Научная статья на тему 'Современные бизнес-технологии участников туристских проектов'

Современные бизнес-технологии участников туристских проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-технологии / туристский проект / пандемия COVID-19 / онлайн-продажа / туристская услуга. / Business technology / tourism project / COVID-19 pandemic / online sale / tourism service.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соцков Виталий Валерьевич

Цель статьи – проанализировать влияние пандемии COVID-19 на бизнес-технологии, применяемые субъектами туристской индустрии в рамках формирования туристского продукта, во взаимодействии друг с другом, в налаживании механизма коммуникации с потребителями. Особо внимание уделяется такому перспективному направлению отечественного туризма как реализация различных туристских проектов. В заключении автор делает вывод о направлениях изменений туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern business technologies of participants in tourism projects

The purpose of the article is to analyze the impact of the COVID-19 pandemic on business technologies used by tourism industry actors as part of the formation of a tourist product, in interaction with each other, in establishing a mechanism for communication with consumers. Particular attention is paid to such a promising area of domestic tourism as the implementation of various tourist projects. In conclusion, the author concludes on the directions of changes in the tourism business.

Текст научной работы на тему «Современные бизнес-технологии участников туристских проектов»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-9-1-44-51

Современные бизнес-технологии участников туристских проектов

Modern business technologies of participants in tourism projects

Соцков Виталий Валерьевич, стажёр кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия socman.finec@mail.ru

Аннотация. Цель статьи - проанализировать влияние пандемии COV1D-19 на бизнес-технологии, применяемые субъектами туристской индустрии в рамках формирования туристского продукта, во взаимодействии друг с другом, в налаживании механизма коммуникации с потребителями. Особо внимание уделяется такому перспективному направлению отечественного туризма как реализация различных туристских проектов. В заключении автор делает вывод о направлениях изменений туристского бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-технологии, туристский проект, пандемия COV1D-19, онлайн-продажа, туристская услуга.

Jel code: L 26, L 83.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the impact of the COV1D-19 pandemic on business technologies used by tourism industry actors as part of the formation of a tourist product, in interaction with each other, in establishing a mechanism for communication with consumers. Particular attention is paid to such a promising area of domestic tourism as the implementation of various tourist projects. In conclusion, the author concludes on the directions of changes in the tourism business.

Keywords: Business technology, tourism project, COV1D-19 pandemic, online sale, tourism service.

1. ВВЕДЕНИЕ

Пандемия COVID-19 и её последствия внесла коррективы в применяемые участниками туристских проектов бизнес-технологий.

По мнению экспертов, вне зависимости от того, по какому сценарию будет развиваться туризм, и в дальнейшем неизбежные системные стратегические изменения.

Туристские проекты, отвечающие современным вызовам, на наш взгляд, способствуют раскрытию туристско-рекреационного потенциала той или иной территории, обладающей туристской привлекательно стью.

Среди современных форм пространственной организации

туристско-рекреационных систем

выделят следующие: туристский центр, туристские дестинации, туристско-рекреационный кластер, а также особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

На сегодняшний день в научных изданиях встречается значительный ряд работ, и такие авторы как Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В., Карпова Г.А., Валеева Е.О., Гунаре М., Землянухина

С. Г., Логунцова И. В. И другие строят предположения относительно изменений в бизнес-технологиях всех участников туристского рынка (в т.ч. и различных туристских проектов), и в поведении потребителей. Резюмируя мнения большинства экспертов, можно выделить следующие запросы туристов сейчас и в ближайшем будущем:

- Запрос на безопасность, гибкость, новые стандарты гигиены.

- Тотальная персонализация.

- Восприятие путешествия как образа жизни.

- Потребность в медленном (осознанном) потреблении.

- Короткие (спонтанные) поездки на выходные сменятся длительными (тщательно подготовленными) путешествиями.

- Запрос на «вторые» города (вторичные дестинации)

- Автомобилизация путешествий. (Karpova et Valeeva, 2021; UNWTO, 2021; Gunare et Afanas'ev, 2020; Afanas'ev, 2020; Zemlyanuhina, 2020; Afanas'ev et Afanas'eva, 2020; OECD , 2020; Loguncova, 2020).

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой

проводимого исследования являлся системный подход. В рамках работы над статьёй были использованы общенаучные методы анализа и синтеза.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Подводя итоги реализации Государственной программы «Развитие культуры и туризма (2013-2020 гг.)» (Decree of the Government of Russia, 2012), выясняется, что произошло увеличение количества реализуемых межрегиональных туристских проектов, таких как: «Русские усадьбы»; (ЦФО); «Серебряное ожерелье» (СЗФО); «Великий шёлковы путь (СКФО); «Узоры

городов России» (ЦФО, СЗФО, ПФО) и многих других.

К ним также следует прибавить целый список перспективных, по мнению экспертов, укрупнённых туристских инвестиционных проектов по различным направлениям туризма: оздоровительный (проекты «Черноморское побережье», «Каспий» и др.), культурно-познавательный (проекты «Центральная Россия», «Волжский путь», «Русская арктика» и т.д.), экологический: «Байкал» (Order of the Government of Russia, 2018; RG 2019; Order of the Government of Russia, 2019; Capuk, 2015; Vihoreva et Machul'skiy, 2019).

Туристские проекты, отвечающие современным вызовам, на наш взгляд, способствуют раскрытию туристско-рекреационного потенциала той или иной территории, обладающей туристской привлекательностью. Среди современных форм пространственной организации туристско-рекреационных систем выделят следующие: туристский центр, туристские дестинации, туристско-рекреационный кластер.

Как уже было замечено выше, функционирование любой туристской системы поддерживается различными видами взаимосвязей и взаимодействия между её элементами. В частности - предпринимательской структурой, формирующейся на туристском пространстве и состоящее из активных участников формирования и реализации того или иного туристского проекта: хозяйствующие субъекты туристской индустрии, органы власти, общественные организации, научные и учебные организации, СМИ, инвесторы, местное сообщество, потребители. Взаимодействия между ними осуществляются с помощью различных бизнес-технологий в рамках определённых бизнес-моделей.

Пандемия СОУГО-19 и её последствия внесла коррективы в применяемые участниками туристских проектов бизнес-технологий.

По мнению экспертов, вне зависимости от того, по какому сценарию будет развиваться туризм, и в дальнейшем

неизбежные системные стратегические изменения.

В таблице 1 представлены основные тренды индустрии туризма на ближайшие годы (по мнению отечественных и зарубежных специалистов сферы туризма).

Вид изменений 2021-2022 гг Начиная с 2025 г.

Изменение потребностей Рост спроса на индивидуальные поездки Путешествие в «своих» группах

Повышение ответственности перед окружающей средой Потребность в освоении новых навыков в рамках турпоездки (напр-р, волонтёрство)

Изменение функционирования поставщиков услуг Туроператоры: - создание комплексных суперпредложений; - формирование вокруг себя целостной экосистемы Туроператоры: -гибридные модели традиционных и цифровых предложений; - туроператор как эксперт-консультант местной культуры

Транспорт: дорога - как мотив путешествий, как часть опыта и впечатлейни

Средства размещения: спрос на отели с низким уровнем загрузки и плотности заселения Средства размещения: различные варианты комфортного проживания на природе и в «кругу единомышленников» (глэмпинг и проч.)

Новые технические решения Информационно-аналитичесике решения на основе больших данных; Платформы по поиску попутчиков. Доп. Услуг и т.п.

Расширенное использование бесконтактных систем; Расширенное использование «умных» помощников

Формирование маркетплейсов УЯ-решения

Source: Тпж^епсу, 2020.

Таблица 1 - Основные изменения в туризме на ближайшие годы

Помимо вышеуказанных запросов в структуре туристского спроса появятся и другие, на которых остановимся подробнее.

БМЛЯТ-путешествия. Представляют собой потребность и использование в путешествиях всевозможных новейших технологических решений (см. рисунок 1).

Осознание \ Планирование \ Комфорт \ Впечатления \ ?обмен

потребности 1 поездки / в поездке 1 в поездке 1 впечатлениями

Рис. 1 - Технологические решения на разных этапах клиентского пути туриста

(Source: Innoagency, 2020)

Путешествия в отдалённые уголки и поиск новых форм отдыха. В июне 2020 года Райффайзенбанк провёл выборочный опрос среди граждан России, с целью выяснить: готовы ли россияне попробовать новые формы отдыха (в т.ч. совмещение его с волонтёрством) - в результате, 55 % опрошенных выразили интерес к такому отдыху; 7 % заверили, что уже пробовали такой формат отдыха, 38 % высказались категорически против и 6 % затруднились ответить (Innoagency, 2020).

Как видно из вышеизложенного, всё большую значимость будет приобретать цифровизация - в технологиях создания турпродукта, в технологиях управления предприятием сферы туризма и гостеприимства и в технологиях взаимодействия с партнёрами и клиентами.

На рынке РФ уже представлен широкий комплекс самых разнообразных цифровых решений (технологический решений - Travel Tech) (см. таблицу 2).

Компании, представленные в таблице 2, пользуются наибольшей популярностью у потребителей. Популярность приобретают именно

агрегаторы туров. Согласно данным Единого федерального реестра туроператоров, размер ежедневной аудитории сайтов лидирующих агрегаторов распределяется следующим образом: Booking.com - 495,1 тыс.чел., Tutu.ru - 342, 8 тыс.чел., Aviasales.ru -206,5 тыс.чел (Ministry of Culture of the Russian Federation 2018).

На наш взгляд, глобальный COVID-кризис привлечёт к участию в подобных базах предложений больше туроператоров.

По данным Data Insight, за период с 2011 по 2019 гг., рост объёма онлайн-продаж туристских услуг в России почти в 10 раз (Data Insight, 2019).

В Докладе Министерства культуры РФ о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 году указаны результаты опросов специалистов туристской индустрии, которые демонстрируют, что структура онлайн-продаж туруслуг расположилась по сегментам следующим образом: авиабилеты - 46%, отели - 26%, ж/д билеты - 20%, туры и иные туруслуги по 4 % (Ministry of Culture of Russia, 2018).

Таблица 2 - Основные сферы Travel Tech решений, представленных в России

Услуга Компания

Бронирование и поиск турпродуктов разных категорий

Сервис покупки и бронирования он-лайн путешествий Tutu.ru

Сервис поиска и покупки турпродукта Яндекс.Путешествия Связной Трэвел

Метапоисковик авиабилетов Aviasales

Сервис бронирования проживания Booking.com

Бронирование и поиск туров

Интернет-магазин туров Travelata.ru

Сервис он-лайн бронирования туров OnLinetours.ru

B2B сервисы

Сервис онлайн-бронирования тури-стических услуг для бизнеса Мой агент

Система управления деловыми поездками Corteos

Source: CSR, 2020.

В сентябре 2020 года аналитический центр НАФИ провёл опрос среди россиян с целью выявления доли самостоятельно организующих свой отдых с помощью различного рода он-лайн бронирований. При обработке результатов опроса выяснилось, что основной канал для поиска информации о предстоящей поездке - интернет: через него россияне выбирают место поездки (61%) и

составляют список мест к посещению на отдыхе (78%). Реже интернетом для планирования поездки пользуются люди старшего возраста (55+) (ЫАР1, 2021).

В таблице 3 продемонстрировано, каким образом расположились ответы опрашиваемых на вопрос «Каким образом Вы ищете информацию для составления плана мест для посещения на отдыхе?»

Содержание вопросов % от всех ответивших*

Ищу информацию в поисковых системах (Яндекс, Гугл) 78

Спрашиваю совета у друзей и родственников 23

Спрашиваю в тематических группах в социальных сетях 21

Ищу информацию в YouTube 9

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

Source: NAFI, 2021.

Таблица 3- Распределение ответов на вопрос «Каким образом Вы ищете информацию для составления плана мест для посещения на отдыхе?»

Как видно из таблицы 3, подавляющее большинство осуществляет поиск мест для посещения при самостоятельном составлении плана будущего путешествия, используя при этом разные интернет-каналы.

Широкое внедрение цифровых технологий в деятельность туроператоров и турагентств вызывает необходимость внесения изменений в профессиональные стандарты и требования

к специалистов данных предприятий -наличие . знаний, умений и навыков в сферах Digital и IT. В первую очередь это касается тех компаний, которые активно разрабатывают и продвигают туристские продукты на международном рынке Event & Business Travel.

В 2019 году эксперты UNWTO проводили среди потребителей

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

туристских услуг разных стран опрос с целью выявления востребованных специалистов в туризме. В результате подавляющее большинство респондентов (65%) обозначило специалистов в области Digital/IT как наиболее востребованных на предприятиях индустрии туризма (UNWTO, 2019).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы считаем, что в скором времени необходимо доработать и утвердить новые стандарты в рамках осуществления бизнес-технологий

участниками туристских проектов по следующим направлениям:

1. Безопасность.

2. Персонал.

3. Технологии обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Туристский продукт.

1. NAFI (2021): Bol'shinstvo rossiyan ispol'zuyut internet dlyz samosyoyatel'noy organisacii puteshestviy po strane. [Most Russians use the Internet to independently organize travel around the country]. [Online] Available: https://nafi.ru/analytics/ bolshinstvo-rossiyan-ispolzuyut-internet-dlya-samostoyatelnoy-organizatsii-puteshestviy-po-strane/ (March 18, 2021)

2. Ministry of Culture of the Russian Federation (2018): Doklad o sostoyanii I razvitii turisma v Rossiskoy Federacii 2017 (Monitoring). [Report on the state and development of tourism in the Russian Federation 2017 (Monitoring)]. [Online] Available: https://culture. gov.ru/documents/doklad-o-sostoyanii-i-razvitii-turizma-v-2017-godu/ (March 18, 2021)

3. Data Insight (2019): Internet-torgovlya v Rossii 2019. [Internet trading in Russia 2019]. [Online] Available: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019. pdf (March 18, 2021)

4. CSR: Turism cherez prismu bar'erov I draiverov (2020). [Tourism through the lens of barriers and drivers]. [Online] Available: https://www.csr.ru/upload/ iblock/6a1/6a14b85fb06482c466439edfde3a879d.pdf (March 19, 2021).

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 5 maya 2018 g. # 872-r " Ob utverzhfenii Koncepcii federal'noy celevoy programmy "Razvitie vnutrennego I v'ezdnogo turisma v Rossiskiy Federacii (2019-2025)" . [Order of the Government of the Russian Federation dated May 5, 2018 No. 872-r "On Approval of the Concept of the Federal Target Program" Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2019-2025).

6. Innoagency (2020): Turism. Prognoz razvitiya otrasli posle COVID-19. Iyul' 2020. [Tourism. Forecast of industry development after COVID-19. July 2020]. [Online] Available: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (March 19, 2021).

7. UNWTO (2019) The Future of Work and Skills Development in Tourism| UNWTO. [Online] Available: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421213 (March 19, 2021).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrya 2012 g. № 2567-r. «Ob utverzhfenii gosudarstvennoy programmy "Razvitie kul'tury I turisma" na 2013-2020 gody. [Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2012 No. 2567-p. On approval of the State programme of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020 years].

9. RG (2019): Unikal'ny turistichesky protkt svyazhet 4 regiona yuga Rossii [A unique tourist project will connect four regions of southern Russia]. [Online] Available: https://rg.ru/2019/02/21/reg-ufo/unikalnyj-proekt-sviazhet-chetyre-regiona-iuga.html (March 19, 2021).

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 07.03.2019 № 369-r "Ob utverzhfenii Strategii razvitiya turisma na territorii Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2035 goda". [Order of the Government of the Russian Federation, 07.03.2019 N 369-r "On Approval of the Strategy for the Development of Tourism in the North Caucasus Federal District until 2035"]. [Online] Available: http://static.government.ru/media/files/ baFg52ofzt88S0GnFEQTWV4fiVjrvoyz.pdf

11. Rossturism (2016): Sformirovan Koordinacionny sovet po realisacii turistskogo proekta " Serebryamoe ozherel'e Rossii». [The Coordinating Council for the implementation of the tourist project "Silver Necklace of Russia" was formed]. [Online] Available: https:// tourism.gov.ru/news/10107/ (March 19, 2021).

12. Capuk D.A. (2015) Investicionnye I mezhtegional'nye proekty razvitiya turisma v regionah Central'nogo federal'nogo okruga. [Investment and interregional tourism development projects in the regions of the Central Federal District]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/article/n7investitsionnye-i-mezhregionalnye-proekty-razvitiya-turizma-v-regionahtsentralnogo-federalnogo-okruga (March 19, 2021).

13. Vihoreva M.V., Machul'skiy V.V. (2019). Problemy I tendencii razvitiya turisma v sub'ektah Rossiskoy Federacii. [Problems and trends of tourism development in the constituent entities of the Russian Federation]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-turizma-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (March 19, 2021).

14. Karpova G.A., Valeeva E.O. (2021) Problemy I perspektivy razvitiya turisma v usloviyah pandemii. [Challenges and prospects for tourism in a pandemic]. Journal Izvestiya Sanky-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 1(127), 97-104.

15. UNWTO (2021). Tourism Back to 1990 Levels as Arrivals Fall by More than 70%. [Online] Available: https://www.unwto.org/news/tourism-back-to-1990-levels-as-arrivals-fall-by-more-than-70 (March 19, 2021).

16. Gunare M., Afanas'ev O.E. (2020). Individual'ny turism v ozhidamii peremen. [Individual tourism in anticipation of change]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/ article/n/individualnyy-turizm-v-ozhidanii-peremen (March 19, 2021).

17. Afanas'ev O.E. (2020). Novye formy turisma - glemping, tematicheskie parki, otdyh vyhodnogo dnya [New forms of tourism - glamping, theme parks, day off holidays]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-turizma-glemping-tematicheskie-parki-otdyh-vyhodnogo-dnya (March 19, 2021).

18. Zemlyanuhina S.G. (2020)Transformaciya zennostnyh orientaciy naseleniya v sfere turisma v usloviyah pandemii. [Transforming the value orientation of the population in the field of tourism in the pandemic]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/ article/n/transformatsiya-tsennostnyh-orientatsiy-naseleniya-v-sfere-turizma-v-usloviyah-pandemii (March 19, 2021).

19. Afanas'ev O.E., Afanas'eva A.V. (2020) Innovacionnye trendy v kontekste global'nyh ugroz pandemii COVID-19: mehanismy dlya turistskoy otrasli Rossii. [Innovative trends in the context of global pandemic threats COVID-19: mechanisms for the tourism industry Russia]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnye-trendy-v-kontekste-globalnyh-ugroz-pandemii-covid-19-mehanizmy-dlya-turistskoy-otrasli-rossii (March 19, 2021).

20. OECD (2020). Tourism Policy Responses to the coronavirus (COVID-19). [Online] Available: https://www.oecd.org/coronavirus/policyresponses/tourism-policy-responses-to-thecoronavirus-covid-19-6466aa20 (March 19, 2021).

21. Loguncova I.V. (2020). Industriya turisma v usloviyah pandemii koronavirusa: vysovy I perspektivy. [The tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects]. [Online] Available: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy (March 19, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.