Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / YOUTH EDUCATIONAL TOURISM / YOUTH EDUCATIONAL TRAVEL / EDUCATIONAL TOURISM PRODUCT / REGIONAL TOURISM / STUDENT EDUCATIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Веслогузова Мария Владимировна, Ибатуллова Юлия Тагировна

Уникальность образовательной среды и ее возможности для молодежи, наличие отдельных научнообразовательных знаний и опыта, накопленных десятилетиями, формируют задел ресурсов, которые могут позволить активно развивать молодежный образовательный туризм. С позиций национальной экономики образовательный туризм, в особенности его молодежная составляющая, запускает личностное развитие и перенос знаний из страны (региона) посещения в страну (регион) выезда. В России этот сегмент развивается сдержанными темпами, не смотря на наличие богатой ресурсной базы. Среди других видов туристической активности молодежный образовательный туризм находится несколько в тени - по данной теме выходит мало публикаций, в нормативно-справочных документах обнаруживается терминологическая неопределенность. В статье рассматриваются состояние и особенности образовательного молодежного туризма по материалам данного сегмента рынка туризма Республики Татарстан. Факторы, влияющие на выбор молодежью образовательного путешествия, существенным образом отличаются от традиционных туристских рыночных ниш. Проведенное исследование в отношении молодежной среды, как источника спроса на образовательный туристский продукт показало крайнюю специфичность рассматриваемого рыночного сегмента. Данный сегмент туррынка имеет определенный набор стереотипов поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты при мотивации поездки. В статье сформулированы барьеры, тормозящие развитие рынка молодежных образовательных туров в РФ и ее регионах: выраженная эластичность рынка молодежных образовательных турпродуктов по цене, необходимость соблюдения особых визовых формальностей, лингвистические барьеры, высокие транспортные расходы, психологические барьеры по встраиванию молодежи в новую социокультурную среду региона обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Веслогузова Мария Владимировна, Ибатуллова Юлия Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH EDUCATIONAL TOURISM IN THE REGIONS OF RUSSIA: CURRENT FACTORS AND DEVELOPMENT PROBLEMS (USING THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The educational environment uniqueness and its opportunities for young people, the availability of separate scientific and educational knowledge and experience accumulated over decades, form a reserve of resources that can actively develop youth educational tourism. From the point of view of the national economy, educational tourism, especially its youth component, launches personal development and transfer of knowledge from the country (region) of visit to the country (region) of departure. In Russia, this segment is developing at a moderate pace, despite the presence of a rich resource base. Among other types of tourist activity, youth educational tourism is in the shadow - there are few publications on this topic, and terminological uncertainty is found in normative and reference documents. The article discusses the state and features of educational youth tourism based on the materials of this segment of the tourism market of the Republic of Tatarstan. The factors influencing young people’s choice of educational travel differ significantly from traditional tourist market niches. The research conducted in relation to the youth environment as a source of demand for educational tourism products has shown the extreme specificity of the market segment under consideration. This segment of the travel market has a certain set of behavior patterns and sets tourist priorities slightly differently when motivating a trip. The article sets out the barriers hindering the market development of youth educational tours in Russia and its regions: severe elasticity of the market youth educational tourism products at a price the need to respect the special visa procedures, language barriers, high transport costs, psychological barriers to the integration of youth in the new socio-cultural environment of the region of study.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10305

НИКОНОВА Татьяна Викторовна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, РФ)

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: viktta@mail.ru ВЕСЛОГУЗОВА Мария Владимировна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, РФ)

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: mariaves@mail.ru ИБАТУЛЛОВА Юлия Тагировна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, РФ)

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: julia.ibatullova@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Уникальность образовательной среды и ее возможности для молодежи, наличие отдельных научно-образовательных знаний и опыта, накопленных десятилетиями, формируют задел ресурсов, которые могут позволить активно развивать молодежный образовательный туризм. С позиций национальной экономики образовательный туризм, в особенности его молодежная составляющая, запускает личностное развитие и перенос знаний из страны (региона) посещения в страну (регион) выезда. В России этот сегмент развивается сдержанными темпами, не смотря на наличие богатой ресурсной базы. Среди других видов туристической активности молодежный образовательный туризм находится несколько в тени - по данной теме выходит мало публикаций, в нормативно-справочных документах обнаруживается терминологическая неопределенность. В статье рассматриваются состояние и особенности образовательного молодежного туризма по материалам данного сегмента рынка туризма Республики Татарстан. Факторы, влияющие на выбор молодежью образовательного путешествия, существенным образом отличаются от традиционных туристских рыночных ниш. Проведенное исследование в отношении молодежной среды, как источника спроса на образовательный туристский продукт показало крайнюю специфичность рассматриваемого рыночного сегмента. Данный сегмент туррынка имеет определенный набор стереотипов поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты при мотивации поездки. В статье сформулированы барьеры, тормозящие развитие рынка молодежных образовательных туров в РФ и ее регионах: выраженная эластичность рынка молодежных образовательных турпродуктов по цене, необходимость соблюдения особых визовых формальностей, лингвистические барьеры, высокие транспортные расходы, психологические барьеры по встраиванию молодежи в новую социокультурную среду региона обучения.

Ключевые слова: молодежный образовательный туризм, молодежное образовательное путешествие, образовательный туристский продукт, региональный туризм, студенческая образовательная мобильность

Для цитирования: Никонова Т.В., Веслогузова М.В., Ибатуллова Ю.Т. Современные факторы и проблемы развития молодежного образовательного туризма в регионах России (по материалам Республики Татарстан) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №3. С. 61-71. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10305. Дата поступления в редакцию: 28 июля 2020 г. Дата утверждения в печать: 2 сентября 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10305

Tatiana V. NIKONOVA

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD in Economics; Associate Professor; e-mail: viktta@mail.ru

Maria V. VESLOGUZOVA

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD in Economics; Associate Professor; e-mail: mariaves@mail.ru

Yulia T. IBATULLOVA

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD in Economics; Associate Professor; e-mail: julia.ibatullova@yandex.ru

YOUTH EDUCATIONAL TOURISM IN THE REGIONS OF RUSSIA: CURRENT FACTORS AND DEVELOPMENT PROBLEMS (USING THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Annotation. The educational environment uniqueness and its opportunities for young people, the availability of separate scientific and educational knowledge and experience accumulated over decades, form a reserve of resources that can actively develop youth educational tourism. From the point of view of the national economy, educational tourism, especially its youth component, launches personal development and transfer of knowledge from the country (region) of visit to the country (region) of departure. In Russia, this segment is developing at a moderate pace, despite the presence of a rich resource base. Among other types of tourist activity, youth educational tourism is in the shadow - there are few publications on this topic, and terminological uncertainty is found in normative and reference documents. The article discusses the state and features of educational youth tourism based on the materials of this segment of the tourism market of the Republic of Tatarstan. The factors influencing young people's choice of educational travel differ significantly from traditional tourist market niches. The research conducted in relation to the youth environment as a source of demand for educational tourism products has shown the extreme specificity of the market segment under consideration. This segment of the travel market has a certain set of behavior patterns and sets tourist priorities slightly differently when motivating a trip. The article sets out the barriers hindering the market development of youth educational tours in Russia and its regions: severe elasticity of the market youth educational tourism products at a price the need to respect the special visa procedures, language barriers, high transport costs, psychological barriers to the integration of youth in the new socio-cultural environment of the region of study.

Keywords: youth educational tourism, youth educational travel, educational tourism product, regional tourism, student educational mobility

Citation: Nikonova, T. V., Vesloguzova, M. V., & Ibatullova, Yu. T. (2020). Youth educational tourism in the regions of Russia: Current factors and development problems (using the materials of the Republic of Tatarstan). Service and Tourism: Current Challenges, 14(3), 61-71. doi: 10.24411/1995-0411-202010305. (In Russ.).

Article History

Received 28 July 2020 Accepted 2 September 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Большинство развитых и развивающихся стран традиционно стараются максимально задействовать имеющийся потенциал туристских ресурсов, в частности образовательных, охватывая, по возможности, разнообразные туристические интересы.

В случае с молодежным образовательным туризмом речь идет о ресурсах накопленных знаний,технологий и интеллектуального капитала региона или страны посещения.

С позиций национальной экономики образовательный туризм, в особенности его молодежная составляющая, запускает личностное развитие и перенос знаний из страны (региона) посещения в страну (регион) выезда. Получив знания и профессиональный опыт, туристы привозят человеческий капитал более высокого качества. Это способствует росту производительности труда, увеличению национального и регионального продукта, росту экономики региона выезда туриста [18].

Уникальность образовательной среды и ее возможности для молодежи, наличие отдельных научно-образовательных знаний и опыта, накопленных десятилетиями, формируют задел ресурсов, которые могут позволить активно развивать молодежный образовательный туризм.

Образовательный молодежный туризм, как вид путешествия студентов и молодежи играет также очень важную роль для мирового туризма. Так в 90-е годы молодые путешественники составляли 15% туристического рынка. За прошедшее десятилетие поток вырос на 20%, а в ближайшее время ожидается рост на 25%.1

В рамках нашего исследования были поставлены следующие задачи:

■ выявление востребованности образовательного молодежного туризма;

■ определение целей образовательных путешествий молодежи;

■ формулирование туристских предпочтений образовательных путешествий молодежи;

1 The power of youth travel. Report. V. 2 // Affiliate members report published by UNTWO and WYSE Travel Confederation. - 2016. - 38 p.

■ характеристика барьеров развития молодежного образовательного туризма на примере РТ.

Современное состояние и формы образовательного молодежного туризма

В российской и зарубежной литературе нет однозначного понятия молодежного образовательного туризма. Отдельно приводятся трактовки понятиям молодежный туризм и образовательный туризм.

Определения образовательного туризма предстают в отечественных исследованиях, как дефиниция туризма и образования [1, 4, 10].

Молодежный туризм более исследован как явление. Его трактовки преимущественно исходят из формальных возрастных градаций путешественников и включают возрастную категорию от 14(16) до 30(35) лет в зависимости от страны и ее юридических описаний дееспособности и возможностей перемещаться без родителей и воспитателей [5, 11].

Учитывая особенности категориального аппарата, считаем целесообразным в рамках настоящего исследования рассматривать молодежный образовательный туризм как форму туризма, которая включает самостоятельных путешественников (молодежь не в сопровождении родителей или опекунов лично) в возрасте между 15 и 29 годами, для получения образования (общего, специального, дополнительного), повышения квалификации в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания в новой среде, отличной от повседневной жизни.

Факторы, влияющие на выбор молодежью образовательного путешествия, также отличаются от традиционных туристских ниш, связанных, например, с отдыхом и рекреацией. Изучение данного вопроса применительно к отечественному рынку [8, 12, 15] показало, что на развитие молодежного образовательного туризма, влияют:

• усиливающаяся конкуренция на рынке труда, повлекшая возможность получения конкурентных пре-

имуществ кадров через опыт работы и приобретение знаний;

• цена тура и транспортной составляющей;

• культурные и политические барьеры, мобильность населения;

• законодательные процедуры принимающих территорий, политика местных властей;

• наличие надежных поставщиков конкретных образовательных туров;

• общее развитие Интернета, как информационной поддержки и пространства, в котором молодые люди узнают самую свежую информацию о новых направлениях, местах, которые хотят посетить и будут рекомендовать другим;

В настоящее время в РФ на рынке образовательного молодежного туризма предлагаются следующие формы туров [2, 17]:

- образовательные туры с целью изучения иностранных языков либо общеобразовательных и специальных предметов (для школьников и студентов предлагаются туры в профильные лагеря, запускаются профильные смены в детских лагерях, формируются профильные лагеря дневного пребывания в муниципальных и частных образовательных учреждениях и т.п.);

- образовательные, экскурсионно-оз-накомительные, научные туры по различным территориям;

- организация форумов, конференций, конгрессов, слетов, творческих мастерских и мастер-классов для обмена опытом и получения новой профессионально значимой информации;

- организация научных и учебных стажировок в учреждениях, организациях и на предприятиях;

- ознакомительные образовательные поездки и экскурсии в учреждения, организации и предприятия.

В России действует более 200 туристских организаций, специализирующихся на детско-юношеском образовательном туризме. Этот сегмент развивается сдержанными темпами, поскольку образовательная составляющая требует дорогосто-

ящего оборудования, снаряжения,оплаты транспортных расходов не только детям, но и зачастую сопровождающим их воспитателям, педагогам.

В нашей стране молодежный образовательный туризм как вид туризма становится все более востребованным, причем он уже не воспринимается предметом роскоши, поскольку переходит в категорию продукта для среднего класса. Образовательный туризм востребован в силу ряда причин, в частности: инвестиционной привлекательности, возможности получения языковой практики, расширения профессиональных умений и навыков, использования полученных знаний для развития организации, обеспечения возможностей карьерного продвижения и т.д. [16].

В Татарстане в сегменте молодежных образовательных программ, предлагаются следующие форматы туризма:

- образовательные молодежные профильные, в частности языковые загородные лагеря;

- площадки молодежной академической мобильности студентов (в сегменте высшего образования, аспирантуры и МВА);

- санатории, здравницы, позволяющие совмещать обучение с оздоровительными процедурами.

Для развития указанных форматов имеется задел ресурсов как непосредственно образовательного, так и природ-но-рекреационного характера.

В республике создана и успешно действует база институтов по организации летнего отдыха, занятости и оздоровления детей и молодежи. В систему входят 117 загородных оздоровительных лагерей, 21 санаторно-курортная организация 122 лагеря труда и отдыха, 102 лагеря палаточного типа [13].

В лагерях действуют специальные образовательные профильные смены. Так ежегодно осенью на базе молодёжного центра «Волга» запускается образовательная программа добровольческого молодежного движения для муниципальных районов Татарстана с целью пропаганды здорового образа жизни.

На территории санатория «Крутушка» Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан ежегодно открывается профильная смена в рамках экологического образования и просвещения «Экотропа» в форме палаточного лагеря, организованная республиканским центром студенческих трудовых отрядов при поддержке Минэкологии РТ.

Интерес вызывает молодежный образовательный туристский проект Сэлэт, включающий учебно-образовательные лагеря более чем в десяти районах Татарстана, в регионах России и за рубежом.

В 2020 году по линии Министерства по делам молодежи Республики Татарстан в рамках подпрограммы «Организация отдыха детей и молодежи на 2019-2021 годы» государственной программы «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2021 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 №158, в реестр вошло 66 образовательных организаций данного сегмента туррынка [13].

Республика Татарстан обладает широкой сетью институтов профессионального образования для развития молодежной академической мобильности.

Среднее профессиональное образование представлено 89 техникумами и колледжами, где проходят обучение более 50 тысяч человек. Высшая школа в республике представлена 45 вузами и 58 филиалами вузов. Имеется большое количество научных учреждений и проектно-конструкторских бюро, обучается порядка 150 тысяч студентов из более чем 120 стран.

В Татарстане действует большое количество программ молодежной образовательной мобильности. В 2019 году вузах республики училось 14 тысяч иностранцев, что на 50% больше, чем три года назад.

Обмен студентами позволяет получить ценный опыт, качественные, знания на авторитетных образовательных площадках. Для того чтобы осуществлялся процесс обмена студентами, страны, которые участвуют в данной программе по обмену подписывают соглашение. Например, КФУ предлагает обменные программы с 17 странами.

Среди других видов туристической активности молодежный образователь-

ный туризм находится несколько в тени, по данной теме выходит мало публикаций в СМИ, в нормативно-справочных документах обнаруживается терминологическая неопределенность.

Методы и результаты исследования В рамках настоящего исследования для выявления особенностей и соответственно специфики проблем образовательного молодежного туризма в Татарстане нами в мае 2020 г. был проведен опрос. Выборка составила 100 человек. Площадкой для опроса выступили: ВК, Ин-стаграм, Фейсбук.

Среди опрошенной аудитории молодежи 54% составили лица женского пола и 46% мужского. В опросе приняли участие представители молодежи - студенты (65%) и школьники (35%), обучающиеся в образовательных учреждениях г. Казань в возрасте от 14 до 23 лет.

Результаты опроса позволили сформулировать определенные выводы и выявить трены молодежного сегмента образовательного туризма и путешествий.

В отношении частоты туристских путешествий существенная доля опрошенных отметила, что путешествует не более, чем один раз в течение года - 64%, два-три раза за год - 15%, четыре и более раза за год - 7%, 14% путешествует менее 1 раза в год, что видно из рис. 1.

менее 1

рлзл в

14%

четыре р____ ^

более раз

в год ^^^ не чаще

7% чем 1 раз

в год

двл-трр 64%

рлзл в год ^Н

15%

Рис. 1 - Частота туристских путешествий респондентов

Fig. 1 - The travel frequency of respondents

Далее был выявлен характер целей путешевтвий молодежи и связь путешествия сарразованием.

рц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 2 выделены основные цели путешест вий.

культурно--. рхнрхсцая

трзлсассх ^^ 39%

урлый

тоаа

втррсаалы й а ^^Г рбрсзкасс хурлый

энвсрхюсу рлый ттаа суразю а дхуракй 19°%

Рис .2 - Цель путешест вия респонденте в

Fig. 2 — Travel purpose of respondents

Согласно опросу наибольшую долю зрнимает нсдых (40%) х спортивно-лкстре-юальньш На сретьеу оиите

- к^ххурно-пктнквауельньш луризм, наи-менет покулссхыми ^зкми оказалпсх деловые и образовательные (19%).

Далее мы попросили респондентов, выбравших образовательный туризм, описать характер предпочитаемых образовательных путешествий (рис. 3).

ррсфнооос-

нктенс-

сйсзклщор__

еср

ьс% ^

орсреовнс-^'''^B

сйсзклщор

еср ныыксвс

10% сйсзклщор

еср

73%

Рис. 3 - Характер предпочитаемых образовательных путешествий респондентами

Fig.3 - Nature of educational travels preferred by respondents

Наиболее популярным форматом оказались языковые курсы, навтором - туры, связанные с обуотниемв рамках профессий, нт н^ноем и спортивно-т°учающие туры. и|ннчнм н 1% зкнзаноых п°тешеигвнй святазсзар убежными поездками.

На вопрос «сл ыш али ли респонденты об обучающих тур ах» 96% ответили утвердительно, но лишь 56% выявили желание отправиться в такой тур в будущем, при-чемиз всехопрошенных в случае необходимости выбора предпочли бы обучающий тур за рубежом в 86% случаев.

Да леев процессе опроса мы постара-ли сь выявань асичины нсзкей популярнн-сти обсасцц^'^ееь^а^1^^х ьа.ьв ,ч частьосни а тучее тпього лерасльра по Ропьеп. А таеже аписать сильные с»очдрч1 пакие лобзает в преденаз Ч Ф.

Ср еди причин предпочтения зарубеж-пад чбензовательнып ьс рсе быеи сыделы-с 1э1 сыедзюицич (чив. 4). выьоьое нпч ессоо программ, их престижность, значимость для дальнейшей карьеры. При этом основная масса призналадороговизнутаких туров и необходимасть прохождения мно-жаство шпане!.х формаосностн0.

ынкзомсоее

П%н пктенарие" ккреер 20%

паиавта, за м в РФ

хсрсиаа осррсвсж-еное, мнсгс онфсрмкцоо с еуркм реОе°жнсое е

ыкрсйежных сйсзкющох ррсгркмм 23%

Рис. 4 - Причины предпочтения респондентами зарубежных образовательных туров

Fig. 4 - The reasons why respondents prefer foreign educational tours

В зскеючннрс ыпк°са °ыло предложено определить преимущества образо-вательныхтуровпо РФ, вдывь карвина оказалась противоположной приоритетам, по которым выбираются зарубежные поездки (рис. 5).

Результаты опроса показали отсут-нтвнн язьюнопт барьера и меньшие тех-нсйессйс слежхосей при выборе ебра-зователнных к^ср ос [5 пределах рФ. Такжы образосзнийв СФ едео иэlаaм ыс недорогих среди стран Европы (22% выделили

ко

дешевизну образовательного тура, как одну из приоритетных).

Рис. 5 - Причины предпочтения респондентами российских образовательных туров

Fig. 5 - The reasons why respondents prefer Russian educational

tours

Проведенное исследование в отношении молодежной среде! , каш источника спеоса н а врразоватвльный шуристшкий продукт показало крайнюю специфичность данного рыночного сегмента. Данный сегмент туррынка, выделенный по возрастному признаку, имеет опреде-леньлй набор сиш^отипов поведения и еесшовеио иначт ьвшртавьсрт ^ристроеи в|йсортвшты при шютивацие порврсо. шеп> по^ждаее тс^прс^т^/^с;р, аоемтзящаы раз-в рыдка моолдожныюо. разаватешь-а ыа т^рос.

Рассмсшфюм босее под^бноденеыд ш^блеМЫ.

Персон про^вма объясняется ее-еисимрстшю спроса на денном рынкт от цешы и е^с^т^^етс^и^вушто еыоеной эмастич -ностпю рынка молодежныс веьар^^ь^-тельных^рпршд^тоь со о^не. ^тлдежш ?гв^)^^тсявси^с^|^1м тсгнб ньвш^, который не имеет собстеанноге дсасда, лй^р3ш он не-сущсстмсаны^ь свяси ссуд, необходишю Oроeeнщышeовнo Pccлодлтсть па^ехте^-скую виртоPшoaъ на дьеаые иурсовские Д, б]. Молоды, оюшое иштересяшв еадо poroe рбcоyжиьврео, e^/^i^L^i^^ ссидтв и миаашильныр комеесаи. Mоднвeествтсг но мееоджеры российском шуристсиее ф итм се видят маа/^ьног зaинтьррыо -спстс:1сти в ьозвееие дантвоо лыночношо

сегмента. В подавляющем большинстве случаев оплата туристского путешествия школьников полностью ложится на родителей. Принимая во внимание, что сегодня в нашей стране средний уровень оплаты труда существенно отстает от европейских стран, можно сделать заключение об отсутствии с этой стороны стимулов к приобретению образовательных туров [3].

Вторая проблемы связана с визовым режимом, который существует в России для образовательного туриста. Также следует обозначить и проблему ответных визовых формальностей, которыми встречают наших граждан в развитых странах. Очевидно, что визовые формальности -оди н из атрибутов современноготуризма, имеющий противоречивый характер. Необходимость оформления визы вызыва-етия тре бованихми обеспеч е ния Хенх пас-ноституросиа хд иохмя его пхебыиания за границей. В последнее время имеются едхнном направовнии никотохв1е имяг-ченвя. ( поымеру, виеденио элхыихбх ных виз, которое готовится к внедрению Минэкономразвития РФ, оно будет распространяться на короткие посещения РФ (до 16 дней), однако это слишком незначительный срок для образовательного путешествия. Упрощение визовых формальностей дни него рода славо хтразитня на образввадолсном турнвме я хелв еолее проднлжиздльныхереенв об|эазователь-ныд хутдшествн0

Третья х^^яма оягна с евыковы-од ^^ррами. °риезжхя ее обучение в иные н и отреое! молрдвжь етал-

кийается о^иния и

аосприятия профетеноинанхй на мустнынязыеех и меж^ии^дные языках о^вния. Данхн ко х^^ему мтогив туристы ставят на первый план при выборе страны обучени я, еоевоееку знани° я зы-иы страны оСдтедея не бытовою еедвне в илдрое ео£^б^1ваоии в об|эазовахельхр|ми цехяме бриет ннлооздточно. Проонден-ное еосбeдoвзнеа внкжо хедиверждает даиоыйтезис (рнлее хреее рпеошенных пpтмзтaвитeдeймoоoдбжи вырнлиеи дан-нрр проблеме). Илeциaлиииы вр приают, что отвгвистисриызH турнер, как петыйло, ппеодoлeвaeтся беlстреe и иоеще> тим пси-

ирстррюспс

тоеиоые ото _

ОсосаеДшег тдеспрдPШсп а

с ариыси цеас

тдоЮессрсас оРьтсющед^ ОЪаого воспс твогвсммщ 8% 9% 22%

опсьосере

иищысйсгс

Рсдоедс меасше

К1% пебарТЛсыеб ^РеМшДаоспеН К0°%

хологический, поскольку он обусловлен объективными техническими факторами (недостаток лексики, отсутствие знаний грамматики, трудности в понимании иноязычной речи на слух из-за слабых навыков аудирования и т.п.) [14]. В процессе погружения в языковую среду молодежь достаточно быстро начинает восстанавливать языковые пробелы.

Четвертая проблема связана с дороговизной образовательных туров в России вследствие высоких транспортных расходов. К сожалению, высокие внутренние цены во многом являются препятствием к росту количества путешествий самих россиян внутри страны. При этом стоимость проезда железнодорожным транспортом приравнивается или даже превосходит стоимость перелета на внутренних авиалиниях. Решение этой проблемы носит объективный характер и связано с действиями государственных властей. Требуется набор активных действий как по изменению системы налогообложения, регулированию внутренних цен на топливо и горюче-смазочные материалы, так и созданию условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.

Пятая проблема описывается менталитетом россиян, которые в большинстве своем задумаются - отпускать ли своих детей в незнакомую страну или отдаленный регион. Молодежь в России не имеет опыта самостоятельной жизни. Приезжая в другую страну с целью обучения, молодые люди вынуждены подстраиваться и принимать новые культурные образцы для успешной адаптации в принимающем сообществе. Привычные на родине модели и привычки поведения далеко не всегда применимы в новой среде, поэтому необходимы время и определенные усилия по

преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.[9] Нарушение коммуникации в новой среде учебных заведений приводит к тому, что молодежи сложно выступать на учебных занятиях, высказывать свои мысли. Новые условия приводят к замыканию. Согласно исследованиям, около 70% студентов сохраняют признаки дезадаптации, показывая психологическую и психофизиологическую трудность в приспособлении к социальному окружению.[6] Молодежь часто жалуется на то, что в новой среде наступает тоска, отсутствие знакомых и близких людей, незнакомое социальное окружение вводит в депрессию, вечерний досуг однообразен, нет друзей, все дни становятся одинаковы, нет событий и т.п. Отправляясь на обучение для студентов за границей, молодежь попадает в абсолютно новые жизненные обстоятельства, где приходится мобилизовать все внутренние физические и психические ресурсы.

Выводы

Значимость молодежного образовательного туризма с позиций национальной экономики бесспорна, поскольку запускает личностное развитие и перенос знаний из страны (региона) посещения в страну (регион) выезда.

Одновременно сложности развития молодежного образовательного туристического рынка диктуются специфическими особенностями, среди которых наиболее важными являются сложность и неоднородность, как с точки зрения мотивации молодежи, отраженной в практике различных форм туризма, так и с точки зрения содержательного предложения.

В России действует более 200 туристских организаций, специализирующихся на детско-юношеском образовательном туризме. Этот сегмент развивается сдержанными темпами. Предложение профессиональных образовательных туров на российском рынке туризма крайне ограничено.

В Татарстане в сегменте молодежных образовательных программ, предлагаются: образовательные молодежные профильные, в частности языковые загородные лагеря; площадки молодежной

академической мобильности студентов (в сегменте высшего образования, аспирантуры и МВА); санатории, здравницы, позволяющие совмещать обучение с оздоровительными процедурами. Для развития указанных форматов имеется задел ресурсов как непосредственно образовательного, так и природно-рекреационного характера.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд проблем, тормозящих развитие рынка молодежных образовательных туров в РФ и ее регионах. Среди них особенно выделяются: выраженная эластичность рынка молодежных образовательных турпродуктов по цене, необходимость особых визовых формальностей, языковые барьеры, высокие транспортные расходы, барьеры по встраиванию в новую социокультурную среду.

Заключение

В последнее время экономическая и политическая ситуация бросает вызовы туристической индустрии, при этом образовательный туризм для молодежи про-

должает оставаться важным сегментом туристского рынка, предлагая ресурсы для повышения качества человеческого капитала, получения конкурентных преимуществ на рынке труда.

Для молодых людей образовательные туры - это не только возможность обучения, но и способ познакомиться с новым окружением, установить контакты с иными культурами, источник карьерного продвижения, инструмент саморазвития, самообразования.

Эти поездки очень важны, потому что молодые люди - это будущий рынок для будущего развития самих молодых людей, а также для тех мест, которые они выбирают для посещения.

Указанные факторы требуют более пристального внимания к проблемам развития данного вида туризма, формированию условий для представления регионов РФ в качестве образовательных туристских дестинаций, задействованию факторов региональной социально - экономической системы.

Список источников

1. Акимова О.В. Образовательный туризм: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №2. С. 77-79.

2. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №1. С. 24-38.

3. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Лифенко Н.А. Перспективы развития молодежного туризма в России // Современный взгляд на будущее науки: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015. С. 239-241.

4. Гусейнова А.Г. Сущность понятия «Образовательный туризм» и его основные принципы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 4. С. 64-69. DOI: 10.12737/14585.

5. Домничева А.А. Молодёжный туризм как новое направление в туристской индустрии // Академическая наука — проблемы и достижения: Мат. XIII Междунар. науч.-практ. конф. North Charleston, 2017. С. 218220.

6. Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Физиологическая оценка адаптации иногородних студентов в условиях столичного мегаполиса // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 265-267.

7. Кузнецова О.И., Фодоря А.Ю. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск: «СибАК». 2013. №9(32). С. 60-68.

8. Пономарева Т.В. Особенности организации молодежного образовательного тура. Проектирование программы тура // Молодой ученый. 2016. №5(109). С. 393-397.

9. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. 2015. №3. С. 4749.

10. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №8(30). С. 96-112.

11. Теплова Д.С. Молодёжный туризм: анализ потребностей молодёжи // Вестник Российского нового университета. 2017. №1. С. 101-103.

12. Теплова Д.С. Молодежный туризм как объект научного исследования // Вестник Российского нового университета. 2015. №5. С. 121-124.

13. Фаттахов Д.И. Государственная собственность как основа организации оказания услуг молодежи // Финансовая экономка. 2019. №8. С. 96-99.

14. Фирсова И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник

Финансового университета. М., 2013. №1. С. 89-92.

15. Чечулин П.А., Сахарова А.И. Молодежный туризм в России и его основные аспекты // В сб.: Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 89-91.

16. Шпет Е.Н. Образовательный туризм как одно из перспективных направлений обучения в высшей школе // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: Сб. ст. Томск, 2013. С. 115-116.

17. Экскурсионно-познавательные маршруты как средство раннего личностного профессионального самоопределения обучающихся: методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций / Д.Ф. Ильясов, О.А. Костенко, А.А. Севрюкова, Н.П. Костина, М.В. Ишмухаметова, Д.А. Ржевская, И.В. Барчук. Челябинск: ЧИППКРО, 2016. 48 с.

18. Eusebio C., Carneiro M.J. How diverse is the youth tourism market? An activity-based segmentation study // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. Iss. 63(3). Pp. 295-316.

References

1. Akimova, O. V. (2013). Obrazovatel'nyj turizm: problemy i perspektivy [Educational tourism: the problems and prospects]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2, 77-79. (In Russ.).

2. Aleksandrova, A. Yu. (2014). Novejshee predstavlenie o sfere turizma kak sisteme [The latest understanding of tourism as a system]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 1, 2438. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Burnjasheva, L. A., Gazgireeva, L. H., & Lifenko, N. A. (2015). Perspektivy razvitija molodezhnogo turizma v Rossii [Prospects for the development of youth tourism in Russia] Sovremennyj vzgljad na budushhee nauki [A modern look at the future of science]: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, 239-241. (In Russ.).

4. Guseynova, A. G. (2015). Sushhnost' ponjatija «Obrazovatel'nyj turizm» i ego osnovnye principy [The essence of the concept of "Educational tourism" and its basic principles]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Tourism and Service Universities], 4, 64-69. doi: 10.12737/14585. (In Russ.).

5. Domnicheva, A. A. (2017). Molodjozhnyj turizm kak novoe napravlenie v turistskoj industrii [Youth tourism as a new direction in the tourism industry]. Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhenija [Academic Science - Problems and Achievements]: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference. North Charleston, 218-220. (In Russ.).

6. Kuz'mina, Ya. V., & Glebov, V. V. (2016). Fiziologicheskaja ocenka adaptacii inogorodnih studentov v uslovijah stolichnogo megapolisa [Physiological assessment of the adaptation of nonresident students in the conditions of a metropolitan metropolis]. Adaptacija biologicheskih sistem k estestvennym i ekstremal'nym faktoram sredy [Adaptation of biological systems to natural and extreme environmental factors]: Materials of the VI International scientific-practical conference. Moscow. 265-267. (In Russ.).

7. Kuznetsova, O. I., & Fodorja, A. Yu. (2013) Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj turizm kak napravlenie sociokul'turnoj dejatel'nosti [International educational tourism as a direction of sociocultural activity]. Lichnost' sem'ja i obsh-hestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology]. Novosibirsk: «SibAK«, 9(32), 60-68. (In Russ.).

8. Ponomareva, T. V. (2015). Osobennosti organizacii molodezhnogo obrazovatel'nogo tura. Proektirovanie pro-grammy tura [Features of the organization of a youth educational tour. Designing the tour program]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 5(109), 393-397. (In Russ.).

9. Rosljakov, A. E. (2015). Process adaptacii studentov v uslovijah vuza [The process of adaptation of students in the conditions of a university]. Psihologija ijergonomika [Psychology and ergonomics], 3., 47-49. (In Russ.).

10. Solomin, V. P., & Pogodina, V. L. (2007). Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija obrazovatel'nogo turizma v Rossii [The current state and prospects for the development of educational tourism in Russia]. Izvestija Ros-sijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Bulletin of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 8 (30), 96-112. (In Russ.).

11. Teplova, D. S. (2017). Molodjozhnyj turizm: analiz potrebnostej molodjozhi [Youth tourism: analysis of the needs of youth]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta [Bulletin of the Russian New University], 1, 101-103. (In Russ.).

12. Teplova, D. S. (2015). Molodezhnyj turizm kak ob'ekt nauchnogo issledovanija [Youth tourism as an object of scientific research]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta [Bulletin of the Russian New University], 5, 121-124. (In Russ.).

13. Fattahov, D. I. (2019). Gosudarstvennaja sobstvennost' kak osnova organizacii okazanija uslug molodezhi [State property as the basis for organizing the provision of services to youth]. Finansovaja ekonomka [Financial Economics], 8, 96-99. (In Russ.).

14. Firsova, I. V. (2013). Yazykovoj bar'er pri obuchenii inostrannomu jazyku [Language barrier in teaching a foreign language]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Financial University Bulletin], 1, 89-92. (In Russ.).

15. Chechulin, P. A., & Sakharova, A. I. (2013). Molodezhnyj turizm v Rossii i ego osnovnye aspekty [Youth tourism in Russia and its main aspects]. Molodezhnyj turizm v Rossii: resursy, tendencii, perspektivy [Youth tourism in Rus-

sia: resources, trends, prospects]. Collection of articles based on the materials of the 1st international student scientific and practical conference. St. Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University, 89-91. (In Russ.).

16. Shpet, E. N. (2013). Obrazovatel'nyj turizm kak odno iz perspektivnyh napravlenij obuchenija v vysshej shkole [Educational tourism as one of the promising areas of education in higher education]. Transformacija nauchnyh paradigm i kommunikativnye praktiki v informacionnom sociume [Transformation of scientific paradigms and communicative practices in the information society]: Collection of articles. Tomsk, 115-116. (In Russ.).

17. Il'jasov, D. F., Kostenko, O. A., Sevrjukova, A. A., Kostina, N. P., Ishmukhametova, M. V., Rzhevskaja, D. A., & Bar-chuk, I. V. (2016). Ekskursionno-poznavatel'nye marshruty kak sredstvo rannego lichnostnogo professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja [Excursion and educational routes as a means of early personal professional self-determination of students]: Guidelines for teaching staff of educational organizations. Chelyabinsk: CHIP-PKRO. (In Russ.).

18. Eusebio, C., & Carneiro, M. J. (2015). How diverse is the youth tourism market? An activity-based segmentation study. Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 63(3), 295-316.

ТУРААЙАЖЕСТ

TOURDIGEST

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВОЗРАСТ АВТОБУСОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ ОТМЕНЕНЫ

23 сентября 2020 г. вышло постановление правительства РФ № 1527 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами", с внесениемотменыограниченияпо возрастуавтобуса!

Это случилось благодаря слаженной работе экспертов отрасли различных туристских общественных объединений Опоры России, Деловой России, Союзату-ризма и гостеприимства, РСТ и членов и экспертов РГ по «гильотиневтуризме».

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и будет действовать до 1 января 2027 г. взамен Постановления № 1177 от 17 декабря 2013 г.

Главное изменение, которого втечение многих лет добивался турбизнес, касается возраста автобусов. Если раньше правила требовали, чтобы в перевозке использовался автобус, с выпуска которого прошло не более 10 лет, то теперь это ограничение снято. «Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности», - говоритсявновыхправилах.

Напомним, действующие сейчас правила были приняты в 2013 г. постановлением № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Они внесли ряд трудно выполнимых, а потому разрушительных, требований к этому виду деятельности. Самое нелепое из них - невозможность использовать для организованной перевозки групп детей автобус, с года выпуска которого прошло более 10 лет. По оценкам специалистов, вступи оно в силу, четыре из каждых пяти автобусов вынуждены были бы уйти с рынка, что ликвидировало бы перевозки детских групп в принципе.

По этой причине вступление в силу постановления № 1177 постоянно откладывалось и в итоге так и не вступило в силу. Последний, уже девятый, раз оно переносилось постановлением от 28 апреля 2020 г.

Турбизнес с самого начала выступал за полную отмену жесткого ограничения. Согласно статистике, безопасность перевозок независит напрямую от возраста автобусов - главным условием без-опаснойэксплуатациисчитаетсятехническоесостояние транспорта.

Источники: Союз туризма и гостеприимства; ratanews.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.