Е.А Проценко,
кандидат филологических наук, доцент
М. А. Живокина,
кандидат филологических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Н.С. Киргинцева,
кандидат филологических наук, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
MODERN INFOCOMMUNICATIVE TECHNIQUES IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING
В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий и современных технических средств обучения. Дается характеристика мультимедийного учебного курса английского языка, созданного на базе LMS Moodle, описываются преимущества его использования в учебном процессе.
The article focuses on the use of innovative technologies and modern educational facilities. Multi- and hypermedia practical course of English within LMS Moodle is presented. The authors describe its advantages and practical use.
Новый век не только диктует новые условия в экономической и социально-политической сферах, но и предъявляет новые требования ко всей образовательной системе. Считается, что введение новых образовательных стандартов знаменует переход к качественно новой системе образования, ориентированной на повышение качества образования и изменение самого подхо -да к обучению. Если традиционная система образования основывалась на получении знаний и умений, предполагала развитие универсальных способностей, то отличительной чертой современной концепции считается ее направленность на формирование профессионально значимых компетенций.
Инновационное обучение предполагает продуктивную, творческую образовательную дея-тельность и преподавателя, и обучаемых на всех этапах учебно-воспитательного процесса, стимулирование поисковой деятельности, развитие способности к построению собственной модели деятельности, ее изменению и развитию.
Объявленная концепция реформирования и модернизации образования предусматривает повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий как в учебный процесс, так и в процесс управле -ния, обеспечение необходимой материальнотехнической базы, а также введение новых
принципов финансирования и управления образовательными учреждениями. При этом иннова -ционные процессы в образовании выдвигаются в качестве императива, обязательного и необходи -мого условия реформирования системы образования, ибо «современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий» [7, с. 23].
Новые образовательные стандарты требуют создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов, отвечающих этим требованиям. И в этих условиях интенсив -ный процесс внедрения инфокоммуникационных технологий на всех ступенях образовательной системы — одна из составляющих успешного и перспективного развития образовательных учреждений .
Сегодня задачей вузов, традиционно являющихся наиболее динамичными и прогрессивными учебными заведениями, является создание организационных и методических условий для вне -дрения инновационных технологий, обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса посредством информационных технологий, отвечающих целям всестороннего развития личности и подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным социальным требованиям.
Очевидно, что процесс обучения на современном этапе должен качественно отличаться прежде всего формой презентации. Что же касается обучения иностранному языку, в современном понимании оно предполагает создание по -ликультурной информационной среды, способствующей формированию всесторонне развитой, образованной личности [3]. И в связи с этим задача преподавателя заключается в том, чтобы попытаться воссоздать или смоделировать язы-ковую среду всеми имеющимися в его распоряжении средствами.
Именно использование инновационных тех -нологий в совокупности с современными техни -ческими средствами обучения способствуют расширению возможностей преподавателя ино-странного языка. Сегодня они достаточно многочисленны и предполагают различные формы занятий , такие как телемосты, видеоконференции, on-line тестирование и т.д. Существуют также разнообразные технические и программные средства организации процесса обучения, такие как работа с сетевыми CD-дисками и программно-методическими средствами, организация обучения иностранным языкам в локальной сети, использование интерактивных досок и веб -камер, презентационные системы, средства соз -дания и редактирования аудио - и видеоинформации, электронные учебники как система учебных материалов для поддержки различных видов за -нятий [6].
Широкое распространение получают так на -зываемые системы управления обучением (англ. Learning Management Systems (LMS)) как средст -ва реализации образовательного контента на базе современных инфокоммуникационных техноло-гий. LMS представляет собой образовательную систему, базирующуюся на веб-технологиях и включающую специальные функции, не только обеспечивающие предъявление обучающимся учебной информации в различных формах (текст, графика, видео, аудио) и форматах, но и позволяющие проводить контроль усвоения материала и вести администрирование деятельно -сти обучающихся [5].
Идеология виртуальных сред обучения базируется на объектно-ориентированном подходе к обучению, для которого свойственно использо -вание разнообразных учебных объектов. Вирту -альная среда обучения рассматривается, как правило, с точки зрения трех основных составляю -щих: содержательной, организационной и техно -логической [2].
Содержательная составляющая представляет собой структурированный информационно-
образовательный контент среды, в который вхо -дят электронные и печатные средства обучения, справочно -информационные и информационно -
образовательные ресурсы, дидактическое обеспечение учебного процесса и инструментарий общего назначения.
Организационная составляющая предусматривает планирование, организацию и проведение учебного процесса с использованием разнообразных методов и организационных форм применительно к различным моделям дистанцион-ного обучения.
Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек и включает инвари -антный набор компонентов/функциональных блоков.
Сегодня в распоряжении преподавателей и методистов целый ряд систем, позволяющих реализовать указанные составляющие (Moodle, ILIAS, aTutor и др.) [5]. Большинство из них ориентированы на применение в дистанционном образовании. Хотелось бы отметить, что с точки зрения профессионального образования это обстоятельство имеет как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они позволяют военному специалисту получать доступ к учебной информации в «непрерывном» режиме, так как зачастую он не имеет возможности посещать занятия очно. С другой стороны, на образовательный контент неизбежно накладыва -ется целый ряд ограничений, связанных с необходимостью соблюдения режима секретности.
В настоящее время в ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия им. профессора Н.Е. Жу-ковского и Ю.А. Гагарина» проводится апробация эффективности применения виртуальной образовательной среды Moodle.
Как известно, Moodle (модульная объект -но-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободно распространяемая сис -тема управления обучением (виртуальная обу -чающая среда), ориентированная на организа-цию взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Этот бесплатно распростра-няемый программный продукт по своим функ -циональным возможностям, простоте освое-ния и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обу -чения [1].
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. За счет этого реализуется мульти- (и даже гипер-) медийность образовательного курса. С точки зрения обучения иностранному языку подобные возможности существенно облегчают преподавателю введение и семантизацию изу-чаемого материала, позволяя воздействовать на
несколько каналов восприятия информации практически одновременно.
Для использования Moodle достаточно иметь любой веб-браузер, что делает применение этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучающегося. Данная система распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GPL и работает без модификаций под управлением таких операционных систем, как Unix, Linux, FreeBSD, Mac OS X, и других, поддерживающих PHP. Данные хранятся в базе данных MySQL или PostgreSQL. По результатам выполнения зада -ний, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии.
Учитывая все вышесказанное, нами было принято решение о реализации учебного пособия М. А. Живокиной, Е.А. Проценко «Практический курс английского языка» [4] на базе LMS Mо-оdle. Учебное пособие предназначено для курсантов, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Оно обеспечивает первый семестр обучения (100 часов) и охватывает широкий спектр вопросов, важных для осуществления межкуль-турной коммуникации и связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Курс построен по тематическому принципу и объединяет многие актуальные вопросы как страноведческого характера, так и общевоенной тематики. Он состоит из 7 разделов, каждый из которых имеет в своей структуре две части, по -священные особенностям культуры и жизни Ве -ликобритании и США, соответственно. Тексты всех разделов аутентичны и отличаются высокой информативностью, представляя собой материалы из различных источников: научно-
популярных статей, профильных и специализи -рованных журналов, энциклопедий, справочников, включая официальные сайты зарубежных военных академий и военных ведомств.
Пособие направлено на комплексное и взаимосвязанное формирование различных лингвис -тических компетенций. При этом авторы сочетают традиционную методику обучения иностранному языку с современными принципами и инновационными технологиями. В связи с этим сохраняется традиционное деление материала, направленное на развитие навыков чтения (reading) и говорения (speaking), аудирования (listening) и письма (writing), пополнение словарного запаса студентов (vocabulary exercises), углубление и систематизацию знаний по грамма-
тике (grammar exercises). В качестве дополни -тельной задачи рассматривается формирование навыков перевода с английского языка на русский и с русского на английский.
На основе учебного пособия коллективом авторов разработан электронный учебный курс «А Practical course of English (part 1)». Как и учебное пособие, курс включает семь разделов (Units), а также блок заключительного тестирования по материалам курса (Final test). Доступ к материалам курса осуществляется по гиперссыл -кам с главной страницы курса. Для начала работы с учебником необходимо запустить Moodle, а затем веб-браузер (рекомендуются Internet Explorer, Mozilla Firefox). В результате открыва -ется окно программы, содержащее гиперссылку на электронный курс «А Practical course of English (Part 1)». Для начала работы обучаемому необходимо войти на локальный сайт под своей учетной записью (рис. 1).
В результате открывается окно учебного курса, на котором отображается аннотация со ссылками на литературу, разделы курса (Units 1—7, Final Test), а также блоки, содержащие ин -формацию о заданиях, оценках и профиле поль -зователя (рис. 2).
Каждый раздел имеет одинаковую и доволь -но четкую структуру, что облегчает работу с учебным пособием как для курсантов, так и для преподавателей. Раздел открывается вводным видеороликом и лексическими упражнениями. Просмотр видеоролика предваряют задания на актуализацию фоновых знаний, антиципацию изучаемого материала и развитие языковой до -гадки. Видеоролик также может быть использо -ван, по усмотрению преподавателя, для обучения неподготовленной монологической речи.
Далее следуют упражнения на введение и семантизацию лексики, объединенной по тематическому принципу. Список слов, отобранных с учетом тематики урока и частотности употребления в текстах, приводится и отрабатывается в упражнениях.
Учебный курс также содержит глоссарии по каждой теме. Доступ к словам и дефинициям возможен как по алфавиту, так и через строку поиска (рис. 3).
Каждый текст предваряется упражнениями на развитие ознакомительного чтения и сопровождается лингвострановедческими комментариями. Эти же тексты в дальнейшем использу -ются для обучения чтению с последующей проверкой понимания с помощью вопросов (рис. 4).
Рис. 1. Общий вид локальной версии LMS Moodle
Рис. 2. Главное окно учебного курса «Practical course of English»_____________________________________
liiriT IT Hill------------- ■ M
Рис. 3. Окно глоссария
Рис. 4. Окно задания курса, предназначенного для работы с текстом
Послетекстовые упражнения включают так -же задания на усвоение лексического материала из текста и расширение словарного запаса обучающихся, включая задания на словообразование. Завершают работу над текстом упражнения на перевод с английского языка на русский и с русского на английский, включая свободный перевод, что помогает постепенно развивать на -выки перевода. Далее следуют задания на разви -тие навыков говорения, тематически связанные с текстами соответствующего раздела.
Завершают каждый раздел коммуникативно -ориентированные задания на развитие навыков подготовленной и неподготовленной устной речи на основе видеоматериалов различных жанров (отрывок документального или научнопопулярного фильма, телевизионной программы), подобранные в соответствии с изучаемой тематикой. В выполняемых после просмотра заданиях обеспечивается проверка понимания уви -денного с последующим «выходом» в устную речь (рис. 5).
ngl_1: Task 10. Choose the right answer. Windows Internet
Файл Правка ВЙД Избранное Сёр end Справка І . ▼ localhost
Й? Engl_l: Task 10. Choose the right answer.
Practical course of English
English EngM Quizzes Task 10. Choose the right an
Task 10. Choosi
Abraham Linkoin's opposition to ... was s
Choose one О a. agriculture
answer.. „ .. .
I Ob. slavery
I О с. war
Delegates of South Carolina, Mississippi, Florida, Alabama, Georgia and Louisiana ... the constitution of the Confederacy.
S" MecTHaa MmpaceTb @tli
Рис. 5. Окно курса с заданиями на понимание содержания Видеофрагмента
Доступ ко всем материалам курса, включая деоматериалы, осуществляется по гиперссылкам
тексты, упражнения, схемы, фотографии и ви- с главной страницы курса (см. рис. 6).
Рис. 6. Пример окна курса с заданием на развитие навыка подготовленной устной речи
Текущий контроль осуществляется с помощью тестов, содержащихся в каждом разделе. При этом используются различные типы заданий
(множественный выбор, открытый, на соответст -вие, с выбором из выпадающего списка возможных вариантов ответов) (рис. 7).
Рис. 7. Окно курса, содержащее задание на заполнение пропусков в предложении
Нажав на кнопку Submit, обучающийся может сразу увидеть те вопросы, в которых он ошибся. Все ответы, независимо от того пра-вильные они или нет, комментируются. Тести -рование организовано таким образом, что обу-
чающиеся могут либо сохранить свои результа -ты с целью демонстрации их преподавателю, либо продолжить отвечать на вопросы теста или изменить свои ответы в любое удобное время (рис. 8).
Рис. 8. Окно курса с результатами выполнения задания
Итоговый контроль проводится при переходе по ссылке Final Test. При этом обучающиеся
должны ответить на вопросы теста за определен -ный промежуток времени (60 мин) (рис. 9).
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка Ej
. - а* 11h hH-p.: ;7lecalho*l)'tfiodj.qi jisfottsmpt r v.' -i - i - R|B||*t||x| pir,r. p H
Hi frjEriglJ: Final Test fit - □ И # • B- «- «•
Practical course of English You are logged in as Student English (Logout) и
English Engi_1 Quizzes Final Test Attempt 1
Time Remaining 0:59:55
Final Test - Attempt 1
Page: 1 2 (Next)
1 Which is not an acceptable short name for the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland?
Marks: --/1
Choose one
answer.
I Submit I
. О a. Great Britain
J О b. England
ij О с. The United Kingdom
What is the British national anthem?
У Местная интрасеть
Рис. 9. Окно раздела «Final Test»
Неоспоримым преимуществом данного элек -тронного курса является то, что преподаватель, работая под своей учетной записью, может от -
слеживать и контролировать работу обучающих -ся, перейдя на вкладку Activity reports в профиле обучающегося (рис. 10).
Рис. 10. Окно «Activity reports»
При этом ему будет доступна информация об активности каждого обучающегося, а именно количестве, дате и времени посещений страни-
цы, результатах выполнения задании и ответах на вопросы теста (рис. 11).
Рис. 11. Окно с результатами выполнения обучающимися заданий курса, доступное для просмотра преподавателю
В целом, электронный курс разрабатывался в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки специалистов в сфере межкультур-ной коммуникации и с учетом специфики обучения иностранному языку в современных услови -ях интенсификации и информатизации образовательного процесса. Как видим, реализация элек -тронной версии учебного пособия с использованием LMS Moodle позволяет не только задейст -вовать мульти- и гипермедийные возможности современных средств инфокоммуникационных технологий, но и обеспечивать систематичность в их применении.
Таким образом, комплексное и системное применение инновационных методов и техни-ческих средств обучения позволяет во многом оптимизировать и интенсифицировать процесс языковой подготовки, в особенности, если речь идет о будущих военных переводчиках. Видео -и аудиоматериалы, различные средства на -глядности, интегрированные в комплекс тра-диционных средств обучения иностранному языку, в сочетании с современными техниче-скими средствами обеспечивают взаимосвя-занное формирование и развитие практически всех компонентов коммуникативной компе-
тенции. Кроме того, можно сказать, что на сегодняшний день применение инновационных средств является требованием времени, орга-нично вписывающимся в современную кон -цепцию модернизации образования и повыше -ния качества подготовки специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. — Харьков, ХНАГХ, 2009. — 2-е изд. исп. и до -полн. — 292с.
2. Богомолов А.Н. О разработке виртуальной среды для дистанционного обучения иностранному языку// Дистанционные образовательные технологии: проблемы, опыт, перспективы развития. — М.: Издательский отдел ФГУ ФИРО, 2008. — С. 209—216.
3. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза. — Во -ронеж, 2011. — 112 с.
4. Живокина М.А., Проценко Е.А. Английский язык. Практический курс иностранного языка: учебное пособие. — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА им. Профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Г агарина», 2013. — Ч.1. — 112 с.
5. Киргинцева Н.С., Нечаев С .А. Современные тенденции в разработке образовательных сред на основе средств ИКТ// Информатика и образование. — 2013. — № 3. — С. 79—82.
6. Семинар «Новые информационные техно-
логии в преподавании английского языка» 25 января — 29 января 2010 года. Электронный ресурс. ЦКЬ: [http://cntiprogress.ru/
seminarsforcolumn/12412.aspx]. — (Дата обращения: 31.05.2013).
7. 1Т-инновации в образовании: материалы Всерос. научно-практ. конф. (27—30 июня 2005 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2005. — 294 с.