КПНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75152 УДК 378.12
Малета С. В. Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. - ART 75152. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75152.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Малета Светлана Валерьевна,
аспирант кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула maleta [email protected]
Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы
Аннотация. Рассматриваются современные направления развития педагогической мысли и педагогики, направления реализации компетентностного подхода в российском высшем образовании, новые требования к уровню научного и практического мышления преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: реформирование, парадигма, компетенция и компетентность преподавателя вуза, поликультурное образование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап научно-технического развития общества, политические, социально-экономические, образовательные и культуроло-гические изменения, происходящие в нем, актуализируют проблему непрерывного профессионального образования преподавательского состава современного отечественного вуза, которая носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого научного осмысления.
В связи с присоединением России к Болонскому процессу отечественными учеными - педагогами внимательно изучается и все более набирает силу компетент-ностный подход, который предполагает формирование ориентированных универсальных (ключевых) и профессиональных компетенций. Российские ученые, например, д. п. н., проф. А. А. Вербицкий для различения компетенций и компетентностей, выбирает «объективность и субъективность условий профессиональной деятельности. Объективные условия составляют компетенции, т. е. сферу прав, обязанностей и ответственности конкретного специалиста, а в качестве субъективных условий, т. е. компетентностей, выступаютего профессиональные мотивы, личностные качества, психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки» [1, с. 122].
Быстрое развитие современной образовательной системы предъявляет повышенные требования к преподавателям высшей школы: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, знание новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к изменяющимся ситуациям, что свидетельствует о необходимости ориентации образования на опережающее обучение, профессиональную компетентностную подготовку и переподготовку преподавателей в течение профессиональной деятельности, на широкие знания. В контексте современных тенденций развития образования меняются социальные требования к уровню подготовки педагогических кадров, развитию и формированию значимых социально-личностных и профессиональных компетенций. Переход российского образования на компетент-ностную парадигму предполагает использование инновационного опыта, высокого уровня материально-технического обеспечения системы образования.
г\л Л г\л
ШНТТШТ
научно-методический электронный журнал
ART 75152 УДК 378.12
Малета С. В. Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. - ART 75152. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75152.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Реализация компетентностного подхода требует определенных способностей от преподавателей вуза по владению технологией системно-модульного структурирования содержания, которая предполагает:
- обеспечение максимальных условий для выбора, для индивидуального продвижения в профессиональном становлении;
- строго системное структурирование содержания;
- создание условий для самооценки собственного результата на всех этапах обучения.
М. А. Громкова, д. п. н., проф., автор-разработчик инновационных технологий профессионального образования указывает: «Новые стандарты - это прежде всего новое содержание, которое соответствует новым требованиям к специалистам, новому уровню профессиональной культуры. Логика изменений парадигмы профессионального образования обусловлена логикой преобразования реалий окружающего мира. Сегодня востребованы специалисты нового типа, что может быть обеспечено новой моделью их подготовки, которую осуществляет огромный по численности преподавательский корпус, имеющий определенную квалификацию (позицию, цели, содержание, методы). Если ее не привести в соответствие новым требованиям - откуда же возьмутся профессионалы нового типа» [3. с. 20]. Реализация компетентностного подхода в образовании заключается в том, что идея компетентностного подхода для современной школы - это прежде всего идея открытого заказа на содержание образования.
Компетентностный подходявляется отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Актуальность исследования педагогических проблем повышения квалификации преподавателей вузов позволяет обосновать необходимость обновления содержания и технологий образования, выделения новых государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода. Не только административный заказ определяет актуальность разработки компетентной парадигмы. Дело в том, что с помощью компетенций и компетентностей можно решать ряд других задач, например, социум может чётко аргументировать свой заказ на образование.
В качестве ключевого условия развития профессиональной компетентности педагогов необходимо определить трансформацию системы принципов и функций повышения квалификации педагогических кадров. Интеграция науки, образования и производства влияет и на систему повышения квалификации педагогов, к основным функциям которого отнесем компенсаторную, адаптационную, корректирующую, развивающую, инновационную, интегративную. Современная система повышения квалификации в большей мере ориентирована на первые три функции (они в основном относятся к подготовке и переподготовке) и в меньшей - на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного развития профессиональной компетентности преподавателя вуза.
Повышение квалификации педагогов рассматривается нами как процесс существенного повышения конкурентоспособности квалифицированного учителя, как путь реализации идей непрерывного образования личности.
Разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, отвечающих современным квалификационным требованиям; стимулирование создания системы общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования; проведение конкурсов инно-
r>j
2 ~
КПНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75152 УДК 378.12
Малета С. В. Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. - ART 75152. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75152.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
вационных программ непрерывного профессионального образования среди образовательных учреждений и иных организаций, реализующих программы непрерывного профессионального образования, требуют соблюдения обозначенного нами условия.
Ключевое условие формирование системы мониторинга динамики развития профессиональной компетентности преподавателя вуза предусматривает своевременное получение информации о готовности, мотивации и способности педагога участвовать в процессе компетентностно ориентированного обучения и корректировать недостатки образовательной подготовки. В настоящее время начавшийся процесс ранжирования вузов России ведет к существенным изменениям в организационно-содержательной структуре системы повышения квалификации. В этой связи актуальна дифференциация учреждений, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой преподавателей вуза.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя вуза проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В области образования компетенция связывается с квалификацией. Компетенции часто используются в образовательных профилях, которые частично или полностью выводятся из профессиональных квалификаций.
Цели профессионального педагогического, прежде всего высшего образования, могут быть раскрыты через ценностно-целевое назначение высшей школы, которое может быть представлено следующими важнейшими характеристиками:
- реализация миссии порождения нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм;
- ориентация на опережающий характер подготовки специалиста, готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности;
- системообразующая роль высшей школы во всех процессах, происходящих в обществе;
- государственно-общественный характер управления образования, который реализуется субъектами высшей школы.
Педагогическими условиями формирования и развития профессиональ-ной(ключевой) компетентности преподавателя высшей школы, по нашему мнению, следует считать: создание профессионально-развивающей среды в вузе; развитие традиций непрерывного профессионального образования системность и систематичность организации спецкурсов по выбору преподавателей; реализация личностно-ориентированной технологии; стремление преподавателей к профессионально-личностному совершенствованию; направленность и открытость преподавателей новому профессиональному опыту.
IV 3 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 75152 УДК 378.12
Ссылки на источники
Малета С. В. Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. - ART 75152. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75152.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. - М.: Изд-во «Смысл», 2009.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2013. - 336 с.
3. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2013.
4. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара: СГПИ, 1994.
5. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Екатеринбург: УГППУ, 2000.
6. Хуторской А. В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. тр. - М.: «Эйдос», 2007. - 327 с.
Svetlana Maleta,
Assistant in Tula State University, counsel in Russian Academy for Natural Sciences, Tula maleta [email protected]
Modern trends of competence approach implementation in the system of higher professional education
Abstract. The author examines modern trends in development of pedagogical thought related to implementation of competence approach in Russian higher education, and new requirements to the level of modern university teacher’s scientific and practical thinking.
Key words: reform, paradigm, competence and expertise of university teacher, polycultural education.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
IV ^ rw