Научная статья на тему 'Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе'

Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5691
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДХОД / СВОБОДА ВЫБОРА / "ЗОНА СВОБОДНОГО ПОИСКА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Е.А.

В статье рассматриваются современные формы внеурочной деятельности по русскому языку, её особенности, преимущества, отличие от урочного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе»

УДК: 371.8

Кочеткова Е. А.

студентка 4 курса, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются современные формы внеурочной деятельности по русскому языку, её особенности, преимущества, отличие от урочного обучения.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, современные формы занятий по внеурочной деятельности, индивидуальных подход, свобода выбора, «зона свободного поиска».

Внеурочная деятельность на сегодняшний день является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной жизнедеятельности. Внеурочная деятельность — важная, неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания младших школьников. Это проявляемая вне уроков активность учеников, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1 -4 классов, но и свежим взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Внеурочная деятельность — это часть основного образования, направленная на помощь учителю и ученику в освоении нового вида учебного процесса. Она помогает сформировать учебную мотивацию, способствует увеличению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Так же происходит выстраивание сети, которая обеспечивает детям сопровождение, поддержку на этапах приспособления, способность осознанно применять в ситуациях базовые знания, различающихся от учебных.

В связи с новыми целями на должном уровне меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения и переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребенка, на обеспечение условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового общаться, думать, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В данных условиях значительную актуальность приобретает проведение комплексной, систематической внеклассной работы по русскому языку: "обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса..." [1].

Основа овладения детьми русского языка закладывается в начальной школе. Развитие любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности считается важной и неотъемлемой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и на дополнительных внеклассных занятиях по русскому языку. Хорошо спланированные и систематически-дополнительные занятия по русскому языку дают возможность, во-первых — отрабатывать знания и навыки, полученные детьми на уроке; во-вторых — шире познать богатство русского языка, познакомить их с такими фактами, которые не рассматриваются на

уроках. Урок не может вместить всё, что интересно детям, и всё то, что необходимо им для практического овладения русским языком.

Во внеурочной деятельности, получается, наиболее успешно применить индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его особенностей, способностей, в полной мере удовлетворить его познавательные и жизненные интересы. На внеклассных уроках, в отличие от классных, учащиеся мало пишут, но много говорят.

Основными формами занятий являются: проблемные и творческие задания. Под формами организации занятий подразумевается внедрение современных педагогических технологий, что способствует эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся.

Модель внеурочной деятельности реализуется через такие формы как: олимпиады и викторины, конкурсы и турниры, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, выставки-ярмарки, презентации, соревнования, отчётные концерты, демонстрации личностных достижений, авторские выставки, встречи с интересными людьми, сольные концерты, выступления и др.

Внеклассная работа позволяет детям общаться с наиболее широким, чем на классном занятии, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности является интерес. Если рабочий процесс на уроке регламентирован единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения — возможностью делать то, что он хочет и может: пробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, "зона свободного поиска" [9].

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное обучение, она задает тон ломке методических стереотипов, созданию новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества педагога, модернизирующей нетрадиционные для учебного процесса формы коммуникации с миром слов, адекватные современной социокультурной ситуации.

Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием "дополнительных занятий" или "работы с отстающими", которые проводят для оказания помощи ученикам, не уяснившие по той или иной причине программный материал и должны восполнить пробелы в знаниях. Внеклассная работа по русскому языку, как правило, проводится в учебном году параллельно с классными занятиями. Обычно она тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие — тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы — составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы школьника, учитывать и опираться на них. Таким образом, внеурочная работа признается своеобразной формой научной популяции. Изучение лингвистических интересов школьников показывает, как велико желание детей узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку — подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, — совпадает, внеурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.

Литература

1. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка [Текст] / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — №5. — С. 24-28.

2. Жесткова Е.А. Обучение глаголам звучания: коммуникативно-речевой аспект [Текст] / Е. А. Жесткова, Л. В. Филиппова // Приволжский научный вестник. — 2013. — №8 (24). — Т.2. — С. 68-74.

3. Жесткова Е.А. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе как средство обогащения речи младших школьников [Текст] / Е. А. Жесткова, А. А. Князева // Научный поиск. — №4.1. — 2013. — С. 36-38.

4. Жесткова Е. А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 12 — С. 85-88.

5. Жесткова Е.А. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков младших школьников // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Сб. статей по материалам междунар. науч. конф. 2-5 апреля 2014 г. Междуреченск, Кузбасский гос. технич. университет имени Т.Ф. Горбачева. — Междуреченск: изд-во Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, 2014. — С. 292-294.

6. Жесткова Е.А. Фразеологизмы как средство формирования лингвокультурной компетентности у детей-билингвов [Текст] / Е. А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: сб. материалов Всерос. науч. конф. (с международ. участием) 15 апреля 2014 г. Пермь, Пермс. гос. нац. исследов. университет. — Пермь: изд-во ПГНИУ, 2014. — С. 38-44.

7. Жесткова Е.А. Литературное краеведение как средство формирования мировоззрения младших школьников // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: сб. материалов Всерос. науч. конф. 26 марта 2014 г. Нижневартовск, Нижнев. гос. университет. — Нижневартовск: изд-во НГУ, 2014. — С. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.