Степанов Юрий Викторович
Stepanov Yury Viktorovich НИИ труда и социального страхования SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE of labour and social insurance
Аспирант/post-graduate student E-Mail: ya2@ya.ru
Современные формы реализации частно-государственного партнерства в образовании
Modern forms of public-private partnerships in education
Аннотация: В статье раскрываются формы реализации частно-государственного партнерства в образовании, среди которых выделены две основные формы, имеющие принципиальное значение - институциональные и контрактные. Эффективность развития этих форм во многом расширяет возможности учебных заведений в подготовке специалистов более высокого уровня, а для бизнес-структур открывает возможности кадрового обновления производства в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.
The Abstract: In article forms of realization of the private and state partnership in education among which two main forms having basic value - institutional and contract are allocated reveal. Efficiency of development of these forms in many respects expands possibilities of educational institutions in training of specialists of higher level, and for business structures opens possibilities of personnel updating of production according to requirements of innovative development of economy.
Ключевые слова: Частно-государственное партнерство, институциональные формы сотрудничества, контрактные формы сотрудничества.
Keywords: Private and state partnership, institutional forms of cooperation, contract forms of cooperation.
***
Мировой опыт показывает, что частно-государственное партнерство (ЧТИ) является одним из способов эффективной реализации экономических и социальных проектов. В последнее время через использование различных форм такого сотрудничества происходит развитие ведущих образовательных учреждений, демонстрирующих значительные успехи в плане повышения качества и эффективности подготовки специалистов. В результате этого произошло усиление интереса со стороны государства к бизнес-структурам с позиции использования их потенциала для финансирования и развития ведущих образовательных учреждений.
Начиная с 2005 г. в России приступили к внедрению механизмов соинвестирования образовательных проектов путем использования частно-государственного партнерства. В настоящее время взаимодействие государства и бизнеса в сфере образования реализуется через институциональные и контрактные формы.
Институциональные формы партнерства государственных и муниципальных образовательных учреждений и предприятий частного сектора предполагают создание специальных самостоятельных структурных подразделений при учебных заведениях на основе объединения общих ресурсов. Вузы обычно предоставляют помещения, квалифицированный персонал, в то время как бизнесмены берут на себя вопросы финансирования проекта. В ходе развития
практики институциональных форм частно-государственного сотрудничества в России сформировалось несколько таких направлений:
• учреждение эндаумент-фондов ВУЗов;
• открытие бизнес-школ, учредителями которых являются субъекты частного сектора - физические и юридические лица;
федр ВУЗов);
формирование совместных образовательных структур (например, базовых ка-создание исследовательских центров в форме самостоятельных юридических
лиц.
На первом месте по эффективности партнерского сотрудничества находятся эндау-мент-фонды или фонды целевого капитала в рамках образовательных учреждений. Механизм эндаумент-фонда образовательного учреждения имеет несколько важных составляющих.
Рис. Механизм деятельности эндаумент-фонда образовательного учреждения
В его структуре во взаимодействие вступают такие агенты как жертвователи, управляющая компания, образовательное учреждение-получатель дохода от целевого капитала. Эффективность этого взаимодействия определяется двумя факторами: во-первых, размером целевого капитала, и во-вторых, профессионализмом управляющей компании, которая смогла бы не только сохранить и эффективно распорядиться целевым капиталом, но осуществлять его приращение.
На сегодняшний день в России создано уже 23 эндаумент-фонда и их число продолжает расти. Можно отметить ряд наиболее удачных эндаумент-фондов, созданных при следующих вузах [1]:
- Финансовая академия при Правительстве РФ;
- Южный федеральный университет;
- Сибирский федеральный университет;
- МГИМО;
- ГУ-Высшая школа экономики;
- Высшая школа менеджмента СПбГУ;
- Европейский университет в Санкт-Петербурге;
- Московская школа управления Сколково.
Не меньшее значение среди институциональных форм развития ЧГП в образовании имеет создание совместных образовательных структур. Наиболее часто в вузах создаются совместные и базовые кафедры предприятий - партнеров, научно-образовательные и учебные центры, оборудованные при помощи частных инвесторов, для которых осуществляется образовательная, научная и учебно-методическая работа. Такие структуры позволяют повысить качество подготовки студентов, обеспечить эффективное взаимодействие и использование уникального оборудования, интегрировать корпоративные технологии и стандарты в образовательные программы вузов. Примером эффективности применения данных механизмов являются центры и кафедры, создаваемые отдельными крупными компаниями - Центр технологий 1ВМ в МФТИ, Центр международной логистики ОАО РЖД в СПбГУ, Проектно-учебный институт ОАО Сбербанк в ГУ-ВШЭ и др.[3]
Механизм создания совместных образовательных структур
реализуется в форме образовательных кластеров, которые чаще всего создаются при участии и поддержке региональных органов власти и частных партнеров на базе ведущих профильных образовательных учреждений. Данные программы уже выходят на региональный уровень и встраиваются в рамки приоритетных государственных программ развития региона.
Второе направление развития ЧГП в образовании - в форме контрактов - в отличие от институциональной формы ГЧП в настоящее время получило более широкое распространение по следующим направлениям:
• строительство и реконструкция объектов образовательного учреждения на основе концессии;
• подготовка специалистов на основе сформулированных заказчиком квалификационных требований;
• формирование системы внутрифирменного обучения специалистов;
• вложение средств в материально-техническую базу университетов, в том числе проведение реставрационных и ремонтно-восстановительных работ;
• строительство новых объектов для образовательных учреждений на основе инвестиционных договоров с органами государственной власти;
• поддержка студентов образовательных учреждений на основе грантов и именных стипендий со стороны бизнесменов;
• льготное кредитование и образовательные кредиты.
В настоящее время концессионная форма сотрудничества бизнеса и вузов, несмотря на ее законодательную проработку, не получила широкого распространения. Пока только есть единичные примеры проектов, реализуемых на основе концессии. В то время как строительство (реконструкция) объектов на основе инвестиционного договора и передача имущества в аренду для аутсорсинга не основных видов деятельности получили достаточно широкое распространение.
Существует ряд успешных примеров инвестиционных проектов в сфере высшего образования. Так, например, Московский государственный геологоразведочный университет им.
С. Орджоникидзе осуществил комплексную застройку вуза за счет средств частных инвесторов на основе следующего распределения долей: 99% жилых и 60% нежилых помещений -вузу, 1% жилых помещений - Совету ректоров вузов Москвы, 40% нежилых помещений - городу Москве [2, с.48].
Другие формы взаимодействия образовательных учреждений и частных компаний реализуются в рамках создания совместных образовательных проектов, в том числе через подготовку специалистов на основе квалификационных требований, отраженных в договорах-заказах работодателей. Механизм такого заказа состоит в заключении трехстороннего договора об обучении студента, согласно которому компания финансирует подготовку студента по определенным образовательным стандартам, согласованным тремя участниками. Целевая подготовка специалистов в рамках ГЧП позволяет компании, учебному заведению и студенту решать следующие задачи:
• подготовить специалистов требуемого направления и качества с учетом пожеланий заказчика;
• минимизировать сроки адаптации молодого специалиста к условиям и содержанию профессиональной деятельности через учет этих особенностей в учебном процессе;
• направлять средства предприятия-заказчика на развитие материально технической базы вуза;
• гарантировать трудоустройство подготовленных по договору специалистов после завершения обучения.
Таким образом, эффективность реализации рассмотренных форм ЧГП во многом зависит от готовности участников этих отношений осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, что может быть достигнуто за счет формирования как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий благоприятных рамочных условий поддержки развития образовательных проектов. Этот процесс должен носить системный характер и включать в себя комплекс правовых и организационно-экономических мер, направленных на стимулирование бизнес-структур к участию в совместных с государственными образовательными учреждениями проектах.
ЛИТЕРАТУРА
1.Борисов С. Перспективы государственно-частного партнерства в России // Материалы круглого стола РИА «Новости». Электронный ресурс: ЦКЬ:
кйр://к1;1р//’^^^па.т/рге88с1иЬ/20050419/31671151
2.Воронцов Е.М. Расширение участия крупного бизнеса в развитии общества // Народное хозяйство: вопросы инновационного развития. 2012. №4.
3.Шелгунов А.И., Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства, науки и бизнеса // Материалы научно-практической конференции «Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса» в рамках VI Московского международного салона инноваций и инвестиций. - М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2011.