Научная статья на тему 'Современные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в транснациональных условиях'

Современные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в транснациональных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в транснациональных условиях»

Современные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в

транснациональных условиях

УДК 334

Гавриленко А.О.,

дипломник ФГБОУВО ГУЗ, ^1пйо1234@уапйех..ти

Чемодин Ю.А.,

научный руководитель, к.э.н., профессор кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО ГУЗ

В условиях, когда формируется транснациональный рынок, борьба за новых и старых потребителей вынуждает производителя усовершенствовать методы и формы конкурентной борьбы, разрабатывать новейшие механизмы управления конкурентоспособностью товара. В связи с чем конкурентоспособность становится одним из самых важных факторов эффективного функционирования предпринимательских структур.

Конкурентоспособность - это возможность составлять и выдерживать конкурентную борьбу по сравнению с лучшими аналогичными объектами в условиях конкретного рынка внутри страны и за ее пределами.

Конкурентоспособность фирмы - интегральная числовая характеристика, при помощи которой в определенные сроки оцениваются окончательные результаты деятельности предприятия. Конкурентоспособность фирмы обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с конкурирующими организациями, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.

Конкурентоспособность не является неотъемлемым качеством фирмы, это значит, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих одни и те же товары или услуги. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Из этого следует то, что конкурентоспособность предприятий - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках региональной отраслевой группы может быть

признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента -нет.

Россия почти по всем параметрам конкурентоспособности уступает развитым странам. Ее продукция за исключением природных ресурсов, металлов, отдельных видов машиностроения и ряда высокотехнологичных вооружений теряет позиции, как на внутреннем рынке, так и на мировом. Для того что бы выйти на уровень развитых стран, нужно проделать огромную работу, которая предполагает положительные изменения во всех сферах деятельности.

Конкурентоспособность страны во многом зависит от человеческого капитала. Человеческий капитал - врожденные способности, общее и специальное образование, приобретенный профессиональный опыт, творческий потенциал, физическое и морально -психологическое здоровье, все это обеспечивает доход и определяет экономическое развитие. Высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке это в первую очередь освоение интеллектуальных продуктов, достигших стадии практического использования, что в следствии вызывает изменения в организации труда, управления, требования к квалификации работников, системе образования.

Процесс деятельности каждого предприятия находится под воздействием факторов, которые возникают при закрытом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, и факторов, проявляющихся при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении одной и той же задачи. Все факторы конкурентоспособности фирмы по совокупности делятся на внешние и внутренние.

Факторы конкурентоспособности фирмы разделяются на внешние, которые в меньшей степени зависят от организации, и внутренние, почти полностью зависящие от руководства организации.

Внешние факторы:

- Политика государства в отношении импорта и экспорта

- Экономический уровень развития страны

- Экономическая политика государства в странах - экспортерах и импортерах товаров

- Качественные финансовые услуги и эффективное функционирование рынков капитала

- Уровень развитости в стране инфраструктуры

- Постоянное развитие научно - технологического потенциала

- Трудовые ресурсы, их квалифицированность и наличие

- Финансово - кредитная и амортизационная - налоговая политика, включающая в себя разные государственные и межгосударственные субсидии и дотации

- Таможенная политика и связанные с ней пошлины

- Государственное страхование

- Участие в международном разделении труда, финансирование национальных программ для конкурентоспособности организаций

- Государственная система сертификации продукции и стандартизации и систем ее создания

- Контроль государства и надзор: правил обязательной сертификации продукции и систем, обязательных требований стандартов, метрологический контроль

- Правовая защита интересов потребителей

- Важнейшие характеристики рынка

- Деятельность общественных и негосударственных институтов

Внутренние факторы:

- Структура предприятия: организационная и производственная

- Технологии

- Регулирование производственных процессов и учет

- Уровень квалифицированности персонала

- Качество менеджмента

- База управления: нормативно - методическая и информационная

- Функционирование качества системы менеджмента

- Уровень стратегического управления

- Масштабы использования аутсорсинга

- Развитость сбытовой сети

- Обеспечение безопасности информационной системы (конфиденциальной информации)

- Уровень применения современных информационных технологий

- Продажа продукции через интернет

- Экономика знаний

- Постоянное привлечение инвестиций в развитие производства

- Сформированная постоянная и лояльная клиентская база

- Размеры использования НТП

- Репутация организации

- Мотивирование персонала для повышения качества товара

- Существенные стратегические конкурентные преимущества

- Эффективность конкурентной стратегии

- Своевременная реструктуризация

- Стоимость организации, отражающая ее инвестиционную привлекательность.

Список использованной литературы

1. А.К. Александров и др. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие - М.: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. - 284 с.

2. Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия . - М.: Известия ИГЭА. — 2012. — №1. - С. 118-121.

3. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. - М.: Проспект, 2012. - 361 с.

4. Павлова А. А.. Качество и конкурентоспособность. - М.: Лаборатория книги — М, 2010. - 152 С.

5. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В.. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие- М.: Юнити-Дана, 2012. - 799 С.

6. Маргалитадзе О.Н. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса / Международный технико-экономический журнал, 2013. № 2. С. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.