Научная статья на тему 'Современные черты эмиграционных процессов на Северном Кавказе'

Современные черты эмиграционных процессов на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И А. Соловьев

В работе проведен анализ современных эмиграционных процессов на Северном Кавказе. Показаны масштабы влияния интеллектуальной миграции на социально-демографические процессы в сравнении с другими территориями страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF EMIGRATION PROCESSES IN THE NORTH CAUCASUS

The paper presents the analysis of modern emigration processes in the North Caucasus Intellectual migration Influence upon socialdemographic processes compared with the other regions of the country

Текст научной работы на тему «Современные черты эмиграционных процессов на Северном Кавказе»

Jill Соловьев И.А.

Pr| «Современные черты эмиграционных процессов на Северном Кавказе»

СТРВАШ АСПИРАНТОВ У СОШТЕАЕП

СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ ЭМИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

И.А. Соловьев

MODERN FEATURES OF EMIGRATION PROCESSES IN THE NORTH CAUCASUS

Soloviev I.A.

The paper presents the analysis of modern emigration processes in the North Caucasus, intellectual migration influence upon social-demographic processes compared with the other regions of the country.

В работе проведен анализ современньхх эмиграционньхх процессов на Северном Кавказе. Показаны масштабы влияния интеллектуальной миграции на социально-демографические процессы в сравнении с другими территориями страны

УДК 911.3:312

Миграция в России в настоящее время является актуальной социально-экономической проблемой. С принятием в стране закона об эмиграции масштабы интеллектуальной миграции, или «утечки умов», стали расти. Характерной чертой «утечки умов» является преобладание когорт населения с высоким уровнем образования, что подрывает интеллектуальную безопасность страны и углубляет ее системный кризис.

Одним из важных аспектов внешней миграции является региональный. Такой подход к рассматриваемой проблеме позволяет выявить специфику эмиграционных процессов на Северном Кавказе и выработать взвешенную региональную политику в этой области.

Масштабы миграции населения Северного Кавказа в страны дальнего зарубежья во второй половине 90-х гг. сократились на 40% - с 12,5 до 7,4 тыс. чел., что значительно ниже в сравнении с основными районами эмиграции России - Центральным, Северо-Западным, Западно-Сибирским.

Региональные отличия объясняются различным эмиграционным потенциалом территорий. Бесспорно, самый высокий эмиграционный потенциал имеют территории компактного проживания немцев, евреев, греков, а также высокоурбанизированные регионы (Западная Сибирь, Центральный район).

Высокие темпы уменьшения масштабов эмиграционного потока привели к снижению доли Северного Кавказа в общерос-

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

сийской численности эмигрантов: с 13,6% в середине 1990-х гг. до 8,7% в конце этого десятилетия. Спад размеров внешней миграции вызвал также и уменьшение межрегионального ранга Северного Кавказа по данному показателю. Если в начале 1990-х гг. регион по масштабам эмиграции находился на втором месте, уступая лишь ЗападноСибирскому району, то в конце десятилетия он стал шестым, уступая ЗападноСибирскому, Дальневосточному, Уральскому, Центральному, Поволжскому районам. Главным фактором спада интенсивности эмиграции в регионе является исчерпание потенциала этнической эмиграции немцев, евреев, греков на свою этническую Родину в Германию, Израиль, Грецию. Представители этих народов имели многолюдные диаспоры на Северном Кавказе до распада Советского Союза. С принятием закона, обеспечивающего свободу выезда и въезда в страну, имеющие льготу этнические немцы, евреи и греки составили основную массу эмиграционного потока в середине 90-х гг., их доля равнялась 60,4%.

В структуре эмиграционного потока Северного Кавказа в середине 90-х гг. 42% составляли немцы, четвертую часть - русские, пятую - евреи, греки - 4%. Удельный вес Северного Кавказа в структуре общероссийского эмиграционного потока составил 83,3% всех греков, 30% армян, 19,8% евреев, 12,7% русских, 9% немцев.

В последующие годы в национальном составе эмигрантов доля немцев и евреев снижается на 4,7%, доля русских, армян, греков увеличивается от 1,6 до 6%.

Наличие греческой, армянской, еврейской диаспор на Северном Кавказе определило высокий процент региона в общероссийском тренде эмигрировавших. Поэтому самый значительный удельный вес региона в общероссийской эмиграции, например, греков в 1994 г. отмечается в потоке в Грецию -75%. Высокий удельный вес Северного Кавказа в эмиграционном потоке евреев в Израиль - 31,4% (1994 г.).

Удельный вес Германии и США в 1994 г. составил 10 и 12,6%, занимая по этому показателю в России четвертое место. По

масштабам эмиграции в Германию выделяется Западно-Сибирский, Уральский, Поволжский районы, т.е. районы, в которых, наряду с Казахстаном, сформировалась в советское время самая многочисленная диаспора этнических немцев (около 2 млн. чел.). В США направлен эмиграционный поток преимущественно из Центрального, Волго-Вятского, Северо-Западного районов, который отличается высоким уровнем высо-коквалификацированных кадров: научные кадры, деятели культуры, спорта.

При сравнении с другими районами Российской Федерации Северный Кавказ в силу слабой урбанизации имеет высокую долю сельских эмигрантов (29%). Например, в Центральном районе, относящемся к наиболее урбанизированным территориям, удельный вес горожан среди эмигрантов составляет 81%. Доля сельских жителей в эмиграционном потоке выше в Западной Сибири за счет немцев, проживающих большей частью в сельской местности (53%).

Эмиграционный поток Северного Кавказа является более молодым, чем постоянно проживающее население. В середине 1990-х гг. среди эмигрантов доля детей, взрослых была выше на 0,5 и 4,6% и ниже пенсионеров на 5,3%, чем среди постоянно проживающего населения. Это совпадает с возрастной структурой общероссийского эмиграционного потока. В настоящее время отмечается медленное постарение эмиграционного потока.

Уровень образования эмигрантов является важнейшим показателем, определяющим степень «утечки умов» из государства. Основным параметром, характеризующим уровень интеллектуальной миграции, является доля лиц с высшим образованием и имеющих ученую степень в структуре потока внешней миграции.

Региональная дифференциация эмигрантов с высшим образованием зависит от ряда причин. Кроме уже перечисленных выше, к ним относится еще и уровень урбанизации территории. Так, Центральный и Северо-Западный районы выделяются самым высоким удельным весом эмигрантов с

Соловьев И.А.

«Современные черты эмиграционных процессов на Северном Кавказе»

высшим образованием, составившем в середине 90-х гг. 44,5 и 39% соответственно. Восточные районы (Дальневосточный, Восточно-Сибирский), за исключением Западно-Сибирского, региона имеют показатель близкий к среднероссийскому. Основной причиной выпадения Западно-Сибирского района из общего правила является этническая эмиграция немцев. Причем, чем выше уровень такой эмиграции, тем ниже уровень образованности тренда. Например, Северный Кавказ в середине 90-х гг. имел долю лиц с высшим образованием лишь 13,1%, причем 61% потока составили этнические мигранты (немцы, греки, евреи). К схожим районам относятся Западно-Сибирский (доля эмигрантов с высшим образованием 9,8 и доля этнических эмигрантов 78,2%), Уральский (15,6 и 70,2%), Поволжский (12,5 и 74,3%) районы.

Повышающийся удельный вес русских, украинцев и других этносов приводит к постепенному росту уровня образования в структуре эмиграционного потока населения.

В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, значительное сокращение масштабов эмиграции в регионе не снимает проблему «утечки умов», так как происходит закономерный спад потока за счет немцев,

евреев, греков. В свою очередь отмечается тенденция увеличения во внешнем тренде русских и других национальностей. Эта особенность эмиграции обусловливает повышение уровня образования и доли когорт активного возраста переселенцев, а значит обостряет и проблему «утечки умов» в зарубежные страны. Причем масштабы эмиграционного потока после спада стрессовой миграции в конце 90-х гг. принимает для русских субъектов Северного Кавказа ощутимую угрозу интеллектуальной, экономической, демографической безопасности. К примеру, на Ставрополье эмиграционный отток в 2000 г. составил 1,4 тысяч человек в свою очередь общий миграционный прирост в 2001 г. составил 1,2 тыс. человек (!). Негативная особенность в последние годы имеет тенденцию нарастания. Наряду с этим усиливается депопуляция населения, размеры которой в русской части региона уже в несколько раз перекрывают миграционный прирост. Все это ставит проблему интеллектуальной миграции на одно из первых мест по своей значимости в регионе.

Об авторе

Соловьев Иван Алексеевич, аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии. Область научных интересов - миграционные процессы на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.