Научная статья на тему 'Современные формы организации логистики: системы и сети'

Современные формы организации логистики: системы и сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1280
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / LOGISTICAL ACTIVITY / LOGISTICAL SYSTEM / A LOGISTICAL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтодиева Татьяна Евгеньевна

Системный и сетевой способ организации логистической деятельности активно используется в современной экономике. Отличительные особенности применения сетей и систем в логистике рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system and network way of the organization of logistical activity is actively used in modern economy. Distinctive features of application of networks and systems in logistics are considered in given article.

Текст научной работы на тему «Современные формы организации логистики: системы и сети»

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ:

СИСТЕМЫ И СЕТИ

Евтодиева Татьяна Евгеньевна

кандидат экономических наук, доцент

Самарского государственного

экономического университета, г. Самара

е-mail: evtodieva.t@yandex.ru

Аннотация. Системный и сетевой способ организации логистической деятельности активно используется в современной экономике. Отличительные особенности применения сетей и систем в логистике рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: логистическая деятельность, логистическая система, логистическая сеть.

MODERN FORMS OF THE ORGANIZATION OF LOGISTICS: SYSTEMS AND NETWORKS

Evtodieva Tatyana Evgenevna,

сandidate of Economic Science of the Samara state economic university

е-mail: evtodieva.t@yandex.ru

The system and network way of the organization of logistical activity is actively used in modern economy. Distinctive features of application of networks and systems in logistics are considered in given article.

Keywords: logistical activity, logistical system, a logistical network.

Современная экономика испытывает глубокие изменения, которые обнаружили снижение эффективности прежних форм организации деятельности. Логистика, являясь неотъемлемой составляющей экономики в целом, так же испытывает на себе трансформацию идеологии управления, что отражается на организационных формах логистической деятельности. Задачи реализации функций логистики требуют постоянной ее адаптации к условиям организации бизнеса. При этом необходимо учитывать тот факт, что развитие бизнеса происходит на фоне явных макроэкономических тенденций, общая направленность которых сопряжена с укрупнением масштабов деятельности, экстраординарными изменениями в технике и технологиях, приводящих к обеспечению интенсивного роста знаний, виртуализации экономики, высокой степени мобильности факторов производства труда, капитала, информации, а также усилением влияния научной и инновационной деятельности на производственные процессы.

В настоящее время можно выделить два наиболее востребованных способа организации логистики: системный, являющийся классическим вариантом проявления логистической концепции, и сетевой, позволяющий в большей мере перейти от иерархических образований к плоским структурам, отличающиеся прозрачностью, меньшим временем принятия управленческих решений и большей адаптивностью [5].

Несмотря на значительное количество работ по проблемам организации логистической деятельности, следует отметить, что в настоящее время целостного рассмотрения проблемы трансформации логистической парадигмы в условиях постиндустриализма пока не

предложено. Отсутствует также единый подход к решению ряда принципиальных теоретических вопросов. Прежде всего, это касается применяемой терминологии, позволяющей отличать системную форму от сетевой, научной классификации форм и разновидностей логистического системного и сетевого взаимодействия, что затрудняет организацию логистической деятельности.

Концептуальные основы системной формы организации изложены в трудах Л.фон Берталанфи, Д. Бауерсокс., Г.Вунш, Д. Клосс, Д. Вуд., Д. Джонсон, Д. Вордлоу, Р.Робертсон, Ф. Уэбстер, Р. Хендфилд и других. Значительный вклад в интерпретацию данной формы внесли российские ученые: Афанасьева Н.В., Сергеев В.И., Ларионов В.Г., Мельников О.Н., Мершнев Е.С., Проценко И.О., Николайчук В.Е., Украинцев В.Б, Уваров С.А. и многие другие.

Под системным подходом в управлении, в том числе и логистическом понимается систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решения базируется на определении общей цели решения и последовательном подчинении деятельности множества подсистем, план их развития, а также показателей и стандартов работы. В общем смысле системный подход рассматривается как упорядоченная и воспроизводимая процедура выработки решений, принимаемая к аналитическим проблемам любого рода и масштаба. [4,с.6]

Системная форма организации логистики предполагает сознательную, основанную на сотрудничестве, ориентированную на результат деятельность с целью создания и доставки потребителю повышенной ценности [3]. Данная форма организации нашла свое отражение посредством формирования логистических систем, целевая ориентация которых выражается в доставке логистических потоков с заданными количественными и качественными характеристиками в

максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек.

Анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют выделить четыре основных принципа синтеза логистических систем, однозначно признаваемых в научной среде: сложность, делимость, целостность и структурированность. Остальные признаки либо механически перенесены из теории систем и основ системотехники и не всегда объективно раскрывают содержательные характеристики логистической системы, либо недостаточно аргументированы.

Однако, на наш взгляд, важно учитывать такие принципы, как отсутствие лишнего, толерантность, подвижность, адаптивность, автономность, которые позволяют выделить признаки системной формы организации логистической деятельности, которые сформулируем следующим образом: 1) наличие целостной структурности, то есть сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих системе новые интегративные качества; 2) четко фиксированное положение элементов по отношению друг к другу и целому посредством прямых и обратных связей; 3) существование цели или функциональной направленности; 4) иерархичность структуры любой системы, т.е. наличие закономерно структурированных и функционально организованных элементов.

Характеризуя в целом системную форму организации, выделим некоторые особенности, раскрывающие положительные и отрицательные ее стороны:

1) системная форма организации предполагает иерархическое построение, жесткое закрепление функций за структурными элементами, компромиссное либо единоличное разрешение всех разногласий, возникающих на нижестоящих уровнях;

2) системная форма организации допускает, что каждый

структурный элемент (подсистема, звено) имеет собственные критерии оптимальности, отражающие его внутренние интересы;

3) системная форма базируется на нодальной структуре

организационного построения и предполагает как централизованное, так и децентрализованное управление;

4) доминирующими организационными структурами при системной форме организации логистики являются структуры функционального типа;

5) системная форма организации при формировании структуры управления допускает как объектную, так и функциональную ориентацию;

6) системная форма организации использует две модели

построения структуры управления - административную и контрактную.

С ростом динамики развития рыночного пространства и усложнения управления социально-экономическими процессами объективно появляется необходимость в установлении длительных отношений между участниками экономической деятельности, что соответствует сетевой форме управления [4,5]. Сетевые формы управления достаточно давно появились в экономике, но до недавнего времени из-за ограниченной информационной проницаемости экономической системы не оказывали серьезного влияния на ее развитие в целом, поскольку данные формы не были способны эффективно координировать взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в этих условиях.

Организация деятельности по сетевому принципу дает компаниям следующие преимущества:

1)возможность концентрации и специализации на функциях, являющихся ключевыми для обеспечения конкурентных преимуществ;

2) значительно снижаются удельные затраты и инвестиции;

3)повышение эффективности функционирования за счет

использования коллективных активов нескольких фирм, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки;

4) привлечение независимых организаций для выполнения сопутствующих видов деятельности относительно основной компетенции, повышает качественный уровень перемещения созданных ценностей по рыночной цепочке;

5) различные участники, признавая свою взаимозависимость, более открыто осуществляют обмен информацией и кастомизируют свою продукцию, что способствует повышению стабильности функционирования всех субъектов взаимодействия;

6) групповые формы труда стимулируют систематическое повышения квалификации сотрудников.

Концептуализация сетевой формы в контексте экономических проблем стратегии бизнеса достаточно широко представлена как в зарубежной (Р.Майлз, Ч.Сноу, Г.Торелли, К.Имаи, Х.Итами, К.Кук, Р.Эмирсон, М.Кастельст и другие), так и в отечественной науке (В. Катькало, С. Паринов, Т.Яковлева, Б. Мильнер, А. Стерлин, А. Ардишвили, М. Шерешева и т.д) . Попытки рассмотреть проявление сетевого подхода в логистике отмечаются в работах таких отечественных ученых как Сергеева В.И., Черновой Д.В., Уварова С.А., Мясниковой Л.А., Миротина Л.Б., Чубукова А.Б., Ташбаева Ы.Э., Иванова Д.А. и других.

В сетевой структуре, также как и в любом другом типе организации, особое место отводится выполнению логистических функций. Проявлением сетевого подхода в логистике является активизация деятельности в экономике по формированию логистических сетей.

В научной литературе [1,6,7] к рассмотрению логистических сетей подходят с точки зрения экономики сетей, в которой действует посыл, что сеть принадлежит одной компании или группе компаний, имеющих единый интерес. В связи с этим традиционно выделяют два класса логистических сетей: сети внутренней логистики и сети внешней

логистики. Рассмотренные подходы как раз отражают способы организации внутренней и внешней логистики и описывают лишь сетевые характеристики, являющиеся обязательным атрибутом всех современных эффективных организаций, ориентированных на долгосрочную ценность клиентов, а не на одноразовость транзакций с ними. Этим объясняется отсутствие четких разграничений в понимании термина «логистическая система» и «логистическая сеть», что приводит к подмене одного термина другим, сложности разграничения области функционирования логистической цепи и сети.

Идентификационной характеристикой, позволяющей четко разграничить системную и сетевую формы организации логистики и на основании этого сформулировать определение логистической сети является признак. В самом общем виде любая сеть, в том числе и логистическая, обладает, по крайней мере, тремя признаками: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании контрагента; во-вторых, участники согласовывают, но не объединяют свои функции и устанавливают долгосрочные взаимосвязи; в-третьих, контрагенты осуществляют операции на основании заключенного между ними контракта.

Отмеченных признаков явно не достаточно для отражения сетевой формы организации, поэтому представим характеристики логистических сетей в сравнении с системами с нашей точки зрения в следующей таблице:

Таблица 1

Сравнительная характеристика логистических систем и логистических сетей

Ключевые характеристики Логистическая система (системная форма) Логистическая сеть (сетевая форма)

Автономность сторон отсутствует присутствует

Методы управления административные рыночные

Интеграция вертикально- горизонтальная горизонтальная

Длительность долгосрочные/ среднесрочные/

взаимоотношений среднесрочные краткосрочные

Форма взаимодействия участников применение власти сотрудничество

Основа взаимодействия взаимозависимость общие цели

Используемый ценовой закрытое открытое

механизм ценообразование: нормирование затрат, бюджетирование ценообразование

Форма закрепления договорных отношений классический контракт неоклассический контракт

Степень равноправности взаимоотношений этноцентризм полицентризм

С учетом вышесказанного логистическую сеть будем рассматривать как совокупность принципиально равноправных и независимых партнеров, между которыми установлены взаимосвязи по экономическим потокам, основанные на взаимных обязательствах и ответственности, функционирующие за счет общей ресурсной базы.

Изучение логистической сети предполагает выявление целей, а также принципов её построения и функционирования, а также взаимодействия с окружающей средой. Целью формирования логистической сети является снижение транзакционных издержек по сравнению с иерархической формой и максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта. В этом проявляется экономический аспект создания логистических сетей.

Достижение цели обеспечивается за счет:

^формирования общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;

2)создания общей базы знаний, обмена необходимыми компетенциями и предложения рынку более привлекательной ценности;

3)распределения рисков между партнерами;

4) облегченного алгоритма осуществления трансакций внутри сети и соответствующей унификации средств передачи информации, технологий и структуры информации;

5)устойчивости информационных связей ;

6)согласованности действий участников сети;

7) наличия и исполнения внутрисетевых стандартов, связанных с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.

Логистическая сеть имеет горизонтальную направленность (в этом ее кардинальное отличие от логистической системы) и основывается на использовании специализации и отлаженном сотрудничестве с поставщиками товаров и услуг. Сущностными характеристиками сетевой формы организации являются следующие:

1) в сетях происходит отказ от иерархического построения структур и жесткого закрепления функций за структурными элементами (узлами) сетей;

2) в сетях имеется множество субъектов, находящихся в отношениях равноправного партнерства;

3) взаимоотношения между субъектами подчиняются четким правилам, задающимся не процедурами (что свойственно для иерархических образований - логистических систем), а организацией действий, т.е. моделью координации;

4) основой взаимодействия в логистических сетях является учет интересов каждого участника логистической сети и умение управлять взаимоотношениями;

5) логистические сети полагаются больше на рыночный механизм, чем на административные процессы в управлении потоками ресурсов;

6) сеть предполагает использование коллективных активов нескольких фирм, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки;

7) участники логистической сети сосредотачивают усилия только на ключевых компетенциях.

Следовательно, сетевая форма организации логистики должна рассматриваться с точки зрения формирования достаточно гибкой полицентрической структуры, позволяющей входящим в нее юридически независимым компаниям, имеющим собственные цели, конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов [2]. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Указанные особенности позволят трансформировать организации, имеющие иерархические (системные) формы управления в сетевые формы, являющиеся максимально приближенными к современным условиям. Однако следует отметить, что в условиях традиционной экономики чаще отмечают необходимость трансформации сетей в системную форму, которая

позволяет достигать конкурентного преимущества за счет жесткого контроля над цепочкой создания ценностей.

Литература

1. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. [Текст]. -М.: Вершина, 2006

2. Кириллова Л.К. Концепции фрагментированной цепи поставок в автомобилестроении [Текст] монография \ Л.К. Кириллова - Самара : Изд-во Самар. Гос. Эконом. Ун-та, 2009.

3. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. Шершнев Е.С. Проценко И.О. Гребенник В.Ю. От тейлоризма до логистики, от логистики до интеллекта (методологические аспекты современной логистики) [Текст].- Под общ. ред. Ларионова В.Г., Мельникова О.Н. - М.: ИД МЕЛАП, 2002.

4. Мильнер Б.З. Теория организации [Текст].- М.: Инфра-М., 1998.

5. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. [Текст].- Новосибирск: ЧЭОПП СОРАН, 2004.

6. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок [Текст].- М.: ИНФРА-М, 2003.

7.Шерешева М.Ю. Межорганизационные сети в системе форм функционирования современных отраслевых рынков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва. 2006 [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.