Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1905
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / МАРКЕТИНГ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СПОРТИВНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фуренко Александр Андреевич

В настоящее время роль инструментов продвижения спортивных услуг заметно выросла, также повысился интерес к продвижению в социальных медиа, которые превратились в полноценные рекламные площадки. Актуальность поставленной проблемы объясняется ростом числа аккаунтов спортивных организаций в популярных социальных сетях, что требует развития специфических приемов и подходов к продвижению спортивного контента. Целью настоящего исследования является разработка современных инструментов продвижения спортивных услуг в социальных медиа. Автором поставлено ряд ключевых задач, направленных на изучение инструментов продвижения спортивных услуг и определение эффективности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS FOR PROMOTING SERVICES IN SOCIAL MEDIA

Currently, the role of tools for promoting sports services has grown significantly, and interest in promoting in social media has also increased, which have turned into full-fledged advertising platforms. The urgency of the problem posed is explained by the growth in the number of accounts of sports organizations in popular social networks, which requires the development of specific techniques and approaches to the promotion of sports content. The purpose of this study is to develop modern tools for promoting sports services in social media. The author has set a number of key tasks aimed at studying the tools for promoting sports services and determining the effectiveness of their use.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА»

Современные инструменты продвижения спортивных услуг в

социальных медиа Modern tools for promoting services in social media

Фуренко A. A.

A. Furenko

В настоящее время роль инструментов продвижения спортивных услуг заметно выросла, также повысился интерес к продвижению в социальных медиа, которые превратились в полноценные рекламные площадки. Актуальность поставленной проблемы объясняется ростом числа аккаунтов спортивных организаций в популярных социальных сетях, что требует развития специфических приемов и подходов к продвижению спортивного контента. Целью настоящего исследования является разработка современных инструментов продвижения спортивных услуг в социальных медиа. Автором поставлено ряд ключевых задач, направленных на изучение инструментов продвижения спортивных услуг и определение эффективности их применения.

Currently, the role of tools for promoting sports services has grown significantly, and interest in promoting in social media has also increased, which have turned into full-fledged advertising platforms. The urgency of the problem posed is explained by the growth in the number of accounts of sports organizations in popular social networks, which requires the development of specific techniques and approaches to the promotion of sports content. The purpose of this study is to develop modern tools for promoting sports services in social media. The author has set a number of key tasks aimed at studying the tools for promoting sports services and determining the effectiveness of their use.

Ключевые слова: сфера услуг, маркетинг спортивной индустрии, инструменты продвижения спортивных услуг, социальные сети, спортивная услуга.

Keywords: service sector, sports industry marketing, sports services promotion tools, social networks, sports service.

Введение

Стратегия развития предприятия сферы услуг представляет собой последовательность конкретных действий и мероприятий, направленных на эффективное функционирование и развитие субъекта бизнеса. На начальном этапе внедрения стратегии необходимо оценить потенциальные возможности и ресурсы предприятия, сформулировать цели и задачи, а также выявить конкурентные преимущества, на развитие которых должны быть направлены усилия и инициативы менеджмента организации. Комплексная и всестороння оценка рыночных возможностей в сочетании с преимуществами даст возможность предприятию сферы услуг разработать результативную политику продвижения, рассчитанную на реальный платежеспособный спрос и уровень конкуренции на рынке спортивных услуг. Вместе с тем каналы продвижения следует строить, опираясь на уже сложившиеся на рынке спортивных услуг коммуникации и сообщества, что сделает информацию не только адресной, но и менее затратной с точки зрения задействования каналов продвижения.

Основная часть

Современные реалии таковы, что изменения в экономике и политике влекут необходимость продемонстрировать неизменное качество продукта в широком значении, а в ряде случаев требуется дополнительно подчеркнуть лояльность к своим клиентам или болельщикам в виде твердой цены на услуги, которая будет задекларирована как постоянная на определенный временной период. Также важно уделить внимание технологическим и социально-культурным факторам, которые в условиях активного развития сети Интернет, становятся первостепенными для дальнейшего развития сферы спортивных услуг.

Спорт обладает не только огромной зрелищностью, но и уникальной особенностью объединять целые народы и континенты на основе любви к спортивным состязаниям, окрашенным сильными эмоциями и командным духом.

Спортивные федерации, клубы, лиги, союзы и другие объединения стремятся в полной мере использовать неоспоримые преимущества и позитивный опыт спорта для укрепления взаимоотношений, как между гражданами нашей страны и как инструмент дипломатии на межгосударственном уровне. В последнее время маркетологи прибегают к инновационным и нестандартным способам продвижения спортивных услуг. Это во многом связано с усталостью от коммерческих инструментов и в частности с навязчивой ролью рекламы, перенасыщающей информационное пространство. Чтобы разгрузить информационные потоки и разнообразить коммуникационные каналы ее используют альтернативные маркетинговые инструменты, которые отличаются низкой стоимость рекламных носителей, обратной связью в виде отзывов участников коммуникаций и возможностью эмоционального воздействия на клиентов вместо информационного1.

Воздействие рекламы - психологический феномен, олицетворяющий степень достигнутого эффекта. Успех продвижения веб-ресурса детской футбольной школы «Минька.РФ» - это следствие его существенного психологического воздействия на целевую группу. Футбольная школа занимается развитием детско-юношеского футбола, организацией спортивно-зрелищных и развлекательных мероприятий, устраивает досуг детей и взрослых на спортивных площадках. В связи с тем, что в рамках основных бизнес-процессов «Минька. РФ» отсутствуют системные решения в части продвижения социальных сетей, предлагается программа его продвижения, которая включает в себя перечень мероприятий по повышению

11.Маркетинг спорта / под ред. Дж. Бича, С. Чедвика. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2017. — 706 с.

92

узнаваемости, посещаемости социальных медиа и, как следствие, увеличению занимающихся детей.

Изучение опыта продвижения «Минька.РФ» в социальных медиа показало, что для повышения эффективности продвижения и повышения медийной активности необходимо признать, что социальные медиа стали новым инструментом, который имеет прямое отношение к вирусному и социальному маркетингу, опирающемуся на продвижение в социальных сетях (SMM).

Продвижение спортивных проектов в социальных сетях (SMM).

SMM - это аббревиатура фразы «social media marketing», которая в переводе с английского на русский язык означает маркетинг в социальных медиа, то есть оптимизацию ресурсов в различных социальных интернет сообществах - сети, форумы, порталы и прочее.

В рамках SMM предлагается следующее: развитие официального сообщества «Минька.РФ» в социальной сети «Instagram». Главная задача здесь: повышение количества подписчиков в данной социальной сети. Охват аудитории до начала мероприятий составляет: 2087 подписчиков сообщества «Instagram». Как показывает практика, это весьма малый охват аудитории. Необходимо в течение 2х месяцев повысить данные показатели минимум в полтора раз, до 3,4 тыс. подписчиков в социальной сети «Instagram». Далее будут предложены варианты решения поставленных задач.

Можно классифицировать 6 типов контента, которые используются при продвижении в социальных сетях, а также более конкретные типы постов спортивных брендов, которые можно использовать, если они будут соответствовать концепции.

Развлекательный контент. Крылатые фразы или вирусные цитаты, интересные креативные фото, «мемы» - это смешные картинки, пожелания

доброго утра и спокойной ночи, интригующие новости или анонсы, загадки и головоломки, тесты, необычные факты, истории. Данным контентом не должны пренебрегать официальные аккаунты спортивных клубов, чтобы привлекать новых подписчиков/читателей (болельщиков). Ярким примером продвижения спортивного клуба через SMM с помощью развлекательного контента является социальная сеть Twitter.

Обучающий контент. Видео урок - это наглядная инструкция как пользоваться товаром или сервисом, обзоры свежих новинок рынка, перевод статей (видео) зарубежных экспертов, онлайн конференции от ведущих специалистов в сфере услуг, лучшие книги и тренинги по близкой тематике, научные исследования, топ-10 ошибок пользователей, снятие страхов и развенчивание мифов. Применимо к спортивной индустрии можно вспомнить пример продвижения в социальных сетях терминов, правил и других тонкостей спортивной игры футбол во время проведения чемпионата мира по данному виду спорта. Эксперты собирались в студии спортивного телеканала «МАТЧ ТВ» и рассматривали тонкости и спорные моменты определенных эпизодов. Обучающий контент способствовал привлечению новых зрителей на телеканал, а также любителей данного вида спорта.2

Продающий контент. Скидки, акции, анонсы, описания товаров и услуг. В последнее время через некоторые социальные сети появилась возможность напрямую продавать товары. Это направление SMM-продвижения характерно для спортивных компаний, продающих спортивный инвентарь, одежду, обувь и другое.

Новостной контент. Новости компании, новости ваших друзей и партнеров, новости рынка, отчеты с мероприятий компании, важные даты в жизни компании, новые вакансии, цифры и отчеты. Это пункт можно считать самым распространённым контентом среди официальных аккаунтов

2 Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 543 с.

спортивн х организаций. Часто записи или пост в социальн х сетях дублируют друг друга и дают ссылку на официальный сайт спортивной организации с написанной новостью.

Коммуникативный контент. Обсуждение проблемных вопросов по вашей теме, обсуждение общих социально-политических вопросов, советы пользователей, вопросы от подписчика, игры, чаты, опросы, провокации. Для спортивных клубов посты подобного вида составляются для ведения коммуникаций с болельщиками. Это может быть простой опрос о выборе лучшего игрока матча или же обсуждение болельщиками слухов на трансфертном рынке и возможное приобретение новичков.

Репутационный контент. Отклики о компании на различных ресурсах; контент, который помогает решить проблемы клиентов, закрыть их возражения; гостевые публикации в социальных сетях и СМИ от сторонних экспертов. А так же внутренняя кухня - «один день из жизни сотрудника», специальный выпуск о том, как создается продукт, призы самым активным подписчикам, тест-драйв продукта, обзор лучших компаний отрасли. Подобное направление характерно для аккаунтов популярных спортивных клубов, компаний и организаций с большим количеством активных подписчиков. К примеру, компания «Найк» на своем сайте и в социальных сетях выпускала видеоролики с пошаговой инструкцией о том, как сделать уникальные кроссовки с собственным дизайном и где их затем приобрести.3

Вирусный маркетинг подразумевает технику проведения маркетинга через социальные сети. Этим способом пользуются маркетологи для повышения узнаваемости бренда, а также большей информированности потенциальных покупателей, о выпуске новой продукции. Способ, который лежит в основе вирусного маркетинга - это деление информацией, иными словами, чем полезней для пользователя информация, тем с большим

3 Кокоулина О.П Менеджмент в спорте // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2016. — № 38. — С. 40-45.

количеством людей он ей поделится. Информация по цепочке передается от одного человека к другому, охватывая все большие слои потенциальных клиентов, по этой причине этот вид маркетинга называется вирусным. В основном это выглядит как «нашумевшая новость». Некий материал, по своей природе привлекающий внимание, вызывающий дискуссию, и помогающий бизнесу в продажах. Сам вирусный эффект нельзя достичь искусственно.

К основным направлениям маркетингового продвижения в спорте можно отнести:

1. Создание полноценного департамента маркетинга и PR. Текущая работа пресс-службы спортивной организации не отвечает современным тенденциям работы в информационном поле. Не создан лояльный пул федеральных СМИ, организация находится практически в информационном вакууме, выступления команд проходят незамеченными для широкой аудитории болельщиков. Работа по продвижению определенного вида спорта, как нового, перспективного и привлекательного продукта, вообще отсутствует.

2. Регулярные трансляции спортивных событий на ТВ. Этот вопрос волнует очень многих любителей спорта, поскольку является одним из основных инструментов популяризации спорта в России. Например, Регбийная Премьер-лига своим примером доказывает, что трансляции регби на российском ТВ, причём не только российских соревнований, но и международных - это решаемая задача. Безусловно, всем нам хочется, чтобы регби транслировали на федеральном канале «Матч ТВ», но объективно, пока аудитория любителей регби не так велика, чтобы заинтересовать федералов. Поэтому надо поступательно и планомерно наращивать аудиторию через трансляции на кабельных каналах, через интернет и телевидение, а знаковые матчи размещать на федеральном канале. Сейчас ведутся активные переговоры по трансляциям турниров Супер Регби и Регби

Чемпионшип. Необходимо сделать все возможное, чтобы размещать в эфире, как минимум, один иностранный чемпионат и международный турнир с участием сборных команд.

3. Создание современного и функционального сайта спортивной организации. Действующий сайт уже давно мог устареть и потерять какую-либо привлекательность для посетителей. А между прочим, сайт организации — это не только её лицо в Интернете, но и важный инструмент по работе с болельщиками, спонсорами и региональными федерациями. Сайт Федерации должен быть максимально информативен, удобен в использовании, иметь мобильную версию и привлекательный внешний вид. Обязательно необходимо создать раздел интернет-магазина, где любой желающий сможет купить мячи, снаряжение, экипировку, сувенирную продукцию или билеты на соревнования.

4. Активная работа по расширению аудитории. Социальные сети являются в настоящее время эффективным, популярным и доступным каналом коммуникации с аудиторией. Профессиональное ведение аккаунтов на основных ресурсах вопрос однозначный и не подлежит обсуждению. Можно сделать дополнительный акцент на создании обучающих и развлекательных видео роликов. Это позволит с небольшими, по сравнению с ТВ, расходами охватить широкую молодую аудиторию. Отсюда следует, что создание качественных видеопрограмм станет хорошим методическим дополнением по обучению игроков, тренеров и судей.

5. Обучение и поддержка региональных федераций по работе с болельщиками и СМИ. Для эффективной работы по популяризации спорта в России необходима совместная работа всего спортивного сообщества. Спортивные федерации должны создавать обучающие программы для региональных федераций по работе с болельщиками (как в реальной, так и виртуальной среде) и по работе со СМИ. Таким образом популяризируя и продвигая спорт по всей Росси. Для эффективной реализации обучающих

программ необходимо проводить регулярные семинары, благо, современные технологии позволяют это делать в онлайн-режиме.4

Как было отмечено Президентом РФ В.В. Путиным на одном из заседаний Совета по развитию физической культуры и спорта, которое проводилось 11 октября 2016 года в городе Ковров Владимирской обл.: «запрос на здоровый образ жизни, на спорт - одна из позитивных тенденций развития современного российского общества»5.

После реализации предложенных мероприятий для детской футбольной школы «Минька.РФ» был выявлен прирост посещаемости и увеличение подписчиков в социальной сети «Instagram».

О. Поиск

Зарегистрироваться

, ..о'

п^пка^

Подписаться

2 055 публикаций

825 подписок

Детские футбольные турниры

Спортивное мероприятие

□Более 820 команд-участников из 32 городов

□Топовые площадки

□Награждение всех участников

□Бонус - профессиональные фото

https://vk.com/mirkarf

Я ПУБЛИКАЦИИ ® Е5ЕЕ15 ® ВИДЕО Ш ОТМЕТКИ

а

4 Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 543 с

5 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53070/print

Рис.1. Пример увеличения количества подписчиков в социальной сети

«Instagram»6

Исходя из данных рисунка 1, можно сделать вывод, что за 2 месяца реализации предложенных мер аудитория детской футбольной школы «Минька.РФ» увеличилась чуть более чем на 1 тысячу подписчиков. Эта цифра приблизительно увеличилась в 1,5 раза (+50%) за отчетный период, что не может не радовать, так как поставленные цель и задачи выполнены. Предложенные мероприятия можно считать эффективно действующими.

Также следует отметить, что футбольная школа «Минька.РФ» сконцентрирована на сфере спортивных услуг, кроме того, в последние несколько лет мы видим значительный рост коммерческого сегмента в сфере услуг по физической культуре и спорту: в популярные спортивные секции идет отбор, а сами занятия проводятся на платной основе. На этом фоне развитие сферы спортивных услуг имеет значительный потенциал по расширению возможностей для занятия спортом учащихся и студентов. Для более динамичного развития сферы спортивных услуг и их аккаунтов в социальных медиа нужно вести не отбор, а набор в спортивные клубы.

Заключение

В результате рассмотрения инструментов продвижения социальных сетей в сфере спортивных услуг, а так же проблематики их применения на примере отечественных спортивных организаций были предложены наиболее эффективные методы решения поставленных задач.

В этой связи было отмечено, что сильные стороны организации нужно использовать для создания дополнительных возможностей. Например, за счет высококвалифицированного персонала можно улучшить качество обслуживания, а широкий перечень услуг способствует расширению клиентской базы спортивной организации, наравне с современным

6 Составлено автором

оборудованием и инвентарем, созда им возмо ности их применения в новых технологиях тренировочного процесса.

При подготовке и написании статьи были поставлены задачи в области разработки и апробации современных инструментов продвижения спортивных услуг в социальных сетях, а так делался акцент на проведение оценки эффективности предложенных мероприятий. В ходе исследования были рассмотрены мероприятия по увеличению аудитории в социальных медиа и проведена оценка их результативности. В этой связи важно следует отметить, что проеденные измерения показали увеличение количества подписчиков в социальной сети «Instagram». Так с помощью предложенных мер, аудитория детской спортивной школы увеличилась с 2087 до 3323 подписчиков за два месяца (на 59%) в период с 11.09.2021 по 11.11.2021 в течение которого проводился пробный маркетинг.

Подводя итоги исследования считаю нужным отметить, что с помощью внедрения новых технологических подходов и принципов работы с клиентами по улучшению сервиса можно гарантированно увеличить аудиторию в социальных сетях, что приведет к увеличению объемов продаж и других операционных показателей.

Литература

1. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Сер. 76. Высшее образование, Издательство Юрайт, 2019.

2. Джанджугазова Е.А. Туризм: анатомия кризиса. Российские регионы: взгляд в будущее. 2015.Т.2. №1. С.108-110.

3. Кокоулина О.П. Менеджмент в спорте // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2019. — № 38. — С. 40-45.

4. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2018. - 543 с.

5. Маркетинг спорта / под ред. Дж. Бича, С. Чедвика. — 4-е изд. — М. : Альпина Паблишерз, 2019. — 706 с.

6. Овчаров Д. О. Продвижение бренда компании в сфере спорта // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 89-92

7. Фуренко А.А. Катин Г.А. Разработка эффективных инструментов развития рынка спортивных услуг (на примере «Арены Химки»). // Российские регионы: взгляд в будущее - 2021 №1. Т8 С.62-72.

8. Яненко М. Б., Яненко М. Е. Методология формирования маркетинговых стратегий в условиях внедрения информационных и цифровых технологий / под науч. ред. Г. Л. Багиева. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2020. 226 с.

9. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53070/print (Дата обращения 11.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.