Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 3. Электронный контроль знаний обучающихся'

Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 3. Электронный контроль знаний обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕСТЫ / EAUTHOR / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATION / ELECTRONIC TESTING / NOTEBOOKS / MODULE RATING SYSTEM / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осняч Виктор Семенович

В цикле статей рассматривается использование современных компьютерных технологий в обучении на примере курса радиобиологии медикобиологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Часть третья посвящена электронному контролю знаний студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Information Technologies in Student Training. Part 3. Electronic Testing of Learning Progress

This series of articles reviews the potential of modern information technology for education, using as an example the course in radiobiology offered by the Medico-Biological faculty of the N.I. Pirogov Russian State Medical University. Part 3 focuses on electronic testing of the progress that students are making.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 3. Электронный контроль знаний обучающихся»

Современные информационные технологии

в обучении студентов.

Часть 3. Электронный контроль знаний

обучающихся

В.С. Осняч

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия

В цикле статей рассматривается использование современных компьютерных технологий в обучении на примере курса радиобиологии медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Часть третья посвящена электронному контролю знаний студентов

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационные технологии, обучение, eAuthor, электронное тестирование, рабочие тетради, модульно-рейтинговая система, тесты.

84

CL

О

LQ _0 ш

X

ш

о ^

о

X

X ш

о х

Я надеюсь, что читатели уже имеют свой обучающий ресурс в Интернете [1] и компьютерный класс для обучения студентов. Основное предназначение компьютерных классов (по частоте использования в настоящее время) - контроль и оценка знаний [2].

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль, проверка и оценка результатов обучения - составные части учебно-воспитательного процесса, без которых невозможно представить педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем. О систематическом контроле за результатами обучения студентов писал еще Н.И. Пирогов [3].

Понятие «контроль знаний» студентов значительно шире, чем «проверка». Оно является родовым по отношению к таким понятиям, как «проверка знаний», «оценка знаний», «результаты учебных достижений».

«Проверка знаний» употребляется в узком смысле как методический прием, связанный с оценкой результатов того или иного задания, т.е. выполняющий в основном учебные функции [4].

На современном этапе в высшей школе широко используются такие методы контроля знаний студентов, как устный (зачет, экзамен, коллоквиум, семинар) и письменный контроль (тестирование, опорный конспект, контрольная и курсовая работа или проект, реферат), контроль лабораторный, Интернет-тестирование, машинный контроль и методы самоконтроля. Настоящая статья относится только к электронным методам контроля и оценки знаний.

Контроль знаний должен быть: планомерным, систематическим, объективным, всесторонним, индивидуальным и педагогически тактичным [5].

РАБОЧАЯ 1Е ГРАДЬ ПО Р*ДИОбИСУПОГИ И

■ * н 1' и Р" " * *

. I -1---Г v I нпески РЕ, ученым и джы шмоым ■ ш Ёмтч В по дн пыл.

I. К I44WVfc* М J М -1 Ш' тI*'»""«' 1 HAAHLMtt IV1— i ернн >*•',• Tp >*—1 цЛМдг**«" —- '

Ь. (рацнк псюфгспк

Рис. 1. Одна из страниц электронной рабочей тетради по радиобиологии (современные офисные программы предоставляют широкие возможности для вставки в текст различных мультимедийных материалов, трехмерных объектов, файлов YouTube и др.).

По времени проведения контроля в течение учебного курса выделяют:

• предварительный (входной) контроль,

• текущий (тематический) контроль,

• рубежный контроль (коллоквиумы),

• итоговый контроль.

Хорошим примером текущего, планомерного индивидуального контроля может служить использование электронных рабочих тетрадей (рис. 1) [6].

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Электронный контроль знаний включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок через компьютер и позволяет оптимально реализовать все функции контроля: диагностическую, стимулирующую, контролирующую, обучающую, прогностическую, ориентирующую, воспитывающую, а также осуществление обратной связи [7]. Достоинства и недостатки этой технологии представлены в таблице.

ВИДЫ ТЕСТОВ И ИХ ПОДГОТОВКА

Все виды контроля предполагают использование различных тестов. B.C. Аванесов [9] рассматривает тест как единство метода, результата, полученного этим методом, и интерпретации результата. В целом сегодня под термином «тест» понимается не только метод тестирования, но и научно-педагогическая система параллельных заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая оценивать уровень и структуру подготовленности испытуемых. Модная сейчас

модульно-рейтинговая система тоже предполагает использование различных тестов [10].

В Интернете можно найти многочисленные тесты почти по всем учебным дисциплинам. Однако лучше использовать тесты, созданные для учебной программы своего учебного заведения, а еще лучше - самостоятельно подготовленные контрольные материалы. Если у вас имеется современный электронный обучающий ресурс по дисциплине, то помимо теоретического материала, он должен иметь в своей структуре модули для тестирования.

Для подготовки этих модулей существуют компьютерные программы-конструкторы тестов. Неплохие тесты можно создать даже в офисных программах (PowerPoint и Excel) с использованием макросов.

В своей работе я использую обучающие электронные курсы, находящиеся на Медицинском образовательном портале [11] и созданные с использованием программы eAuthor [12]. В приложении eAuthor (как и во всех современных программах) можно подготовить достаточно разнообразные по форме и уровню сложности тестовые задания.

Простые тесты (одиночный и множественный выбор) - самый распространенный тип тестов. Обычно они используются в качестве претестов во входном типе контроля. Желательно подготовить большое количество ответов и при настройке режимов тестирования включить опцию перемешивания порядка ответов. К сожалению, некоторые составители электронных курсов обычно используют только эту группу тестов.

85

Таблица. «Плюсы» и «минусы » электронного контроля знаний

Достоинства [7] Недостатки [7] Мои примечания

Форма контроля, минимизирующая объем письменного изложения знаний Электронный контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся

Возможность одновременной проверки знаний большого количества учащихся Выбор ответа может происходить наугад Правильный подбор тестов позволяет устранить этот недостаток

Экономия учебного времени при контроле знаний Учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся Правильная последовательность тестов позволяет минимизировать этот недостаток

Оперативная диагностика уровня усвоения учебного материала каждым учеником Зависит только от свободного времени преподавателя и возможностей тестирующей программы

Объективность оценки, поставленной компьютером Современные тестирующие программы позволяют использовать различные методы оценки

Статистика результатов обучения Тестирующие программы позволяют проводить детальный статистический анализ с графической иллюстрацией результатов (например, в Excel)

Возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса Возможно электронное наблюдение за ходом тестирования в режиме реального времени

Возможность многократного контроля В ряде учебных заведений начинается внедрение в учебный процесс даже электронных экзаменов. Технология их проведения хорошо описана в работе А.А. Бабаева [8]

о

о <

ц, *

о. ш н

о <

5

86

Как вопрос выглядит для студента

Соетмьт» ¡Ujflj заигн) Кулон»

0= и- L

q1 к я- F

Студенте помощью мышки перетаскивает картинки на главное изображение, благодаря чему получаем ответ на вопрос

" : 1 Составьте фариулу jaifOHa Кулона

ft-,-'

_ | q1| Я?

0=0^

Рис. 2. Пример вопроса на перетаскивание (по [13]).

К тестам среднего уровня сложности можно отнести вопросы на упорядочивание (обеспечения определенного порядка элементов). При подготовке таких тестов используется технология «drag and drop», т.е. перетаскивание и вставка в нужное место текста, рисунков или маркеров (рис. 2). Данная технология позволяет также создавать своеобразные «пазлы» из предложенных учебных объектов. К этому уровню сложности относят и вопросы на соответствие между двумя списками.

Тесты высокого уровня включают два типа заданий:

• ввод значения (предполагает набор вариантов ответа, вводимого в текстовое поле с помощью клавиатуры). При подготовке необходимо

учесть различное написание правильных ответов (например, «4» и «четыре», ответ на русском или иностранном языке, использование сокращений, знаков препинания и т.д.), так что лучше сопроводить вопрос соответствующими пояснениями. • классификация (этот тип требует распределения вариантов ответов по заданным классифицирующим терминам). При подготовке важно правильно подобрать изображения - это позволяет повысить качество данного типа теста. Наиболее сложным типом вопросов (как для студентов, так и для создателей тестов) является так называемый «выбор по карте на картинке», когда нужно указать определенное место на рисун-

Р

о

LQ _D Ш

X

ш

о ^

о

X

X ш

о х

Hotspots-rb

Вопрос 1 из 10

- НЕПРАВИЛЬНО■

Укажите связи, которые разрушаются после действия излучения.

н2о

Отчет

j

<1 Назад Далее I'

Рис. 3. Пример задания на выбор определенного объекта на схеме (правильный ответ - в зеленом овале С-М а студент указал участок мембраны где-то над АДФ).

ке (например, точки приложения, или «мишени» ионизирующего излучения в клеточной мембране) (рис. 3).

Я не рассматриваю в этой статье использование компьютерных тренажеров и симуляторов, создание которых является сложной и трудоемкой задачей.

Вопрос в задании должен быть четким и исключать возможность ошибки при введении нескольких вариантов ответов (лучше перед тестом дать дополнительную инструкцию по выполнению данной формы задания).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество разных типов тестов (база данных) для проведения контроля по определенной теме должно быть максимально возможным (для осуществления случайного выбора нужного числа нужных заданий).

После создания и обязательной проверки всех вопросов и ответов в настройках программы необходимо определить:

• порядок прохождения тестирования студентами (свободный или последовательный);

• количество вопросов в тесте (все вопросы или определенное их количество из базы данных);

• необходимость перемешивания вопросов в случайном порядке;

• возможность прерывания тестирования, возврата к предыдущему вопросу, добавление числа попыток;

• методы оценки за каждый вопрос и форму представления результатов (статистика тестирований во время всего курса обучения);

• возможность показа правильных ответов после тестирования (для студентов) и детальный отчет об ответах по каждому вопросу (для преподавателей); обычно показ правильных ответов (даже с комментариями) используется при обучении студентов во время текущих контролей, а рубежные и итоговые контроли являются именно контролями и не сопровождаются демонстрацией правильных ответов;

• время обдумывания каждого вопроса. Аналитическая оценка качества тестов должна

проводиться преподавателями постоянно для оперативной модификации имеющихся заданий и регулярных обновлений.

К методам самоконтроля студентов можно отнести широко используемые за рубежом флэш-карты (flashcards) и квизы (quiz) [14]; в сети Интернет имеются хорошие онлайновые сервисы для создания таких типов заданий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для обеспечения необходимой систематичности и глубины контроля успеваемости студентов необ-

ходимо рационально применять все возможные методы проверки знаний.

Самый лучший метод контроля знаний учащихся - традиционный: устная беседа квалифицированного преподавателя со студентом (при необходимости можно использовать учебную доску).

Не всякий вопрос поддается представлению в форме электронного тестового задания (эта форма неприемлема, если требуется представлять доказательства, обширные вычисления или многословные описания).

При электронном контроле знаний нужно использовать все возможности компьютера, недоступные при устном безмашинном контроле, включая качественные мультимедийные материалы (например, 3D-модели), средства обработки и представления данных, гибкую настройку условий тестирования, случайный выбор тестов из большой (!) базы данных, доступ к тестам в любое время из любого места с подробной фиксацией действий студента и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осняч В.С. Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 1. Портал или сайт? Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012; №4 (10): 80-84.

2. Осняч В.С. Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 2. Эволюция компьютерных классов. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2013; №1 (11): 70-74.

3. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952.

4. URL: http://moi-mummi.ru/publ/informatika/ikt/organizacija_kontrolja_ znanij_studentov_sredstvami_intemet_resursov/57-1-0-127/. Ссылка проверена 1.4.13

5. URL: http://www.smt74.e-stile.ru/page17/. Ссылка проверена 1.4.13

6. URL: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/. Ссылка проверена 1.4.13

7. URL: http://festival.1september.ru/articles/587481/. Ссылка проверена 1.4.13

8. Бабаев А.А. Технология электронного экзамена. Материалы XII Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 2. - СПб.: СПбГЭУУ 2006: 105-106.

9. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М., 2005.

10. URL: http://www.nstu.ru/education/rating/. Ссылка проверена 1.4.13

11. URL: http://students.rsmu.ru/index.php/. Ссылка проверена 1.4.13

12. URL: http://www.hypermethod.ru/static.php?id=3040/. Ссылка проверена 1.4.13

13. URL: https://docs.google.com/file/d/0B6cNgLfoRtT1dmpFSmk5MW VkV0k/edit?pli=1/. Ссылка проверена 1.4.13

14. URL: http://www.flashcardexchange.com/. Ссылка проверена 1.4.13

Сведения об авторе:

Осняч Виктор Семенович

доцент кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии МБФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия, канд. биол. наук

Адрес для переписки:

127562, Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 20А, кв. 181 Телефон: +7 (909) 627-2561 E-mail: [email protected]

87

о

о <

*

о. ш н

о <

5

MASTER CLASS

Modern Information Technologies in Student Training. Part 3. Electronic Testing of Learning Progress

V.S. Osnyach

This series of articles reviews the potential of modern information technology for education, using as an example the course in radiobiology offered by the Medico-Biological faculty of the N.I. Pirogov Russian State Medical University. Part 3 focuses on electronic testing of the progress that students are making.

KEYWORDS: information technology, education, eAuthor, electronic testing, notebooks, module rating system, tests.

88

CL

О

LO -0 m

X

Ш

О ^

О X X ш

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова в лице ректора, профессора А.Г. Камкина и декана МБФ, профессора Ю.В. Балякина предлагает всем нашим выпускникам принять участие в праздновании 50-летия МБФ.

В настоящее время идет подготовка этого торжества. Празднование этого юбилея намечено на ноябрь 2013 г.: 10.11.2013 г. - заезд, 11.11.2013 г. и 12.11.2013 г. торжественное заседание и симпозиум по теме «Медико-биологические науки для теоретической и клинической медицины» (секции: «Медицинская биофизика», председатель - профессор А.Н. Осипов; «Медицинская биохимия», председатель академик РАМН А.И. Арчаков; «Медицинская кибернетика», председатель -профессор Т.В. Зарубина, «Молекулярная биология, медицинские нанобиотехнологии и иммунология», председатель - профессор О.О. Фаворова). По материалам симпозиума предполагается издание печатных статей объемом 1 страница в формате А4, шрифт Times New Roman, размер 12. Отбор статей на симпозиум будет проводить Редакционная комиссия. Прием статей будет проводиться по электронной почте деканата МБФ после регистрации участия выпускника в проведении юбилея. При регистрации необходимо указать: Ф.И.О., год выпуска, отделение, место работы, форму участия в юбилее: участие в симпозиуме с публикацией тезисов или без публикации, проживание в гостинице (без проживания), трехразовое питание в столовой, участие в банкете. Срок окончания регистрации -10.10.2013 г.

Проведение торжественного открытия и симпозиума будет проходить в Учебно-методическом Центре ЦК профсоюзов Агропромышленного комплекса РФ по адресу: 142784, г. Москва, г. Московский, микрорайон 1, д. 22а. Проезд м. «Юго-Западная», авт. 590, до остановки «Почта», авт. 611 до остановки «г. Московский». Желающим принять участие во всех мероприятиях, проводимых в связи с юбилеем, может быть предоставлена возможность снять номер в гостинице Центра. Информацию о месте проведения торжественного заседания, научных секций можно посмотреть на сайте http://nmc-apk.ru.

Контактные адрес и телефон: ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1, деканат МБФ; тел.: (495) 434-35-21; факс: (495) 434-03-29; электронная почта: [email protected]. Контактное лицо для связи - Балякин Юрий Викторович.

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.