТ предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда;

- в повышении конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке, обеспечении технологической независимости и безопасности и др. [2].

«Цифровизация является воздействием, имеющим целенаправленный характер и реализующимся на самых разных уровнях. Вопросы, связанные с цифровизацией государственного управления, возлагаются на представителей государственной власти, чья деятельность направлена на обеспечение эффективных процессов регулирования» [4, с. 5]. В этом контексте и необходимо определить понятие «цифровая экономика», под которым понимают использование ИКТ в различных экономических процессах (торговля, логистика, бизнес).

Цифровое государственное управление — это не только упрощение внутренних правительственных процессов, но и упрощение предоставления гражданам определенных государственных услуг. Создание национальных систем, способствующих сокращению временных затрат на реализацию государственной деятельности, списывает и увеличение числа решаемых проблем. Цифровизация экономических процессов предусматривает не только автоматизацию отдельных элементов, но и расширение базы, возможностей, благодаря которым результаты этих процессов будут более положительными.

«Цифровая трансформация всех отраслей направлена на то, чтобы осуществить качественное изменение управленческих процессов, от которых зависит и стабильность в деятельности государственных органов» [5, с. 78].

Цифровизация станет вспомогательным инструментом по обеспечению порядка и в области безопасности, например, профилактики и последующем устранении коррупции в различных государственных органах. Стоит отметить, что против цифровизации государственного управления высказываются многие авторы. Обоснованием их суждений является недостаточная степень защиты информации. Однако, на наш взгляд, с развитием цифровых процессов будут появляться и механизмы обеспечения защиты данных, системы, способствующие этой защите.

Цифровизация государственного управления в первую очередь способствует устранению проблем, ^ касающихся коррупции, фальсификации статистических данных. Скоординированные действия управленческих

й кадров оказывают содействие в достижении единой цели — развитие государственного управления. д

2 Перечислим основные компоненты цифровой трансформации:

тз ■

Ъ

О 43

- переход на электронный формат предоставления различных государственных услуг;

- повышение качества доступа к различным ресурсам, на которых хранятся информационные данные;

- внедрение и развитие электронного правительства;

¡5 - улучшение инфраструктуры.

сЗ

^ Современные технологии важны для обеспечения системы управления, отвечающего и тенденциям развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ современного общества.

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг. Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения: 06.04.2023).

Стоит подчеркнуть, что реализация цифровизации государственного управления может сопровождаться определенными проблемами и рисками, обусловленными новизной трансформации. Все нововведения начинают работу в пилотном режиме, что способствует наблюдению и анализу действенности такого управления. Рассматривая настоящий вопрос в исторической ретроспективе, мы обнаружили, что все изменения, которые происходили ранее, так или иначе носили традиционный характер, тогда как «цифровая трансформация требует не только теоретических разработок, но и разработок систем, которые позволят осуществлять управленческую деятельность с помощью технологий» [6, с. 98].

Отметим, что на сегодняшний день цифровая трансформация государственного управления требует выделения и развития трех основных направлений:

- непосредственно само государственное управление как ключ к достижению намеченных результатов;

- взаимодействие всех участников управленческого процесса — государства и граждан;

- выстраивание диалога, нахождение консенсуса между самим государством и бизнесом. Обсуждение и заключение. Государственное управление в условиях цифровой экономики в период до 2024

года должно включать в себя следующие направления развития.

Во-первых, должна быть выработана концепция, способствующая диалогу граждан и государственных институтов, реализующих свою деятельность с помощью цифровых технологий [3].

Во-вторых, государственные услуги должны быть доступны для граждан в режиме онлайн без личного посещения. Для этого необходимо разработать платформы, позволяющие предоставлять государственную поддержку, обрабатывать информацию с помощью технологий.

В-третьих, должны быть разработаны платформы, позволяющие осуществлять внутриведомственный контроль над реализацией государственного управления.

На сегодняшний день цифровая трансформация только формируется, что обусловливает и возможность различных ошибок, возникающих в условиях осуществления государственных услуг. Однако многие эксперты подтверждают, что потенциал эффективных результатов в условиях внедрения новой системы управления достаточно высок.

Трансформационный процесс государственного управления в России происходит достаточно медленно. Это

обусловлено тем, что технологий, способствующих ускорению цифровизации, практически нет. Тем не менее

встречаются достаточно прорывные платформы, разработанные в рамках осуществления цифровизации

государственного управления. В частности, они реализуются в таких направлениях, как «контрольно-надзорное,

здравоохранение, государственные услуги» [7, с. 87].

Таким образом, цифровые технологии как инструмент управления на сегодняшний день рассматриваются

как одни из актуальнейших, что обусловлено такими особенностями, как ускорение процессов аналитики,

прогнозирования, предоставления различных услуг. Сегодня онлайн-формат превалирует над

традиционными методами реализации тех или иных запросов. Значимость реализации цифровой

трансформации государственных услуг заключается в том, что можно осуществлять оценку различных и

государственно важных процессов достаточно точно. Обеспечивается эффективность реализации ау

н

государственных услуг населению. К числу положительных сторон цифровизации государственного ^ управления можно отнести достижение «прозрачности» во всех важных сферах. Развитие государственного вы управления в условиях цифровой экономики способствует решению социально значимых проблем, тем ав

самым повышая эффективность самого управления. рп-

Представленные теоретические и практические выводы могут быть положены в основу дальнейшего м

н

исследования процессов и инструментов трансформации государственного управления в условиях цифровой «

экономики. ср

ар

д у

Список литературы о

1. Праченко А.А., Трещевский Ю.И. Угрозы развитию цифровой экономики в России. В кн.: Цифровая а

ы

экономика и онлайн-обучение: Европейский опыт. Ставрополь; 2020. С. 103-114. g

2. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С., Кипервар Е.А. Цифровое государственное управление: вероятные с§ риски и новые возможности. Креативная экономика. 2020;14(10):2223-2242.

3. Кузина С.И., Чапурко Т.М. Политико-правовое обеспечение развития института электоральной 5 демократии в России. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(3):20-33. ^ https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-3-20-33 ^

4. Левин А.И., Шошина В.И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровизации экономики. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2019;(2):5-10.

о

5. Игнатова А.М. Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015;1—2(51):78—80.

6. Грибанов Ю.И. Перспективная модель государственного управления для формирования эффективного механизма взаимодействия экономических субъектов в условиях цифровизации экономики. Шумпетеровские чтения. 2018;1:95-114.

7. Чигасова П.А. Электронное правительство в политико-административном управлении США. Социология власти. 2010;(5):187-194.

1. Prachenko AA, Treshchevskij YuI. Threats to the Development of the Digital Economy in Russia. In : Digital Economy and Online Learning: European Experience. Stavropol; 2020. P. 103-114. (In Russ.)

2. Kipervar EA, Mamay EV, Mizya MS, Kipervar EA. Digital Public Administration: Potential Risks and New Opportunities. Kreativnaya ehkonomika. 2020;14(10):2223-2242. (In Russ.)

3. Kuzina SI, Chapurko TM. Political-Legal Means of Ensuring the Institution of Electoral Democracy Development in Russia. Legal Order and Legal Values. 2023;1(3):20-33. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-3-20-33 (In Russ.)

4. Levin AI, Shoshina VI. Trends of Development of Public Administration in the Conditions of Digitization of Economy. Gosudarstvo i Obshchestvo: Vchera, Segodnya, Zavtra. 2019;(2):5-10. (In Russ.)

5. Ignatova AM. Open Data as New Method of Interaction of State and Society. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2015;1-2(51):78-80. (In Russ.)

6. Gribanov YI. Perspective Public Administration Model for Effective Economic Agents Interaction Mechanism Development in the Conditions of the Economy Digitalization. Schumpeterian Readings. 2018;1:95-114. (In Russ.)

7. Chigasova PA. E-Government in Policy and Public Administration in the USA. Sociology of Power. 2010;(5):187-194. (In Russ.)

Поступила в редакцию 27.10.2023

Поступила после рецензирования 24.11.2023

Принята к публикации 28.11.2023

Марина Владимировна Алексеева, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов -на-Дону, пл. Гагарина, 1), доцент кафедры государственно -правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии (344002, РФ, г. Ростов -на-Дону, пр-кт Буденновский, 20), ОЯСГО, ScopusID, alekseeva80@vandex.ru

Инна Андреевна Подройкина, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии (344002, РФ, г. Ростов-на-Дону, пр-кт Буденновский, 20), ORCID, 919820@ mail.ru

Заявленный вклад соавторов:

М.В. Алексеева — формирование основной концепции, подготовка текста, формирование выводов.

3 И.А. Подройкина — определение методологии исследования, анализ результатов исследования, доработка

References

Об авторах:

и Й О ТЗ

текста, корректировка выводов.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Received 27.10.2023 Revised 24.11.2023 Accepted 28.11.2023

About the Authors:

Marina V. Alekseeva, Cand.Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Theory and History of State and Law Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), Associate Professor of the State and Legal Disciplines Department, Rostov Branch of the Russian Customs Academy (20, Budennovsky Ave., Rostov-on-Don, 344002, RF), ORCID, ScopusID, alekseeva80@yandex.ru

Inna A. Podroykina, Dr.Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Criminal Law Disciplines Department, Rostov Branch of the Russian Customs Academy (20, Budennovsky Ave., Rostov-on-Don, 344002, RF), ORCID, 919820@mail.ru

Claimed contributorship:

MV Alekseeva: formulating the main concept, text preparation, formulating the conclusions.

IA Podroykina: determining the research methodology, analysis of the research results, refining the text, correcting the conclusions.

Conflict of interest statement: the authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.