Научная статья на тему 'Современные инфокоммуникационные технологии в преподавании английского языка'

Современные инфокоммуникационные технологии в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA COURSE / LMS MOODLE / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проценко Екатерина Александровна, Живокина Майя Александровна, Киргинцева Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий и современных технических средств обучения. Дается характеристика мультимедийного учебного курса английского языка, созданного на базе LMS Moodle, описываются преимущества его использования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проценко Екатерина Александровна, Живокина Майя Александровна, Киргинцева Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFOCOMMUNICATIVE TECHNIQUES IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING

The article focuses on the use of innovative technologies and modern educational facilities. Multiand hypermedia practical course of English within LMS Moodle is presented. The authors describe its advantages and practical use.

Текст научной работы на тему «Современные инфокоммуникационные технологии в преподавании английского языка»

Е.А Проценко,

кандидат филологических наук, доцент

М. А. Живокина,

кандидат филологических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Н.С. Киргинцева,

кандидат филологических наук, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

MODERN INFOCOMMUNICATIVE TECHNIQUES IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING

В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий и современных технических средств обучения. Дается характеристика мультимедийного учебного курса английского языка, созданного на базе LMS Moodle, описываются преимущества его использования в учебном процессе.

The article focuses on the use of innovative technologies and modern educational facilities. Multi- and hypermedia practical course of English within LMS Moodle is presented. The authors describe its advantages and practical use.

Новый век не только диктует новые условия в экономической и социально-политической сферах, но и предъявляет новые требования ко всей образовательной системе. Считается, что введение новых образовательных стандартов знаменует переход к качественно новой системе образования, ориентированной на повышение качества образования и изменение самого подхо -да к обучению. Если традиционная система образования основывалась на получении знаний и умений, предполагала развитие универсальных способностей, то отличительной чертой современной концепции считается ее направленность на формирование профессионально значимых компетенций.

Инновационное обучение предполагает продуктивную, творческую образовательную дея-тельность и преподавателя, и обучаемых на всех этапах учебно-воспитательного процесса, стимулирование поисковой деятельности, развитие способности к построению собственной модели деятельности, ее изменению и развитию.

Объявленная концепция реформирования и модернизации образования предусматривает повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий как в учебный процесс, так и в процесс управле -ния, обеспечение необходимой материальнотехнической базы, а также введение новых

принципов финансирования и управления образовательными учреждениями. При этом иннова -ционные процессы в образовании выдвигаются в качестве императива, обязательного и необходи -мого условия реформирования системы образования, ибо «современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий» [7, с. 23].

Новые образовательные стандарты требуют создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов, отвечающих этим требованиям. И в этих условиях интенсив -ный процесс внедрения инфокоммуникационных технологий на всех ступенях образовательной системы — одна из составляющих успешного и перспективного развития образовательных учреждений .

Сегодня задачей вузов, традиционно являющихся наиболее динамичными и прогрессивными учебными заведениями, является создание организационных и методических условий для вне -дрения инновационных технологий, обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса посредством информационных технологий, отвечающих целям всестороннего развития личности и подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным социальным требованиям.

Очевидно, что процесс обучения на современном этапе должен качественно отличаться прежде всего формой презентации. Что же касается обучения иностранному языку, в современном понимании оно предполагает создание по -ликультурной информационной среды, способствующей формированию всесторонне развитой, образованной личности [3]. И в связи с этим задача преподавателя заключается в том, чтобы попытаться воссоздать или смоделировать язы-ковую среду всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

Именно использование инновационных тех -нологий в совокупности с современными техни -ческими средствами обучения способствуют расширению возможностей преподавателя ино-странного языка. Сегодня они достаточно многочисленны и предполагают различные формы занятий , такие как телемосты, видеоконференции, on-line тестирование и т.д. Существуют также разнообразные технические и программные средства организации процесса обучения, такие как работа с сетевыми CD-дисками и программно-методическими средствами, организация обучения иностранным языкам в локальной сети, использование интерактивных досок и веб -камер, презентационные системы, средства соз -дания и редактирования аудио - и видеоинформации, электронные учебники как система учебных материалов для поддержки различных видов за -нятий [6].

Широкое распространение получают так на -зываемые системы управления обучением (англ. Learning Management Systems (LMS)) как средст -ва реализации образовательного контента на базе современных инфокоммуникационных техноло-гий. LMS представляет собой образовательную систему, базирующуюся на веб-технологиях и включающую специальные функции, не только обеспечивающие предъявление обучающимся учебной информации в различных формах (текст, графика, видео, аудио) и форматах, но и позволяющие проводить контроль усвоения материала и вести администрирование деятельно -сти обучающихся [5].

Идеология виртуальных сред обучения базируется на объектно-ориентированном подходе к обучению, для которого свойственно использо -вание разнообразных учебных объектов. Вирту -альная среда обучения рассматривается, как правило, с точки зрения трех основных составляю -щих: содержательной, организационной и техно -логической [2].

Содержательная составляющая представляет собой структурированный информационно-

образовательный контент среды, в который вхо -дят электронные и печатные средства обучения, справочно -информационные и информационно -

образовательные ресурсы, дидактическое обеспечение учебного процесса и инструментарий общего назначения.

Организационная составляющая предусматривает планирование, организацию и проведение учебного процесса с использованием разнообразных методов и организационных форм применительно к различным моделям дистанцион-ного обучения.

Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек и включает инвари -антный набор компонентов/функциональных блоков.

Сегодня в распоряжении преподавателей и методистов целый ряд систем, позволяющих реализовать указанные составляющие (Moodle, ILIAS, aTutor и др.) [5]. Большинство из них ориентированы на применение в дистанционном образовании. Хотелось бы отметить, что с точки зрения профессионального образования это обстоятельство имеет как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они позволяют военному специалисту получать доступ к учебной информации в «непрерывном» режиме, так как зачастую он не имеет возможности посещать занятия очно. С другой стороны, на образовательный контент неизбежно накладыва -ется целый ряд ограничений, связанных с необходимостью соблюдения режима секретности.

В настоящее время в ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия им. профессора Н.Е. Жу-ковского и Ю.А. Гагарина» проводится апробация эффективности применения виртуальной образовательной среды Moodle.

Как известно, Moodle (модульная объект -но-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободно распространяемая сис -тема управления обучением (виртуальная обу -чающая среда), ориентированная на организа-цию взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Этот бесплатно распростра-няемый программный продукт по своим функ -циональным возможностям, простоте освое-ния и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обу -чения [1].

Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. За счет этого реализуется мульти- (и даже гипер-) медийность образовательного курса. С точки зрения обучения иностранному языку подобные возможности существенно облегчают преподавателю введение и семантизацию изу-чаемого материала, позволяя воздействовать на

несколько каналов восприятия информации практически одновременно.

Для использования Moodle достаточно иметь любой веб-браузер, что делает применение этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучающегося. Данная система распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GPL и работает без модификаций под управлением таких операционных систем, как Unix, Linux, FreeBSD, Mac OS X, и других, поддерживающих PHP. Данные хранятся в базе данных MySQL или PostgreSQL. По результатам выполнения зада -ний, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии.

Учитывая все вышесказанное, нами было принято решение о реализации учебного пособия М. А. Живокиной, Е.А. Проценко «Практический курс английского языка» [4] на базе LMS Mо-оdle. Учебное пособие предназначено для курсантов, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Оно обеспечивает первый семестр обучения (100 часов) и охватывает широкий спектр вопросов, важных для осуществления межкуль-турной коммуникации и связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

Курс построен по тематическому принципу и объединяет многие актуальные вопросы как страноведческого характера, так и общевоенной тематики. Он состоит из 7 разделов, каждый из которых имеет в своей структуре две части, по -священные особенностям культуры и жизни Ве -ликобритании и США, соответственно. Тексты всех разделов аутентичны и отличаются высокой информативностью, представляя собой материалы из различных источников: научно-

популярных статей, профильных и специализи -рованных журналов, энциклопедий, справочников, включая официальные сайты зарубежных военных академий и военных ведомств.

Пособие направлено на комплексное и взаимосвязанное формирование различных лингвис -тических компетенций. При этом авторы сочетают традиционную методику обучения иностранному языку с современными принципами и инновационными технологиями. В связи с этим сохраняется традиционное деление материала, направленное на развитие навыков чтения (reading) и говорения (speaking), аудирования (listening) и письма (writing), пополнение словарного запаса студентов (vocabulary exercises), углубление и систематизацию знаний по грамма-

тике (grammar exercises). В качестве дополни -тельной задачи рассматривается формирование навыков перевода с английского языка на русский и с русского на английский.

На основе учебного пособия коллективом авторов разработан электронный учебный курс «А Practical course of English (part 1)». Как и учебное пособие, курс включает семь разделов (Units), а также блок заключительного тестирования по материалам курса (Final test). Доступ к материалам курса осуществляется по гиперссыл -кам с главной страницы курса. Для начала работы с учебником необходимо запустить Moodle, а затем веб-браузер (рекомендуются Internet Explorer, Mozilla Firefox). В результате открыва -ется окно программы, содержащее гиперссылку на электронный курс «А Practical course of English (Part 1)». Для начала работы обучаемому необходимо войти на локальный сайт под своей учетной записью (рис. 1).

В результате открывается окно учебного курса, на котором отображается аннотация со ссылками на литературу, разделы курса (Units 1—7, Final Test), а также блоки, содержащие ин -формацию о заданиях, оценках и профиле поль -зователя (рис. 2).

Каждый раздел имеет одинаковую и доволь -но четкую структуру, что облегчает работу с учебным пособием как для курсантов, так и для преподавателей. Раздел открывается вводным видеороликом и лексическими упражнениями. Просмотр видеоролика предваряют задания на актуализацию фоновых знаний, антиципацию изучаемого материала и развитие языковой до -гадки. Видеоролик также может быть использо -ван, по усмотрению преподавателя, для обучения неподготовленной монологической речи.

Далее следуют упражнения на введение и семантизацию лексики, объединенной по тематическому принципу. Список слов, отобранных с учетом тематики урока и частотности употребления в текстах, приводится и отрабатывается в упражнениях.

Учебный курс также содержит глоссарии по каждой теме. Доступ к словам и дефинициям возможен как по алфавиту, так и через строку поиска (рис. 3).

Каждый текст предваряется упражнениями на развитие ознакомительного чтения и сопровождается лингвострановедческими комментариями. Эти же тексты в дальнейшем использу -ются для обучения чтению с последующей проверкой понимания с помощью вопросов (рис. 4).

Рис. 1. Общий вид локальной версии LMS Moodle

Рис. 2. Главное окно учебного курса «Practical course of English»_____________________________________

liiriT IT Hill------------- ■ M

Рис. 3. Окно глоссария

Рис. 4. Окно задания курса, предназначенного для работы с текстом

Послетекстовые упражнения включают так -же задания на усвоение лексического материала из текста и расширение словарного запаса обучающихся, включая задания на словообразование. Завершают работу над текстом упражнения на перевод с английского языка на русский и с русского на английский, включая свободный перевод, что помогает постепенно развивать на -выки перевода. Далее следуют задания на разви -тие навыков говорения, тематически связанные с текстами соответствующего раздела.

Завершают каждый раздел коммуникативно -ориентированные задания на развитие навыков подготовленной и неподготовленной устной речи на основе видеоматериалов различных жанров (отрывок документального или научнопопулярного фильма, телевизионной программы), подобранные в соответствии с изучаемой тематикой. В выполняемых после просмотра заданиях обеспечивается проверка понимания уви -денного с последующим «выходом» в устную речь (рис. 5).

ngl_1: Task 10. Choose the right answer. Windows Internet

Файл Правка ВЙД Избранное Сёр end Справка І . ▼ localhost

Й? Engl_l: Task 10. Choose the right answer.

Practical course of English

English EngM Quizzes Task 10. Choose the right an

Task 10. Choosi

Abraham Linkoin's opposition to ... was s

Choose one О a. agriculture

answer.. „ .. .

I Ob. slavery

I О с. war

Delegates of South Carolina, Mississippi, Florida, Alabama, Georgia and Louisiana ... the constitution of the Confederacy.

S" MecTHaa MmpaceTb @tli

Рис. 5. Окно курса с заданиями на понимание содержания Видеофрагмента

Доступ ко всем материалам курса, включая деоматериалы, осуществляется по гиперссылкам

тексты, упражнения, схемы, фотографии и ви- с главной страницы курса (см. рис. 6).

Рис. 6. Пример окна курса с заданием на развитие навыка подготовленной устной речи

Текущий контроль осуществляется с помощью тестов, содержащихся в каждом разделе. При этом используются различные типы заданий

(множественный выбор, открытый, на соответст -вие, с выбором из выпадающего списка возможных вариантов ответов) (рис. 7).

Рис. 7. Окно курса, содержащее задание на заполнение пропусков в предложении

Нажав на кнопку Submit, обучающийся может сразу увидеть те вопросы, в которых он ошибся. Все ответы, независимо от того пра-вильные они или нет, комментируются. Тести -рование организовано таким образом, что обу-

чающиеся могут либо сохранить свои результа -ты с целью демонстрации их преподавателю, либо продолжить отвечать на вопросы теста или изменить свои ответы в любое удобное время (рис. 8).

Рис. 8. Окно курса с результатами выполнения задания

Итоговый контроль проводится при переходе по ссылке Final Test. При этом обучающиеся

должны ответить на вопросы теста за определен -ный промежуток времени (60 мин) (рис. 9).

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка Ej

. - а* 11h hH-p.: ;7lecalho*l)'tfiodj.qi jisfottsmpt r v.' -i - i - R|B||*t||x| pir,r. p H

Hi frjEriglJ: Final Test fit - □ И # • B- «- «•

Practical course of English You are logged in as Student English (Logout) и

English Engi_1 Quizzes Final Test Attempt 1

Time Remaining 0:59:55

Final Test - Attempt 1

Page: 1 2 (Next)

1 Which is not an acceptable short name for the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland?

Marks: --/1

Choose one

answer.

I Submit I

. О a. Great Britain

J О b. England

ij О с. The United Kingdom

What is the British national anthem?

У Местная интрасеть

Рис. 9. Окно раздела «Final Test»

Неоспоримым преимуществом данного элек -тронного курса является то, что преподаватель, работая под своей учетной записью, может от -

слеживать и контролировать работу обучающих -ся, перейдя на вкладку Activity reports в профиле обучающегося (рис. 10).

Рис. 10. Окно «Activity reports»

При этом ему будет доступна информация об активности каждого обучающегося, а именно количестве, дате и времени посещений страни-

цы, результатах выполнения задании и ответах на вопросы теста (рис. 11).

Рис. 11. Окно с результатами выполнения обучающимися заданий курса, доступное для просмотра преподавателю

В целом, электронный курс разрабатывался в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки специалистов в сфере межкультур-ной коммуникации и с учетом специфики обучения иностранному языку в современных услови -ях интенсификации и информатизации образовательного процесса. Как видим, реализация элек -тронной версии учебного пособия с использованием LMS Moodle позволяет не только задейст -вовать мульти- и гипермедийные возможности современных средств инфокоммуникационных технологий, но и обеспечивать систематичность в их применении.

Таким образом, комплексное и системное применение инновационных методов и техни-ческих средств обучения позволяет во многом оптимизировать и интенсифицировать процесс языковой подготовки, в особенности, если речь идет о будущих военных переводчиках. Видео -и аудиоматериалы, различные средства на -глядности, интегрированные в комплекс тра-диционных средств обучения иностранному языку, в сочетании с современными техниче-скими средствами обеспечивают взаимосвя-занное формирование и развитие практически всех компонентов коммуникативной компе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тенции. Кроме того, можно сказать, что на сегодняшний день применение инновационных средств является требованием времени, орга-нично вписывающимся в современную кон -цепцию модернизации образования и повыше -ния качества подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. — Харьков, ХНАГХ, 2009. — 2-е изд. исп. и до -полн. — 292с.

2. Богомолов А.Н. О разработке виртуальной среды для дистанционного обучения иностранному языку// Дистанционные образовательные технологии: проблемы, опыт, перспективы развития. — М.: Издательский отдел ФГУ ФИРО, 2008. — С. 209—216.

3. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза. — Во -ронеж, 2011. — 112 с.

4. Живокина М.А., Проценко Е.А. Английский язык. Практический курс иностранного языка: учебное пособие. — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА им. Профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Г агарина», 2013. — Ч.1. — 112 с.

5. Киргинцева Н.С., Нечаев С .А. Современные тенденции в разработке образовательных сред на основе средств ИКТ// Информатика и образование. — 2013. — № 3. — С. 79—82.

6. Семинар «Новые информационные техно-

логии в преподавании английского языка» 25 января — 29 января 2010 года. Электронный ресурс. ЦКЬ: [http://cntiprogress.ru/

seminarsforcolumn/12412.aspx]. — (Дата обращения: 31.05.2013).

7. 1Т-инновации в образовании: материалы Всерос. научно-практ. конф. (27—30 июня 2005 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2005. — 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.