Воспитание и социализация личности Education and Socialization of the Individual
Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 139-144. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):139-144. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377:351
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО
Светлана Константиновна Ангеловская1, [email protected] Надежда Никифоровна Галеева2, [email protected]
12 Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова, Копейск, Челябинская обл., Россия
Аннотация. В статье рассмотрены практические аспекты профилактики наркомании и наркопреступности среди обучающихся профессиональной образовательной организации. Авторами убедительно доказана актуальность исследования данными статистики о численности лиц (относящихся к молодежи), употребляющих наркотики, страдающих наркоманией и совершивших правонарушения и преступления, связанные с оборотом наркотиков. В статье приведены примеры использования новых форм и методов в профилактической работе, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, побуждающих обучающихся употреблять наркотики или участвовать в их незаконном обороте, а именно квиз, квест, аутрич-работа, тренинги. Авторы обращают внимание на то, что профилактика наркомании и наркопреступности обучающихся — сложный процесс, который должен выстраиваться с учетом современного социального портрета молодежи.
Ключевые слова: социализация, воспитание; профилактика наркомании и наркопреступности, квиз, квест, тренинг, аутрич-работа, профессиональная образовательная организация
Для цитирования: Ангеловская С. К., Галеева Н. Н. Современные формы работы по профилактике наркомании и наркопреступности среди обучающихся ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 139-144.
Original article
MODERN FORMS OF WORK ON THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION AND DRUG CRIME AMONG VEO STUDENTS
Svetlana K. Angelovskaya1, [email protected] Nadezhda N. Galeeva2, [email protected]
12 Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Kopeysk, Chelyabinsk region, Russia
Abstract. The article deals with the practical aspects of the prevention of drug addiction and drug crime among students of a professional educational organization. The authors convincingly prove the relevance of the study of statistics on the number of people (related to young people) who use
© Ангеловская С. К., Галеева Н. Н., 2023
drugs, suffer from drug addiction and have committed offenses and crimes related to drug trafficking. The article provides examples of the use of new forms and methods in preventive work aimed at preventing, eliminating or neutralizing the main causes and conditions that encourage students to use drugs or participate in drug trafficking, namely quiz, quest, outreach work, trainings. The authors draw attention to the fact that the prevention of drug addiction and drug crime among students is a complex process that should be built taking into account the modern social portrait of young people.
Keywords: socialization, education; drug addiction and drug crime prevention, quiz, quest, training, outreach work, professional educational organization
For citation: Angelovskaya SK, Galeeva NN. Modern forms of work on the prevention of drug addiction and drug crime among VEO students. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):139-144. (In Russ.).
Введение
Профилактика наркомании и наркопреступности среди обучающихся является одним из приоритетных направлений воспитательной работы профессиональных образовательных организаций. Это обусловлено, прежде всего, тяжестью политических, экономических, социальных и личных последствий употребления и оборота наркотических веществ. Только в 2020 году «правоохранительными органами выявлено свыше 2 млн преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72 % (1,5 млн) из которых — тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 45 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в составе организованных групп. Пресечена деятельность около 8 тыс. преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных» [1]. Принятая в 2020 году Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года в числе мер раннего выявления и профилактики незаконного потребления наркотиков определяет совершенствование педагогических программ и методик профилактики, расширение практики использования тренингов, проектных методик, включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, создание в образовательных организациях условий обязательного участия обучающихся в профилактических мероприятиях [1, п. 14]. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» в п. 5 ст. 4 определяет в числе целей молодежной политики «формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять... негативным социальным явлениям» [2].
Помимо нормативных требований актуализация проблематики профилактики наркомании
и наркопреступности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций обусловлена изменением социальных характеристик молодежи — социальной группы, к которой принадлежат обучающиеся. На основе анализа трудов отечественных исследователей (И. М. Ильинский, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.) можно выделить некоторые общие черты молодежи, например, бескорыстие и отзывчивость; эмоциональную восприимчивость; стремление к идеалу; к максимальной самореализации, стремление к иному в сравнении со старшими стилю жизни; уверенность в себе, стремление к успеху. Однако в жизни молодых людей можно отметить некоторые особенности поведения и сознания, связанные с влиянием общества (социализацией). К особенным социальным характеристикам молодежи на современном этапе общества можно отнести зависимость от гаджетов, социальных сетей, уход из реального в виртуальный мир, ситуативность мышления (живем здесь и сейчас), потребительский настрой на получение благ, подверженность стрессам и, как следствие, формирование негативных привычек, в число которых входит и пристрастие к наркотикам. Все это рождает потребность в адекватных действиях педагогов профессиональных образовательных организаций по профилактике негативных привычек у молодежи, а в контексте нашей статьи — наркомании и наркопреступности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, а также необходимость направить в созидательное русло творческий, интеллектуальный, физический потенциал молодежи.
Материалы и методы исследования
Профилактика наркомании и наркопреступности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций — сложная педагогическая задача, неразрывно связанная с социализацией личности и включающая в себя
помимо мер, направленных на ограничение распространения наркотиков, антиагитационные мероприятия и пропаганду здорового образа жизни [3], психологический, образовательный, воспитательный, методический аспекты. Мы согласны с мнением Т. И. Шаповаловой, что главная педагогическая цель — сформировать психологический иммунитет, т. е. вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам [4].
Поэтому считаем, что воспитательные меры по профилактике наркомании и наркопреступности должны содержать психологический и социальный компоненты. Психологический компонент направлен на коррекцию психологических особенностей личности, создание благоприятного и доверительного климата в образовательной организации, в студенческом коллективе. Главная задача — психологическая помощь и поддержка обучающегося, формирование у него адекватной самооценки, способности принимать решения и нести за них ответственность, противостоять асоциальному давлению, умения в случае необходимости обратиться за помощью. Социальный компонент направлен на социальную адаптацию обучающихся, овладение ими умениями общаться, организовывать собственное жизненное пространство и время, планировать свою деятельность, а также навыками и привычками здорового образа жизни.
В этой связи, на наш взгляд, наряду с традиционными формами профилактики наркомании и наркопреступности (беседа, лекция, встречи со специалистами) целесообразно применять такие современные формы и методы профилактики, как квиз, квест, тренинг, аутрич, конкурс, форум.
Квиз (русскоязычный аналог — викторина) — интеллектуальная игра, которая включает в себя ряд вопросов, объединенных определенной темой, и предлагает участнику проверить свои знания в данной области. Квиз оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, пробуждает любознательность и ощущение удовлетворенности от правильных решений [5]. При использовании такой формы в профилактике наркомании и наркопреступности желательно применение мультимедиа-презентации: это позволяет наглядно и структурированно преподносить информацию. Существует три основных типа квиза: тестовый, сюжетный квиз и квиз-стратегия [6]. Как показал опыт профилактической работы, тестовый квиз целесообразно использовать для проверки уровня понимания обучающимися последствий
употребления наркотических веществ и участия в обороте наркотиков; сюжетный квиз позволяет проиграть возможные ситуации, связанные с распространением наркотиков; квиз-страте-гия, благодаря моделированию жизненных ситуаций, способствует формированию умения планировать свои действия при решении проблемной ситуации.
Квест — игра, требующая решения заданий для продвижения по предлагаемому сюжету. К профилактическим возможностям квеста можно отнести побуждение личностной, интеллектуальной и физической активности обучающихся; командное взаимодействие и сплочение коллектива, направленность на формирование стремления обучающихся к здоровому образу жизни и здоровому досугу. Основа технологии квеста — алгоритм, включающий в себя несколько технологических стадий, таких как:
- введение в квест (правила, предполагаемый сюжет развития квеста, роли участников, цель и рекомендации по выполнению заданий);
- ролевая деятельность (индивидуальная и командная работа участников в соответствии с полученными ролями);
- создание итогового продукта по итогам ролевой деятельности;
- рефлексия (обобщение и осмысление опыта, полученного в процессе квеста);
- подведение итогов [7].
Отметим, что для обеспечения получения запланированного результата квеста необходимо на первой стадии четко сформулировать цель и задачи, а на последней стадии в доступной для обучающихся форме обсудить, насколько поставленные цели и задачи достигнуты.
Новой формой профилактики наркомании и наркопреступности, на наш взгляд, может стать аутрич-работа — социальная работа за пределами организации. В обычном понимании аутрич-работа проводится специалистами социальных служб для предоставления информации, консультаций и профилактических средств закрытым социальным группам (алкоголикам, наркоманам и т. п.) в местах, привычных для них, т. е. там, где они живут и проводят время [8]. В практике педагогической деятельности аутрич-работа может пониматься как деятельность с молодежью за пределами образовательной организации, направленная на преодоление проявлений асоциального поведения. В контексте профилактики наркомании и наркопреступности аутрич-работа включает в себя на индивидуальном уровне консультирование молодых людей по проблемным вопросам, а как
коллективная форма она предполагает организацию и проведение различных акций, публичных мероприятий, имеющих информационно-просветительские цели и задачи, направленные на привлечение внимания широкой общественности к проблеме наркомании. Как правило, аутрич-работа проводится в местах большого скопления молодежи (торговые центры, кинотеатры, общественные места). Так, обучающимися ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова» был организован аутрич «Все в твоих руках», который акцентировал внимание молодежи на причинах сказать наркотикам «нет».
В настоящее время все больший интерес для организации и проведения профилактической работы в образовательных организациях вызывает тренинг как сочетание различных методов, предназначенных для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков [9]. Отличием тренинга от традиционных форм профилактической деятельности является возможность при каждой встрече активизировать весь потенциал обучающегося (интеллектуальный, социальный, эмоциональный), побудить его действовать самостоятельно, принимать решения, участвовать в диалоге и обсуждении вопросов. Цели проведения тренингов при профилактике наркомании и наркопреступности могут быть следующие:
- информирование обучающихся о наличии проблемы наркомании и наркотиков в обществе, ее состоянии в текущий момент времени для изменения их взгляда и отношения к ней;
- приобретение обучающимися новых способов действий, формирование положительного отношения к жизни и себе;
- повышение способности обучающихся рефлексировать по поводу собственной деятельности и деятельности других людей, противостоять давлению со стороны асоциальных элементов общества;
- формирование позитивных социальных установок, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми.
Как показала практика, для профилактики наркомании и наркопреступности целесообразно разработать серию тренингов, каждый из которых является шагом (ступенью) по решению конкретной профилактической задачи в процессе воспитания, социализации личности обучающихся. Постановка такой задачи обусловлена составом участников тренинга (курс обучения, сфера интересов, социальный статус). Поэтому при подготовке тренингов необходимо учиты-
вать текущее состояние (для этого проводится входная диагностика), формировать сквозное содержание (оно определяется проблемным полем, выявленным в ходе диагностики) и подбирать инструменты измерения результатов (итоговая диагностика).
В ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова» разработана дополнительная общеобразовательная общераз-вивающая программа «Психологическая устойчивость», включающая в себя 8 тренинговых занятий. Цель программы: формирование эмоциональной и психологической устойчивости к асоциальным явлениям в различных сферах жизнедеятельности. Категория участников: обучающиеся первого курса. Время реализации: период адаптации к условиям обучения в колледже. Каждый тренинг включает в себя три части: вводную, основное содержание и рефлексию. Вводная часть: приветствие участников, правила тренинга, установление доверительного контакта с обучающимися, создание благоприятной атмосферы для проведения тренинговых упражнений, формирование положительного настроя на работу и дружественных отношений между участниками. Основная часть: различные упражнения, ролевые игры и проективные методики, направленные на формирование позитивных жизненных установок, конструктивных стратегий поведения при столкновении с асоциальным поведением других участников взаимодействия. Заключительная часть: рефлексия, самоанализ работы в тренинге (обучающимся предоставляется возможность оценить достигнутые во время занятия результаты в эмоциональном и смысловом аспектах, а также свою вовлеченность в процессы, происходящие в группе).
Результаты исследования и их обсуждение
Профилактика наркомании и наркопреступности — неотъемлемая составляющая процесса воспитания и социализации обучающихся профессиональной образовательной организации. Она должна носить целостный, системный характер, рассматриваться как совокупность организационных, воспитательных, обучающих мероприятий, объединенных одной генеральной целью: предупреждать, устранять или нейтрализовать основные причины и условия, побуждающие обучающихся употреблять наркотики или участвовать в их незаконном обороте.
Учитывая современный социальный портрет молодежи, отметим необходимость включения в систему мероприятий по профилактике наркомании и наркопреступности среди
обучающихся профессиональных образовательных организаций новых форм, таких как: квиз, квест, аутрич-работа, тренинг и др. В числе их преимуществ перед традиционными формами (например, беседа, лекция, встреча со специалистами) можно назвать практическую направленность, активную вовлеченность всех участников в процесс взаимодействия, индивидуальную направленность при групповой организации (каждый сам выбирает себе роли, определяет степень вовлеченности, ставит цели, которых хочет достичь).
Заключение
Подводя итог вышесказанному, отметим, что традиционная система профилактики наркомании и наркопреступности в профессиональных образовательных организациях в большей
степени ориентирована на информационно-просветительскую работу, в ней преобладают теоретические знания. Предлагаемые нами новые формы носят практический характер, позволяют каждому обучающемуся стать активным субъектом профилактической деятельности, постепенно выработать собственную жизненную позицию по отношению к асоциальным явлениям, а в контексте обсуждаемой проблематики — к употреблению наркотиков и наркопреступности. Применение новых форм профилактики в системе, как показал опыт работы, способствует формированию позитивных социальных компетенций, положительного отношения к активному образу жизни, стремления к противодействию проявлениям асоциальных явлений в разных сферах жизнедеятельности общества.
Список источников
1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/74938781/#friends
2. О молодежной политике в Российской Федерации : Федер. закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400056192/
3. Елесина И. Г. Предупреждение и профилактика наркомании // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 288-291.
4. Шаповалова Т. И. К вопросу профилактики наркомании подростков // Противодействие наркоугрозе на современном этапе: правовой и социально-гуманитарный аспекты : материалы Между-нар. науч.-практ. семинара (5 апреля 2019 г.). Красноярск : СибЮИ МВД России, 2019. С. 16-21.
5. Бурняшева Л. А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы : метод. пособие. М. : КноРус, 2016. 219 с.
6. Дальниченко М. А., Мухина М. В., Булаева М. Н., Воронина И. Р. Возможности использования игровых интерактивных методов в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 183-187.
7. Сафонова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приемы // Народное образование. 2018. № 1-2. С. 83-87.
8. Свенссон Н.-П. Аутрич-работа с молодежью: наркозависимой молодежью и молодежью группы риска. URL: https://rm.coe.int/1680746054
9. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М. : ИКАР, 2010. 446 с.
References
1. Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of November 23, 2020 No. 733. Information and legal portal Garant.ru. URL: https://base.garant.ru/74938781/#friends (In Russ.).
2. On youth policy in the Russian Federation: Feder. Law of December 30, 2020 No. 489-FZ. Information and legal portal Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (In Russ.).
3. Elesina IG. Warning and prevention of drug addiction. Vestnik jekonomicheskoj bezopas-nosti = Bulletin of economic security. 2021;(3):288-291. (In Russ.).
4. Shapovalova TI. On the issue of prevention of drug addiction in adolescents. In: Protivodejst-vie narkougroze na sovremennom jetape: pravovoj i social'no-gumanitarnyj aspekty = Counteracting the drug threat at the present stage: legal and social and humanitarian aspects. Krasnoyarsk: SibYuI MIA of Russia; 2019. Pp. 16-21. (In Russ.).
5. Burnyasheva LA. Aktivnye i interaktivnye metody obuchenija v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly = Active and interactive teaching methods in the educational process of higher education. Moscow: KnoRus; 2016. 219 p. (In Russ.).
6. Dalnichenko MA, Mukhina MV, Bulaeva MN, Voronina IR. Possibilities of using gaming interactive methods in the educational process of the university. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogi-ka i psihologija = Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2020;(9(4(33):183-187. (In Russ.).
7. Safonova EV. Educational quest: meaning, content, technological methods. Narodnoe obra-zovanie = Public education. 2018;(1-2):83-87. (In Russ.).
8. Svensson N-P. Autrich-rabota s molodezh'ju: narkozavisimoj molodezh'ju i molodezh'ju grup-py riska = Outreach work with youth: drug-addicted youth and youth at risk. URL: https://rm.coe. int/1680746054 (In Russ.).
9. Azimov EG, Shchukin AN. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) = A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR; 2010. 446 p. (In Russ.).
Информация об авторах
С. К. Ангеловская — заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук.
Н. Н. Галеева — заместитель директора по воспитательной работе.
Information about the authors
S. K. Angelovskaya — Deputy Director for Educational and Methodological Work, Candidate of Pedagogical Sciences.
N. N. Galeeva — Deputy Director for educational work.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 30.12.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 16.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023