Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / АЭРОБНЫЙ ФИТНЕС / АЭРОБИКА / АЭРОБНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашигина Екатерина Алексеевна

Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение работоспособности и физической подготовленности. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Данная статья посвящена исследованию эффективности влияния занятий современными видами аэробного фитнеса на состояние здоровья обучающихся профессиональной образовательной организации по сравнению с традиционными средствами физической культуры. Излагаются материалы, методы, результаты и обсуждение результатов данного исследования. На основании анализа полученных результатов автор приходит к выводу, что внедрение в учебный процесс современных фитнес-технологий аэробной направленности открывает дополнительные возможности повышения уровня физического состояния обучающихся в рамках учебных занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE “PHYSICAL EDUCATION” IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

One of the priority directions of the formation and strengthening of the health of the nation is the process of physical education of the younger generation, focused on strengthening health, increasing their efficiency and physical fitness. Currently, a large number of innovative technologies, methods and health programs are being developed in the system of physical culture. This article is devoted to the study of the effectiveness of the influence of modern types of aerobic fitness on the health status of students of a professional educational organization in comparison with traditional means of physical culture. The materials, methods, results and discussion of the results of this study are presented. Based on the analysis of the results, the author comes to the conclusion that the introduction of modern aerobic fitness technologies into the educational process opens up additional opportunities for improving the physical condition of students in the framework of physical education classes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

6. Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoy psikhiki [Far limits of the human psyche], available at: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/predel.pdf (accessed: 31.01.2022). (In Russian)

7. Khofshtadter D. Gedel', Esher, Bakh: eta beskonechnaya girlyanda [Godel, Escher, Bach: this endless garland], Litmir: elektronnaya biblioteka [Litmir: electronic library], available at: https:// www.litmir.me/br/?b=138924&p=1 (accessed: 01.02.2022). (In Russian)

8. Kharitonov I. R. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. posobie [Innovative management: textbook. allowance]. St. Petersburg, Soyuz, 2011, 313 p. (In Russian)

9. Khaydegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let [Works and reflections of different years]. Moscow, Izd-vo «Gnozis», 1993, 464 p., ISBN 5-7333-0485-5. (In Russian)

Баркова Валентина Васильевна, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Barkova Valentina Vasilievna, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Сведения для цитирования: Кашигина, Е. А. Современные фитнес-технологии в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» в профессиональной образовательной организации / Е. А. Кашигина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 49-53.

УДК 372.016:796 ББК 74.267.5

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛьТУРА»

в профессиональной образовательной организации

Е. А. Кашигина

Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение работоспособности и физической подготовленности. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Данная статья посвящена исследованию эффективности влияния занятий современными видами аэробного фитнеса на состояние здоровья обучающихся профессиональной образовательной организации по сравнению с традиционными средствами физической культуры. Излагаются материалы, методы, результаты и обсуждение результатов данного исследования. На основании анализа полученных результатов автор приходит к выводу, что внедрение в учебный процесс современных фитнес-технологий аэробной направленности открывает дополнительные возможности повышения уровня физического состояния обучающихся в рамках учебных занятий физической культурой.

Ключевые слова: фитнес-технологии, аэробный фитнес, аэробика, аэробная нагрузка.

Сегодня, во времена быстрых изменений условий жизни и интенсификации образовательного процесса, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, и это становится предметом острой общественной тревоги, поскольку само здоровье детей и молодежи является показателем уровня разви-

тия общества, характеризует его благополучие и гармоническое развития [1; 2]. По современным данным, среди обучающихся наблюдаются функциональные отклонения в деятельности различных систем организма, заболевания и изменения сердечно-сосудистой системы, нервно-психические расстройства, заболевания органов

пищеварения и эндокринной системы. Все это связано с низким уровнем физического здоровья, а также неудовлетворительной физической подготовкой [3; 4].

Несмотря на то, что существует острая социальная необходимость в здоровом подрастающем поколении, нынешняя эпидемиологическая обстановка и современное образование не только не способствуют решению данной проблемы, а наоборот, становятся все более опасными для здоровья участников образовательного процесса [5; 6]. Именно поэтому важным направлением исследования выступает определение влияния оздоровительного фитне-са аэробного направления, в частности классической, танцевальной аэробики, степ-аэробики и функциональной аэробной тренировки, на физическое и функциональное состояние обучающихся профессиональных образовательных организаций среднего звена.

Фитнес в целом можно определить как систему физических упражнений оздоровительной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определенности и личной заинтересованности [7]. Термин «фитнес» произошел от английского <^о Ье fit» — «быть в форме». Аэробика, являющаяся одним из разделов фитнеса, — это система гимнастических, танцевальных, и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом [8]. Термин «аэробика» впервые был введен американским ученым Кеннетом Купером и происходит от слова «аэробный», т. е. «связанный с потреблением кислорода», что имеет под собой физиологическую основу. Целью аэробного компонента занятия с использованием аэробной нагрузки является улучшение возможностей сердечно-сосудистой системы с помощью увеличения нагрузки на сердце и легкие. Для достижения желаемого результата занимающиеся должны достаточно продолжительное время поддерживать определенный темп работы сердца. Кеннетом Купером была предложена очковая строго дозированная система физических упражнений, имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи и т. д.) [8].

Структура фитнес-аэробики включает в себя комплексы упражнений атлетического, танцевального, психорегулирующего и смешанного характера. Объединяя упражнения в разные комплексы, можно воздействовать на все части тела, костную систему, обширные мышечные группы и развивать все физические качества человека. Фитнес-аэробика является эффек-

тивным средством улучшения функциональных возможностей дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, стимуляции обмена веществ. Содержательная часть аэробики направлена на общефизическую и специальную физическую подготовку. Именно аэробный характер упражнений является основой оздоровительного эффекта. Аэробная нагрузка положительно влияет на иммунную систему организма, повышая сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям.

Существенное значение имеет то, что занятие проводится под музыку. Правильно подобранное музыкальное сопровождение не только задает ритм, характер и управляет темпом движений, но и насыщает учебные занятия эстетическим содержанием, повышает настроение занимающихся, помогает бороться со стрессом и переутомлением. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения более энергично, что способствует усилению воздействия выполняемой нагрузки на организм, повышает работоспособность. Благоприятная эмоциональная обстановка, как известно, содействует более эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам и усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями.

Структура фитнес-занятия схожа с уроком физической культуры. Здесь тоже есть подготовительная, основная и заключительная части. Перед началом каждого занятия необходимо провести разминку продолжительностью 5-7 минут и в конце занятия — заминку продолжительностью 3-5 минут. Основная часть занятия, во время которой повышается порог интенсивности нагрузки, должна длиться не менее 15 минут, но не более 30 минут. Таким образом, общая продолжительность занятия составит примерно 40-45 минут. Все виды фитнес-аэро-бики (классическая, степ-аэробика, танцевальная, функциональный тренинг и т. д.) можно использовать не только как целое занятие, но и частично, на различных этапах классического учебного занятия по физической культуре. В частности, бег в подготовительной части урока можно с успехом заменить аэробными комбинациями базовых шагов классической фит-нес-аэробики, циклическими упражнениями, прыжками, танцевальными движениями.

При проведении занятий преподавателю необходимо соблюдать определенную методику обучения и выполнения элементов, шагов, движений и упражнений в соответствии с двигательным опытом и подготовленностью обучающихся. Из числа основных методов, используемых

при проведении фитнес-занятий аэробной направленности, целесообразно использовать метод усложнений и метод блоков. Метод усложнений — это педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для обучающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет изменения темпа, ритма движения, добавления новых движений в ранее изученные комбинации, изменения техники выполнения движения, направления и амплитуды движения. Метод блоков — это объединение между собой разных, ранее разученных упражнений, комплексов, связок в хореографическое соединение. Блок может повторяться несколько раз в стандартном варианте либо в нем можно варьировать очередность выполнения упражнений, изменять темп, ритм или способ выполнения (как отдельных движений, так и всего блока), использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, прыжках, беге. Обучение новым движениям и упражнениям должно быть обязательно последовательным, систематическим, а двигательные комбинации должны слагаться из ранее изученных и хорошо освоенных элементов.

Занятия с использованием аэробного фит-неса привлекательны своей общедоступностью, эмоциональностью и возможностью изменить их содержание в зависимости от интересов и подготовленности обучающихся.

Обсуждение. Отметим, что к началу педагогического эксперимента уровень изучаемых показателей у обучающихся тестовых групп значительно не отличался по всем измеряемым показателям (р > 0,05), что не наблюдалось после его проведения (р < 0,05). Полученная информация свидетельствует о том, что предложенная программа с применением фитнес-упражнений аэробной направленности продемонстрировала свою эффективность. Подтверждением этого является улучшение физического состояния учащихся ЭГ по результатам теста Купера и степ-теста

Цель исследования — определение влияния занятий современными видами аэробного фитне-са на состояние здоровья обучающихся колледжа.

Материал и методы. Участники: обучающиеся государственного бюджетного образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный колледж» (юноши и девушки; n = 40) по специальностям среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм» и 43.02.14 «Гостиничное дело».

Педагогический эксперимент. Участники исследования были определены в контрольную (КГ; n = 20) и экспериментальную (ЭГ; n = 20) группы. В течение трех месяцев занятия по физическому воспитанию в ЭГ проходили с использованием элементов классической, танцевальной аэробики, степ-аэробики и функциональной тренировки, выполнявшихся в аэробном режиме. В КГ занятия по физическому воспитанию проходили с использованием только программного материала учебной дисциплины «Физическая культура».

Статистика. В работе математическая обработка данных осуществлялись на базе компьютерных продуктов SPSS и Excel MS: рассчитывали дескриптивную статистику и определяли достоверность различия между двумя группами с использованием парного t-критерия Стьюден-та для несвязанных выборок (р < 0,05).

Результаты. Результаты исследования уровня функциональной и физической подготовленности обучающихся представлены в таблице 1.

по завершении педагогического эксперимента по сравнению с обучающимися КГ. Подобная динамика зафиксирована и для функциональных показателей: частоты сердечных сокращений (ЧСС); жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Отметим, что у обучающихся контрольной группы также наблюдалась положительная динамика в результатах, но в меньшей степени. Считаю, что незначительное улучшение ЖЕЛ связано с относительно коротким сроком проведения исследования.

Таким образом, результаты исследования функционального и физического состояния

Таблица 1

Результаты исследования

Тест Группа (X ± о)

КГ (n = 20) ЭГ (n = 20)

В начале В конце В начале В конце

Тест Купера, м 1875 ±110 1970±130 1868±97 2010±90

Степ-тест, индекс 62,05 ± 3,40 65,60 ± 4,12 62,83 ± 3,10 66,80 ± 2,54

ЧСС в покое, уд/мин 85,56 ± 3,33 87,70 ± 2,11 84,88 ± 4,18 79,66 ± 2,55

ЖЕЛ, л 2,65 ± 0,44 2,69 ± 0,21 2,67 ± 0,40 2,8 0± 0,25

участников подтвердили гипотезу о том, что физическое и функциональное состояние учащейся молодежи улучшится с внедрением в процесс физического воспитания фитнес-упражнений аэробной направленности.

Заключение. Итак, исследование позволило констатировать, что внедрение в учебный

процесс современных фитнес-технологий аэробной направленности открывает дополнительные возможности повышения физического и функционального состояния обучающихся в рамках учебных занятий физической культурой в системе среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Иванов, В. Д. Фитнес-программы в системе занятий по физической культуре в вузе / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4. — № 2. — С. 49-59.

2. Сучков, С. Л. Инновационные и современные подходы к организации занятий физической культуры в вузе / С. Л. Сучков, А. В. Краснобаева // Научный аспект. — 2019. — Т. 8. — № 1. — С. 861-870.

3. Нуцалов, Н. М. Методы и новые технологии, подготовки студентов в вузе по физической культуре / Н. М. Нуцалов, А. Е. Задиряка, Г. А. Маргарян, А. А. Абдулаев // Современное педагогическое образование. — 2018. — № 3. — С. 26-32.

4. Шестакова, Т. А. Перспективы развития здоровьеориентированных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов вуза / Т. А. Шестакова, В. В. Борисова, Л. Г. Демченская // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2019. — № 7. — С. 70-76.

5. Ермакова, Е. Г. Педагогические технологии, применяющиеся на занятиях физической культуры в вузе / Е. Г. Ермакова // Эпоха науки. — 2020. — № 24. — С. 296-300.

6. Мороз, А. В. Фитнес на элективных занятиях по физической культуре и спорту в вузе / А. В. Мороз, Ю. В. Коричко // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Ч. 1. Естественные и технические науки ; под науч. ред. Д. А. Погонышева. — Нижневартовск, 2020. — С. 166-168.

7. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2002. — 384 с. — ISBN 5-222-02298-6.

8. Лисицкая, Т. С. Аэробика : учеб. пособие. В 2 т. Т. 1 : Теория и методика / Т. С. Ли-сицкая, Л. В. Сиднева, Е. Б. Мякиченко, Н. Б. Шестаков. — Москва : Спорт. Академия Пресс, 2002. — 232 с. — ISBN 5-9500020-2-4.

For citation: Kashigina, E. A. Modern fitness technologies in teaching the discipline "Physical Education" in a professional educational organization / E. A. Kashigina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 49-53.

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION" IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

E. A. Kashigina

One of the priority directions of the formation and strengthening of the health of the nation is the process of physical education of the younger generation, focused on strengthening health, increasing their efficiency and physical fitness. Currently, a large number of innovative technologies, methods and health programs are being developed in the system of physical culture. This article is devoted to the study of the effectiveness of the influence of modern types of aerobic fitness on the health status of students of a professional educational organization in comparison with traditional means of physical culture. The materials, methods, results and discussion of the results of this study are presented. Based on the analysis of the results, the author comes to the conclusion that the introduction of modern aerobic fitness technologies into the educational process opens up additional opportunities for improving the physical condition of students in the framework of physical education classes.

Key words: fitness technologies, aerobic fitness, aerobics, aerobic exercise.

References

1. Ivanov V. D., Sal'kova N. A. Fitnes-programmy v sisteme zanjatij po fizicheskoj kul'ture v vuze [Fitness programs in the system of physical culture classes at the university], Fizicheskaja kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naja rekreacija [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2019, vol. 4, no. 2, pp. 49-59. (In Russian)

2. Suchkov S. L., Krasnobaeva A. V. Innovacionnye i sovremennye podhody k organizacii zanjatij fizicheskoj kul'tury v vuze [Innovative and modern approaches to the organization of physical culture classes at the university], Nauchnyj aspect [Scientific aspect], 2019, vol. 8, no. 1, pp. 861-870. (In Russian)

3. Nucalov N. M., Zadirjaka A. E., Margarjan G. A., Abdulaev A. A. Metody i novye tehnologii, podgotovki studentov v vuze po fizicheskoj kul'ture [Methods and new technologies, training of students in the university in physical culture], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education], 2018, no. 3, pp. 26-32. (In Russian)

4. Shestakova T. A., Borisova V. V., Demchenskaja L. G. Perspektivy razvitija zdorov'eorientirovannyh fitnes-tehnologij v fizicheskom vospitanii studentov vuza [Prospects for the development of health-oriented fitness technologies in the physical education of university students], Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport], 2019, no. 7, pp. 70-76. (In Russian)

5. Ermakova E. G. Pedagogicheskie tehnologii, primenjajushhiesja na zanjatijah fizicheskoj kul'tury v vuze [Pedagogical technologies used in physical education classes at the university], Je-poha nauki [Epoch of science], 2020, no. 24, pp. 296-300. (In Russian)

6. Moroz A. V., Korichko Ju. V. Fitnes na jelektivnyh zanjatijah po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [Fitness in elective classes in physical culture and sports at the university], XXII Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ch. 1. Estestvennye i tehnicheskie nauki [XXII All-Russian Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University. Part 1. Natural and technical sciences], ed. D. A. Pogonyshev. Nizhnevartovsk, 2020, pp. 166-168. (In Russian)

7. Menhin, Ju. V., Menhin A. V. Ozdorovitel'naja gimnastika: teorija imetodika [Improving gymnastics: theory and methodology]. Rostov n/D., Phoenix, 2002, 384 p., ISBN 5-222-02298-6. (In Russian)

8. Lisickaja T. S., Sidneva L. V., Mjakichenko E. B., Shestakov N. B. Ajerobika: ucheb. posobie. V 2 t. T. 1: Teorija i metodika [Aerobics: textbook. allowance. In 2 vol. Vol. 1: Theory and methods]. Moscow, Sport. Akademija Press, 2002, 232 p., ISBN 5-9500020-2-4. (In Russian)

Кашигина Екатерина Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: eakashigina@mail.ru

Kashigina Ekaterina Alekseevna, Lecturer at South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: eakashigina@mail.ru

Сведения для цитирования: Липс, Н. И. Искусственный интеллект как индикатор изменения информационных потоков в учебной деятельности студентов / Н. И. Липс // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 53-61.

УДК 377 ББК 74.47/16.6

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНДИКАТОР ИЗМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н. И. Липс

В статье рассматриваются особенности учебной деятельности студентов с учетом требований к современному профессиональному образованию. Автор обращает особое внимание на изменение содержания и характер отношений субъектов образования в процессе учебной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.