Научная статья на тему 'Современные информационные (мобильные) технологии в преподавании грамматики английского языка (нелингвистические специальности)'

Современные информационные (мобильные) технологии в преподавании грамматики английского языка (нелингвистические специальности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ИГРОФИКАЦИЯ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ГРАММАТИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / GAMIFICATION / MOBILE APPLICATION / LEARNING PROCESS / LEARNING / GRAMMAR / ENGLISH LANGUAGE / USING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Е.А.

В статье рассматривается вопрос геймификации (игрофикации) учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования специализированных мобильных приложений для решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary information (mobile) technologies in teaching English grammar (nonlinguistic specialties)

This work considers gamification of English grammar learning process. The author presents the specialized mobile applications using technique to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Современные информационные (мобильные) технологии в преподавании грамматики английского языка (нелингвистические специальности)»

УДК: 372.881.111.1

Е. А. Приходько

ст. преподаватель каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: suhovalova@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (МОБИЛЬНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (нелингвистические специальности)

В статье рассматривается вопрос геймификации (игрофикации) учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования специализированных мобильных приложений для решения этой задачи.

Ключевые слова: геймификация; игрофикация; мобильное приложение; учебный процесс; обучение; грамматика; английский язык; методика использования.

Prikhodko E. A.

Senior Teacher of the Department of Linguistics and Professional communication in the Sphere of Political Science; e-mail: suhovalova@mail.ru

CONTEMPORARY INFORMATION (MOBILE) TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH GRAMMAR (nonlinguistic specialties)

This work considers gamification of English grammar learning process. The author presents the specialized mobile applications using technique to solve this problem.

Key words: gamification; mobile application; learning process; learning; grammar; English language; using technique.

Преподавание грамматики английского языка студентам нелингвистических специальностей сталкивается с целым рядом проблем, требующих решения. Эти проблемы носят как технический, так и педагогический характер. Одной из наиболее острых проблем является необходимость адаптации преподавания грамматики английского языка с учетом особенностей нелингвистических специальностей. В частности, потребность уделить больше внимания выработке устойчивых навыков коммуникации и грамматических шаблонов с помощью игровых ситуаций и языковых тренажеров.

Одним из решений указанной проблемы может стать использование дополнительных электронных систем обучения, в которых автоматизированы наиболее трудоемкие для преподавателя функции, ограничивающие его творческий потенциал, и возможности по организации игровых ситуаций, направленных на выработку необходимых языковых шаблонов и навыков коммуникации. Примером таких систем могут служить получившие в последнее время широкое распространение специализированные мобильные приложения для изучения иностранных языков, которые среди всех прочих достоинств обладают главным с точки зрения решаемых нами задач - возможностью в автоматическом режиме с применением современных методик обучения вырабатывать необходимые навыки коммуникации и языковые (грамматические) шаблоны. Это позволяет существенно изменить подход к изучению грамматики студентами нелингвистических специальностей, а также значительно разнообразить этот процесс, сделав его одновременно более увлекательным.

Одним из неоспоримых преимуществ любого мобильного приложения является его «близость» к учащемуся - воспользоваться необходимыми образовательными возможностями можно практически мгновенно и в любой момент. Современные языковые мобильные приложения используют передовые методики для запоминания учащимся необходимых знаний, адаптируясь индивидуально к потребностям каждого конкретного человека. Даже используя такое мобильное приложение в группе, преподаватель получает возможность сохранить высокую степень индивидуальности образовательного процесса, обеспечить которую в противном случае практически невозможно.

Использование языковых мобильных приложений на основе передовых методик запоминания и выработки навыков позволяет индивидуально для каждого учащегося решать целый спектр задач, затруднявших до этого персонализацию учебного процесса:

- практически исчезает потребность в первоначальной (а затем и регулярной) диагностике уровня знаний учащегося - мобильное приложение запоминает все действия учащегося и может в любой момент предоставить полную картину его успехов по изучаемой теме;

- считывание текущего состояния знаний учащегося происходит автоматически и не отнимает времени у преподавателя;

- использование специальных методик позволяет адаптировать алгоритмы подбора тем для изучения, а также подходящих для учащегося видов активности.

Перенос трудоемких функций диагностики уровня знаний учащегося, считывания текущего состояния и адаптации учебного процесса с учетом полученной информации в мобильное приложение позволяет прибегать к подобному виду учебной активности не только в редких случаях, а сделать его использование частым, и в лучшем случае - постоянным, что является необходимым условием для успешной выработки устойчивых грамматических шаблонов и навыков коммуникации.

Важной особенностью специализированных языковых мобильных приложений, которая может быть полезна преподавателю, является возможность автоматически следить за частотой использования тех или иных учебных материалов для достижения оптимального результата с точки зрения получения устойчивого навыка. Являясь персональным компактным устройством, мобильный телефон наилучшим образом подходит на роль канала по доставке различных уведомлений и напоминаний, так как практически постоянно находится в зоне доступности для учащегося. Кроме того, использование мобильных приложений в данном случае позволяет не только напомнить учащемуся о необходимости выполнить то или иное учебное задание, но и незамедлительно приступить к его выполнению. Интересным аспектом мобильных приложений является также наличие различных возможностей по дополнительной мотивации учащихся к выполнению необходимых учебных заданий. Например, мобильный телефон может блокироваться для выполнения любых других функций до момента успешного выполнения необходимых действий в специализированном языковом мобильном приложении.

Рассмотрим один из методических подходов к использованию мобильных приложений в учебном процессе. Изучение грамматики английского языка происходит при поддержке мобильного образовательного приложения, используемого для закрепления в игровой форме знаний, полученных на занятиях. При этом использование мобильного приложения происходит не только в индивидуальном, но и групповом режиме и может задействовать целую группу и внести элементы соревнования.

Рассмотрим преимущества методики с точки зрения учащегося:

- удобное структурированное изложение основных тем курса грамматики английского языка в понятной современной молодежи форме - мобильном приложении;

- позволяет учащемуся закрепить знания, усвоенные в ходе занятия, в игровой форме и использованием специальных методик, направленных на гарантированное запоминание;

- позволяет учащемуся сформировать необходимые языковые шаблоны и навыки коммуникации как в режиме диалога «учащийся - мобильное приложение», так и в рамках внутригрупповой коммуникации;

- автоматизированный контроль над своевременностью и правильностью выполнения необходимых учебных действий, а также средства дополнительной мотивации учащегося.

С точки зрения преподавателя:

- является персонализируемым инструментом выработки устойчивых языковых шаблонов и навыков коммуникации;

- освобождает время преподавателя для формирования творческой, игровой среды изучения грамматики английского языка, в то время как мобильное приложение используется для решения повторяющихся, «рутинных», задач;

- при наличии соответствующих механизмов аналитической обработки результатов обучения позволяет выявить наиболее проблемные вопросы или темы, требующие повторного рассмотрения;

- при наличии соответствующих механизмов аналитической обработки результатов обучения дает преподавателю точную картину прогресса как каждого отдельного учащегося, так и всей группы;

- предоставляет дополнительные возможности стимулирования учащихся и их мотивации к изучению грамматики английского языка.

Обобщая все вышесказанное, можно подвести итог: специализированные языковые мобильные приложения позволяют персонализировать процесс изучения грамматики английского языка, помогают вырабатывать устойчивые языковые шаблоны и навыки коммуникации, привносят в процесс изучения грамматики английского языка игровую составляющую и элементы соревнования, предлагают новые методы управления учебным процессом и мотивации учащихся. Использование таких мобильных приложений при изучении грамматики английского языка студентами нелингвистических специальностей может существенно повысить качество изучения предмета, однако требует разработки согласованной методики преподавания как предмета с использованием мобильного приложения, так и содержания самого мобильного приложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суховалова Е. А. Автоматизированные системы интерактивного контроля знаний как механизм персонализации учебного процесса при изучении грамматики английского языка // Обучение профессиональному иноязычному общению (социально-политический дискурс). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 176-180. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 20 (653). Сер. Педагогические науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.