Научная статья на тему 'Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение'

Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8224
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИТНЕС / FITNESS / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / FITNESS TECHNOLOGIES / ФИТНЕСКУЛЬТУРА / FITNESS CULTURE / ФИТНЕС-УРОВЕНЬ / FITNESS LEVEL / ЗАДАЧИ / TASKS / ФУНКЦИИ И ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ФИТНЕСА / FUNCTIONS AND AIMS OF FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Е. А.

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «фитнес» отечественных и зарубежных авторов. Представлены основные задачи, функции и целевое назначение фитнес-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES: TASKS, FUNCTIONS, AIMS

The article examines and analyzes the definitions of the term of fitness given by Russian and foreign authors. The author describes the main tasks, functions and aims of fitness technologies

Текст научной работы на тему «Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение»

Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986. - 210 с.: нот., илл.

9. Красовская Е. П. Чувство музыкальной формы («архитектоническое чувство») и его развитие в процессе музыкальных занятий: (на материале инструментал. подготовки студентов. пед. вузов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 16 с.

10. Фейнберг С. Е. Сонаты Бетховена // Пианисты рассказывают: [сб.] / Сост., общ. ред. и вступ. ст. М. Соколова. - М., 1988. - Вып. 3. - С. 12-26.

11. Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль: Избр. статьи: В 2 вып. - Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1979. - 320 с.

12. Коган Г. М. Избранные статьи. - Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1972. - 266 с.

СОВРЕМЕННЫЕ фИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ: ЗАДАЧИ, функции, ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES: TASKS, FUNCTIONS, AIMS

Е. А. Осокина

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «фитнес» отечественных и зарубежных авторов. Представлены основные задачи, функции и целевое назначение фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес, фитнес-технологии, фитнес-культура, фитнес-уровень, задачи, функции и целевое назначение фитнеса.

E. A. Osokina

The article examines and analyzes the definitions of the term of 'fitness' given by Russian and foreign authors. The author describes the main tasks, functions and aims of fitness technologies.

Keywords: fitness, fitness technologies, fitness culture, fitness level, tasks, functions and aims of fitness.

В настоящее время фитнес завоевал огромную популярность во всем мире и ассоциируется с определенным стилем жизни, позволяющим при помощи особых технологий достичь гармонии духа и тела. Фитнес обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека [1]:

1. В поведении это проявляется в собранности, подтянутости, большой жизненной энергии, оптимистическом настроении, в умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, в целостной культуре здоровой жизнедеятельности.

2. В психических проявлениях наблюдается хорошие самочувствие, нервно-психическая устойчивость, волевая организация (выраженная в самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), меньшая подверженность стрессам и депрессии.

3. В функциональных проявлениях можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений, более быстрое и полноценное восстановление после физической и умственной деятельности, усиление иммунных механизмов организма.

Охарактеризовав позитивное воздействие фитнеса на организм человека, обратимся к анализу сущности этого

термина. В настоящее время специалисты в области оздоровительной физической культуры не пришли к единому и окончательному определению фитнеса. Понятие «фитнес» существует без перевода во всех языках мира и произошел от английского выражения "to be fit" - быть в форме. В переводе "fitness" означает «пригодность». Результат фитнеса - это прежде всего удовольствие от занятий любимыми видами двигательной активности. Анализируя передовую отечественную и зарубежную литературу, можно выделить следующие определения фитнеса:

- образ жизни, направленный на сохранение здоровья [2];

- здоровый образ жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром [3];

- образ жизни, целью которого является совершенствование физической формы [4];

- стиль жизни, позволяющий при помощи особых технологий достичь гармонию духа и тела [5];

- система общего оздоровления человека через определенную физическую нагрузку, сочетающую силовой и аэробный тренинг, дополняемую развитием гибкости [6];

- степень сбалансированности физического, психического, социального состояния, располагающая необходимыми резервами для обеспечения жизнедеятельности без лишнего физического и психического напряжения в состоянии гармонии с окружающей средой [7];

- образ жизни; оздоровительное направление фитне-са развивает физические кондиции (силу, выносливость, гибкость, ловкость и т. д.), формирует здоровое соотношение жировой и мышечной массы тела, укрепляет иммунную систему, стабилизирует психику, помогает справиться со стрессами и болезнями, уравновешивает физические и психологические потребности и претензии [8];

- система физических упражнений оздоровительной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивацион-ной определенности и личной заинтересованности [9];

- добровольные систематические занятия физическими упражнениями, осуществляемые по разработанным программам под руководством профессиональных специалистов по физической культуре, которые направлены на поддержание и повышение уровня физической подготовленности и здоровья занимающихся с целью улучшения качества жизни (личной успешности на основе физического благополучия), а также эффективности учебной и профессиональной деятельности [8].

Анализ основных подходов к определению термина «фитнес» позволяет обозначить два направления рассмотрения данного понятия, которые условно можно обозначить:

1) как систему физических упражнений оздоровительно-кондиционной направленности;

2) как здоровый, физически активный образ и стиль жизни и соответствующее им мировоззрение личности.

А. В. Гурвич [1] предложил ввести в научный оборот такие понятия, как фитнес-технологии, фитнес-культура и фитнес-уровень. При этом под фитнес-технологиями они понимают процесс получение результата, построенного на использовании технических или любых других средств под управлением человека. Причем средства играют в технологии доминирующую роль. В структуру фитнес-технологий входят: содержательная часть (общие и конкретные цели занятий, содержание учебного материала) и процессуальная часть - технологический процесс (организация, формы и методы, деятельность специалиста по физической культуре и спорту и занимающихся, управление процессом усвоения материала, диагностика).

По мнению упомянутых авторов, фитнес тесно связан с культурным обликом человека, поэтому фитнес-культура является выражением гармоничности, богатства и целостности его личности, всесторонности и универсальности его связей с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности. Воплощая в культуре свои способности, умения, творческие силы, индивид находит в нем тот необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию его личности. Таким образом, фитнес-культура - это культура, нацеленная на человека, на получение и реализацию на практике знаний о фитнесе, предназначенная для построения индивидуального стиля жизни. Фитнес-уровень - это количественная характеристика функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека. В

понимании указанных авторов фитнес-уровень человека складываются из трех составляющих [1]:

1) показатели физического развития (антропометрические измерения);

2) функциональное состояние (артериальное давление, частота сердечных сокращений, максимальное потребление кислорода, Гарвардский степ-тест, проба-тест PWC 170);

3) стиль жизни (стаж непрерывных занятий оздоровительной физической культурой, соответствие калорийности питания энергозатратам, закаливание, наличие вредных привычек, наличие хронических заболеваний, наличие простудных заболеваний в году).

В то же время изучение и анализ научно-методических материалов и последующее их обобщение позволяют заключить, что, занимаясь фитнесом, человек решает следующие задачи [1; 6; 9]:

- оздоровительную - поддержание физической формы, укрепление иммунной системы;

- спортивную - достижение спортивных результатов (развитие различных физических качеств, повышение уровня работоспособности организма);

- эстетическую - формирование красивой, гармоничной фигуры;

- психотерапевтическую - релаксация, борьба со стрессом.

Выделяют семь основных функций фитнеса [1; 9]:

1. Целевая (отражает понимание личностью поставленной цели, ее принятие и стремление к достижению поставленных задач).

2. Содержательно-операционная (наличие системы знаний, представлений о фитнесе и фитнес-технологиях, степень овладения необходимыми умениями для и решения образовательно-воспитательных задач по формированию здорового стиля жизни).

3. Программно-ориентировочная (возможность составить поэтапную программу деятельности с учетом поставленной цели, коллективных и индивидуальных запросов и особенностей, ориентирующую на активный стиль жизни).

4. Мотивационно-ценностная (иерархия ценностей личности о здоровом стиле жизни).

5. Оценочная (оценка результатов процесса формирования здорового стиля жизни, а также степень удовлетворенности им; позволяет подводить итоги и корректировать систему занятий).

6. Эмоционально-волевая (психическая сфера жизнедеятельности человека, проявление таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, сила воли, самодисциплина и другие, которые необходимы для достижения поставленных целей и жизненных программ; мобилизация сил организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей).

7. Коммуникативно-деятельностная (межличностное общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры, является ведущим видом взаимодействия людей друг с другом. Общение

включает систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе).

Приведенные основные задачи и функции фитнеса открывают путь к пониманию его основной цели - оздоровлению и главному принципу - «нагрузка ради здоровья». Занятия фитнесом предполагают систематичность и целенаправленность, а также профессиональное руководство, программное обеспечение и контроль физического состояния. Главная задача - заставить двигаться, главная цель - улучшение показателей психофизической кондиции человека (соматического и психического здоровья, физического развития, телосложения, функционального и психологического состояния, физической подготовленности).

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Сегодня фитнес завоевал огромную популярность во всем мире. Понятие «фитнес» сейчас ассоциируется с определенным стилем жизни, позволяющим при помощи особых фитнес-технологий достичь гармонии духа и тела.

2. В современном понимании фитнес рассматривается специалистами с двух позиций:

- во-первых, как система физических упражнений оздоровительно-кондиционной направленности;

- во-вторых, как здоровый, физически активный образ и стиль жизни и соответствующее мировоззрение.

3. Фитнес обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личность человека. Основные функции фитнеса: целевая, содержательно-операционная, программно-ориентировочная, мотивационно-ценностная, оценочная, эмоционально-волевая, коммуникативно-деятельная. Многообразие фитнес-технологий дает возможность любому человеку подобрать для себя подходящую программу тренировок.

4. Занимаясь фитнесом, человек решает следующие основные задачи: оздоровительную (поддержание физической формы, укрепление иммунной системы), спортивную (достижение спортивных результатов, развитие фи-

зических качеств, повышение уровня работоспособности организма), эстетическую (формирование красивой, гармоничной фигуры), психотерапевтическую (релаксация, борьба со стрессом).

Главная цель занятий фитнесом - улучшение показателей психофизической кондиции занимающихся, а основной принцип - «нагрузка ради здоровья».

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурвич А. В. Применение инновационных фит-нес-технологий в военно-образовательных учреждениях и спортивных клубах для поддержания здорового образа жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 37 с.

2. Буйнова Н. Н. Фитнес: мы выбираем успех! -СПб.: Невский проспект, 2002. - 192 с.

3. Хоули Э. Т., Френке Б. Д. Оздоровительный фитнес. - Киев: Олимпийская литература, 2000. -367 с.

4. Кеннеди Р., Гринвуд-Робинсон М. Фитнесс-тре-нинг. - М.: Медиа Спорт, 2000. - 215 с.

5. Шейнберг Л., Байер К. Здоровый образ жизни. -М.: Мир, 1997. - 368 с.

6. Ким Н. К., Дьяконов М. Б. Фитнес: Учебник. -М.: Советский спорт, 2006. - 450 с.

7. Борилкевич В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-47.

8. Филиппова С. О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008. - С. 25-27.

9. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.

10. Шенфилд Б. Фитнес для красивого тела. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.