Современные информационные технологии в системе профессионального образования
Салынская Татьяна Владимировна,
канд. фил. наук, доцент кафедры иностранных языков, Государственный университет управления E-mail: satynskayatatiana @mail.ru
Толкунова Мария Сергеевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Государственный университет управления E-mail: [email protected]
В статье рассматривается вопрос о роли информационных технологий в системе образования. Подчеркивается, что для высших учебных заведений крайне важно инвестировать в интерактивные образовательные технологии, которые поддерживают преподавателей и студентов университетов. Авторы полагают, что цифровизация образовательной среды ускоряет развитие информационных технологий и интенсивное внедрение рыночных отношений в систему высшего образования. В современном образовательном пространстве следует развивать научные и профессиональные экосистемы, способные отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Образование предоставляет людям возможность решать насущные проблемы и добиваться перемен, однако перед высшим образованием стоят свои собственные проблемы, связанные с актуальностью, доступностью и финансовой устойчивостью. Следовательно, важен поиск перспективных направлений развития цифрового профессионального образования и исследования уровней трансформации цифрового образования.
Ключевые слова: обучение, бизнес, цифровизация, знания, технологии, образовательная среда.
о с
U
см см о см
В современную эпоху новые продукты, новые услуги, новые формы бизнеса и новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях в различных отраслях, таких как образование, здравоохранение, муниципальное администрирование и другие, станут важными факторами, которые влияют на экономический рост и стимулирование экономики в целом в стране.
Сегодня общество решает серьёзную задачу как использовать 1Т технологии во благо человечества. Цифровые технологии, их дальнейшее развитие - это не просто очередная волна научно-технической революции, цифровизация влечет за собой глобальные перемены [1].
Процессы цифровизации поднимают перед экономистами и менеджерами ряд проблем научного и практического характера, главной из которых является необходимость в своевременных цифровых трансформациях во всех сферах человеческой деятельности. Методы преобразования в этом случае должны соответствовать текущему техническому прогрессу. Непрерывное совершенствование процессов цифровизации становится основным подходом к удовлетворению требований к цифровой экономике, направленным на преобразование всех сфер деловой активности и эффективных управленческих решений. Кроме того, цифровизацию образовательной среды ускоряет развитие информационных технологий и интенсивное внедрение рыночных отношений в систему высшего образования [2].
Цифровая экономика является жизненно важной силой, обеспечивающей устойчивое восстановление экономики и способствующей позитивным изменениям в производственной деятельности, ускоряя переход применения цифровых технологий от потребления к производству. Развитие цифровых технологий и цифровой экономики является долгосрочным стратегическим планированием. На сегодняшний день новые сценарии применения цифровых технологий действительно создают невероятный спрос. С точки зрения социальной жизни цифровые технологии играют важную роль в сфере образования. Это происходит благодаря поддержки правительства и бизнес структур, которые стимулируют процессы инновации в области цифровых технологий, и применяют новых сценарии применения цифровых инноваций. Роль цифровых технологий в создании бизнес-моделей в последнее время стала плодотворной исследовательской программой на государственном уровне.
В современном обществе, основанном на знаниях, исследования и инновации играют решающую роль в социальных и экономических преоб-
разованиях. Однако высшие учебные заведения, которые являются основными центрами генерации знаний, обычно проводят фундаментальные исследования, а инновации в основном осуществляются промышленностью. Высшее образование подвержено влиянию со стороны экономической составляющей, и все больше и больше учебных заведений активно внедряют 1Т технологии в образовательный процесс как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. Высшее образование часто рассматривается как строительный блок для экономического роста страны. За последние десятилетия изменилось отношение к проблеме развития человеческого капитала: если вы инвестируете в собственное образование, вы получите отдачу в виде лучшей работы и более высокого дохода. Образование предоставляет людям возможность решать насущные проблемы и добиваться перемен, однако перед высшим образованием стоят свои собственные проблемы, связанные с актуальностью, доступностью и финансовой устойчивостью. Появление масштабных образовательных онлайн-технологий, поддерживающих персонализированное обучение, расширяет возможности учащихся всех возрастов. Системный анализ внедрения 1Т технологий в образовательный процесс показывает, что цифровизация образовательного процесса включает в себя две составляющие:
• развитие информационного обеспечения;
• разработка новых методов информационной
сферы.
Следует понимать, что оба компонента влияют как на характер, так и на содержание всей человеческой деятельности. Основными субъектами трансформационного регулирования являются профессиональное сообщество и потребители в лице обучающихся и их родителей. При этом необходимо понимать, что потребности преподавателей и учащихся в цифровой трансформации образования различаются. Педагоги сталкиваются с необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс новых телекоммуникационных и веб-технологий. Кроме того, необходимо принимать во внимание образовательные потребности аспирантов и профессорско-преподавательского состава вузов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Интеграция и анализ данных имеют решающее значение для создания ценности образовательных циклов.
Цифровые платформы могут дополнить традиционный опыт обучения студентов в условиях погружения в академическую среду. Методы онлайн-обучения, которые аналогичны онлайн-программам, расширяют возможности обучения. Необходимо использовать передовые технологии, основанные на последних исследованиях в области преподаваемых дисциплин, чтобы интерпретировать запросы пользователей и предоставлять правильную информацию для дальнейшего включения ее в образовательный процесс.
Переход на дистанционное обучение основан на ключевых элементах процесса цифровизации:
• использовании цифровой инфраструктуры;
• обладании специализированными устройствами;
• осуществлении обменов и передачи знаний через Интернет;
• делокализации обучения [3].
Осознание перспективных направлений развития цифрового профессионального образования будет способствовать трансформации образования, причем речь идет не только о подготовке менеджеров, инженеров, но и затрагивает сферу подготовки специалистов всех сфер деятельности. Построение и реализация единой информационно-образовательной системы должно быть доступно для всех участников образовательного процесса, так как является важнейшим компонентом, определяющим развитие области высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки, отвечающим требованиям как бизнеса, так и общества. Решение вопросов профессиональной значимости, целенаправленно отсылающие к профессиональным проблемам и задачам могут значительно расширить диапазон изучаемых вопросов в отрасли.
Важно осознавать, что эффективное использование новых информационных технологий позволяет добиться положительных профессиональных результатов. Профессиональному образованию способствует эффективная грамотная подготовка к трансформационным проектам, которые охватывают актуальные мировые экономические тенденции и кейсы. В связи с этим, чтобы иметь возможность действовать как эффективные профессионалы, студенты должны быть обучены и иметь соответствующие знания в рамках университетского образования. Обучение должно также осуществляться с использованием усовершенствованных профессиональных задач, коучинга и наставничества. Не стоит забывать, что стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает субсидирование развития кадровой и материально-технической базы, а Цифровая образовательная платформа - выдачу грантов на создание центров разработки моделей трансформации в вузах.
Для трансформации образования в ответ на вызовы цифровой экономики важно понимание современного состояния профессиональной подготовки студентов и специалистов, а также подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации инновационных тенденций.
Круг вопросов, решаемых цифровой трансформацией профессионального образования в России, представлен следующими положениями:
• цифровая экономика предъявляет новые требования к системе образования и подготовки кадров;
• 1Т инфраструктура положительно влияет на интеграцию бизнес-процессов;
• 1Т положительно влияет на конкурентное преимущество;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
• возрастает роль виртуальных образовательных учреждений в подготовке конкурентоспособных работников, руководителей и специалистов;
• увеличиваются расходы на образование в глобальном масштабе;
• современные вызовы экономике и конкуренции требуют большей гибкости традиционного образовательного процесса;
• применение технологий меняет образовательный и социальный процесс;
• все больше факторов указывают на необходимость смены парадигмы системы образования. Под цифровизацией образовательной среды
понимают процесс многокомпонентной технологи-зации образовательных практик, затрагивающий всех участников учебного процесса [4]. Кроме того, 1Т технологии помогают построить гибкую модель организации процесса обучения, которая позволяет сделать акцент на содержательной стороне.
При организации учебного процесса необходимо:
• обеспечить подготовку (повышение квалификации, профессиональную переподготовку) педагогов, способных создавать информационно-образовательную среду, разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и внедрять их в образовательный процесс;
• выявить специфику цифровой трансформации образования в зависимости от вида преподаваемой дисциплины;
• обеспечить подготовку кадров для современного общества с учетом интеграции науки, культуры, образования и производства;
• принять во внимание и развивать профессиональный интерес обучающихся к самостоятельному выявлению и изучению отраслевых проблемных вопросов и тенденций;
• расширить профессиональный профиль и обеспечить переход на подготовку специалистов по профессиональным группам;
• обеспечить интеграцию и дифференциацию структур управления, образовательных учреждений, форм, содержания и систем профессиональной подготовки;
• взаимодействия со специалистами 1Т компаний в период обучения;
• применить в обучении инновационные технологии. Использования цифровых технологий повышает спрос на новые цифровые навыки:
• использования программного обеспечения для решения текущих задач;
• бизнес-планирования;
• использование социальных сетей для общения с коллегами и клиентами;
• бизнес-аналитика;
^ • адаптируемость к новым условиям работы с= и повышение функциональности и др. ~ Не стоит забывать, что уверенный успех сэ в бизнес-цифровой среде зависит от навыков = и опыта специалиста по взаимодействию с зару-^ бежными деловыми партнерами. В современных
условиях развития новой экономики и российского общества все сферы общественных отношений подвергаются переосмыслению и модернизации. Существует сложная взаимосвязь между технологическими разработками и их влиянием на мир бизнеса и общество в целом.
Литература
1. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 59-70. DOI: 10.25136/24098736.2020.2.29088
2. Кузнецов Н.В., Лесных Ю.Г., Прохорова Т.А. Цифровизация экономики: Россия на пути к технологическому первенству/ZE-Management. 2020. No 3. С. 45-52.
3. Осипов Г.В., Климовицкий С.В. Цифровиза-ция общественной жизни и новые задачи социальных наук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № . 7. DOI: 10.23672/SAE.2018.2018.15791
4. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 156167.
MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION
Salynskaya T.V., Tolkunova M.S.
State University of Management
The article deals with the issue of the role of information technologies in the education system. It is believed that it is critical for higher education institutions to invest in interactive education technologies that support students and university lectures. The authors believe that the digitalization of the educational environment accelerates the development of information technologies and the intensive introduction of market relations in the higher education system. In the modern educational space, it is necessary to develop scientific and professional ecosystems that can respond to today's challenges. Education empowers people to solve pressing problems and drive change, but higher education faces its own challenges of relevance, accessibility and financial sustainability. Therefore, it is important to search for promising directions for the development of digital vocational education and to study the levels of transformation of digital education.
Keyword: training, business, digitalization, knowledge, technology, educational environment.
References
1. Makarova M.V. Prospects for online education in Russia // Modern education. 2020. No. 2. S. 59-70. DOI: 10.25136/24098736.2020.2.29088
2. Kuznetsov N.V., Lesnykh Yu.G., Prokhorova T.A. Digitization of the economy: Russia on the way to technological superior-ity//E-Management. 2020. No 3. P. 45-52.
3. Osipov G.V., Klimovitsky S.V. Digitalization of public life and new tasks of social sciences // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2018. no. 7. DOI: 10.23672/ SAE.2018.2018.15791
4. Noskova A.V., Goloukhova D.V., Proskurina A.S., Nguyen T. Kh. Digitalization of the educational environment: assessments by students of Russia and Vietnam of the risks of distance learning // Higher education in Russia. 2021. V. 30. No. 1. S. 156-167.