Научная статья на тему 'Современные информационные технологиии в автоматизированных системах управления транспортными комплексами'

Современные информационные технологиии в автоматизированных системах управления транспортными комплексами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
553
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / LOGISTICS / INFORMATION SPACE / TRANSPORT MONITORING / INFORMATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вайгандт Н. Ю.

В статье рассматривается структура информационного обеспечения транспортно-логистических систем. Описываются компоненты, входящие в информационное пространство обеспечения деятельности логистического предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вайгандт Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about the structure of the information providing transport and logistics systems. Describes the components included in the information space of the logistics software company.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологиии в автоматизированных системах управления транспортными комплексами»

ВЕСТНИК*)

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА,

6. Соколов С. С. Четырехмерная модель комплектовки груза на судне / С. С. Соколов // Жур-нал Университета водных коммуникаций. — 2011. — Вып. 3.

7. Соколов С. С. Математическая модель рационального размещения груза в трюмах судна / С. С. Соколов // Журнал Университета водных коммуникаций. — 2010. — Вып. 7.

8. Соколов С. С. Экономико-математическая модель повышения прибыльности грузоперевозок / С. С. Соколов, А. П. Нырков // Региональная информатика (РИ-2010): материалы XII Между-нар. конф. — СПб.: СПГУВК.

9. Соколов С. С. Экономико-математические модели перегрузочных процессов на транспорте / С. С. Соколов, А. П. Нырков // Водный транспорт России: инновационный путь развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 6-7 октября 2010 г. — СПб.: СПГУВК, 2011. — Т. 3.

10. Соколов С. С. Эффективные информационные модели транспортных процессов / С. С. Соколов [и др.] // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. SWorld. — Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. — Вып. 4, т. 13.

УДК 004.7:656.078 Н. Ю. Вайгандт,

аспирант,

ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

MODERN INFORMATION TECHNOLOGYS IN AUTOMATED CONTROL

OF TRANSPORT SYSTEMS

В статье рассматривается структура информационного обеспечения транспортно-логистических систем. Описываются компоненты, входящие в информационное пространство обеспечения деятельности логистического предприятия.

The article tells about the structure of the information providing transport and logistics systems. Describes the components included in the information space of the logistics software company.

Ключевые слова: логистика, информационное пространство, транспортный мониторинг, информационный менеджмент.

Key words: logistics, information space, transport monitoring, information management.

СОВРЕМЕННОЕ программное обеспечение, а также использование специализированной компьютерной техники позволяют значительно увеличить скорость и повысить качество управленческих решений. Логистика в ее современном состоянии и развитии уже не может существовать без информационных технологий. Большинство логистических концепций (SDP, JIT, DDT) невозможны без вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения [1; 2].

Важнейшим условием функционирования предприятия является наличие такой системы информации, которая позволила бы соединить всю деятельность организации (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т. д.) и обеспечить управление

Выпуск 1

ею, исходя из принципов единого целого. К такой системе можно предъявить следующие требования:

— быстрота и надежность. Сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства должен быть автоматизированным [3, с. 215-216; 4, с. 74-78; 5, с. 43-53];

— структурированность информации. Необходима поддержка актуальной информации о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия [3; 4];

— безопасность информации. Необходимо обеспечивать разграничение доступа к различным видам информации, циркулирующей в информационной системе, в соответствии с политикой информационной безопасности организации; создание защиты от несанкционированного доступа. Соответственно должны быть защищены системы и сети передачи информации [6, с. 58-61; 7, с. 5-8; 8, с. 78-82].

Современное информационное обеспечение логистических систем содержит ряд информационно независимых компонент (рис. 1). Рассмотрим их более детально.

Информационные источники. К ним стоит отнести такие информационные ресурсы, как книги, периодические издания, форумы, сайты различных логистических организаций. В свете развития технологий часть изданий (книги, периодика) распространяется в виде электронных книг и платных электронных ресурсов. Основной целью информационных источников является поддержание актуальности знаний сотрудников компании.

Таможня и право. Сюда входят информационно-правовые системы (ИПС), информационные системы управления таможенной деятельностью (ТИС), а также ряд справочных систем по вопросам страхования и аренды. Эти виды информационных продуктов выполняют консультационную функцию. Они необходимы для поддержания работы юридических, бухгалтерских и других подразделений компании, чья деятельность не связана непосредственно с логистикой.

m

Рис. 1. Информационное обеспечение логистики

Интернет-технологии. Для реализации возможности работы компании в регионах используются удаленные технологии сети Интернет. Они обеспечивают возможность централизованной работы операторов. К интернет-технологиям логистики относят:

— Application Service Providing (ASP) — технология, подразумевающая удаленную аренду информационных систем (ресурсов) у сторонних организаций;

BECTI-W

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

— электронная коммерция (e-Commerce) — реализует технологии продаж услуг компании через Интернет. Современные системы позволяют осуществлять оплату (фрахтование) удаленно посредством интернет-банкинга;

— справочная телефония (Call Center) — система, базирующаяся на IP-телефонии компании и осуществляющая голосовую связь как с внутренними абонентами, так и с клиентами организации;

— облачные хранилища данных (Data Center) — обеспечивают хранение и структуризацию данных логистического оператора.

Телематика. Связь и навигация. С целью повышения актуальности данных, необходимых для деятельности компании, последние несколько лет стали активно использоваться телематические системы. Они позволяют мгновенно обмениваться информацией между сотрудниками (как внутри офиса, так и в региональных отделениях), а также получать сведения о перемещениях грузов клиентов. Среди телематических технологий стоит выделить:

— Global Positioning System (GPS) — система глобального позиционирования. Она позволяет в любом месте Земли определить местоположение и скорость объектов. В логистике ее применение в основном фокусируется на отслеживании перемещений груза и получении сведений о местонахождении перевозчика в режиме реального времени [9, с. 54-61];

— Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС, GLONASS) — российский аналог GPS;

— Radio Frequency Identification (RFID) — способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. Технология используется на складах и позволяет значительно сократить время на поиск, оптимизацию и инвентаризацию складских помещений;

— Fuel Monitoring System (FMS) — система, которая позволяет регистрировать и контролировать основные параметры использования транспортного средства. Система FMS предоставляет реальную информацию о фактическом расходе топлива, режиме движения и пробеге автомобиля, фиксирует время и объемы заправок и сливов топлива, производит косвенный контроль технических неисправностей и комплексный анализ работы техники в зависимости от условий эксплуатации и нагрузки транспорта.

Средства телематики взаимодействуют друг с другом в основном при помощи беспроводных наземных систем связи GSM, WAP. Также возможна передача данных в офис компании при помощи спутниковых каналов данных (СВЧ-диапазон).

Бизнес ПО. С целью экономической выгоды компании — логистические операторы используют специальное программное обеспечение (ПО). Оно позволяет налаживать обмен данными внутри компании, формировать отчетность, наглядно визуализировать ресурсы организации. Также такое ПО обеспечивает различные логистические расчеты: маршруты, затраты, конкурентоспособность. Пожалуй, самыми интересными направлениями в развитии таких программных продуктов являются:

— Корпоративная информационная система (КИС) — включает в себя информационные центры, базы данных, системы связи и совместной работы;

— Географическая информационная система (ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах;

— Система управления цепями поставок (SCM) — предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения;

—Система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management. CRM) — программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации страте-

Выпуск 1

ШВЕСТНИК

^ КЗ: ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

^МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

гий взаимодействия с заказчиками (клиентами), повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов;

— Warehouse Management System (WMS) — аппаратно-программный комплекс, позволяющий эффективно управлять размещением и перемещением товаров на складе;

— Enterprise Resource Planning (ERP) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

Отдельный интерес среди отраслей информационной логистики представляет информационный менеджмент, а также аналитические инструменты (системы) и технологии. Они базируются на математических и алгоритмических моделях, являясь мощным средством имитации транспортных, логистических и стратегических моделей. Также они позволяют создавать сценарии путем моделирования изменений и соответствующих уровней обслуживания, строить убедительные экономические модели (подкрепленные надежными показателями и финансовыми данными), изучать цепочку поставок и уточнять производственные моменты, добиваться достоверности посредством иллюстрации проблем и показателей [10, с. 38-42].

Становится актуальным вопрос о создании интегрированных информационных систем, способных выполнять активную управленческую роль, анализируя все задачи, стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты движения погрузочно-транспортного оборудования и выдавая сигнал персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу.

Список литературы

1. Алесинская Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Т. В. Алесинская. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — 121 с.

2. Губин С. В. Информационные технологии в логистике: курс лекций для высших технических учебных заведений / С. В. Губин, А. В. Боярчук. — Киев: Миллениум, 2009. — 60 с.

3. Нырков А. П. Автоматизация управления транспортным комплексом / А. П. Нырков, С. С. Соколов // Региональная информатика-2010 (РИ-2010): материалы Х11 Междунар. конф. — СПб.: СПОИСУ, 2010.

4. Нырков А. П. Автоматизация управления мультимодальными перевозками / А. П. Нырков [и др.] // Журнал Университета водных коммуникаций. — СПб.: СПГУВК, 2013. — Вып. 2 (18).

5. Нырков А. П. Алгоритмы автоматизированного управления технологическими процесса-

^ ми мультимодальных перевозок / А. П. Нырков [и др.] // Журнал Университета водных коммуни-

I каций. — СПб.: СПГУВК, 2010. — Вып. 4 (8).

и 6. Нырков А. П. Методика проектирования безопасных информационных систем на транс-

80 порте / А. П. Нырков, А. В. Башмаков, С. С. Соколов // Проблемы информационной безопасности.

Компьютерные системы. — 2010. — № 3.

7. Нырков А. П. Помехозащищенность как фактор обеспечения стабильной работы сети передачи данных на транспорте / А. П. Нырков, С. С. Соколов, А. С. Белоусов // Современные направления теоретических и прикладных исследований-2013: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. 8^,ог1<1 — Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. — Вып. 1, т. 8.

ВЕСТНЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

8. Нырков А. П. Безопасность информационных потоков в АСУДС / А. П. Нырков, П. В. Викулин // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. — 2010. — № 4.

9. Нырков А. П. Контроль целостности данных при мониторинге транспортных средств / А. П. Нырков, Н. Ю. Вайгандт // Журнал Университета водных коммуникаций. — СПб.: СПГУВК, 2013. — Вып. 1 (17).

10. Нырков А.П. Эффективные информационные модели транспортных процессов / А. П. Нырков [и др.] // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании-2012: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. 8^югЫ. — Одесса:

КУПРИЕНКО, 2012. — Вып. 4, т. 13.

И

Выпуск 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.