Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Козлова Елена Викторовна
НИИ труда и социального страхования Научный сотрудник Kozlova Elena Institute labour and social insurance Scientific officer E-Mail: evk.kozlova@yandex.ru
08.00.01 - экономическая теория
Современные формы реализации государственно-частного партнерства в инновационной сфере
Modern forms of public-private partnership in the innovation sphere
Аннотация: В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения
государственно-частного партнерства в научно-исследовательском секторе, рассматриваются преимущества этого механизма в стимулировании инновационного развития. Основное внимание уделено анализу форм и методов финансирования научно-исследовательской деятельности в рамках ГЧП, на основе чего сформулированы принципы совершенствования взаимосвязей и взаимоотношений между государством и бизнесом в целях активизации их совместного сотрудничества в инновационной сфере.
Abstract: The article highlights the issues of necessity of introduction of state-private partnership in the research sector, discusses the advantages of this mechanism in promoting innovative development. The main attention is paid to the analysis of forms and methods of financing scientific research activities in the framework of the PPP, which formulates the principles of improvement of interactions and relationships between the state and business in order to enhance their mutual cooperation.
Ключевые слова: Государственно-частное партнерство; инновационная сфера;
инновации; инновационное развитие; инвестиции; венчурное финансирование.
Keywords: Public-private partnerships; innovation sphere; innovation; innovative
development; investment; venture capital financing.
***
Прогресс науки и создание новых технологий обеспечивают высокий уровень развития и конкурентоспособность экономики. Однако в России этот процесс идет медленно, поскольку используются преимущественно традиционные механизмы передачи технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета. Они отличаются большой консервативностью и реализуются слишком медленно и неэффективно. Основная проблема низкой эффективности инновационной политики в стране кроется в наличии разрыва между фундаментальными и технологическими исследованиями и коммерческим использованием их результатов, что связано с ограниченным вовлечением в этот процесс предприятий частного сектора. В связи, с чем на повестку дня выдвигаются задачи поиска путей эффективного вовлечения российского бизнеса в процесс формирования и развития научно-технического потенциала.
Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для решения этой задачи в современных условиях является наиболее оптимальным вариантом.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Это демонстрирует практика применения ГЧП в ряде западноевропейских стран, когда государство и частный сектор объединяют свои интересы в тех сферах, где не могут действовать полностью самостоятельно. Высокая эффективность использования государственно-частного партнерства в инновационной сфере базируется на действии следующих факторов [1,а 12]:
• устойчивой институциональной основе проектов ГЧП;
• правовой обеспеченности базовых условий реализации договоров и соглашений в рамках ГЧП;
• справедливом распределении возможностей и рисков в реализуемых проектах ГЧП на основе договорного закрепления прав, обязанностей и сфер ответственности между участниками;
• эффективных инструментах государственного управления инновационной сферой.
При всем разнообразии использования механизмов ГЧП, все они объединяются общей концепцией, согласно которой основной ориентир в реализации проекта должен быть нацелен не на достижение более благоприятного соотношения цены и качества (как это сейчас применяется в России), а на максимальное использование потенциала бизнеса в реализации совместной с государством деятельности [2, с. 73].
Отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государством и бизнес-структурами в инновационной сфере является в настоящее время существенным препятствием эффективного развития экономики, что требует поиска оптимальных подходов к решению этой проблемы.
В настоящее время для реализации концепции ГЧП в инновационной сфере существуют два препятствия. Во-первых, основные научные и технические разработки традиционно производятся в государственном секторе за счет средств госбюджета. При этом отсутствуют эффективные механизмы передачи этих разработок в производство в силу ограниченности числа инновационно-ориентированных промышленных предприятий.
Во-вторых, сложившаяся в России политика инвестирования в фундаментальные и технологические исследования не ориентирована на коммерческое использование их результатов. За счет средств госбюджета финансируются сегодня только сами разработки, а не их внедрение в производство, т.е. коммерциализация. Вместе с тем коммерциализация научных разработок и новых технологий связана дополнительными затратами, которые зачастую бывают более значительными, чем использованные на исследовательской стадии. В связи с чем финансирование стадии внедрения научно-технических разработок могли бы осуществлять предпринимательские структуры с последующим использованием их в собственном производстве. Создание условий для трансфера научно-технических разработок их исследовательского сектора в производственный требует решения следующих задач:
• определение условий и форм передачи разработок;
• нормативное установление критериев отбора научных разработок для их коммерциализации в производственном секторе;
• разработка методики ценообразования на коммерциализируемые научные результаты;
• создание информационной инфраструктуры взаимодействия научноисследовательских подразделений и бизнес-структур.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
В силу чего, создание государственно-частных партнерств в научно-исследовательском секторе может быть именно тем механизмом, который позволит объединить интересы государства и бизнеса на взаимовыгодной основе. Для России использование государственночастного партнерства может стать механизмом замещения государственной технологической политики на основе формирования устойчивых связей между исследовательскими подразделениями и бизнес-структурами. Государственно-частное партнерство позволяет не только оптимизировать риски осуществления научно-исследовательской деятельности, но и выступает как инструмент привлечения крупного бизнеса к созданию новых продуктов и технологий.
На сегодняшний день в научно-исследовательском секторе сложились такие формы государственно-частного партнерства, которые построены на совместном финансировании проектов за счет средств госбюджета и частных инвестиций, где интерес бизнеса состоит в получении прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации. В большей степени заинтересованность бизнеса проявляется к проектам, в которых они получают возможность осуществлять софинансирование ранних стадий коммерциализации научно-технических разработок («посевное» финансирование). Кроме того, в последнее время стали появляться совместные научно-исследовательские центры в областях, которые раньше были исключительно в компетенции государственных структур (оборона, охрана окружающей среды, здравоохранение).
Однако до сих пор не получила широкого распространения такая форма развития научно-исследовательского сектора как венчурное финансирование, задачей которого является стимулирование роста предприятия путем предоставления фиксированной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале. Стимулирующая функция венчурного финансирования проявляется в том, что по прошествии определенного времени инвестор свои доли в уставном каптале, полученные в обмен на инвестиции, передает прежним владельцам, а в обмен получает прибыль. В качестве инвестора почти всегда выступают венчурные фонды, особенность деятельности которых состоит в том, что они выступают посредниками между инвесторами и объектами инвестирования.
Проблема ограниченного использования венчурного финансирования в России обусловлена наличием законодательных ограничений по созданию венчурных фондов, которые должны учреждаться только в организационно-правовой форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), в то время как на Западе они учреждаются в форме обществ с ограниченной ответственностью [3,с.8]. Кроме того, ЗПИФ обязаны вкладывать все привлеченные денежные средства единовременно, а не по мере формирования портфеля проектов, что требует от них поиска беспроигрышных вариантов инвестирования, рассчитанных на получение высокой нормы прибыли. Эти два ограничения не способствуют развитию венчурного финансирования, поскольку стимулируют инвесторов выбирать только коммерчески успешные проекты.
Анализ форм участия бизнеса в совместных инновационных проектах в рамках государственно-частного партнерства показывает, что основная проблема кроется в несовершенстве институциональных форм их реализации, отсутствии учета объективных взаимосвязей и взаимоотношений между государством и бизнесом. Это обуславливает необходимость совершенствования механизмов ГЧП в инновационной сфере на основе четко определенных принципов осуществления сотрудничества участников отношений.
Во-первых, эффективное сотрудничество государства и бизнеса возможно только в рамках соблюдения равноправия и ответственности всех участников реализации проектов в рамках ГЧП.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Во-вторых, необходим оптимальный учет интересов обеих сторон партнерских взаимоотношений не только в рамках обеспечения финансирования, но и распределения конечного продукта.
В-третьих, критерием выбора стороны партнерства должны стать не минимальная стоимость ресурсов и их источников, а возможность получения максимального эффекта за счет использования потенциала бизнеса.
В-четвертых, с целью минимизации рисков совместных проектов государство должно обеспечивать определенные гарантии для бизнес-структур, участвующих в проектах, в части снижения финансовой нагрузки за счет льгот и преференций (получение лицензий, регистрация прав на использование научной продукции, таможенные льготы и др.).
Институциональное оформление указанных принципов развития государственночастного партнерства создаст реальную основу для повышения заинтересованности бизнеса в участии развития научно-исследовательского сектора страны, а также будет способствовать определению роли и места предпринимательских структур в инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженова В.С. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях / В.С.Баженова, Н.А. Пивоваров. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
2. Белкин Е.В. Формы регулирования взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг/ Е.В. Белкин, Т.К. Блохина //Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №1 (14). [Электронный ресурс]. - М. 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.m/sbomik6/4.pdf, свободный - Загл. с экрана.
3. Богачев Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационных системах/ Ю.С. Богачев, А.М. Октябрьский // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2012.№ 2.-С.7-14.
Рецензент: Блохина Т.К., профессор, д.э.н., Российского университета дружбы народов.