УДК 334.021
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ РОССИИ
Сергей Михайлович Никитенко
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, 650065, Россия, г. Кемерово, пр. Ленинградский, 10, доктор экономических наук, заведующий лабораторией мониторинга и прогнозирования развития проектов государственно-частного партнёрства в области комплексного освоения недр, тел. (384)245-20-63, e-mail: [email protected]
Елена Владимировна Гоосен
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, 650065, Россия, г. Кемерово, пр. Ленинградский, 10, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории мониторинга и прогнозирования развития проектов государственно-частного партнерства в области комплексного освоения недр, тел. (384)245-20-63, e-mail: [email protected]
Россия вступает в новый этап своего развития. В ближайшие годы предстоит создать новую модель, опирающуюся на внутренние источники развития на основе комплексного освоения недр (КОН) и устойчивого развития территорий. Переход на такую модель невозможен без взаимовыгодного партнерства власти и бизнеса на основе проектного подхода в форме ГЧП.
Ключевые слова: партнерство власти и бизнеса, ГЧП проекты, угольная отрасль, комплексное освоение недр.
CONTEMPORARY FORMS OF COOPERATION BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT IN THE RESOURCE INDUSTRIES
Sergey M. Nikitenko
The Federal Research Centre of Coal and Coal Chemistry SB RAS, 650065, Russia, Kemerovo, 10 Leningradsky Prospect, Ph. D., Head of the Laboratory of monitoring and forecasting of development of public-private partnership in complex development of a subsoil, tel. (384)245-20-63, e-mail: [email protected]
Elena V. Goosen
The Federal Research Centre of Coal and Coal Chemistry SB RAS, 650065, Russia, Kemerovo, 10 Leningradsky Prospect, Ph. D., Leading Research Assistant of the Laboratory of monitoring and forecasting of development of public-private partnership in the complex development of a subsoil, tel. (384)245-20-63, e-mail: [email protected]
Russia is entering a new stage of its development. In the next few years will create a new model of development, based on domestic sources of development, which should be based integrated development of mineral resources (KON), and sustainability. The transition to this model is not possible without a mutually beneficial partnership between business and government on the basis of the project approach in the form of PPP.
Key words: Partnership between business and government, PPP projects, the coal industry, the comprehensive development of mineral resources.
Россия вступает в новый этап своего развития. В условиях падения цен на энергоносители и экономических санкций возможность дальнейшего развития страны исключительно за счет добычи и реализации на внешнем рынке дорогих природных ресурсов стала невозможной. В ближайшие годы предстоит создать новую модель развития, опирающуюся на внутренние источники, в основе которой должно лежать комплексное освоение недр (КОН) и устойчивое развитие территорий. Переход на такую модель невозможен без взаимовыгодного партнерства власти и бизнеса на основе проектного подхода. В Сибири уже сформировался опыт реализации таких проектов, в том числе в сфере комплексного освоения недр в следующих формах: государственно-частное партнерство (ГЧП), соглашения о социально-экономическом сотрудничестве крупных компаний и администраций регионов, программ развития регионов.
В России проекты ГЧП начали реализоваться с 2000-х гг. Это сложные проекты, которые могут реализовываться в форме контракта о технической помощи, контракта на управление, контракта жизненного цикла, лизингового договора с инвестиционными обязательствами, концессии, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о разделе продукции и др. В мире не существует ни общепринятого определения, ни жестко определенного перечня конкретных форм сотрудничества. Однако большинство исследователей и специалистов сходятся на том, что от любых других форм взаимодействия власти и бизнеса их отличают следующие черты: долгосрочный проект с четко определенными сроками; добровольный взаимовыгодный характер сотрудничества; формальный характер сотрудничества на основе контрактов и соглашений с четкой структурой взаимодействия и распределением рисков и выгод; совместное участие бизнеса и власти в финансировании и управлении и/или реализации проектом; производство общественных или квазиобщественных благ, направленное на решение важнейших социально-экономических проблем [3].
На сегодняшний день, по данным федерального портала «ГЧП-инфо», в России реализуется 1258 проектов. Большая часть проектов - это концессионные соглашения в инфраструктурной и социальной сферах. Однако есть положительный опыт реализации ГЧП проектов и в отраслях, занятых добычей, переработкой и транспортировкой природных ресурсов: создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва, программа комплексного развития Нижнего Приангарья. Однако доля таких проектов невелика. Они реализуются в рамках крупных программ развития отраслей и регионов и финансируются с помощью Инвестиционного фонда РФ. При этом на проекты, ориентированные на освоение природных ресурсов, приходится только 10 % от общего числа инвестиционных проектов [4].
В большинстве сибирских регионов взаимодействие между ресурсодобывающими компаниями и региональными властями осуществляется в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Эти соглашения нельзя относить к классическим ГЧП. Они носят краткосрочный характер наряду с
элементами инвестиционного проекта, содержат элементы благотворительности, не всегда можно говорить о равноправии партнеров. Тем не менее они содержат отдельные элементы ГЧП проектов, выполняют их функции, поэтому их можно называть квази-ГЧП проектами.
В рамках соглашений компании получают поддержку органов власти соответствующего субъекта Федерации на присутствие в регионе. В свою очередь, региональная власть за счет соглашений о социально-экономическом сотрудничестве обеспечивает стабильность ситуации в регионе. В рамках соглашений решаются вопросы развития инфраструктуры регионов, поддерживается занятость, ведется финансирование социальных программ, которые хронически недофинансируются из центра. Фактически, соглашения подменяют собой не только ГЧП проекты, но и промышленную политику развития регионов.
Кузбасс является одним из наиболее показательных в части использования соглашений о социально-экономическом сотрудничестве как инструмента политики развития региона. По данным Администрации Кемеровской области, в 2015 г. было подписано 37 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, в том числе 26 - с угледобывающими компаниями [2]. Динамика соглашений и отраслевая принадлежность компаний, заключивших соглашения в 2011-2015 гг., представлена в таблице.
Таблица
Отраслевая структура соглашений о социально-экономическом сотрудничестве в Кемеровской области [2]
Количество соглашений по годам
Отрасль 2011 2012 2013 2014 2015
1 Угледобывающие компании 33 31 30 28 26
2 «Неугольные» компании, занятые в промышленном производстве 4 6 6 4 3
3 Торговые компании 0 5 6 4 5
4 Финансовые организации 0 3 3 2 -
5 Предприятия АПК 0 0 0 6 6
Всего 37 45 45 44 37
Доля угледобывающих компаний, % 89 69 67 63,5 70,3
В рамках соглашений администрация области берет на себя обязательства оказывать поддержку бизнес-структурам в Кузбассе в форме предоставления бюджетных кредитов, лоббирования интересов компаний в федеральных органах государственной власти. Особенно важным для компаний является поддержка инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры: строительство и реконструкция электростанций, строительство новых железнодорожных веток и пр. Компании, в свою очередь, обязуются наращивать инвести-
ции в предприятия региона, следовать принципам корпоративной социальной ответственности, принимать участие в финансировании региональных социальных программ Кузбасса [1].
Подводя итоги практики реализации квази-ГЧП в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между органами власти и крупнейшими угольными компаниями в Кемеровской области, важно отметить, что соглашения оказывают двойственное влияние на развитие региона, угольных компаний и на сам институт ГЧП. Содержание соглашений о социально -экономическом сотрудничестве показывает, что, несмотря на наличие в них инвестиционной составляющей, в целом они ориентированы на использование ресурсов бизнеса для реализации социальных проектов и поддержание социально-экономической стабильности территории. С другой стороны, «повышенные социальные обязательства» зачастую отвлекают средства от комплексного освоения недр на определенной территории. Поэтому говорить о том, что проекты квази-ГЧП являются инструментом для развития территорий на основе КОН, по мнению авторов, рано. Они нуждаются в модификации отношений между властью и бизнесом и четком законодательном регулировании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гоосен Е.В. Региональная дифференциация института Государственно-частного партнерства в России // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономическая. - 2013. - №1(43). - С. 121-134.
2. Пресс-релизы соглашений областной администрации и предприятий Кемеровской области на портале администрации Кемеровской области // URL: http://kemoblast.ru
3. Состояние и перспективы развития проектов государственно-частного партнерства в контексте комплексного освоения недр / под. ред. А.Э. Конторовича. С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен. - Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2015 - 331с.
4. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» // URL: http://www.pppi.ru/projects.
© C. М. Никитенко, Е. В. Гоосен, 2016