Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ НА ПРИМЕРЕ "ЗАРЯ СУРХАНА И ПРАВДА ВОСТОКА"'

СОВРЕМЕННЫЕ ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ НА ПРИМЕРЕ "ЗАРЯ СУРХАНА И ПРАВДА ВОСТОКА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / МЕДИА / СУБЖАНР / БЛОГ / ФАТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нурмухаммадова Р.Н.

Статья посвящена медиа жанрам в российской и зарубежной журналистике в условиях современных реалий. Исследователи данной области, как в России, так и за рубежом находят ряд причин, вызванных различными подходами и критериями, существующими в разных языковых системах. Автор статьи, изучая работы ученых, указывает в работе несколько определений жанров. В англо-американской журналистике жанры имеют категорию суб-жанров, включающие news report, the news interview, or the news headline. Указывается также, что с развитием новых информационных технологий многие журналистские жанры теряют актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN NEWSPAPER GENRES IN THE RUSSIAN-LANGUAGE PRESS ON THE EXAMPLE OF "ZARYA SURKHAN AND THE TRUTH OF THE EAST"

The article is devoted to media genres in Russian and foreign journalism in the conditions of modern realities. Researchers in this field, both in Russia and abroad, find a number of reasons caused by different approaches and criteria that exist in different language systems. The author of the article, studying the works of scientists, indicates several definitions of genres in the work. In Anglo-American journalism, genres have a category of sub-genres, including the news report, the news interview, or the news headline. It is also indicated that with the development of new information technologies, many journalistic genres are losing their relevance.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ НА ПРИМЕРЕ "ЗАРЯ СУРХАНА И ПРАВДА ВОСТОКА"»

Нурмухаммадова Р.Н. студент магистратуры Термезский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ НА ПРИМЕРЕ «ЗАРЯ СУРХАНА И ПРАВДА ВОСТОКА»

Аннотация: Статья посвящена медиа жанрам в российской и зарубежной журналистике в условиях современных реалий. Исследователи данной области, как в России, так и за рубежом находят ряд причин, вызванных различными подходами и критериями, существующими в разных языковых системах. Автор статьи, изучая работы ученых, указывает в работе несколько определений жанров. В англо-американской журналистике жанры имеют категорию суб-жанров, включающие news report, the news interview, or the news headline. Указывается также, что с развитием новых информационных технологий многие журналистские жанры теряют актуальность.

Ключевые слова: жанр, медиа, суб-жанр, блог, фатика.

Nurmuhammadova R.N.

graduate student Termez State University

MODERN NEWSPAPER GENRES IN THE RUSSIAN-LANGUAGE PRESS ON THE EXAMPLE OF "ZARYA SURKHAN AND THE TRUTH

OF THE EAST"

Annotation: The article is devoted to media genres in Russian and foreign journalism in the conditions of modern realities. Researchers in this field, both in Russia and abroad, find a number of reasons caused by different approaches and criteria that exist in different language systems. The author of the article, studying the works of scientists, indicates several definitions of genres in the work. In Anglo-American journalism, genres have a category of sub-genres, including the news report, the news interview, or the news headline. It is also indicated that with the development of new information technologies, many journalistic genres are losing their relevance.

Keywords: genre, media, sub-genre, blog, fatic.

На сегодняшний день у многих исследователей возникает ряд трудностей в определении медиа жанров, вызванные несколькими причинами. Одна из них заключается в терминологическом разбросе, неоднозначности терминов, различных подходах и критериях, существующих в разных языковых системах. А. А. Тертычный под

журналистскими жанрами подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанро-образующими факторами [9:210]. В монографии В. А. Тырыгиной «Жанры в информационномассовом дискурсе» жанры понимаются как «устоявшиеся, коллективно выработанные в процессе социокультурного и коммуникативно-речевого опыта и развития формально-содержательные образцы (модели) целенаправленного, соотнесенного с адресатом и обстановкой вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний» [10:150].

«Жанры журналистики различаются:

• по характеру познания (непосредственные факты и события - в заметке, корреспонденции, отраженные - в интервью, рецензии);

• по конкретным рабочим функциям (информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей);

• по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов;

• по характеру выразительно-изобразительных средств (литературного языка, стиля, образности)» [3:213]. В англо-американской традиции новостные жанры подразделяются на суб-жанры, включающие news report, the news interview, or the news headline [12:25-26]. Некоторые теоретики в области журналистики ссылаются на «бесчисленное количество жанров, представленных в современных СМИ, для многих из которых у нас нет названий». И это не случайно, ведь в эпоху всемирной паутины, с развитием высоких технологий многие журналистские жанры утрачивают актуальность По мнению Кройчека Л.Е. процесс «пересмотра» жанровых границ привел к тому, что некоторые жанры - отчет, интервью, корреспонденция, репортаж - перестали восприниматься только как информационные или аналитические. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры практически ушли с газетной полосы (очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати), другие, напротив, усилили свое присутствие (интервью, комментарий, эссе). Приметой газетной полосы стали пиарменовские и рекламные тексты. Наконец, некоторые теоретики и практики СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс -релиз. Следует подчеркнуть, что глобальное расширение коммуникационного пространства в связи с развитием новых информационных технологий (сети Интернет в частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров. Российская журналистика, сохраняя верность традициям, впитывает в себя все наиболее продуктивное из журналистики западноевропейской и американской. Вобрав в себя черты комментария, эссе, фельетона, закрепилась на газетной полосе колонка. Интервью захватило смысловые пространства очерка, перестав быть только новостью из первых уст и явив

несомненный интерес к личности собеседника. На нестабильность, подвижность и неопределенность границ медиажанров ссылается известный лингвист Мартин Монтгомери [12: 25]. Более того, исследователь обращает внимание на мигрирование институциональных жанров из одной сферы деятельности в другую, например, таких жанров, как «лекция», «дебаты», «перекрестный допрос», которые трансформируются в новые медиажанры, такие как «дискуссия в студии» или «политическое интервью» [12: 26]. Далее, рассмотрим, какова реальная картина современных жанров. Как считает Харитонова О.Ю. аналитические жанры в онлайн изданиях имеют меньшую частоту употребления по сравнению с печатными СМИ, тем не менее, они достаточно востребованы. Можно отметить такое явление, как подмена аналитической статьи авторской колонкой. Данная практика широко применяется в зарубежных СМИ. Жанр репортажа не только не потерял своей значимости, но и приобрел новые возможности подачи нарративного материала. Используя технические возможности, точнее разные мультимедийные инструменты: видео, аудиослайд-шоу, инфографику и т.п., репортаж приобретает объемное содержание, что позволяет глубже понимать происходящие события [11]. Среди художественно -публицистических жанров, встречающихся в современных средствах массовой информации, пожалуй, можно выделить лишь очерк, который благодаря документальной насыщенности и авторскому видению, остается востребованным аудиторией. При этом тексты, написанные в жанре очерка, в чистом виде редко появляются на страницах как печатных, так онлайновых СМИ. Их черты можно встретить в авторской колонке. Что же касается таких жанров, как памфлет, пародия, фельетон, то их сложно найти не только в интернет-изданиях, но и в традиционных СМИ. Авторская колонка в интернете часто трансформируется в авторский блог. Журналистский блог позволяет обращаться напрямую к аудитории без посредников, выражать свое мнение, не связанное с установками главного редактора. Как правило, журналисты в блогах допускают субъективные оценки, персональные мнения, разговорные конструкции в языке, что дополнительно привлекает аудиторию к медиаконтенту. Авторские блоги могут быть частью структуры какого-либо издания, а могут располагаться независимо на других площадках и хостингах. Для многих блоги — единственное доступное и безопасное средство выражения собственного мнения. Особенно актуально это для стран, где цензура, административное давление и «споры хозяйствующих субъектов» приводят к тому, что практически не остаётся СМИ, которые позволяли бы себе открыто придерживаться позиции, не совпадающей с официальной. Как правило, в этом случае сокращается вся сфера публичной политики, и ключевые политические вопросы решаются теперь преимущественно кулуарно. Рабочие поездки и мероприятия президента Дмитрия Медведева в 2010

году неоднократно освещал блогер «Живого журнала» Рустем Адагамов «Dmgoi». В 2011 году в поездке с председателем правительства Владимиром Путиным ездил Илья Варламов «7уак». Некоторые жанры получают в интернете новое развитие, например, жанр комментария в печатной периодике связан с мнением и оценкой автора актуальных событий, для комментария в Сети скорее важен процесс организации комментирования, с четко определенными правилами. Особо активные группы комментаторов, узких специалистов по разным проблемам, активно дополняют основной исходный материал. Характеризуя жанры в современных массмедиа можно отметить следующие: • смешение и трансформация жанров; фатика преобразует все речевые жанры, выделяемые по целеориентированности, и под ее воздействием происходит их переакцентуация и жанрово-стилевая конвергенция. Как следствие, стремление говорящего к установлению и поддержанию искомого уровня близости к адресату, характерное для русского межличностного общения способствует унификации всех выделяемых жанров, и речевое поведение в целом получает фатическую оформленность. Поэтому для русской языковой личности фатика выступает как доминирующая жанровая разновидность речевого поведения и коммуникативно-стилистический инвариант межличностного общения в целом.

Использованные источники:

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, 1979

3. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: учебное пособие. М.: РИПхолдинг, 2005. 274 с.

4. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиа речи. М.: МАКС Пресс, 2000. 288 ^

5. Корнилова Н.А. Фатика как фактор изменения речевой структуры журналистских жанров. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1238

6. Кройчек Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

7. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ в.): Научное издание / С.И. Сметанина.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.- 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.