УДК 338 JEL М40, 41
Ахмед Карван Салих Ахмед
аспирант, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4842-5900 e-mail: [email protected]
Мусаелян Анжелика Капреловна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9135-1089 e-mail: anjelika-rsue@yandex. ru
Красноплахтич Марина Васильевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8830-2414 e-mail: krasnoplakhtich@yandex. ru
В0110.26425/1816-4277-2021-10-114-121
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ИРАКЕ
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы влияния внешних и внутренних факторов на современное развитие бухгалтерского учета Ирака. Исторически система бухгалтерского учета Ирака формировалась в течение достаточно длительного времени под влиянием культурных традиций, религии, экономического развития и политических тенденций от древнейших времен до современности. Истоки ее начинаются еще с шумерского царства и до свержения режима С. Хусейна. В настоящее время изменились не только национальные приоритеты, но и мировые тенденции бухгалтерского учета. Формирующаяся параллельно с развитием Республики Ирак, современная система бухгалтерского учета не ориентирована на требования Международных стандартов финансовой отчетности. С целью определения современных детерминант развития национальной системы учета были проанализированы особенности сегодняшней модели, а также условия консолидации с международными стандартами. Определены основные направления гармонизации бухгалтерского учета Республики Ирак в направлении интеграции международных стандартов в национальную систему. Представлены основные этапы трансформации национальных стандартов с учетом международных.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, национальная система, международные стандарты, исламская система учета, гармонизация, интеграция, реформирование, адаптация бухгалтерской отчетности
Цитирование: Ахмед К.С.А., Мусаелян А.К., Красноплахтич М.В. Современные детерминанты трансформации национальной системы бухгалтерского учета в Ираке//Вестник университета. 2021. № 10. С. 114-121.
Ahmed Karwan Salih Ahmed
Postgraduate student, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-4842-5900 e-mail: [email protected]
Anjelika K. Musaelyan
Cand. Sci. (Econ.), Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-9135-1089 e-mail: anjelika-rsue@yandex. ru
Marina V. Krasnoplakhtich
Cand. Sci. (Econ.), Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0001-8830-2414 e-mail: krasnoplakhtich@yandex. ru
CURRENT DETERMINANTS OF THE NATIONAL ACCOUNTING SYSTEM TRANSFORMATION IN IRAQ
Abstract. The article examines the most relevant issues of the external and internal factors' influence on the accounting current development in Iraq. Historically, Iraq s accounting system has been shaped by cultural traditions, religion, economic development and political trends over a long period, from ancient times to the present. Its origins date back to the Sumerian kingdom and before the overthrow of the S. Hussein regime. At present, not only national priorities but also global accounting trends have changed. Being formed in parallel with the development of the Republic of Iraq, the current accounting system is not oriented towards the requirements of International Financial Reporting Standards. In order to identify the current determinants of the national accounting system development, the actual model features and the conditions for consolidation with international standards have been analysed. The main directions of accounting harmonisation in the Republic of Iraq towards the international standards integration into the national system have been identified. The main steps of the transformation of national standards to international standards have been presented.
Keywords: accounting, national system, international standards, Islamic accounting system, harmonisation, integration, reform, adapting accounting records
For citation: Ahmed K.C.A., Musaelyan A.K., Krasnoplakhtich M.V. (2021) Current determinants of the national accounting system transformation in Iraq, Vestnik universiteta, no. 10, pp. 114—121. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-114-121
Введение
Экономические процессы в Республике Ирак подвержены постоянным изменениям в зависимости от векторов политических и структурных преобразований в целях адаптации к внутренней и внешней среде. В этих условиях динамический характер приобретает и национальная методология бухгалтерского учета. Эти процессы проходят достаточно сложно, поскольку система бухгалтерского учета Республики Ирак
© Ахмед К.С.А., Мусаелян А.К., Красноплахтич М.В., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Ahmed K.C.A., Musaelyan A.K., Krasnoplakhtich M.V., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
формировалась достаточно долго и на протяжении почти тридцати лет практически не подвергалась изменениям. Исходя из этого возникает стойкое противоречие между динамическим характером внешней среды и статическим характером национальной системы бухгалтерского учета, вытекающее в сложность адаптационных процессов к международным стандартам и учетным системам. Особенностью национальной учетной системы Республики Ирак является ее сформированность на основе традиций исламской модели учета, которая основывается на принципах социальной справедливости, гарантии прав собственности, равенства. Обязательное условие также заключается в соблюдении норм и правил шариата, этики и систем управления, присущим исламским институтам.
Исламские бухгалтеры в направлении совершенствования системы национального учета должны учитывать не только экономические, но и неэкономические детерминанты современного развития теории и практики мирового бухгалтерского учета, методология которого развивается на основе институционального подхода в вопросах формирования методологии и методики. Специфичность факторов, влияющих на развитие национальной системы бухгалтерского учета Республики Ирак, объясняет затягивание процессов перехода к системе Международных стандартов финансовой отчетности (англ. International Financial Reporting Standards, далее - IFRS, МСФО) или Международных стандартов бухгалтерского учета (англ. International Accounting Standards, далее - IAS) и полного ее признания.
Национальная экономика в любой стране играет определяющую роль в формировании системы бухгалтерского учета и Ирак в этом плане не исключение. Современная экономика страны является развивающейся. Бюджет формируется с 40 %-ным дефицитом. Из запланированных 150 млрд динаров дохода бюджета Ирака дефицит составляет 63 трлн динаров. Формирование этих параметров бюджета происходило исходя из цены 42 долл. США за баррель и размера экспорта в 3,25 млн баррелей [4]. В декабре 2020 г. Центробанком республики Ирак была объявлена 20 %-ная девальвация к доллару.
Для развивающейся экономики ситуация дефицита и нехватки наличных денег, сложившаяся на сегодняшний день в Ираке, является характерной. Однако для Ирака характерно поддержание национальной валюты и социальная направленность экономики, которая, к примеру, отражается в сдерживании цен на продукты питания и товары первой необходимости.
Несмотря на наличие ежегодного дефицита, в Ираке не формируют антикризисных государственных программ, не формируется резервный фонд и не предусмотрена система планирования на государственном уровне. В сложившейся экономической ситуации работа бухгалтерских служб в республике Ирак осуществляется под влиянием факторов неопределенности, обусловленных постоянно меняющимися условиями.
Литературный обзор
Сейчас многие иракские авторы уделяют повышенное внимание изучению процессов перехода на МСФО национальной системы бухгалтерского учета.
С. Каддрури рассматривает вопросы влияния международных стандартов на реформирование национальной системы бухгалтерского учета Ирака, а также необходимости и направлений обновления единой системы бухучета и внедрения единой учетной политики [7; 8]. Изучению международного бухгалтерского учета и сущности международных стандартов посвятили свои труды Х. Х. Мамун, М. Х. Хусейн, Х. ван Грюнинг и др. [1; 9; 11]. Формирование стратегии согласования национальных и арабских стандартов с МСФО нашли свое отражение в работах Ш. Т. Мухаммада, А. М. Сваилем [10]. Среди российских авторов анализ международных стандартов бухгалтерского учета и возможности их применения в экономике Республики Ирак проводили И. А. Кунина, Е. А. Кунина, А.О. Khudhair, М. Т. Шеаа, А. К. Аль-Масслави, А. С. Нассер, Т. П. Карпова, М. А. Осипов, О. Л. Островская, А. Д. Аль-Обаиди, А. Т. Алла и др. Исходя из обширного интереса российских и зарубежных авторов к вопросам гармонизации бухгалтерского учета Ирака и интеграции его в международное пространство, можно сделать вывод, что тема перехода на МСФО для национальной системы страны достаточно актуальна.
Теория и методы
Сложившиеся условия развития бухгалтерского учета в Ираке требует переосмысления принципов и за-
дач в направлении внедрения новых методов учета, которые будут соответствовать новой институциональной системе экономики. Главными принципами в сложившихся условиях должны быть открытость и прозрачность системы бухгалтерского учета. Сегодня бухгалтерская отчетность в Республике Ирак не дает исчерпывающей информации для принятия эффективных управленческих решений. Сама бухгалтерская отчетность также не соответствует требованиям внутренних пользователей по срокам формирования и информационной полноте.
Институциональный подход к гармонизации бухгалтерского учета является наиболее обоснованным в сложившихся условиях. Само понятие «институт» имеет разные трактовки. Наиболее четко отражает данное понятие Д. Норт, который понимал под институтом «...свод правил поведения индивидуумов в интересах максимизации богатства». Правила в свою очередь представляют собой, по его мнению, «разработанные формальные (конституции, кодексы, законы) и неформальные (договоры, добровольно принятые правила поведения) ограничения» [3].
Бухгалтерский учет основан на формальных ограничениях. Однако, следует отметить, что бухгалтерский учет не должен восприниматься исключительно с практической точки зрения в отрыве от других общественных наук.
Обзор публикаций по сущности бухгалтерского учета в Республике Ирак показал, что Единая система бухгалтерского учета, сформированная в стране, во многом отличается от стандартов МСФО. Препятствия перехода на международные стандарты, с другой стороны, могут представлять возможности перехода на новый качественный уровень развития учета.
Учитывая специфику экономики Ирака, необходимо признать необходимость перехода на МСФО, поскольку в стране значительный объем операций производится на международных биржах, с участием международных нефтяных компаний. Поэтому, несмотря на сложность переходного процесса в настоящее время, характеризующееся застоем, периодом спада темпов экономического роста не только в Республике Ирак, но и в мире в целом, вызванными как влиянием пандемии COVID-19, так и осуществляемой геополитикой в целом, приходит осознание необходимости представления бухгалтерской информации заинтересованным пользователям с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности.
Результаты
Современные авторы рассматривают страны третьего мира в основном отдельной группой, в которой бухгалтерский учет строится в основном на принципах реализации традиционной исламской модели, которая объединяет эти страны методологически. Однако труды многих авторов в последние три-четыре десятилетия отличаются новаторством подхода к исследованию исламской модели в этих странах [1; 5-9; 11]. В этой связи можно отметить исследования Энтховена. Начиная с публикаций в 1977 г., автор отнес упомянутую группу стран к «Экономике третьего мира», однако в дальнейших исследованиях автор разделяет страны Африки и Азии [3]. Таким образом, выделяются две группы не на основе глубоких ключевых отличий в форме ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а больше из-за географического положения. В последних своих работах Эгтховен возвращается к рассмотрению учетной методологии стран третьего мира в качестве целостной группы.
В мировом масштабе Эгтховен кроме исламской модели выделяет пять основных исторических зон влияния: коммунистическую (СССР и страны Восточной Европы), американскую, романо-германскую (немецко-нидерландскую), западно-европейскую (франко-испано-португальскую) и британскую.
В основу разделения учетных систем по основным историческим зонам влияния Эгтховен положил так называемое колониальное прошлое и/или колониальное родство. По его мнению, формирование, обработка и представление информации заинтересованным пользователям зависят, в первую очередь, от исторических предпосылок и правил, сформированных под влиянием особенностей менталитета и ведения хозяйственной деятельности.
Однако современные процессы глобализации и интеграции экономики в целом, а также учетных систем в частности, способствуют размыванию границ между системами бухгалтерского учета, и, кроме того, приводят к необходимости следования международным принципам бухгалтерского учета. Самобытность и закрытость системы бухгалтерского учета сохранить в первозданном смысле невозможно.
Прежде чем рассматривать направления реформирования бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности Республики Ирак в направлении соблюдения принципов МСФО, нужно учесть, что они складываются из трех составляющих: IFRS, IAS и разъяснений Комитета по разъяснениям международной финан-
совой отчетности (ШЫС) [12]. Стандартизация бухгалтерского учета согласно принципам и правилам МСФО затрудняется, прежде всего, национальными особенностями теоретической и практических составляющих бухучета Ирака. Основной порядок и условия стандартизации учета в Ираке формируется Федеральным Советом высшего органа финансового контроля [7]. На первом этапе унификации подлежит терминологический учетный аппарат на теоретическом и практическом уровнях ведения учета и формирования отчетности. При этом учитываются расхождения с МСФО организаций любой формы собственности: государственной, частной и смешанной.
Формирование терминологического аппарата в бухгалтерском учете Ирака осуществлялось исходя из национальных особенностей и колорита. Так, вместо термина «выручка» в национальной системе Ирака используется термин «ресурсы». В переводе с французского он означает не конечный результат, а «поддающуюся количественному измерению возможность» его получения, тогда как выручка - это доход, полученный в результате реализации продукции.
Очевидны различия и в обозначении отчетности. Если в терминологии МСФО отчет представляет собой документ, в котором представлена определенным образом объединенная информация, то в национальной системе бухгалтерского учета Ирака подобное понятие отсутствует и вместо него используется термин «счет», который в переводе означает учетную запись с уникальным номером. Как такового термина, означающего объединенную информацию по состоянию имущества или обязательств организации в конкретном документе нет. Разрозненные «счета» не могут дать полноценной информации.
По термину «использовано», означающему «употребление ресурсов с целью получения выгоды» можно также сделать вывод, что в национальной системе отсутствует видовая классификация затрат, характерная для МСФО, поскольку не все, что использовано, может быть отнесено к затратам и представлять собой расходы.
Есть в национальной системе бухгалтерского учета уникальные термины, которые не используются МСФО. Например, «проекты в стадии реализации».
Следует отметить не только разницу между национальными и международными стандартами в терминологии, но и в смысловом содержании. Терминологический аппарат международных стандартов точнее отражает суть экономических понятий, кроме того более понятен для пользователей бухгалтерской информации как на международном уровне, так и на уровне иракской национальной системы.
Несоответствие терминологического аппарата национальной системы бухгалтерского учета Ирака с международными стандартами приводит к разночтению информации, отраженной в бухгалтерской отчетности. Поэтому на первом этапе реформирования национальной системы бухгалтерского учета Республики Ирак целесообразно толкование профессиональных терминов на основе международных стандартов при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных национальным Планом счетов.
Единообразие терминологии может стать основанием для создания системы прослеживания состава и сравнительного анализа отраженной в отчетности информации предприятиями и организациями разных форм собственности (государственных, частных и со смешанной формой собственности). Процесс перехода - не простой и длительный. Он потребует нескольких последовательных этапов. Интересен в этом плане опыт России. Начиная с подготовительного этапа, все хозяйствующие субъекты должны быть вовлечены в этот процесс, поскольку трансформация будет происходить не только в отражении фактов хозяйственной жизни по счетам бухгалтерского учета, но и непосредственно в бизнес-процессах.
Для более безболезненного перехода национальной системы Ирака на стандарты МСФО будет более интересен опыт не России, а стран - экспортеров нефти с высоким уровнем дохода, поскольку их система учета более сходна с системой Республики Ирак, так как относится к исламской системе учета [8].
Переход на международные стандарты имеет свои особенности в каждой стране. Некоторые страны адаптируют национальные стандарты под требования МСФО. Это, в основном, развитые страны, к которым можно отнести США и большинство европейских стан: Францию, Великобританию, Швейцарию, Нидерланды и др.
К группе стран, в которых МСФО используют в качестве национальных стандартов, можно отнести Кипр, Пакистан, Латвию, Грузию, Малайзию и т. д. Среди стран, которые на основе МСФО разрабатывают национальные стандарты, следует выделить Россию, Китай, Сингапур и др.
Степень ориентации на стандарты МСФО у стран разнится в зависимости от следующих факторов:
- уровня регулирования вопросов бухгалтерского учета со стороны правительства, а также заинтере-
сованности бухгалтерского сообщества в нормативно-правовом регулировании учетных процессов;
- уровня владения системой бухгалтерского учета представителями бизнес-структур;
- спецификой реакции на контрольные мероприятия в сфере правильности ведения бухгалтерского учета и полноты предоставления информации в отчетных формах документов;
- уровнем одобрения использования МСФО сообществом практикующих бухгалтеров с практической точки зрения.
Следовательно, для реформирования национальной системы бухгалтерского учета Ирака актуальны два направления: адаптация национальных стандартов под требования МСФО и разработка новых национальных стандартов на основе МСФО.
Российский бухгалтерский учет прошел достаточно успешно стадию интегрирования международных стандартов. теперь информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, доступна для заинтересованных пользователей не только в России, но и за рубежом. При разработке национальных стандартов Республики Ирак за основу были взяты российские стандарты по бухгалтерскому учету, следовательно, российский опыт внедрения МСФО может быть использован при реформировании бухгалтерского учета в Ираке. При переходе на международные стандарты необходимо также учитывать не только экономические факторы, под влиянием которых происходило становление национальных стандартов, но и культурные, религиозные, исторические и социальные фактора, нормативно-правовые профессиональные и другие.
Некоторые шаги по внедрению международных стандартов в национальной системе бухгалтерского учета Республики Ирак уже сделаны. Так, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия в Ираке составляют свою отчетность на основе стандартов по бухгалтерскому учету US GAAP (англ. Generally Accepted Accounting Principles, применительно к США) [5]. Это национальные стандарты США, однако их методологией составления финансовой отчетности пользуются все страны при выходе на международный рынок. Многими специалистами в США национальные стандарты являются более удобными из-за их аналитичности. Одним из основных противоречий между US GAAP и IFRS считается netting/ offsetting представление в бухгалтерской отчетности финансовых инструментов, тем не менее, США также рассматривают возможность гармонизации национальных стандартов с международными, для чего вырабатываются основные схемы адаптации [11].
При всей сложности US GAAP для использования в бухгалтерском учете Республики Ирак, эти стандарты поясняются дополнительными нормативными документами, что облегчает их понимание заинтересованными пользователями.
Исходя из изложенного выше, можно заключить, что в некоторых существенных моментах содержание национальных стандартов бухгалтерского учета в Республике Ирак может быть признано достаточно приближенным к международным стандартам. Поэтому нельзя исключить возможность использования части второй МСФО в учетной практике Республики Ирак.
Гармоничный переход к МСФО должен проходить в несколько взаимосвязанных этапов с учетом всех специфических особенностей национальной системы бухгалтерского учета Республики Ирак (рис. 1).
Первый подготовительный этап предусматривает в основном организационные моменты, такие как определение периодов и дат их начала и завершения для каждого этапа работ, методическое обеспечение перехода, состав, определение периода составления и даты представления отчета о реализации плана перехода. Руководствуясь положительным опытом стран, осуществивших успешный переход на МСФО, оптимальный срок этого этапа составляет два года. Необходимо также сформировать регулирующий орган, в функции которого будет входить и контроль за соблюдением сроков реализации плана перехода. Таким органом может быть Комитет по разъяснениям МСФО. В его обязанности входит формирование и публичное представление стандартов, которые должны быть разделены на две группы: новые стандарты, сформированные на основе принципов МСФО и национальных стандартов, подлежащих адаптации в соответствии с международными стандартами [10]. В соответствии с представленными стандартами организации должны внести к определенному сроку изменения в свою учетную политику.
Второй и третий этапы взаимосвязаны, поскольку последующий вытекает из предыдущего. Изменение учетной политики организации должно завершиться полной инвентаризацией имущества с целю составления отчетности по итогам каждого периода реализации новых стандартов.
В случае положительной оценки пробного перехода национального бухгалтерского учета Ирака на МСФО, следует внести корректировки с учетом выявленных ошибок и произвести окончательный переход на международные стандарты.
Подготовительный
• формирование плана перехода с указанием конкретной даты начала и завершения каждого этапа;
• разработка методологии перехода, учетной политики;
• установление индикативного периода (периода предоставления Отчетов о реализации планов перехода)
Пробный переход
• разработка и проведение адаптационных процедур перехода на МСФО;
• подготовка инфраструктуры и персонала к переходу;
• пробный переход на МСФО (инвентаризация объектов учета и составления пробной отчетности).
Промежуточный
• оценка результативности и эффективности перехода на МСФО
Заключительный
• непосредственный переход на МСФО (в случае положительных результатов пробного этапа)
Составлено автором по материалам исследований Рис. 1. Схема перехода к международным стандартам формирования отчетности в Республике Ирак
Заключение
Как и другие страны, Ирак заинтересован в привлечении иностранных инвестиций в свою экономику. В свою очередь, иностранные инвесторы заинтересованы в получении объективной информации о своих инвестициях, отраженных в бухгалтерской отчетности. Предоставить весь спектр необходимой информации заинтересованным пользователям может бухгалтерская отчетность, понятная не только национальным инвесторам, но и зарубежным. Гармонизация национальных стандартов с учетом принципов системы международных стандартов финансовой отчетности наиболее оправданна, поскольку бухгалтерская отчетность, составленная по стандартам и правилам страны для иностранных и инвесторов не понятна, более того, отчетность не сопоставима с международной во многих существенных моментах. Это же касается и организаций Ирака, имеющих дочерние подразделения или представительства за рубежом. Исходя из этого, перспективным направлением развития национальной системы бухгалтерского учета Ирака является гармонизация в направлении интеграции национальных стандартов финансовой отчетности с международными.
Библиографический список
1. Грюнинг, Х. Международные стандарты финансовой отчетности / пер. с англ. В. С. Васильев, Т. В. Сажнева, С. И. Пуч-кова, П. А. Вериго и др. - 3-е изд., обновл. и переработ. - Москва: Весь Мир, 2006. - 344 с.
2. Гульбина, Н. И. Теория институциональных изменений Д. Норта // Вестник Томского государственного университета. -2004. - № 283. - С. 123-128.
3. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с
4. Правительство Ирака утвердило бюджет с дефицитом более 40 % // Новостной сайт о событиях в курдском регионе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kurdistan.rU/2020/12//news-40970_Pravitelstvo_Iraka_utverdilo_byudzhet_s_ deficitom_bolee_40.html (дата обращения: 30.08.2021).
5. Аль-Шуджай, М. М. Единая система бухгалтерского учета в свете стандартов бухгалтерского учета. - Мансура: Библиотека Аль-Асрия, 2021. - 245 с. [на араб. яз.].
6. Амин, А. Л. Подготовка и представление финансовой отчетности в свете стандартов бухгалтерского учета. - Египет: Дар Джамеа, 2020. - 116 с. [на араб. яз.].
7. Каддури, С. Международные стандарты бухгалтерского учета и их влияние на реформирование системы бухгалтерского учета в экономике Ирака // Сеть иракских экономистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3FmII8q (дата обращения: 11.08.2021). [на араб. яз.].
8. Каддури, С. Обновление единой системы бухгалтерского учета в поддержку внедрения единой учетной политики в иракской экономик // Сеть иракских экономистов. - Режим доступа: https://bit.ly/3FyJkaT (дата обращения: 15.08.2021). [на араб. яз.].
9. Мамун, Х. Х. Международный бухгалтерский учет и его стандарты. - Амман: Дом культуры для публикации и распространения, первое издание, 2018. - 74 с. (на араб. яз.)..
10. Мухаммад Т. Ш., Сваилем, А. М. Стратегия согласования национальных и арабских стандартов с глобализацией международных стандартов бухгалтерского учета. - Египет: Загазиг, 2015. - 191 с. (на араб. яз.).
11. Хусейн, М. Х. Международные стандарты бухгалтерского учета, роли бухгалтеров и аудиторов в принятии управленческих решений и разработке ресурсов. Каир, Шарджа: Арабская организация административного развития, 2016. - 98 с. [на араб. яз.].
12. Бухгалтерский учет и аудит. Единая система учета: национальные стандарты бухгалтерской отчетности // Официальный сайт Федерального управления финансового надзора Республики Ирак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.fbsa.gov.iq/ar/wiki/view/local-standard (дата обращения: 05.08.2021). [на араб. яз.].
References
1. Greuning H. van. International financial reporting standards, translated from English by V. S. Vasiliev, T. V. Sazhneva, S. I. Puchkova, P. A. Verigo, et al 3-d edition updated and revised, Moscow, Ves' Mir, 2006, 344 p. (In Russian)..
2. Gulbina N. I. D. Norths theory of institutional changes, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [TomskState University journal], 2004, no. 283, pp. 123-128. (In Russian).
3. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy, Moscow, Foundation of the Economic Book "Beginnings", 1997, 180 p. (In Russian).
4. The Government of Iraq has approved a budget with a deficit of more than 40 %. A news site about events in the Kurdish region. Available at: https://kurdistan.ru/2020/12/23/news-40970_Pravitelstvo_Iraka_utverdilo_byudzhet_s_deficitom _bolee_40.html (accessed 30.08.2021). (In Russian).
5. Al-Shujay M. M. Unified accounting system in the light of accounting standards, Mansura, Al-Asriyah Library, 2021, 245 р. (In Arabic).
6. Amin A. L. Preparation and presentation of financial statements in the light of accounting standards, Egypt, Dar Jamea, 2020, 116 p. (In Arabic).
7. Kadduri S. International Accounting standards and their impact on the reform of the accounting system in the economy of Iraq, A network of Iraqi economists. Available at: http://iraqieconomists.net/ar (accessed: 11.08.2021). (In Arabic).
8. Kadduri S. Updating the unified Accounting system in Support of the introduction of a unified accounting policy in the Iraqi economy, A network of Iraqi economists. Available at: http://iraqieconomists.net/ar/2015/04/25 (accessed 15.08.2021). (In Arabic).
9. Mamun H. H. International accounting and its standards, Amman, House of Culture for Publication and Distribution, first edition, 2018, 74 p. (In Arabic).
10. Muhammad T. S., Swailem A. M. Strategy of harmonization of national and Arab standards with the globalization of international accounting standards, Zagazig, Egypt, 2015, 191 p. (In Arabic).
11. Hussein M. H. International Accounting standards, the role of accountants and auditors in management decision-making and resource development, Cairo, Sharjah, Arab Organization for Administrative Development, 2016, 98 p. (In Arabic).
12. Accounting and auditing. Unified Accounting System: National Accounting Standards, Official website of the Federal Financial Supervision Authority of the Republic of Iraq. Available at: https://www.fbsa.gov.iq/ar/wiki/view/local-standard (accessed 05.08.2021). (In Arabic).