Научная статья на тему 'Современные факторы передачи возбудителей острых кишечных инфекций'

Современные факторы передачи возбудителей острых кишечных инфекций Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
167
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — И.В. Лихачев, Л.А. Кафтырева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные факторы передачи возбудителей острых кишечных инфекций»

Материалы научно-практической конференции «От эпидемиологии к диагностике актуальных инфекций...»

Инфекция и иммунитет

Матрично-активированная лазерная десорбция/ ионизация времяпролетная масс-спектрометрия (MALDI-TOF MS) показала себя надежным инструментом идентификации бактерий на видовом уровне. Метод основан на получении уникального набора белковых масс-спектров (MSP) исследуемого микроорганизма. Однако идентификация штаммов Leptospira с помощью MS затруднена отсутствием эталонных MSP в существующих международных таксономических базах.

Цель данного исследования — получение MSP патогенных штаммов Leptospira spp. из коллекции лаборатории зооантропонозных инфекций НИИЭМ им. Пастера.

Экстракты клеток 9-ти штаммов Leptospira, относящихся к 3-м геномовидам L. interrogans, L. borg-petersenii, L. kirschneri и 7-ми серогруппам получали этанольно-муравьинокислотным методом. Образцы экстрактов наносили 6-ти кратно по 1 мкл в лунки MALDI мишени. В качестве матрицы использовали раствор циано-коричной кислоты в 50% ацетонитри-ле и 2,5% трифторуксусной кислоте. Масс-спектры были получены на масс-спектрометре Microflex и преобразованы в MSP для каждого штамма с помощью программы MALDI Biotyper 3.0 (Bruker Daltonik, Германия). Как сравнительный контроль использовали эталонный MSP спирохеты Brachyspira murdochii из таксономической библиотеки Bruker. Сравнение MSP осуществляли визуализацией в виде построения дендрограмм.

Все штаммы Leptospira spp. дали специфические белковые профили, кластеризация которых на ден-дрограмме четко отличалась от MSP контроля сравнения. При этом не выявлена группировка MSP референсных штаммов на кластеры согласно таксономическим видам, но наблюдалась кластеризация MSP по серотипам Sejroe, Ballum, Icterohaemorrhagiae.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности использования метода MALDI-TOF MS для серотипирования патогенных лептоспир.

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

И.В. Лихачев, Л.А. Кафтырева

ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Санкт -Петербург

Острые кишечные инфекции (ОКИ) имеют глобальное распространение, регистрируются среди детского и взрослого населения и имеют широкий спектр этиологии. Такая тенденция отмечается практически во всех странах.

Цель исследования: оценить значимость продуктов, ранее не рассматриваемых как факторы передачи ОКИ (так называемые «нетрадиционные»).

Задачи: анализ вспышек ОКИ, зарегистрированных в последнее десятилетие в ряде стран, выявление ведущих факторов передачи пищевых вспышек и оценка эпидемиологической значимости различных пищевых продуктов в структуре ОКИ.

Материалы и методы: отечественная и зарубежная статистика регистрации вспышек ОКИ, вызванных нетрадиционными с точки зрения эпидемиологии пищевыми продуктами.

Результаты. Bacillus cereus был причиной 46% пищевых вспышек, обусловленных зерновыми, бобовыми и растительными продуктами и не более 25% — мясомолочными. Причиной вспышек, вызванных

энтерогеморрагическими (E. coli О157) и энтеротокси-генными эшерихиями, продуцирующими экзотоксины (шигатоксины и энтеротоксины соответственно) в 30% были продукты растительного происхождения, в 15% зерновые и бобовые, в 35% — мясные. Доля молочных вспышек не превышала 6%. Микроаэрофильные микроорганизмы, такие как Campylobacter spp. чаще выделялись из мясо-молочных продуктов (58,5%), поскольку вакуумная упаковка способствовала их длительному сохранению. Факторами передачи вирусных кишечных патогенов, таких как Norovirus, Rotavirus, Sapovirus, чаще являлись контаминиро-ванные растительные продукты — от 50% (Sapovirus) до 31% (Norovirus), реже — мясные продукты (16%), и с одинаковой частотой (8—10%) — молочные и яичные, зерновые и бобовые продукты (9—16%), масла и сахара (9—10%). Следует отметить, что такой фактор передачи, как спиртные напитки (вина) нередко были контаминированы различными микроорганизмами (B. cereus — в 6% случаев, Campylobacter — в 7% случаев, Clostridium botulinym — 11% случаев, Clostidium perfringens — 8% случаев, E. coli — от 7 до 11 %, различных сероваров Salmonella — от 2 до 13%, вирусов (Norovirus, Rotairus, Sapovirus) — до 10%).

Таким образом, настоящее время особенностью факторов передачи ОКИ является активная роль продуктов растительного происхождения, зерновых и бобовых продуктов, употребляемых без термической обработки, а также спиртосодержащих напитков. Профилактика ОКИ в настоящее время должна включать лабораторный контроль широкого спектра возбудителей.

ЛОКАЛЬНЫЙ ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУННЫЙ ОТВЕТ К СЕЗОННЫМ, ПАНДЕМИЧЕСКИМ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ПАНДЕМИЧЕСКИМ ЖИВЫМ ГРИППОЗНЫМ ВАКЦИНАМ

И.В. Лосев, Г.Д. Петухова, С.А. Донина, С.А. Кузнецова, А.Н. Найхин

ФГБУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Санкт-Петербург

Локальный иммунитет верхних дыхательных путей — один из важнейших факторов защиты от гриппа. Живые аттенуированные гриппозные вакцины (ЖГВ) вызывают выраженный локальный иммунный ответ. Ранее нами было показано существо -вание прямой зависимости между защитой людей от гриппозной инфекции и уровнем секреторных IgA антител в слюне и носовых секретах. Целью настоящей работы является сравнение формирования локального иммунного ответа на сезонную пандемическую ЖГВ А (H1N1)pdm2009 и потенциально пандемические ЖГВ, приготовленные из птичьих вирусов А (H5N2) и А (H7N3).

Материалы и методы. Здоровые волонтеры 18—20 лет прививались однократно тривалентны-ми сезонными ЖГВ или двукратно моновалентными ЖГВ А/17/Калифорния/2009/38 (H1N1), А/17/ Утка/Потсдам/86/92 (H5N2) и A/17/Дикая утка/ Нидерланды/00/95 (H7N3). Образцы носовых секретов, слюны и сывороток крови собирали до вакцинации, на 28 день после вакцинации и на 28 день после ревакцинации. Титры сывороточных антител измеряли в РТГА. Уровни локальных IgA в носовых секретах и слюне определяли с помощью ИФА. Для изучения авидности антител применялся тест с мочевиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.