126
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2020, № 3, с. 126-131
УДК 342.951
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
© 2020 г. А.Э. Логинова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 01.04.2020
Анализируется современное состояние использования в России информационных технологий при осуществлении государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Исследуются соответствующая нормативно-правовая база, а также существующие автоматизированные системы и электронные ресурсы. Автор отдельно акцентирует внимание на законодательной инициативе о введении дистанционной реализации лекарственных средств, которая в дальнейшем потребует расширения использования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов.
Ключевые слова: лекарственные средства, государственный контроль и надзор, правовое регулирование, информационные технологии, цифровая экономика.
В современном мире процесс цифровизации в большей или меньшей степени коснулся, без преувеличения, абсолютного большинства сфер общественной жизни. Трудно представить деятельность современного человека без использования новых информационных технологий, ведь они значительно облегчают выполнение многих задач разнообразного характера. Вместе с тем цифровизация не обошла стороной и деятельность государства. Как справедливо отмечается в литературе, «термины "электронное правительство", "информационное общество", "электронное государство", "электронное взаимодействие", "электронный документооборот" прочно вошли в государственно-управленческую деятельность, стали объективной реальностью» [1]. Действительно, в последние годы использование новых информационных технологий довольно активно внедряется в сферу государственного управления, что обусловливает появление соответствующих нормативно-правовых актов в системе российского законодательства.
Так, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы утверждается, что применение информационных и телекоммуникационных технологий должно способствовать развитию не только социальной сферы, но и системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства [2]. В настоящее время в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» [3], рассчитанный до 31 декабря 2024 года, одной из целей которого является
внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг.
Особое место в системе государственного управления занимает контрольно-надзорная деятельность, проблемы реализации которой продолжают оставаться крайне актуальными в современной России. В последнем Послании Президента Федеральному Собранию было отмечено, что «в 2020 году нужно, наконец, завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще» [4]. Как известно, под реформой имеется в виду реализация механизма «ре-гуляторной гильотины», суть которого заключается в «отмене всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построении новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков» [5].
Одним из основных результатов по данному направлению стали разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектов двух федеральных законов: «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (№ 850621-7) [6] и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (№ 851072-7) [7]. Примечательно, что в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 850621-7 отмечается следующее: «Важным новшеством законопроекта являются положения об использовании информационных технологий при проведении государственного контроля (надзора),
муниципального контроля. Фактически речь идет о полноценной цифровизации государственного контроля (надзора), муниципального контроля, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также кардинальном образом повышающей его прозрачность» [6].
Следовательно, проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности явно предполагает широкое внедрение современных информационных технологий в сферу осуществления государственного контроля и надзора. Отметим, что и в упомянутом выше федеральном проекте «Цифровое государственное управление» [3] предусмотрены меры по усовершенствованию контрольно-надзорной деятельности с помощью информационных технологий. Так, в качестве одного из результатов реализации данного проекта заявлено внедрение изменений по цифровой трансформации реализации контрольно-надзорных функций. Помимо этого, планируется создание платформы исполнения государственных функций, в том числе при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности. В рамках данного направления предполагается функционирование единого реестра обязательных требований, типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности.
Как известно, государственный контроль и надзор осуществляется в разнообразных сферах общественной жизни, каждая из которых обладает своей особой значимостью и спецификой. В частности, в последнее время всё больше внимания концентрирует на себе сфера обращения лекарственных средств, играющая важную роль в системе российского здравоохранения. Примечательно, что этой теме было отведено отдельное место в уже упоминаемом Послании Президента Федеральному Собранию 2020 года. Глава государства обозначил такие направления деятельности в данной области, как обеспечение стабильности в осуществлении закупок лекарств, создание единого регистра получателей препаратов за счет средств федерального и регионального бюджетов, легализация ввоза в Россию отдельных специальных препаратов, не содержащихся в государственном реестре лекарственных средств, а также усиление контроля качества лекарств на всех этапах их жизненного цикла [4].
Состояние сферы обращения лекарственных средств является одним из показателей уровня национальной безопасности государства, поэтому в данной области столь высоко значение контрольно-надзорной деятельности, которая,
вне всякого сомнения, должна быть максимально эффективна и направлена на реальное обеспечение законности.
Согласно ныне действующему федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» государственная контрольно-надзорная деятельность осуществляется путем:
1) лицензионного контроля в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности;
2) федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
3) выборочного контроля качества лекарственных средств [8].
При этом федеральный государственный надзор включает в себя еще несколько видов деятельности, наименование которых более кратко, чем в законодательстве, можно сформулировать следующим образом:
1) организация и проведение проверок соблюдения требований, предъявляемых на различных этапах жизненного цикла лекарственных препаратов, а также методики установления надбавок к цене на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
2) организация и проведение проверок качества лекарственных препаратов;
3) проведение контрольных закупок для проверки соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов;
4) осуществление фармаконадзора;
5) пресечение выявленных нарушений обязательных требований (вплоть до привлечения к юридической ответственности).
Таким образом, контрольно-надзорная деятельность в исследуемой сфере включает в себя значительный объем разнообразных мероприятий, большинство из которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор), хотя некоторыми полномочиями обладают и иные органы исполнительной власти (например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и некоторые другие).
На современном этапе развития система государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, безусловно, ощутила на себе влияние процесса цифровиза-ции. Так, среди приоритетных задач Рос-здравнадзора в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности выделяется создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и системы автоматизации контроля (надзора) [9]. В этом направлении принято немалое количество мер, на кон-
кретизации которых следует остановиться более подробно.
Еще в 2015 году был запущен в работу сайт Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (далее -ФГИС ЕРП) [10], куда органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, должны вносить сведения о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [11]. Несомненно, создание и развитие данной системы позволило «сделать более открытой, прозрачной и понятной деятельность контрольно-надзорных органов» [12], предоставило членам предпринимательского сообщества дополнительный арсенал в реализации и защите своих прав.
Сайт ФГИС ЕРП предоставляет сведения, среди прочего, и о контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых в сфере обращения лекарственных средств. Так, например, поиск проверок на данном информационном ресурсе позволил выяснить, что в январе 2020 года центральным аппаратом Росздравнадзора было начато 21 контрольно-надзорное мероприятие в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения лекарственных средств. При этом 18 из них представляли собой плановые проверки и 3 - внеплановые [13]. Информация об указанных контрольно-надзорных мероприятиях размещается также и на официальном сайте Росздравнадзора, где представлены, среди прочего, планы проведения проверок, а также электронный сервис «Сведения о результатах проверок субъектов предпринимательства, проведённых Росздравнадзором» [14]. Как ФГИС ЕРП, так и официальный сайт Рос-здравнадзора предоставляют аналогичные сведения о проводимых территориальными органами Росздравнадзора контрольно-надзорных мероприятиях. Что касается Территориального органа Росздравнадзора по Нижегородской области, то согласно данным, размещенным на двух вышеназванных электронных порталах, в январе и феврале 2020 года указанным органом не было начато проведение как плановых, так и внеплановых проверок в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения лекарственных средств.
Помимо этого, официальный сайт Рос-здравнадзора содержит ряд электронных сервисов, используемых при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Например, подконтрольный субъект может самостоятельно определить присвоенную ему категорию риска в рамках применения риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности в обозначенной сфере с помощью электронного сервиса «Калькулятор категории риска» [15]. Так, аптека готовых лекарственных форм, осуществляющая фармацевтическую деятельность в части розничной торговли путем отпуска, реализации и хранения лекарственных средств, будет отнесена данным сервисом к низкой категории риска.
Помимо этого, официальный сайт Рос-здравнадзора предоставляет возможность обратной связи с гражданами посредством личного кабинета, вход в который возможен с использованием логина и пароля от единого портала государственных и муниципальных услуг. Это дает возможность подать обращение в контрольно-надзорный орган, в том числе по вопросам фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, а также по вопросам лекарственного обеспечения [16].
Важным электронным сервисом является автоматизированная информационная система «Фармаконадзор» (далее - АИС «Фармако-надзор»). Согласно федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» под фарма-конадзором понимается вид деятельности по мониторингу эффективности и безопасности лекарственных препаратов, направленный на выявление, оценку и предотвращение нежелательных последствий применения лекарственных препаратов [8]. АИС «Фармаконадзор» позволяет передать в контрольно-надзорный орган сведения о случаях побочных действий и нежелательных реакциях, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата. Однако в настоящее время такая возможность предоставлена ограниченному кругу лиц: специалистам в области здравоохранения, сотрудникам медицинских организаций и некоторым другим категориям лиц. При этом обычные граждане, то есть сами пациенты, употребляющие лекарственные средства, не могут использовать данный сервис. Как утверждают специалисты, «по результатам проведенной в этом направлении работы было установлено, что сообщения от пациентов о «подозреваемых» нежелательных реакциях вносят большой вклад в выявление «сигналов» по безопасности лекарственных средств» [17]. В связи с этим представляется целесообразным наделить потребителей лекарственных средств правом сообщать в Росздравнадзор о нежелательных реакциях при их применении, в том числе через АИС «Фармаконадзор».
Особую актуальность приобретает вопрос об использовании новых информационных технологий в государственной контрольно-надзорной деятельности в связи с инициативой легализовать розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом. Еще в 2017 году в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен соответствующий законопроект, в котором предполагалось разрешить дистанционную реализацию безрецептурных лекарств (в том числе посредством сети Интернет) [18]. Однако после его принятия 13 декабря 2017 года в первом чтении рассмотрение данного документа приостановилось. Представляется, что неразрешенность этого вопроса была вызвана многочисленными противоречивыми мнениями специалистов и в области здравоохранения, и в правовой сфере, так как подобное законодательное нововведение не только имеет значительные преимущества, но и также связано с большим количеством рисков [19-21]. Вместе с тем в марте 2020 года работа над законопроектом возобновилась под влиянием пандемии коронавирусной инфекции. Было принято решение о доработке текста представленного документа с целью снятия запрета на онлайн-продажи не только безрецептурных лекарственных средств, но и лекарств, отпускаемых по рецепту [22].
Воплощение в жизнь такого решения, безусловно, потребует создания эффективного механизма использования информационных технологий при осуществлении контрольно-надзорной деятельности за дистанционной продажей лекарственных средств. Это связано с необходимостью:
- во-первых, не допускать реализацию лекарств в сети Интернет лицами, не имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;
- во-вторых, обеспечить надлежащую проверку рецептов дистанционным способом;
- в-третьих, соблюдать специфические условия хранения лекарственных препаратов в процессе их доставки потребителю;
- в-четвертых, противодействовать распространению поддельных лекарств в сети Интернет.
Представляется, что для достижения этих целей целесообразно создание единого реестра интернет-ресурсов, посредством которых реализуется дистанционная продажа лекарственных средств лицами, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Естественно, что такой реестр должен быть в открытом доступе для всех граждан. Что касается продажи рецептурных лекарств, то здесь стоит отметить возможность использования
электронных рецептов, которая появилась в России в 2019 году [23]. Отдельного внимания требует проработка механизма противодействия продаже в сети Интернет контрафактных лекарств. О высокой степени риска распространения такого вида нелегальной деятельности свидетельствует и опыт европейских стран, где уже существует дистанционная продажа лекарственных средств [24]. Помимо особенностей использования информационных технологий при осуществлении государственного контроля и надзора за дистанционной реализацией лекарств внимания заслуживает и вопрос о необходимости четкого разграничения полномочий между контрольно-надзорными органами. В первую очередь речь идет о деятельности Рос-здравнадзора и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Таким образом, в государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения лекарственных средств довольно широко применяются новые информационные технологии. Вместе с тем усложнение общественных отношений под влиянием разнообразных процессов цифровизации и, как следствие, неизбежное реформирование российского законодательства влекут за собой необходимость расширения сферы использования информационных технологий при осуществлении контроля и надзора уполномоченными органами власти.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта М 20-011-00584 «Концепция правового регулирования использования информационных технологий в сфере государственного контроля и надзора в условиях «цифровой экономики»».
Список литературы
1. Зубарев С.М., Сладкова А.В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2019. № 9. С. 54.
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
3. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 04.06.2019 года // Цифровая экономика 24 [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ materials/passport/ (дата обращения: 20.02.2020).
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. // Российская газета. 2020. № 7.
5. Регуляторная гильотина [Электронный ресурс]. URL: https://knd.ac.gov.ru/about/ (дата обращения: 03.02.2020).
6. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/850621-7 (дата обращения: 20.02.2020).
7. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/851072-7 (дата обращения: 20.02.2020).
8. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. 2010. № 78; 2019. № 295.
9. Реформа контрольно-надзорной деятельности / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.roszd ravnadzor.ru/reform (дата обращения: 04.02.2020).
10. ФГИС «Единый реестр проверок» [Электронный ресурс]. URL: https://proverki.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2020).
11. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2008. № 266; 2019. № 172.
12. Мартынов А.В. Обзор законодательства, устанавливающего основные направления и принципы внедрения новых информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в России // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора И.А. Склярова (Россия, Нижний Новгород, 12 апреля 2018 г.) / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 37.
13. Поиск проверок // ФГИС «Единый реестр проверок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proverki.gov.ru/wps/portal/Home/public_search/! ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8ziPT0tPA 3dDQx9LYwtnQ0CDdycTNzDggwM3M31w8EKDFC Ao4FTkJGTMVDe30g_inT9yCYRpx-Pgij8xofrR2FRg uoDQmYU5IaGRhhkOgIA2AXGKg!!/dz/d5/L2dBISEv Z0FBIS9nQSEh/ (дата обращения: 28.02.2020).
14. Контроль и надзор / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.roszdravnadzor.ru/control/ (дата обращения: 29.02.2020).
15. Калькулятор категории риска / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Элек-
тронный ресурс]. URL: https://www.roszdravnadzor.ru /services/calculator (дата обращения: 20.03.2020).
16. Личный кабинет / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://gosuslugi.roszdravnadzor.ru/cabinet (дата обращения: 20.03.2020).
17. Затолочина К.Э., Снегирева И.И., Казаков А.С. и др. Современные подходы к сбору и репортирова-нию информации о побочном действии лекарственных средств // Безопасность и риск фармакотерапии. 2017. № 5 (1). С. 32-33.
18. Законопроект № 285949-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http:// http://sozd.duma.gov.ru/bill/285949-7 (дата обращения: 20.03.2020).
19. Зражевская Т.Д., Косолапов А.В. Информационные гарантии конституционного права на охрану здоровья в сфере обращения лекарственных средств // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 49.
20. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова выступила с докладом в Государственной Думе / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/27482/ (дата обращения: 20.03.2020).
21. Таблетка с доставкой. Подводные камни интернет-продажи лекарств // Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/health/life/tabletka_s_dostavkoy_pod vodnye_kamni_internet-prodazhi_lekarstv (дата обращения: 21.03.2020).
22. В Госдуме рассказали, какие лекарства нельзя будет купить онлайн // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/27/v-gosdume-rasskazali-kakie-le karstva-nelzia-budet-kupit-onlajn.html (дата обращения: 27.03.2020).
23. Министерство здравоохранения Российской Федерации регламентировало переход на электронные рецепты / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. URL: https://www.roszdrav nadzor.ru/news/16339 (дата обращения: 27.03.2020).
24. В странах Евросоюза возросли продажи поддельных лекарств в Интернете // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/25/v-stranah-evrosoiuza-voz rosli-prodazhi-poddelnyh-lekarstv-v-internete.html (дата обращения: 27.03.2020).
MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONTROL AND SUPERVISION OF THE CIRCULATION OF MEDICINES
A.E. Loginova
The article analyzes the current state of the use of information technologies in Russia in the implementation of state control and supervisory activities in the field of circulation of medicines. The relevant regulatory framework, as well as existing automated systems and electronic resources, are investigated. The author separately focuses on the legislative initiative to introduce remote sales of medicines, which in the future will require the expansion of the use of modern information technologies in the control and supervisory activities of authorized bodies.
Keywords: medicines, state control and supervision, legal regulation, information technologies, digital economy.
References
1. Zubarev S.M., Sladkova A.V. O ponyatii i sushchnosti cifrovyh tekhnologij kontrolya v sfere gosu-darstvennogo upravleniya // Administrativnoe pravo i process. 2019. № 9. S. 54.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Ros-sijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 2017. № 20. St. 2901.
3. Pasport federal'nogo proekta «Cifrovoe gosudar-stvennoe upravlenie» nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» ot
04.06.2019 goda // Cifrovaya ekonomika 24 [El-ektronnyj resurs]. URL: https://digital.ac.gov.ru/mate rials/passport/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot
15.01.2020 g. // Rossijskaya gazeta. 2020. № 7.
5. Regulyatornaya gil'otina [Elektronnyj resurs]. URL: https://knd.ac.gov.ru/about/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
6. Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/850621-7 (data obrashcheniya: 20.02.2020).
7. Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/851072-7 (data obrashcheniya: 20.02.2020).
8. Federal'nyj zakon ot 12.04.2010 № 61-FZ «Ob obrashchenii lekarstvennyh sredstv» // Rossijskaya gazeta. 2010. № 78; 2019. № 295.
9. Reforma kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti / Fed-eral'naya sluzhba po nadzoru v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.roszdravna dzor.ru/reform (data obrashcheniya: 04.02.2020).
10. FGIS «Edinyj reestr proverok» [Elektronnyj resurs]. URL: https://proverki.gov.ru/ (data obrashcheniya: 21.02.2020).
11. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // Rossijskaya gazeta. 2008. № 266; 2019. № 172.
12. Martynov A.V. Obzor zakonodatel'stva, usta-navlivayushchego osnovnye napravleniya i principy vnedreniya novyh informacionnyh tekhnologij v deyatel'nost' organov ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchih funkcii kontrolya i nadzora v Rossii // Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v so-cial'no znachimyh sferah deyatel'nosti obshchestva i gosudarstva: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu professora I.A. Sklyarova (Rossiya, Nizhnij Novgorod, 12 aprelya 2018 g.) / Otv. red. doktor yuridicheskih nauk, professor A.V. Martynov. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2018. S. 37.
13. Poisk proverok // FGIS «Edinyj reestr prove r-ok» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://proverki.gov.ru/wps/portal/Home/public_search/! ut/p/z1 /04_Sj 9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8ziPT0tPA 3dDQx9LYwtnQ0CDdycTNzDggwM3M31w8EKDFC Ao4FTkJGTMVDe30g_inT9yCYRpx-Pgij8xofrR2FRg uoDQmYU5IaGRhhkOgIA2AXGKg!!/dz/d5/L2dBISEv Z0FBIS9nQSEh/ (data obrashcheniya: 28.02.2020).
14. Kontrol' i nadzor / Federal'naya sluzhba po nad-zoru v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.roszdravnadzor.ru/control/ (data obrashcheniya: 29.02.2020).
15. Kal'kulyator kategorii riska / Federal'naya slu-zhba po nadzoru v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.roszdravnadzor.ru/services/ calculator (data obrashcheniya: 20.03.2020).
16. Lichnyj kabinet / Federal'naya sluzhba po nad-zoru v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://gosuslugi.roszdravnadzor.ru/cabinet (data obrashcheniya: 20.03.2020).
17. Zatolochina K.E., Snegireva I.I., Kazakov A.S. i dr. Sovremennye podhody k sboru i reportirovaniyu informacii
0 pobochnom dejstvii lekarstvennyh sredstv // Bezopasnost'
1 risk farmakoterapii. 2017. № 5 (1). S. 32-33.
18. Zakonoproekt № 285949-7 // Sistema obespe-cheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti. URL: http:// http://sozd.duma.gov.ru/bill/285949-7 (data obrashcheniya: 20.03.2020).
19. Zrazhevskaya T.D., Kosolapov A.V. Infor-macionnye garantii konstitucionnogo prava na ohranu zdorov'ya v sfere obrashcheniya lekarstvennyh sredstv // Administrativnoe pravo i process. 2018. № 1. S. 49.
20. Ministr zdravoohraneniya RF Veronika Skvorco-va vystupila s dokladom v Gosudarstvennoj Dume / Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Ros-sijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://duma. gov.ru/news/27482/ (data obrashcheniya: 20.03.2020).
21. Tabletka s dostavkoj. Podvodnye kamni in-ternet-prodazhi lekarstv // Argumenty i fakty. URL: https: //aif. ru/health/life/tabletka_s_do stavkoy_podvodnye _kamni_internet-prodazhi_lekarstv (data obrashcheniya: 21.03.2020).
22. V Gosdume rasskazali, kakie lekarstva nel'zya budet kupit' onlajn // Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/03/27/v-gosdume-rasskazali-kakie-le karstva-nelzia-budet-kupit-onlajn.html (data obrashche-niya: 27.03.2020).
23. Ministerstvo zdravoohraneniya Rossijskoj Feder-acii reglamentirovalo perekhod na elektronnye recepty / Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zdra-voohraneniya. URL: https://www.roszdravnadzor.ru/ news/16339 (data obrashcheniya: 27.03.2020).
24. V stranah Evrosoyuza vozrosli prodazhi pod-del'nyh lekarstv v Internete // Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/03/25/v-stranah-evrosoiuza-vozrosli-prodazhi-poddelnyh-lekarstv-v-internete.html (data obrashcheniya: 27.03.2020).