УДК 352/354
Нагорнова А. С.
Современные формы взаимодействия государства и общества на примере администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга*
В статье рассматриваются существующие формы взаимодействия власти и общества и их практическое применение на определённой локальной территории. Предложена авторская классификация форм взаимодействия. На основе анализа представленного опыта взаимодействия региональной (районной) власти с населением региона проведена оценка взаимодействия руководства Пушкинского района с гражданами, проживающими на его территории (стабильно), сделан вывод о том, что при этом оперативно не учитываются изменения, которым постоянно подвергается весь мир. Автором предложены некоторые мероприятия повышения уровня эффективности анализируемого взаимодействия.
Ключевые слова: формы взаимодействия, гражданское общество, государство, социально-экономическое развитие, эффективное взаимодействие.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 82.13.37 Местное и региональное управление.
ВАК: 08.00.05: 12.00.02
Nagornova A. S.
Modern forms of interaction between the state and society on the example of the administration of the Pushkinsky district
of Saint Petersburg
The article deals with the existing forms of interaction between government and society and their practical application on a certain local territory. The author's classification of interaction forms is proposed. On the basis of the analysis of the presented experience of interaction of regional (district) authorities with the population of the region, the interaction of the Pushkinsky District Administration with the citizens living on its territory (stably) was assessed, and the conclusion was made that the changes to which the whole world is constantly exposed are not taken into account promptly. The author proposes some measures to improve the efficiency of the analyzed interaction.
Key words: forms of interaction, civil society, state, socio-economic development, effective interaction.
JEL classifications: H 19
© Нагорнова А. С., 2020 © Nagornova A. S., 2020
* Статья подготовлена на основе пленарного доклада 9-й междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (11 июня 2020 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель канд. экон. наук, доц. Сысова Е.Л.
Известно, что грамотно выстроенные взаимоотношения населения и власти всегда выступают одним из важнейших факторов социально-экономического развития любого государства, поскольку для большинства стран они являются одним из основных источников и развития экономических систем (организаций и территорий), и решения социальных проблем.
Такое взаимодействие мы понимаем как деятельность различных гражданских институтов и органов власти между собой, направленная на выполнение задач, стоящих перед государством, удовлетворение потребностей населения путем наиболее рационального использования сил, средств и методов, имеющихся в их распоряжении.
Основные элементы взаимодействия власти и общества представлены схематично на рис. 1.
Гражданское общество
Содержание: Сфера реализации повседне з ных интересов индивидов Средства реализации: Убеждение, правовые и морал ные нормы, традиции, обычаи
Основа гражданского общества:
Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью
которых он их
реализует
Политические силы:
Государство
Содержание: Сфера реализации общезначимых интересов социаль-ых групп, классов, этносов
Средства реализации: Конституция, власть, принуждение, право
Основы государства: Политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элита
Рис. 1. Взаимодействие государства и гражданского общества [2, с. 260]
«Формы взаимодействия государства и гражданского общества -регламентированные в нормах конституционного законодательства основные институты непосредственной и представительной демократии, направленные на реализацию важнейших постулатов и ценностей, вытекающих из конституционных характеристик демократического, правового, социального государства в России», -такое определение, с которым мы согласны, сформулировал А.Н. Писарев [3, с. 52].
Однако единой принятой классификации форм взаимодействия власти и общества на сегодняшний момент нет. Многие научные деятели предлагают в своих трудах авторские классификации, но ни одна из них не стала, к сожалению, базовой, общепринятой, основополагающей. Поэтому, основываясь на опубликованных работах, мы предлагаем классификацию форм взаимодействия населения и органов власти, где в качестве критерия выделены содержание и характер взаимодействия власти и общества. При такой классификации логически выделяются следующие группы форм:
- базовое информационное обеспечение жизнедеятельности населения;
- деятельность, направленная на выявление социальные проблем;
- деятельность, направленная на решение социальных проблем;
- деятельность по осуществлению экспертного консультирования специалистами по различным вопросам, рассматриваемым государством.
Рассматривая предложенные формы, можно заметить, что они тесно взаимосвязаны между собой, но при этом имеют характерные отличительные черты. Рассмотрим их подробнее на примере деятельности администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В ходе исследования нами была проанализирована каждая из указанных групп, а также сформированы рекомендации для улучшения взаимодействия по каждой группе.
Согласно законодательству РФ, органы власти информируют население о своей деятельности [1], а население, в свою очередь, заявляет о своих потребностях с помощью обращений. Обращения предоставляются либо посредством личного посещения, либо с помощью интернет-порталов, таких как Электронная приемная, Госуслуги и др.
Обращения граждан
■ С помощью электронных ресурсов
■ Посредствомличного посещения Администрации
Рис. 2. Обращения граждан за I квартал 2020 г. [4]
На рис. 2 представлены данные обращений в администрацию Пушкинского района за I квартал 2020 г. Всего поступило 1373 обращения граждан в письменной и устной формах. Из них 583 (42,4 %) представляют собой электронные обращения. С каждым отчетным периодом количество обращений, направленных путем использования электронных ресурсов, растет, что говорит о необходимости углубленного развития данного направления. В свою очередь, руководители и специалисты администрации систематически принимают участие в от-
четах органов местного самоуправления перед общественностью, где освещаются итоги социально-экономического развития прошедшего года и задачи на будущий год.
Помимо электронных средств (на сайте администрации gov.spb.ru в разделе Пушкинского района), деятельность администрации района и подведомственных ей учреждений освещается собственными печатными средствами: городскими и районными СМИ «Царскосельская газета» [8], «Вестник администрации»; телевизионными: районным кабельным каналом «Пушкин-ТВ», а также неподконтрольными городскими СМИ. Анализируя деятельность администрации района по данному направлению, можно сделать вывод, что она осуществляется в достаточном объеме.
Пушкинский район регулярно принимает участие в проекте «Твой бюджет», в рамках которого граждане предлагают свои инициативы по созданию, развитию и улучшению конкретных объектов городской среды [5]. В 2020 г. на конкурс заявлено 700 инициатив из Пушкинского района. По нашим подсчетам около 30 % инициатив касаются благоустройства территорий. Отметим, что благоустройство территории -обязанность администрации района. Участвуя в проекте, как можно предположить, граждане стремятся сфокусировать внимание властей на особо наболевших вопросах благоустройства и облагораживания территорий. Также насущными проблемами являются освещение на дорогах, оборудование их пешеходными переходами и др.
Еще одним регулярным проектом администрации Пушкинского района является проект «Родной район» [7]. Предусмотренные в программе до 2022 г. изменения в районе включают открытие новых социально значимых объектов: детских садов, станции скорой медицинской помощи; оснащение медицинским оборудованием медучреждений, благоустройство дворовых территорий, создание стоянок-«перехват», ликвидацию несанкционированных свалок.
В рамках деятельности, направленной на решение социальных проблем, где взаимодействие осуществляется посредством участия населения в выборах, деятельности общественных фондов и организаций и др., в Пушкинском районе также проводится ряд мероприятия [4].
Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации, на территории Пушкинского района функционируют 26 общественных организаций, которые занимаются выявлением проблем муниципальных образований, формированием запросов в органы власти и т. д., организацией общественных советов и выработкой рекомендаций при восстановлении храмов и иных памятников истории и культуры, а также при строительстве новых храмов. Также осуществляют свою деятельность общества, организующие поддержку и защиту прав отдельных групп населения: ветеранов, жертв репрессий, инвалидов и др.
Помимо деятельности общественных организаций, решение социальных проблем осуществляется посредством проведения мероприятий с участием граждан в охране общественного порядка. Для участия граждан в пресечении нарушений на различных мероприятиях на территории Пушкинского района действуют четыре объединения. Одной из главных задач народной дружины и общественных объединений является содействие правоохранительным органам в предупреждении и пресечении совершения правонарушений. Деятельность добровольных народных дружин является возможностью проявить свою активную гражданскую позицию, тем самым способствуя созданию безопасной и комфортной городской среды.
В качестве деятельности по осуществлению экспертного консультирования специалистами по различным вопросам, рассматриваемым государством, можно отнести деятельность Общественного совета
Пушкинского района. Целью его функционирования является привлечение общественности к участию в экономическом и социальном развитии Пушкинского района Санкт-Петербурга. Общественный совет должен разрабатывать и предоставлять администрации Пушкинского района предложения по вопросам совершенствования ее деятельности, а также деятельности учреждений, находящихся в ведении администрации; по вопросам экономического и социального развития Пушкинского района.
Анализируя формы взаимодействия, в рамках которых осуществляет свою деятельность администрация района, можно предложить еще один канал взаимодействия с населением - организацию «прямых линий» с руководителями администрации. На текущий момент такая инициатива уже предложена в рамках проекта «Российская общественная инициатива» (РОИ) и находится на общем голосовании на портале РОИ [6]. Цель реализации подобного метода заключается в решении вопросов местного уровня непосредственно местной властью.
Организация «прямого включения» с руководителями администрации особенно актуально будет действовать в период, когда личное посещение невозможно. Например, когда в период карантина в связи с пандемией вируса ^^-19, личный прием во всех организациях временно прекращен, но населению так же, как и в мирное время, необходимо получать ответы на обращения. В связи с этим «прямые линии» с местной властью, на наш взгляд, были бы особенно востребованы. Для осуществления данного предложения необходимо также создать внутренний документ, где будет прописана периодичность проведения такого рода мероприятий, интернет-площадка или соцсеть, с помощью которой будет производиться «прямое включение», время эфира. Помимо этого, следует упростить процедуру отве-
та на вопросы граждан. А также вместе с анонсом таких мероприятий необходимо выкладывать форму, где население сможет заранее задать вопрос, а глава администрации или другой специалист, участвующий в эфире, сможет подготовить грамотные ответы.
Таким образом, вопрос качества взаимодействия с населением является одним из важнейших для успешного функционирования государства и представляющих его органов власти на всех уровнях. Поэтому, оценивая взаимодействие именно руководства Пушкинского района с гражданами, проживающими на его территории, можно сказать, что оно осуществляется стабильно, но не учитывает изменения, которым постоянно подвергается весь мир. В связи с этим можно рекомендовать региональным органам власти воспользоваться новыми возможностями и осуществить разработку и внедрение более современных, актуальных и удобных способов взаимодействия населения и власти для создания наиболее комфортной среды и повышения эффективности такого взаимодействия.
Список литературы
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
2. Ланцов С.А. Политология: учеб. пособие. - СПб., 2011.
3. Писарев А.Н. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Российский гос. ун-т правосудия, 2017.
4. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга, раздел администрации районов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/ terr/reg_pushkin/, свободный. (дата обращения: 26.05.2020).
5. Официальный сайт проекта «Твой бюджет» [Электронный ресурс]. - URL: https://tvoybudget.spb.ru/, свободный (дата доступа: 26.05.2020 г.).
6. Портал «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.roi.ru/57737/ свободный (дата обращения: 26.05.2020).
7. Портал Санкт-Петербург. Госуслуги. Страница проекта «Родной район» [Электронный ресурс]. - URL: https://gu.spb.ru/mfc/news/563345/, свободный (дата обращения: 26.05.2020).
8. Электронная версия Царскосельской газеты [Электронный ресурс]. - URL: https://pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta, свободный (дата обращения: 26.05.2020).
References
1. Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya: fed.zakon ot 09.02.2009 N 8-FZ.
2. Lancov S. A. Politologiya: uchebnoe posobie St. Petersburg, 2011.
3. Pisarev A. N. Formy vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obshche-stva v Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. Moscow: Rossijskij gosudarstvennyj uni-versitet pravosudiya, 2017.
4. Oficial'nyj sajt Administracii Sankt-Peterburga, razdel administracii rajonov. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_pushkin/
5. Oficial'nyj sajt proekta «Tvoj byudzhet». URL: https://tvoybudget.spb.ru/
6. Portal Rossijskaya obshchestvennaya iniciativa. URL: https://www.roi.ru/57737/ svobodnyj
7. Portal Sankt-Peterburg Gosuslugi, stranica proekta «Rodnoj rajon». URL: https://gu.spb.ru/mfc/news/563345/
8. Elektronnaya versiya Carskosel'skoj gazety. URL: https: //pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta, svobodnyj